ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
по делу № 33-2538/2024
Судья первой инстанции: Брындя М.А.
Дело № 2-714/2023
УИД: 91RS0015-01-2023-000997-67
27 февраля 2024 года судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым в составе:
Председательствующего судьи: | Бондарева Р.В. |
судей: | Бойко З.А., Матвиенко Н.О. |
при секретаре: | Затонском М.В. |
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Гурщенко Татьяны Анатольевны к Межрайонной инспекции федеральной налоговой службы № по Республике Крым, третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора - Управление Федеральной налоговой службы Российской Федерации по Республике Крым, о взыскании недоплаченного денежного содержания за период нахождения в ежегодном оплачиваемом отпуске, процентов за нарушение работодателем срока выплаты, компенсации морального вреда, по апелляционной жалобе Гурщенко Татьяны Анатольевны на решение Нижнегорского районного суда Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ,
заслушав доклад судьи Бондарева Р.В.,
УСТАНОВИЛА:
В сентябре 2023 г. Гурщенко Т.А. обратилась в суд с иском к Межрайонной инспекции федеральной налоговой службы № по Республике Крым о взыскании недоплаченных отпускных за период 2017-2020 г.г., процентов за нарушение сроков выплаты, морального вреда.
Решением Нижнегорского районного суда Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с таким решением, Гурщенко Т.А. подана апелляционная жалоба, в которой ставится вопрос об отмене решения суда, принятии по делу нового решения об удовлетворении заявленных исковых требований в полном объеме. По мнению автора жалобы, судом первой инстанции неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, нарушены и неправильно применены нормы материального права. Апеллянт обращает внимание, что имеются уважительные причины пропуска годичного срока для обращения в суд с вышеуказанными требованиями, поскольку о не выплате отпускных в полном объеме ей было достоверно неизвестно.
Истец и представитель ответчика в заседание суда апелляционной инстанции не явились. О времени и месте рассмотрения дела в апелляционном порядке извещены надлежащим образом, что подтверждается материалами дела.
Руководствуясь статьями 167 и 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ), судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся сторон.
Судебная коллегия, проверив в соответствии со статьями 327 и 327.1 ГПК РФ законность и обоснованность решения суда первой инстанции, изучив материалы дела, доводы апелляционных жалоб и возражений на них, приходит к нижеследующему.
Частью 1 ст. 195 ГПК РФ установлено, что решение суда должно быть законным и обоснованным.
В соответствии с разъяснениями Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 г. № 23 «О судебном решении» (пункты 2, 3) решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналоги права (часть 1 ст. 1, часть 3 ст. 11 ГПК РФ).
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59-61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Указанным требованиям судебное решение в полной мере отвечает.
Как следует из материалов дела с ДД.ММ.ГГГГ Гурщенко Т.А. проходила государственную гражданскую службу в Межрайонной ИФНС России № по Республике Крым в должности ведущего специалиста-эксперта отдела работы с налогоплательщиками, что подтверждается данными трудовой книжки.
Во исполнение приказов ФНС России от ДД.ММ.ГГГГ, приказом УФНС России по Республике Крым от ДД.ММ.ГГГГ Межрайонная Инспекция Федеральной налоговой службы № по Республике Крым реорганизована путем присоединения к Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы № по Республике Крым.
Приказом Межрайонной ИФНС России № по Республике Крым от ДД.ММ.ГГГГ Гурщенко Т.А. уволена с государственной гражданской службы по пункту 8.2 части 1 статьи 37 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" в связи с сокращением должностей гражданской службы в государственном органе, что подтверждается данными трудовой книжки истца.
В марте 2023 г. Гурщенко Т.А. в адрес начальника Межрайонной ИФНС России № по Республике Крым направлена претензия, в которой указано на недоплаченную сумму отпускных за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, поскольку при разрешении иного спора судом было установлено, что истцу не была включено материальное стимулирование в размер денежного содержания при сокращении с государственной гражданской службы.
По результатам рассмотрения поданной претензии Гурщенко Т.А. отказано.
Полагая, что при увольнении в связи с сокращением штатов истцу не в полном размере выплачено денежное содержание на период нахождения в ежегодном оплачиваемом отпуске в период 2017-2020 г. г., поскольку при его исчислении не учтены все виды материального стимулирования, на которые истец имел право, Гурщенко Т.А. в марте 2023 г. обратилась в суд.
Решением Нижнегорского районного суда Республики Крым № от ДД.ММ.ГГГГ исковые требования удовлетворены частично; с МИФНС № в пользу Гурщенко Т.А. взыскана не полностью выплаченная компенсация в размере четырёхмесячного денежного содержания при увольнении с гражданской службы в сумме 74 123,53 рубля; компенсация в порядке статьи 236 Трудового кодекса Российской Федерации в сумме 5 639,57 рублей; компенсация морального вреда в размере 10 000 рублей.
Апелляционным определением Верховного Суда Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ решение Нижнегорского районного суда Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ оставлено без изменения.
Определением Четвертого кассационного суда общей юрисдикции № от ДД.ММ.ГГГГ решение Нижнегорского районного суда Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ оставлены без изменений.
После вступления вышеуказанных решений в законную силу, истцом проведены расчеты, из которых ею установлено, что отпускные за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ также исчислены ответчиком из расчета денежного содержания без включения в него сумм выплаченных средств материального стимулирования и премий сверх финансирования.
Рассматривая заявленные исковые требования, суд первой инстанции пришел к выводу, что истцом пропущен срок на обращение суд, а уважительных причин пропуска данного срока не предоставлено.
Судебная коллегия с такими выводами соглашается по следующим основаниям.
Так, согласно пункту 4 части 1 статьи 14 Федерального закона № 79-ФЗ гражданский служащий имеет право на оплату труда и другие выплаты в соответствии с данным федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и со служебным контрактом.
Частью 1 статьи 50 Федерального закона № 79-ФЗ установлено, что оплата труда гражданского служащего производится в виде денежного содержания, являющегося основным средством его материального обеспечения и стимулирования профессиональной служебной деятельности по замещаемой должности гражданской службы.
Денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью гражданской службы и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы, которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего, а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат (часть 2 статья 50 Федерального закона № 79-ФЗ).
К дополнительным выплатам относятся: ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе; ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы; ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну; премии за выполнение особо важных и сложных заданий, порядок выплаты которых определяется представителем нанимателя с учетом обеспечения задач и функций государственного органа, исполнения должностного регламента; ежемесячное денежное поощрение; единовременная выплата при доставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальная помощь, выплачиваемые за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих (часть 5 статьи 50 Федерального закона № 79-ФЗ).
Согласно части 10 статьи 50 Федерального закона № 79-ФЗ гражданским служащим производятся другие выплаты, предусмотренные соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.
Порядок исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, в том числе и для случаев увольнения с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы, а также на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске, урегулирован специальным нормативным актом - Правилами исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 06 сентября 2007 года № 562. Исчисление денежного содержания на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске и расчет денежной компенсации за неиспользованные отпуска производятся в соответствии с пунктом 6 указанных выше Правил.
Согласно абзацу первому пункта 6 Правил при исчислении денежного содержания на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске дополнительно учитываются премии за выполнение особо важных и сложных заданий и материальная помощь в размере 1/12 каждой из фактически начисленных выплат за 12 календарных месяцев, предшествующих дню ухода в ежегодный оплачиваемый отпуск.
В силу части 1 статьи 51 Федерального закона № 79-ФЗ фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих и фонд оплаты труда работников, замещающих должности, не являющиеся должностями федеральной гражданской службы, составляют фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих и работников федерального государственного органа.
При формировании фонда оплаты труда федеральных гражданских служащих сверх суммы средств, направляемых для выплаты должностных окладов, предусматриваются следующие средства для выплаты (в расчете на год): 1) оклада за классный чин - в размере четырех должностных окладов; 2) ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе - в размере трех должностных окладов; 3) ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия гражданской службы - в размере четырнадцати должностных окладов; 4) ежемесячной процентной надбавки к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, - в размере полутора должностных окладов; 5) премий за выполнение особо важных и сложных заданий - в размере двух окладов денежного содержания; 6) ежемесячного денежного поощрения - в размере, который устанавливается для федеральных государственных органов дифференцированно указами Президента Российской Федерации; 7) единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальной помощи - в размере трех окладов денежного содержания (часть 2 статьи 51 Федерального закона № 79-ФЗ).
В соответствии с частью 3 статьи 51 Федерального закона N 79-ФЗ фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих отдельных федеральных государственных органов формируется за счет средств, предусмотренных частью 2 данной статьи, а также за счет средств: 1) на выплату районного коэффициента (коэффициента); 2) на выплату повышенного денежного держания, размер которого устанавливается Президентом Российской Федерации; 3) на иные выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно части 6 статьи 51 Федерального закона № 79-ФЗ порядок формирования фонда оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих и работников федерального государственного органа устанавливается Президентом Российской Федерации по представлению Правительства Российской Федерации.
В силу пункта 8 Указа Президента Российской Федерации от 25 июля 2006 года № 763 "О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих" фонд оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих федерального государственного органа формируется за счет средств, направляемых для выплаты: а) должностных окладов; б) окладов за классный чин и дополнительных выплат; в) ежемесячного денежного поощрения (в расчете на год).
Пунктом 9 Указа Президента Российской Федерации от 25 июля 2006 года № 763 "О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих" фонд оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих отдельных федеральных государственных органов формируется за счет средств, предусмотренных пунктом 8 этого Указа, а также за счет средств, направляемых для выплаты: а) денежного вознаграждения, премий и денежных поощрений лицам, замещающим государственные должности Российской Федерации; б) районного коэффициента, коэффициента за работу в пустынных, безводных местностях, коэффициента за работу в высокогорных районах, процентной надбавки к заработной плате за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в южных районах Восточной Сибири и Дальнего Востока, - в размерах, определяемых с учетом размеров коэффициентов и процентных надбавок, установленных соответствующими нормативными правовыми актами Российской Федерации; в) повышенного денежного содержания, - в размерах, устанавливаемых Президентом Российской Федерации; г) других выплат, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, - в размерах, определяемых с учетом размеров других выплат, установленных соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с абзацем 8 подпункта р) пункта 2 Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года "Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления" Правительством Российской Федерации было поручено до 1 июля 2012 года представить в установленном порядке предложения по внедрению новых принципов кадровой политики в системе государственной гражданской службы, предусматривающие, в том числе, установление особого порядка оплаты труда государственных гражданских служащих в зависимости от достижение показателей результативности профессиональной служебной деятельности, а также единого подхода к осуществлению выплаты государственным гражданским служащим премий за выполнение особо важных и сложных заданий по результатам работы.
В рамках мероприятий, предусмотренных Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 601 "Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления" в части совершенствования системы оплаты труда (денежного содержания) гражданских служащих Правительством Российской Федерации принимались постановления, которыми предусматривались объемы бюджетных ассигнований федерального бюджета федеральных: государственным органам сверх установленного фонда оплаты труда на дополнительное материальное стимулирование гражданских служащих их центральных аппаратов и территориальных органов.
Таким образом, поскольку в соответствии с положениями части 3 статьи 51 Федерального закона № 79-ФЗ фонд оплаты труда гражданских служащих формируется, в том числе за счет средств на иные выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, выплаченное истцу в соответствии с приказами Межрайонной ИФНС России № 1 по Республике Крым, изданных на основании приказов УФНС России по Республике Крым, материальное стимулирование за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета сверх установленного фонда оплаты труда, а также выплаченных премий, относится к иным дополнительным выплатам, предусмотренным частью 10 статьи 50 Федерального закона № 79-ФЗ, входящим в состав денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, выплаченное истцу материальное стимулирование должно учитываться при расчете денежного содержания в период нахождения в ежегодном оплачиваемом отпуске.
При предыдущем рассмотрении гражданского дела судом достоверно установлено, что при исчислении данного размера за 2017-2020 г. г. ответчик не учитывал размер стимулирующих, а поэтому ответчик имеет перед истцом задолженность за указанные периоды, которые взысканы судом.
Вместе с тем, отказывая во взыскании с ответчика в пользу Гурщенко Т.А. задолженности по оплате отпускных за 2017-2020 г. г., а также процентов за несвоевременный расчет, суд первой инстанции исходил из неуважительных причин пропуска срока для обращения в суд с заявленными требованиями.
Судебная коллегия с такими выводами соглашается, поскольку они соответствуют положениям норм материального права.
Исходя из общепризнанных принципов и норм международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации основными принципами правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений признаются, в частности, обеспечение права каждого на защиту государством его трудовых прав и свобод, включая судебную защиту; обеспечение права на разрешение индивидуальных и коллективных трудовых споров (статья 2 Трудового кодекса Российской Федерации).
В соответствии с абзацем пятым части 1 статьи 21 Трудового кодекса Российской Федерации работник имеет право на своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, количеством и качеством выполненной работы.
Данному праву работника в силу абзаца седьмого части 2 статьи 22 Трудового кодекса Российской Федерации корреспондирует обязанность работодателя выплачивать в полном размере причитающуюся работнику заработную плату в установленные законом или трудовым договором сроки и соблюдать трудовое законодательство, локальные нормативные акты, условия коллективного договора и трудового договора.
Статьей 381 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что индивидуальный трудовой спор - неурегулированные разногласия между работодателем и работником по вопросам применения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, коллективного договора, соглашения, локального нормативного акта, трудового договора (в том числе об установлении или изменении индивидуальных условий труда), о которых заявлено в орган по рассмотрению индивидуальных трудовых споров. Индивидуальным трудовым спором признается спор между работодателем и лицом, ранее состоявшим в трудовых отношениях с этим работодателем, а также лицом, изъявившим желание заключить трудовой договор с работодателем, в случае отказа работодателя от заключения такого договора.
Индивидуальные трудовые споры рассматриваются комиссиями по трудовым спорам и судами (статья 382 Трудового кодекса Российской Федерации).
Сроки обращения работника в суд за разрешением индивидуального трудового спора установлены статьей 392 Трудового кодекса Российской Федерации.
Согласно части первой статьи 392 Трудового кодекса Российской Федерации работник имеет право обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права, а по спорам об увольнении - в течение одного месяца со дня вручения ему копии приказа об увольнении либо со дня выдачи трудовой книжки или со дня предоставления работнику в связи с его увольнением сведений о трудовой деятельности (статья 66.1 настоящего Кодекса) у работодателя по последнему месту работы.
Частью второй статьи 392 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что за разрешением индивидуального трудового спора о невыплате или неполной выплате заработной платы и других выплат, причитающихся работнику, он имеет право обратиться в суд в течение одного года со дня установленного срока выплаты указанных сумм, в том числе в случае невыплаты или неполной выплаты заработной платы и других выплат, причитающихся работнику при увольнении.
При пропуске по уважительным причинам сроков, установленных частями первой, второй, третьей и четвертой настоящей статьи, они могут быть восстановлены судом (часть пятая статьи 392 Трудового кодекса Российской Федерации).
Исходя из требований части 4 статьи 198 ГПК РФ обстоятельства, касающиеся причин пропуска работником срока на обращение в суд за разрешением индивидуального трудового спора, и их оценка судом должны быть отражены в решении.
Из данных нормативных положений следует, что лицам, не реализовавшим свое право на обращение в суд в установленный законом срок по уважительным причинам, этот срок может быть восстановлен в судебном порядке. Перечень уважительных причин, при наличии которых пропущенный срок для обращения в суд за разрешением индивидуального трудового спора может быть восстановлен судом, законом не установлен. Приведенный в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации перечень уважительных причин пропуска срока обращения в суд исчерпывающим не является.
Соответственно, с учетом положений статьи 392 Трудового кодекса Российской Федерации в системной взаимосвязи с требованиями статей 2, 67, 71 ГПК РФ суд, оценивая, является ли то или иное обстоятельство достаточным для принятия решения о восстановлении работнику пропущенного срока для обращения в суд за разрешением индивидуального трудового спора, не должен действовать произвольно, а обязан проверять и учитывать всю совокупность обстоятельств конкретного дела, не позволивших лицу своевременно обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора.
Согласно правовой позиции, изложенной в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 28 сентября 2021 года №1979-О установленный частью первой статьи 392 Трудового кодекса Российской Федерации срок обращения в суд (как в редакции до вступления в силу Федерального закона от 3 июля 2016 года N 272-ФЗ, так и в действующей редакции) по делу, не связанному с увольнением, исчисляется со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права. При этом день, в который гражданину стало известно о нарушении его прав, определяется судом с учетом конкретных обстоятельств дела.
Закрепление в части второй статьи 392 Трудового кодекса Российской Федерации годичного срока обращения в суд преследует цель повышения защиты интересов граждан, предоставляя им более продолжительный период для защиты нарушенных прав, что служит гарантией реализации права работников на своевременную и в полном размере выплату заработной платы.
Такое правовое регулирование направлено на защиту интересов граждан и не может расцениваться как нарушающее их конституционные права.
Кроме этого, пропущенный по уважительным причинам срок может быть восстановлен судом, решающим данный вопрос, а отказ в восстановлении пропущенного срока обжалован в вышестоящий суд. При этом суд, оценивая обоснованность требований и устанавливая дату начала течения срока обращения в суд, действует не произвольно, а проверяет и учитывает всю совокупность обстоятельств конкретного дела, в том числе содержание исковых требований и обстоятельства, не позволившие истцу своевременно обратиться в суд (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 25 мая 2017 года N 1108-О, от 24 апреля 2018 года N 922-О, N 934-О и N 935-О, от 27 сентября 2018 года N 2236-О, от 26 ноября 2018 года N 2885-О и др.).
Из материалов дела следует, что Гурщенко Т.А., обращаясь в суд с данным иском в части требований о взыскании недополученного денежного содержания за периоды нахождения в отпуске в 2017-2020 гг., указала, что находясь в трудовых отношениях с ответчиком оснований не доверять работодателю относительно выплачиваемых ему сумм не имелось, а также, находясь в трудовых отношениях, являлась экономически более слабой стороной, что препятствовало ей обратиться к работодателю за соответствующим расчетом. При этом истец указала, что о нарушении своих прав о недополученном содержании в связи с нахождением в отпуске за 2017-2020 г.г., она узнала после рассмотрения предыдущего дела о взыскании задолженности за 2020 г. в апелляционном порядке.
Судебная коллегия полагает данные причины пропуска срока на обращение в суд с заявленными требованиями не уважительными.
В качестве уважительных причин пропуска срока обращения в суд с данными требованиями истец указывает, что отпускные за период с 2017 по 2020 годы были исчислены ответчиком без включения сумм средств материального стимулирования, установлено истцом лишь после расчетов, проведенных после вступления в законную силу решения Нижнегорского районного суда Республики Крым, которым были удовлетворены требования истца к ответчику о взыскании сумм, не включенных в размер денежного содержания при увольнении с гражданской службы в связи с сокращением должности. Кроме этого, на момент получения истцом соответствующих выплат за период с 2017 по 2020 годы она не являлась должностным лицом, в чьи должностные обязанности входило их начисление и расчет. В расчетном листе усматривается только размер выплачиваемой в счет отпускных денежной суммы, однако, порядок ее исчисления в расчетном листке, отсутствует. Более того, в период работы истец не обращался к работодателю за соответствующим расчетом, поскольку была уверена в его правильности.
Указанные обстоятельства судом первой инстанции не приняты в качестве уважительных причин пропуска срока на обращение в суд, поскольку в период с 2017 года по 2020 год истец, будучи лицом, имеющим высшее образование, занимая должность ведущего специалиста-эксперта отдела работы с налогоплательщиками, имела возможность проверить расчет выплачиваемых ей сумм денежного содержания за периоды ежегодных оплачиваемых отпусков.
Кроме этого, обращаясь в суд с иском к ответчику в 2021 г., истец уже указывала о том, что при увольнении ей выплатили компенсацию без учета размера стимулирующих и премий сверх финансирования. В решении суда от ДД.ММ.ГГГГ указано о том, что ответчик не оспаривал данные обстоятельства, в том числе относительно начисления и выплаты отпускных.
Принимая во внимание данные обстоятельства, судебная коллегия приходит к выводу о том, что о невыплате истцу спорных сумм было достоверно известно уже в 2021 г.
С указанным иском в суд Гурщенко Т.А. обратилась в сентябре 2023 г., то есть с пропуском установленного годичного срока.
При этом доказательства того, что работодатель каким-либо образом препятствовал истцу в получении данных сведений либо иным образом ограничивал доступ к ним, материалы дела не содержат. Отсутствие у истца соответствующих должностных обязанностей по проверке указанных расчетов также не свидетельствует об уважительности причин пропуска срока для обращения в суд, поскольку наличие для этого соответствующих должностных обязанностей не предусмотрено законом.
Довод истца о том, что расчет спорных сумм был проверен ею лишь после вступления в законную силу решения суда от ДД.ММ.ГГГГ, правомерно признан судом первой инстанции необоснованным.
Доводы истца о том, что она является в данных правоотношениях наиболее слабой экономической стороной, судебная коллегия отклоняет, поскольку в данном случае нивелируются положения норм материального права о сроках обращения в суд за защитой нарушенного права, поскольку в таком случае право на обращение в суд с любым трудовым спором на период нахождения в трудовых отношениях приобретает характер бессрочного.
Принимая во внимание, что истец обратился в суд с данными требованиями с существенным нарушением установленных ст. 392 ТК РФ сроков, при этом уважительных причин пропуска данного срока, по мнению судебной коллегии, не установлено, решение суда первой инстанции подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба без удовлетворения.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 327-329 ГПК Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым,
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Нижнегорского районного суда Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ оставить без изменения, апелляционную жалобу Гурщенко Татьяны Анатольевны - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке путём подачи в Четвёртый кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции кассационной жалобы в срок, не превышающий трёх месяцев со дня вступления в законную силу обжалуемого судебного постановления.
Председательствующий:
Судьи: