№ 2-947/2020
26RS0012-01-2020-001840-50
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
28 декабря 2020 года город Ессентуки
Ессентукский городской суд Ставропольского края в составе:
председательствующего судьи Емельянова В.А.
при секретаре судебного заседания Гороховой О.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Администрации города Ессентуки к ФИО2 о признании объекта капитального строительства самовольной постройкой, возложении обязанности снести за свой счет самовольную постройку, привести в пригодное для использования состояние земельный участок,
УСТАНОВИЛ:
Администрация города Ессентуки обратилась в суд с иском к ФИО2 о признании объекта капитального строительства самовольной постройкой, возложении обязанности снести за свой счет самовольную постройку, привести в пригодное для использования состояние земельный участок.
В обоснование исковых требований, истцом указано следующее.
Согласно выписке из ЕГРН от 27.04.2020 года № ФИО2, на основании соглашения о передаче прав и обязанностей по договору аренды земельного участка от 27.03.2020 года, является арендатором земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, участок №, кадастровый №. Собственником указанного земельного участка является муниципальное образование городской округ город-курорт Ессентуки.
Согласно выписке из ЕГРН от 27.04.2020 года № ФИО2 является собственником объекта незавершенного строительства, с кадастровым номером 26:30:020102:70, степень готовности 18%, расположенного по адресу: <адрес>, участок №.
В адрес Администрации г. Ессентуки поступила служебная записка Управления архитектуры и градостроительства г. Ессентуки от 06.05.2020 года исх. № о том, что в рамках рассмотрения протеста прокурора города Ессентуки на разрешение на строительство от 24.05.2010 года № № управлением архитектуры и градостроительства Администрации г. Ессентуки (далее-УАиГ г. Ессентуки) проведен осмотр земельного участка и документации в ходе, которого установлено что доводы, указанные в протесте подтвердились, в связи с чем сообщают.
УАиГ г. Ессентуки подготовлен проект постановления № от 30.04.2020 года об отмене разрешения на строительство от 24.05.2010 года № №. Основанием для отмены вышеуказанного разрешения на строительство являются Протест прокурора <адрес> от 16.04.2020 года №7-88-2020, ст.48 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-03 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст. 3 Федерального закона от 17.1 1.1995 года № 169-ФЗ «Об архитектурной деятельности в РФ», ст. 36 Федерального закона от 29.12.2004 года № 190-ФЗ «Градостроительный кодекс Российской Федерации».
Так согласно правилам землепользования и застройки города Ессентуки, утвержденных решением Думы города Ессентуки от 09.11.2006 года №114 (в редакции от 29.07.2009 года) земельный участок с кадастровым номером: № находится в особо охраняемой природной территории «Рекреационное озеро».
На данный момент согласно выписке из правил землепользования и застройки муниципального образования городской округ город-курорт Ессентуки утвержденных решением Думы города Ессентуки от 16.10.2019 года № 92 земельный участок с кадастровым номером № находится в зоне Р-1 «Зона городских озелененных территорий общего пользования».
В ходе осмотра выявлены признаки нарушений предельных параметров разрешенного строительства в части отклонения от параметров, указанных в разрешении на строительство. а именно не соблюдены минимальные расстояний от границ земельного участка, фактически 2,7 м. по нормативу 5 м.
Согласно данным справочной информации по объектам недвижимости в режиме online Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, 17.02.2015 года на кадастровый учет поставлен объект незавершенного строительства площадью 206.9 кв.м., (ОКС) Тип: сооружение, с кадастровым номером №, однако в ходке осмотра установлено что указанный объект имеет площадь 141 кв.м., что не соответствует указанной в справочной информации по объектам недвижимости в режиме online информации, так же возведенный объект не соответствует схеме планировочной организации земельного участка к разрешению на строительство.
Дополнительно, в адрес Администрации г. Ессентуки поступила служебная записка УАиГ г. Ессентуки от 01.06.2020 года исх. № 22/1319 о том, что УАиГ г. Ессентуки подготовлен проект постановления администрации об отмене Уведомления о соответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке от 21.02.2020 года № 36.
Так, постановлением Администрации г. Ессентуки от 02.06.2020 года № 724, указанное Уведомление отменено на основании вышеупомянутого протеста прокурора города Ессентуки от 16.04.2020 года №7-88-2020. ст. 36, п. 10 ст. 51.1 «Градостроительного кодекса Российской Федерации», ст. 3 Федерального закона от 17.11.1995 года № 169-ФЗ «Об архитектурной деятельности в РФ», ст. 48 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЭ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст. 51, 76 Устава муниципального образования городского округа город-курорт Ессентуки.
Одновременно, застройщику направлено Уведомление о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке от 03.06.2020 года № 10.
Таким образом, земельный участок, с кадастровым номером 26:30:020102:23, на котором создан объект капитального строительства, находится и находился в рекреационной зоне, в которой не предусмотрено размещение объектов жилищного строительства.
Одновременно, принимая во внимание совокупность таких обстоятельств как: отмена разрешения на строительство от 24.05.2010 года № RU2626304000-90; отсутствие разрешения на строительство созданного объекта, в существующих параметрах; нарушение при строительстве спорного объекта предельных параметров строительства, то по смыслу п. 1 ст. 222 ГК РФ спорный объект капитального строительства, расположенный на земельном участке с кадастровым номером 26:30:020102:23, является самовольной постройкой.
Материальным объектом по иску Администрации выступает самовольная постройка, в связи, с чем имеется угроза жизни и здоровью граждан.
Просит суд:
Признать созданный объект капитального строительства, расположенный на земельном участке, с кадастровым номером №, по адресу: <адрес>, участок № - самовольной постройкой.
Обязать ФИО4 снести за свой счет объект капитального строительства, расположенный на земельном участке, с кадастровым номером №, по адресу: <адрес>, участок №.
В резолютивной части решения суда указать, что данное решение является основанием для исключения записи из Единого государственного реестра недвижимости № от 01.04.2020 года на объект недвижимого имущества - объект незавершенного строительства, с кадастровым номером №, степень готовности 18%, расположенный по адресу: <адрес>, участок №.
С момента вступления в законную силу судебного акта о приведении объекта в первоначальное состояние/сносе самовольной постройки и до фактического его исполнения, запретить ФИО2 и иным лицам эксплуатацию самовольного объекта капитального строительства, расположенного на земельном участке, с кадастровым номером №, по адресу: <адрес>, участок №.
Обязать ФИО4, в течение 10 дней с момента сноса самовольной постройки, привести в пригодное для использование состояние земельный участок с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>, участок №.
В случае неисполнения в течение месяца обязательства, установленного вступившим в законную силу судебным актом, о приведении объекта в первоначальное состояние/сносе самовольной постройки, расположенной на земельном участке, с кадастровым номером № по адресу: <адрес>, участок №, возложить на ФИО4 обязанность внесения денежной суммы (судебной неустойки) за каждый день неисполнения решения суда, с учетом установления прогрессивной шкалы, а именно за первые 5 дней просрочки 7 500 рублей, исходя из расчета 1 500 рублей в день, за вторые 5 дней просрочки 10 000 рублей, исходя из расчета 2 000 в день, и так далее, то есть с увеличением каждые 5 календарных дней стоимости одного календарного дня просрочки на 500 рублей в бюджет г. Ессентуки.
Представитель истца Администрации города Ессентуки в судебное заседание не явился, надлежащем образом извещен о рассмотрении дела. Представил суду заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя Администрации города Ессентуки, в котором просит суд удовлетворить исковые требования в полном объеме.
Ответчик ФИО2 и ее представитель ФИО5 в судебное заседание не явились, надлежащем образом извещены о рассмотрении дела, представили в суд заявление о рассмотрении дела в их отсутствие, в котором возражают относительно удовлетворения заявленных Администрацией города Ессентуки исковых требований, просят отказать в их удовлетворении по основаниям изложенным в письменных возражениях.
Суд, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц.
Исследовав материалы дела, представленные доказательства, заключение эксперта, суд приходит к следующему.
В силу пунктов 1 и 2 ст. 222 ГК РФ самовольной постройкой является здание, сооружение или другое строение, возведенные, созданные на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, или на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта, либо возведенные, созданные без получения на это необходимых разрешений или с нарушением градостроительных и строительных норм и правил. Лицо, осуществившее самовольную постройку, не приобретает на нее право собственности. Оно не вправе распоряжаться постройкой - продавать, дарить, сдавать в аренду, совершать другие сделки. Самовольная постройка подлежит сносу осуществившим ее лицом либо за его счет, кроме случаев, предусмотренных пунктами 3 и 4 данной статьи.
Самовольная постройка подлежит сносу осуществившим ее лицом либо за его счет, кроме случаев, предусмотренных пунктами 3 и 4 настоящей статьи (абзац второй пункта 2 статьи 222 ГК РФ).
Согласно правовым разъяснениям, изложенным в пункте 26 совместного Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 года № 10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» о том, что отсутствие разрешения на строительство само по себе не может служить основанием для отказа в иске о признании права собственности на самовольную постройку.
На основании ч. 1 ст. 51 ГрК РФ, разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории (в случае строительства, реконструкции линейных объектов) и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.
Лица, право собственности или законное владение которых нарушается сохранением таких объектов, могут обратиться в суд с иском об устранении нарушения права, не соединенного с лишением владения (статья 304 ГК РФ).
В случаях, когда самовольно возведенный объект, не являющийся новым объектом или недвижимым имуществом, создает угрозу жизни и здоровью граждан, заинтересованные лица вправе на основании пункта 1 статьи 1065 ГК РФ обратиться в суд с иском о запрещении деятельности по эксплуатации данного объекта.
Как установлено в судебном заседании и следует из материалов дела, Согласно выписке из ЕГРН от 27.04.2020 года № ФИО2, на основании соглашения о передаче прав и обязанностей по договору аренды земельного участка от 27.03.2020 года, является арендатором земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, участок №, кадастровый №. Собственником указанного земельного участка является муниципальное образование городской округ город-курорт Ессентуки.
Согласно выписке из ЕГРН от 27.04.2020 года № ФИО2 является собственником объекта незавершенного строительства, с кадастровым номером №, степень готовности 18%, расположенного по адресу: <адрес>, участок №.
В адрес Администрации г. Ессентуки поступила служебная записка Управления архитектуры и градостроительства г. Ессентуки от 06.05.2020 года исх. № 22-1086 о том, что в рамках рассмотрения протеста прокурора города Ессентуки на разрешение на строительство от 24.05.2010 года № № управлением архитектуры и градостроительства Администрации г. Ессентуки (далее-УАиГ г. Ессентуки) проведен осмотр земельного участка и документации в ходе, которого установлено что доводы, указанные в протесте подтвердились, в связи с чем сообщают.
УАиГ г. Ессентуки подготовлен проект постановления №581 от 30.04.2020 года об отмене разрешения на строительство от 24.05.2010 года № №. Основанием для отмены вышеуказанного разрешения на строительство являются Протест прокурора города Ессентуки от 16.04.2020 года №7-88-2020, ст.48 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-03 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст. 3 Федерального закона от 17.1 1.1995 года № 169-ФЗ «Об архитектурной деятельности в РФ», ст. 36 Федерального закона от 29.12.2004 года № 190-ФЗ «Градостроительный кодекс Российской Федерации».
Так согласно правилам землепользования и застройки города Ессентуки, утвержденных решением Думы города Ессентуки от 09.11.2006 года №114 (в редакции от 29.07.2009 года) земельный участок с кадастровым номером: № находится в особо охраняемой природной территории «Рекреационное озеро».
На данный момент согласно выписке из правил землепользования и застройки муниципального образования городской округ город-курорт Ессентуки утвержденных решением Думы города Ессентуки от 16.10.2019 года № 92 земельный участок с кадастровым номером № находится в зоне Р-1 «Зона городских озелененных территорий общего пользования».
В ходе осмотра выявлены признаки нарушений предельных параметров разрешенного строительства в части отклонения от параметров, указанных в разрешении на строительство. а именно не соблюдены минимальные расстояний от границ земельного участка, фактически 2,7 м. по нормативу 5 м.
Согласно данным справочной информации по объектам недвижимости в режиме online Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, 17.02.2015 года на кадастровый учет поставлен объект незавершенного строительства площадью 206.9 кв.м., (ОКС) Тип: сооружение, с кадастровым номером №, однако в ходке осмотра установлено что указанный объект имеет площадь 141 кв.м., что не соответствует указанной в справочной информации по объектам недвижимости в режиме online информации, так же возведенный объект не соответствует схеме планировочной организации земельного участка к разрешению на строительство.
Дополнительно, в адрес Администрации г. Ессентуки поступила служебная записка УАиГ г. Ессентуки от 01.06.2020 года исх. № 22/1319 о том, что УАиГ г. Ессентуки подготовлен проект постановления администрации об отмене Уведомления о соответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке от 21.02.2020 года № 36.
Так, постановлением Администрации г. Ессентуки от 02.06.2020 года № 724, указанное Уведомление отменено на основании вышеупомянутого протеста прокурора города Ессентуки от 16.04.2020 года №7-88-2020. ст. 36, п. 10 ст. 51.1 «Градостроительного кодекса Российской Федерации», ст. 3 Федерального закона от 17.11.1995 года № 169-ФЗ «Об архитектурной деятельности в РФ», ст. 48 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЭ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст. 51, 76 Устава муниципального образования городского округа город-курорт Ессентуки.
Одновременно, застройщику направлено Уведомление о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке от 03.06.2020 года № 10.
Таким образом, земельный участок, с кадастровым номером №, на котором создан объект капитального строительства, находится и находился в рекреационной зоне, в которой не предусмотрено размещение объектов жилищного строительства.
Одновременно, принимая во внимание совокупность таких обстоятельств как: отмена разрешения на строительство от 24.05.2010 года № №; отсутствие разрешения на строительство созданного объекта, в существующих параметрах; нарушение при строительстве спорного объекта предельных параметров строительства, то по смыслу п. 1 ст. 222 ГК РФ спорный объект капитального строительства, расположенный на земельном участке с кадастровым номером №, является самовольной постройкой.
В целях установления существенных обстоятельств по делу судом была назначена судебная строительно-техническая экспертиза.
Согласно заключению эксперта № 145-20 от 21.12.2020 года, выполненному экспертом ООО «Экспертное Дело» Сафарян С.В., на основании проведённых исследований, отраженных в таблице 1 возраст бетона определенный ультразвуковым методом не разрушающего контроля, составляет 100 суток, но данный метод указывает возраст более 100 суток, но не определяет срок более 100 суток, таким образом, данное число является минимальным показателем, максимальный возраст установить данным способом не представляется возможным.
По внешним характеристикам объекта капитального строительства с кадастровым номером 26:30:020102:70, который представляет собой фундаментную плиту в виде незавершенного строительством объекта, по имеющимся незначительным поверхностным трещинам, по изменённому цвету на темно-серый, по имеющемуся характерному налету на поверхности бетона, а также по заросшей вокруг фундамента траве, эксперт приходит к выводу, что по перечисленным выше признакам ориентировочный возраст объекта капитального строительства с кадастровым номером 26:30:020102:70 9-10 лет, точную дату возведения объекта капитального строительства с кадастровым номером 26:30:020102:70 определить невозможно.
В части соответствия исследуемого объекта строительным, санитарно- эпидемиологическим, противопожарным, экологическим и иным нормам и правилам, действующим на день выдачи разрешения на строительство от 24.05.2010 года и Уведомления о соответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства № 36 от 21.02.2020 года, а также на день обращения в суд с исковым заявлением, нарушения экспертом не установлены.
Исследовав объект капитального строительства с кадастровым номером №, расположенный на земельном участке с кадастровым номером № по адресу: г. Ессентуки, ул. Озерная участок № 1, эксперт установил, что объект капитального строительства, не создает угрозу жизни, здоровью и имуществу граждан.
Как указано в ст. 67 ГПК РФ, суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Выводы эксперта не оспорены, заключение отвечает требованиям относимости, допустимости и достоверности, поскольку в нем дан перечень источников информации, перечень нормативной и методической литературы, заключение соответствует требованиям, предъявляемым к экспертному заключению гражданско-процессуальным законодательством, оно согласуется с другими доказательствами по делу и пояснениями сторон.
Таким образом, учитывая, что спорный объект незавершенного строительства, принадлежащий ответчику Рыжиковой М.Е., возведен на земельном участке, предоставленном ей на праве аренды, доказательств, подтверждающих, что спорный объект незавершенного строительства не соответствует обязательным градостроительным и строительным нормам и правилам, создает угрозу жизни и здоровью граждан суду не представлено, то суд и не находит оснований для удовлетворения исковых требований Администрации города Ессентуки о признании объекта капитального строительства самовольной постройкой, возложении обязанности снести за свой счет самовольную постройку, привести в пригодное для использования состояние земельный участок.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований Администрации города Ессентуки к ФИО2 о признании объекта капитального строительства самовольной постройкой, возложении обязанности снести за свой счет самовольную постройку, привести в пригодное для использования состояние земельный участок, – отказать.
Отменить обеспечительные меры в виде наложения запрета ФИО2 и иным лицам совершать любые действия, связанные с возведением, строительством (реконструкцией), перепланировкой, переустройством, переоборудованием, капитальным ремонтом, проведением отделочных работ в отношении самовольного объекта капитального строительства и земельного участка, с кадастровым номером №, расположенных по адресу: <адрес>, участок №;
- Запрета ФИО2 и иным лицам заключать сделки в отношении самовольной постройки, расположенной по адресу: <адрес>, участок №, а также в отношении зарегистрированных в ЕГРН объектов недвижимого имущества, с кадастровыми номерами № и №;
- Запрета Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю осуществлять любые регистрационные действия в отношении объектов недвижимого имущества, с кадастровыми номерами № и №.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Ставропольского краевого суда в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения через Ессентукский городской суд.
Мотивированное решение изготовлено 30 декабря 2020 года
Председательствующий, судья: В.А. Емельянов