Судья Сааринен И.А.
№12-181/2022
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ
РЕШЕНИЕ
03 ноября 2022 г. |
г.Петрозаводск |
Судья Верховного Суда Республики Карелия Колбасова Н.А., рассмотрев жалобу защитника Малафеева А.В. на постановление судьи Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 15 сентября 2022 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Козлова Д.А.,
установил:
постановлением судьи Петрозаводского городского суда РК от 15 сентября 2022 г. Козлов Д.А. признан виновным в совершении противоправного деяния, предусмотренного ч.2 ст.6.3 КоАП РФ, и подвергнут наказанию в виде административного штрафа, размер которого с учетом применения положений ч.2.2, ч.2.3 ст.4.1 КоАП РФ определен в сумме 7500 рублей.
В поданной в вышестоящий суд жалобе на постановление судьи защитник Малафеев А.В. просит его отменить и прекратить производство по делу ввиду отсутствия состава инкриминируемого подзащитному правонарушения и недоказанности обстоятельств, на основании которых принят судебный акт, мотивируя свои доводы размещением на Едином портале государственных услуг сертификата о вакцинации Козлова Д.А. от COVID-2019 и допущенными административным органом нарушениями процессуальных требований КоАП РФ.
В дополнении к жалобе защитником ставится вопрос о применении к возникшим правоотношениям ч.2 ст.1.7 КоАП РФ ввиду признания утратившим силу подп.2.2 п.2 постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 18.03.2020 №7 «Об обеспечении режима изоляции в целях предотвращения распространения COVID-2019», положения которого легли в основу обвинения привлекаемого к ответственности лица.
Заслушав объяснения защитника Малафеева А.В., проверив материалы дела, прихожу к следующим выводам.
Нарушение действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнение санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, допущенных в период режима чрезвычайной ситуации или при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, либо в период осуществления на соответствующей территории ограничительных мероприятий (карантина), либо невыполнение в установленный срок выданного в указанные периоды законного предписания (постановления) или требования органа (должностного лица), осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, о проведении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, образуют объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.6.3 КоАП РФ.
Согласно ст.ст.2, 10 Федерального закона от 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредством выполнения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности. Граждане обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц.
Ограничительные мероприятия (карантин) вводятся (отменяются) на основании предложений, предписаний главных государственных санитарных врачей и их заместителей решением Правительства Российской Федерации или органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления, а также решением уполномоченных должностных лиц федерального органа исполнительной власти или его территориальных органов, структурных подразделений, в ведении которых находятся объекты обороны и иного специального назначения (п.2 ст.31 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»).
Постановлением Правительства РФ от 31.01.2020 №66 коронавирусная инфекция (2019-nCoV) внесена в Перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих.
Постановлением Правительства РФ от 02.04.2020 №417 были утверждены Правила поведения, обязательные для исполнения гражданами и организациями, при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации, которые предусматривают, в том числе, что при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, граждане обязаны выполнять законные требования должностных лиц, осуществляющих мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций; при угрозе возникновения чрезвычайной ситуации гражданам запрещается осуществлять действия, создающие угрозу собственной безопасности, жизни и здоровью, а также осуществлять действия, создающие угрозу безопасности, жизни и здоровью, санитарно-эпидемиологическому благополучию иных лиц, находящихся на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации (подп.«б» п.3, подп.«в», «г» п.4).
В соответствии с подп.2.2 п.2 постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 18.03.2020 №7 «Об обеспечении режима изоляции в целях предотвращения распространения COVID-2019» (в редакции, действовавшей на дату совершения вменяемого деяния) граждане Российской Федерации, прибывающие на территорию Российской Федерации (за исключением членов экипажа воздушного судна, осуществляющего воздушную перевозку), должны в течение трех календарных дней со дня прибытия на территорию Российской Федерации пройти однократное лабораторное исследование на COVID-19 методом ПЦР. При наличии вакцинации против COVID-19 в течение последних 12 месяцев или сведений о перенесенном в последние 6 месяцев заболевании COVID-19 проведение лабораторного исследования на COVID-19 методом ПЦР, указанного в абзаце первом подп.2.2, не требуется. Сведения о лабораторном исследовании на COVID-19 методом ПЦР, перенесенном заболевании или вакцинации в обязательном порядке размещаются в течение четырех календарных дней со дня прибытия на территорию Российской Федерации на Едином портале государственных услуг путем заполнения формы «Предоставление сведений о результатах теста, перенесенном заболевании или вакцинации от новой коронавирусной инфекции для прибывающих на территорию Российской Федерации» (https:www.gosuslugi.ru/400705/1).
Исследование материалов дела показало, что 29 августа 2022 г. в отношении Козлова Д.А. составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.6.3 КоАП РФ, из которого следует, что по результатам анализа списка поступивших в Роспотребнадзор из Единого портала государственных и муниципальных услуг заявлений о прибывших из зарубежных стран граждан по состоянию на 15 июня 2022 г. был выявлен факт нарушения подп.2.2 п.2 постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 18.03.2020 №7 «Об обеспечении режима изоляции в целях предотвращения распространения COVID-2019», выразившегося в том, что после прибытия 09 ноября 2021 г. на территорию Российской Федерации в г.Санкт-Петербург из Турецкой Республики путем использования воздушного транспорта (номер рейса ZF 7894) указанный гражданин в течение 4 дней с даты прибытия (до 14 ноября 2021 г.) не разместил на Едином портале государственных услуг путем заполнения формы «Предоставление сведений о результатах теста, перенесенном заболевании или вакцинации от новой коронавирусной инфекции для прибывающих на территорию Российской Федерации» сведения о вакцинации от COVID-2019.
Протокол об административном правонарушении наряду с другими материалами передан на рассмотрение по подведомственности в Петрозаводский городской суд РК и постановлением судьи от 15 сентября 2022 г. Козлов Д.А. признан виновным в совершении инкриминируемого деяния.
Вопреки доводам автора жалобы при разрешении настоящего дела судья правильно руководствовался действующими на момент обнаружения вменяемого противоправного деяния правовыми нормами, между тем при пересмотре судебного акта необходимо учесть следующее.
В силу ч.1 ст.1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
Частью 2 ст.54 Конституции РФ предусмотрено, что если после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, применяется новый закон.
Закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено (ч.2 ст.1.7 КоАП РФ).
Начатое производство по делу об административном правонарушении подлежит прекращению при наличии такого обстоятельства как признание утратившими силу закона или его положения, устанавливающих административную ответственность за содеянное, за исключением случая одновременного вступления в силу положений закона, отменяющих административную ответственность за содеянное и устанавливающих за то же деяние уголовную ответственность (п.5 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ).
Таким образом, взаимосвязанные положения ч.2 ст.1.7 и п.5 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ, воспроизводящие и конкретизирующие приведенную выше норму Конституции РФ применительно к институту административной ответственности физических и юридических лиц, означают, что производство по делу об административном правонарушении подлежит прекращению в случае признания утратившими силу закона или его положения, устанавливающих административную ответственность за содеянное, независимо от того, что на момент совершения вменяемого деяния указанный закон или его положения являлись действующими.
На основании п.2 приложения к постановлению Главного государственного санитарного врача РФ от 17.10.2022 №22 (дата официального опубликования 20.10.2022) подп.2.2 п.2 постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 18.03.2020 №7 признан утратившим силу.
Поскольку в связи с признанием 21 октября 2022 г. утратившим силу подп.2.2 п.2 приведенного нормативного правового акта, неисполнение требований которого принято за основу обвинения, положение лица, привлекаемого к ответственности, улучшено, и сведений об исполнении постановления о назначении административного наказания материалы дела не содержат, постановление судьи подлежит отмене, производство по делу - прекращению на основании п.5 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ.
Руководствуясь требованиями ст.ст.30.7 - 30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
решил:
постановление судьи Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 15 сентября 2022 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Козлова Д.А. отменить, производство по делу об административном правонарушении прекратить на основании пункта 5 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Судья Н.А.Колбасова