Решение по делу № 2-400/2024 от 14.08.2024

Дело № 2-400/2024.

УИД- 17RS0003-01-2024-000576-49.

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

15 октября 2024 года                            город Чадан

Дзун-Хемчикский районный суд Республики Тыва в составе: председательствующего Чалзапа Н.К., при секретаре Ондар Ч.С., с участием истицы ФИО1, представителя истицы Артай-оол Ч.В., представителя ответчика - органа опеки и попечительства ФИО4, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к органу опеки и попечительства администрации <адрес> Республики Тыва, администрации муниципального района «Дзун-Хемчикский кожуун Республики Тыва» и Министерству образования Республики Тыва о восстановлении срока для подачи заявления о включении в список граждан, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, признании право постановки на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении и установлении срока для предоставления жилья, о возложении обязанности на администрацию муниципального района «Дзун-Хемчикский кожуун Республики Тыва» включить ее в список подлежащих обеспечению жилыми помещениями по договору найма специализированного жилого помещения,

установил:

ФИО1 обратилась в суд с иском к органу опеки и попечительства администрации <адрес> Республики Тыва о восстановлении срока для подачи заявления о включении в список граждан, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, признании право постановки на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении и установлении срока для предоставления жилья, о возложении обязанности на администрацию муниципального района «Дзун-Хемчикский кожуун Республики Тыва» включить ее в список подлежащих обеспечению жилыми помещениями по договору найма специализированного жилого помещения, указывая, что истица является сиротой в связи со смертью матери ФИО2, а отец ФИО3 лишен родительских прав, воспитывалась и жила у родственницы ФИО7. На основании постановления председателя администрации кожууна от ДД.ММ.ГГГГ ее опекуном являлась ФИО7. Полагает, что ее права нарушены тем, что ее своевременно не поставили на учет для предоставления жилья, по своей юридической неграмотности она не знала, что как сироте необходимо встать на учет в качестве нуждающейся в жилье, опекун ФИО7 каких-либо познаний не имеет в социальных и жилищных правах, таким образом, ФИО1 осталась без жилья. В настоящее время она не имеет жилья, из муниципального жилого фонда жилье не предоставлялось, поэтому арендует жилье в г<адрес>. Фактически являясь лицом из числа детей-сирот, она не пользовалась и не пользуется государственной поддержкой как лица, из числа детей-сирот. Органами опеки и попечительства <адрес> Республики Тыва разъяснительная работа по поводу реализации жилищных прав с ней или опекуном не проводилась, не разъяснялось право на обращение с заявлением о включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями. Истица полагает, что данный срок пропущен по уважительной причине, так как она не была надлежащим и должным образом ознакомлена со своими жилищными правами, не была поставлена в известность, в какой срок может обратиться за реализацией своих прав, о своем праве на жилье узнала после того, как достигла возраста 32 лет. Считает, что причиной отсутствия в списке детей-сирот явилось не бездействие, а ненадлежащее выполнение обязанностей по защите прав в период несовершеннолетия, так и по достижении возраста 18 лет, опекунами и органами опеки и попечительства. Полагает, что обстоятельство, что она, достигшая возраста 32 лет, утратила статус лица, оставшегося без попечения родителей, не может быть принято во внимание, так как достижение 32 летнего возраста не может являться единственным основанием для лишения гарантированного и нереализованного права на внеочередное предоставление жилья. Просит восстановить срок для подачи заявления о включении ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в список граждан, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, признать право постановки на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении и установить срок предоставления жилья, обязать администрацию <адрес> Республики Тыва включить ее в список, подлежащих обеспечению жилыми помещениями по договору найма специализированного жилого помещения.

Определением Дзун-Хемчикского районного суда Республики Тыва от ДД.ММ.ГГГГ при подготовке к судебному разбирательству в качестве ответчиков привлечены администрацию муниципального района «Дзун-Хемчикский кожуун Республики Тыва» и Министерство образования Республики Тыва.

Представителем ответчика Министерства образования Республики Тыва по доверенности ФИО5 подано возражение на исковое заявление, где указано, что считает иск необоснованным и не подлежащим удовлетворению, поскольку жилые помещения предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, по их заявлению в письменной форме по достижении им возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия, предоставление жилого помещения лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, носит заявительный характер и возможно при условии письменного обращения таких лиц в соответствующие органы для принятия их на учет нуждающихся в жилом помещении, из чего следует, что до достижения возраста 23 лет дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей‚ и лица из числа в целях реализации своего права на обеспечение очереди жилым помещением должны встать на учет нуждающихся в получении жилых помещений. При обращении в соответствующие органы, для принятия их на учет нуждающихся в жилом помещении после достижения возраста 23 лет указанные граждане не могут рассматриваться в качестве лиц, имеющих право на постановку на учет, как лица, имеющие право на предоставление предусмотренных Федеральным законом от 21.12.1996 № 159-ФЗ мер социальной поддержки.

Согласно исковым требованиям ФИО1 на момент подачи иска в суд достигла 35 летнего возраста, в материалах дела отсутствуют сведения о том, что истица в момент достижения совершеннолетия была лишена или ограничена в возможности самостоятельно защищать свои жилищные права, имелись какие-то уважительные причины, по которым истец, либо его попечитель своевременно не обратились с заявлением в постановке на учет на обеспечение жильем, в связи с чем пропустили срок обращения для принятия на учет нуждающихся по категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (длительная болезнь, получение лечения в стационаре, нахождение в местах лишения свободы и т.п.). Также достижение возраста более 23 лет влечет утрату статуса ребенка, оставшегося без попечения родителей и возможность получения жилого помещения специализированного жилищного фонда. Фактически истица находилась на территории Республики Тыва и имела возможность в любое время обратиться с письменным заявлением в уполномоченные органы для разъяснения и реализации своих прав с момента достижения совершеннолетия и до 23 летнего возраста. Просит в удовлетворении иска отказать.

Истец ФИО1, ее представитель истицы Артай-оол Ч.В. в судебном заседании исковые требования поддержали в полном объеме, просили удовлетворить их.

Представитель ответчика - органа опеки и попечительства администрации <адрес> ФИО4 не согласилась с исковыми требованиями, просила отказать в удовлетворении исковых требований.

Представители ответчиков - администрации муниципального района «Дзун-Хемчикский кожуун Республики Тыва», Министерства образования Республики Тыва в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела были извещены надлежащим образом, причины их неявки суду неизвестны, в связи с чем, суд рассматривает дело в отсутствие сторон в силу ст.167 ГПК РФ.

Изучив материалы дела, выслушав явившихся лиц, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст.40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

Защита семьи и детства, социальная защита и жилищное законодательство отнесены подпунктами «ж» и «к» ч.1 ст.72 Конституции Российской Федерации к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

На момент наступления совершеннолетия истца (27 января 2007 года) для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и детей из их числа, а также на момент исполнения истцу 23-х лет (27 января 2012 года) действовали положения Жилищного кодекса РФ и положения Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее Закон № 159-ФЗ).

Пунктом 2 статьи 37 Жилищного кодекса РСФСР, действовавшего до 1 марта 2005 года, было предусмотрено, что вне очереди жилое помещение предоставляется детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, гражданам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в государственных или муниципальных образовательных учреждениях, учреждениях здравоохранения, стационарных учреждениях социального обслуживания и других учреждениях независимо от форм собственности для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в приемных семьях, детских домах семейного типа, у родственников, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации либо по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, - если им не могут быть возвращены жилые помещения, которые они ранее занимали.

Согласно статье 33 Жилищного кодекса РСФСР жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, в порядке очередности, исходя из времени принятия их на учет и включения в списки на получение жилых помещений. Граждане, имеющие право на первоочередное и внеочередное предоставление жилых помещений, включаются в отдельные списки (часть 2 статьи 33).

Жилищным кодексом Российской Федерации, вступившим в силу 1 марта 2005 года, были также предусмотрены социальные гарантии по предоставлению вне очереди жилых помещений по договорам социального найма детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы (пункт 2 статьи 57, в редакции, действующей до 01 января 2013 года).

Согласно части 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации (введена в действие с 1 января 2013 года) предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Согласно преамбуле Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дополнительные гарантии по социальной поддержке, в том числе, и на внеочередное обеспечение жилым помещением по договору найма, распространяются на детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа до достижения ими возраста 23 лет.

В соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ было предусмотрено, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди равноценной ранее занимаемому ими (или их родителями) жилому помещению жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, находящимся на территории Российской Федерации, не имеющим закрепленного жилого помещения, оно предоставляется вне очереди органами исполнительной власти однократно по месту выявления и первичного устройства ребенка в семью или на воспитание в соответствующее учреждение или по месту регистрации их рождения, или по месту последнего проживания на территориях соответствующих районов и городов субъектов Российской Федерации, если место их рождения находится за пределами территории Российской Федерации (часть 3 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ).

В соответствии с частью 2 статьи 4 Федерального закона от 29 февраля 2012 года № 15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», вступившего в силу с 1 января 2013 года, действие положений статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции настоящего Федерального закона) и Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.

По смыслу приведенной нормы, новый порядок предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа распространяется на указанных лиц в случае обращения в уполномоченные органы для постановки на учет нуждающихся в предоставлении жилого помещения во внеочередном порядке в соответствии с положениями ранее действовавших норм законодательства.

Обязанность и ответственность по включению детей в список лиц, имеющих льготы при предоставлении им жилых помещений следует преимущественно относить к функциям органов опеки и попечительства, поскольку именно на эти органы Федеральным законом от 24 апреля 2008 года № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» возложены обязанности по выявлению и защите прав детей, оставшихся без попечения родителей.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 апреля 2019 года № 397 утверждены Правила формирования списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, исключения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из указанного списка в субъекте Российской Федерации по прежнему месту жительства и включения их в список в субъекте Российской Федерации по новому месту жительства.

Согласно данным Правилам формирование списка в субъекте Российской Федерации, на территории которого находится место жительства детей-сирот, лиц из числа детей-сирот, лиц, которые достигли возраста 23 лет, осуществляется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации либо органом местного самоуправления в случае наделения его соответствующими полномочиями законом субъекта Российской Федерации.

Прием заявления о включении в список осуществляется уполномоченным органом либо органом местного самоуправления, в порядке, определяемом законами или иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства детей-сирот, лиц из числа детей-сирот, лиц, которые достигли возраста 23 лет, прием заявления о включении в список может осуществляться подведомственной уполномоченному органу или органу местного самоуправления организацией. Список, сформированный органом местного самоуправления, в порядке и в срок, которые установлены законом или иным нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, не реже одного раза в полгода направляется органом местного самоуправления в уполномоченный орган, который формирует сводный список по субъекту Российской Федерации.

В список в том числе, включаются лица, которые достигли возраста 23 лет, если они относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и в соответствии с законодательством Российской Федерации имели право на внеочередное обеспечение жилыми помещениями по договору социального найма, но в установленном порядке не были поставлены на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий или нуждающихся в жилых помещениях и не реализовали это право по состоянию на 1 января 2013 года или после 1 января 2013 года имели право на обеспечение жилыми помещениями из специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, но не были включены в список.

Анализ жилищного законодательства позволяет сделать вывод, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, подлежали обеспечению жилыми помещениями в льготном порядке только до достижения возраста 23 лет, поскольку после достижения указанного возраста они не относятся ни к одной из категорий лиц, названных в Федеральном законе от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ.

В соответствии с Обзором практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 23 декабря 2020 года, при разрешении судами споров, связанных с возложением обязанности на уполномоченный орган включить в список лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достигших возраста 23 лет, которые имели право на внеочередное обеспечение жилыми помещениями по договору социального найма, однако в установленном порядке не были поставлены на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до достижения ими возраста 23 лет, необходимо установить причины, по которым указанные лица не были поставлены на такой учет. Имели ли указанные лица возможность самостоятельно защищать свои права в период с момента достижения совершеннолетия, а также после этого, в связи с чем пропустили срок обращения для принятия на учет нуждающихся по категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Таким образом, юридически значимым обстоятельством по настоящему делу является наличие уважительных причин, препятствовавших истцу обращению в компетентный орган по вопросу постановки на жилищный учет до достижения им возраста 23 лет.

Правоотношения в сфере социального обеспечения отдельных категорий граждан Российской Федерации возникают между гражданином и государством исключительно после присвоения гражданину определенного статуса лица, в том числе статуса ребенка-сироты, ребенка, оставшегося без попечения родителей. С указанного момента у гражданина возникает право на социальную поддержку со стороны государства. При этом право носит заявительный характер. С момента заявления гражданином о реализации своего права у государства возникает обязанность по предоставлению данному гражданину социальной поддержки в порядке, установленном законом.

Вместе с тем отсутствие указанных лиц на учете нуждающихся в жилых помещениях без учета конкретных причин, приведших к этому, само по себе не может рассматриваться в качестве безусловного основания для отказа в удовлетворении требования таких лиц о предоставлении им вне очереди жилого помещения.

Аналогичные по сути положения содержатся и в Законе Республики Тыва от 26 ноября 2004 года № 918 ВХ-1 «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», согласно которому детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти Республики Тыва, осуществляющим функции по реализации государственной политики в области государственной социальной защиты семьи и детства (далее - уполномоченный орган исполнительной власти Республики Тыва), на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном статьей 8.3 настоящего Закона, однократно предоставляются жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

По своей сути формирование субъектом Российской Федерации списка означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных федеральным законом оснований для реализации указанной категорией лиц права на предоставление жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения.

В судебном заседании установлено, что ФИО1 не обращалась с заявлением в органы местного самоуправления о принятии ее на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении от 18 лет до 23 лет, на учете нуждающихся в жилых помещениях в органах местного самоуправления в списке «дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей» не состоит.

Согласно сведениям Органа ЗАГС Министерства юстиции Республики Тыва в <адрес> ФИО1 родилась ДД.ММ.ГГГГ, матерью является ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, отцом – ФИО3.

Из ответа Органа ЗАГС Министерства юстиции Республики Тыва в <адрес> ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, умерла ДД.ММ.ГГГГ.

Решением Дзун-Хемчикского районного суда Республики Тыва от ДД.ММ.ГГГГ ФИО3 лишен родительских прав в отношении дочери ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.

Согласно информации отдела опеки и попечительства администрации <адрес> следует, что личное дело истицы отсутствует, архив подопечных детей Дзун-Хемчикского кожууна Республики Тыва ведется с 2008 года.

Между тем, из представленных архивом администрации района сведений следует, что постановлением председателя администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ опекуном несовершеннолетних ФИО6 и ФИО1 назначен ФИО7 в связи с тем, что мать ФИО2 умерла, отец ФИО3 лишен родительских прав.

Из постановления председателя администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ г. следует, что родители несовершеннолетних ФИО6 и ФИО1 не имели жилплощади и имущества.

Указанное постановление зарегистрировано в журнале регистрации постановления за 2000-2001 годы.

Таким образом, ФИО1 является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Согласно уведомлению от ДД.ММ.ГГГГ в Едином государственном реестре недвижимости (далее - ЕГРН) отсутствует информация о правах ФИО1 на объекты недвижимости.

Из адресно-справочной информации, представленной ОВМ МО МВД РФ «Дзун-Хемчикский» следует, что ФИО1 зарегистрирована по месту жительства по адресу: <адрес> ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, а с ДД.ММ.ГГГГ зарегистрирована по адресу: <адрес>.

Из ответа администрации сельского поселения сумон Шеми <адрес> Республики Тыва от ДД.ММ.ГГГГ следует, что на ФИО1, кроме копий документов (постановления от ДД.ММ.ГГГГ, анкеты, свидетельства о рождении, ИНН, СНИЛС, свидетельства о смерти ФИО2, паспорта ФИО1), иных документов не имеется.

Таким образом, судом установлено, что ФИО1 до достижения 23 лет не была постановлена на учет и не включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в получении жилых помещений.

В соответствии с абзацем 5 п.3 ст.8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, приобретшие полную дееспособность до достижения ими совершеннолетия, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, если они в установленном порядке не были включены в список до приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия либо до достижения возраста 18 лет соответственно и не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями, вправе самостоятельно обратиться с заявлением в письменной форме о включении их в список.

Пунктом 9 статьи 8 указанного Федерального закона установлено, что право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.

По смыслу закона постановка на учет для получения жилых помещений лиц указанной категории носит заявительный характер, при этом за реализацией права указанные лица должны обратиться до достижения возраста 23 лет.

В связи с чем доводы истицы о том, что опекун и органы опеки должным образом не исполнили обязанность по постановке ее на учет на обеспечение жилыми помещениями, органом опеки и попечительства района разъяснительная работа по поводу реализации жилищных прав с ней или опекуном не проводилась, не разъяснялось право на обращение с заявлением о включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не была надлежащим и должным образом она ознакомлена со своими жилищными правами, она не была поставлена в известность, в какой срок может обратиться за реализацией своих прав, о своем праве на жилье узнала после того, как достигла возраста 32 лет, считает, что причиной отсутствия в списке детей-сирот явилось не ее бездействие, а ненадлежащее выполнение опекуном и органом опеки и попечительства обязанностей по защите прав в период несовершеннолетия, так и по достижении возраста от 18 лет до 23 лет, суд не признает уважительными, поскольку истица имела возможность самостоятельно защищать свои права в период с момента достижения совершеннолетия и до достижения ею 23 лет, а также довод истца о том, что некому было оставить больного ребенка не состоятелен, поскольку она состоит в фактических семейных отношениях с отцом детей и проживает вместе с семьей.

Между тем, ее родной брат ФИО6 обратился в Кызылский городской суд Республики Тыва с иском к Министерству труда и социальной политики Республики Тыва и Министерству образования Республики Тыва о возложении обязанности включить его в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в обеспечении жилым помещением, обязании предоставить жилое помещение, который ДД.ММ.ГГГГ решением суда было удовлетворено исковые требования ФИО6 Однако, истец ФИО1 зная, что брат обратился в суд с иском не приняла меры для защиты своего права.

Согласно правовой позиции, содержащейся в Обзоре практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 23 декабря 2020 года, при разрешении судами споров, связанных с возложением обязанности на уполномоченный орган включить в список лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достигших возраста 23 лет, которые имели право на внеочередное обеспечение жилыми помещениями по договору социального найма, однако в установленном порядке не были поставлены на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до достижения ими возраста 23 лет, необходимо установить причины, по которым указанные лица не были поставлены на такой учет.

Истицей ФИО1 не оспаривалось, что она своевременно не обратилась с заявлением о постановке на учет для предоставления жилья. При этом в качестве уважительных причин указано, что она не была надлежащим и должным образом ознакомлена со своими жилищными правами, не была поставлена в известность, в какой срок может обратиться за реализацией своих прав, о своем праве на жилье узнала после того, как достигла возраста 32 лет, считает, что причиной отсутствия в списке детей-сирот явилось не бездействие, а ненадлежащее выполнение обязанностей по защите прав в период несовершеннолетия, так и по достижении возраста 18 лет, опекунами и органами опеки и попечительства, а также некому было оставить больного ребенка.

В подпункте «г» пункта 4 Правил формирования списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, исключения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из указанного списка в субъекте Российской Федерации по прежнему месту жительства и включения их в список в субъекте Российской Федерации по новому месту жительства, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 апреля 2019 года № 397, предусмотрено, что к лицам, которые достигли возраста 23 лет, если они в установленном порядке не были поставлены на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий или нуждающихся в жилых помещениях либо не были включены в список и не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями.

Законодательством не предусмотрена возможность включения в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые достигли возраста 23 лет, если они в установленном порядке не были включены в список и не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями.

Таким образом, суд приходит к выводу, что до достижения 23 лет истица не обращалась в органы местного самоуправления с заявлениями о принятии ее на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении, на учете нуждающихся в жилых помещениях в органах местного самоуправления в списке "дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей" не состояла, при этом доказательств уважительности причин пропуска срока обращения суду не представила, у суда отсутствует правовые основания для удовлетворения заявленных исковых требований.

При таких обстоятельствах исковые требования истицы ФИО1 к органу опеки и попечительства администрации <адрес>, администрации муниципального района «Дзун-Хемчикский кожуун Республики Тыва», Министерству образования Республики Тыва не подлежит удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-198 ГПК РФ, суд

решил:

в удовлетворении искового заявления ФИО1 к органу опеки и попечительства администрации <адрес> Республики Тыва, администрации муниципального района «Дзун-Хемчикский кожуун Республики Тыва» и Министерству образования Республики Тыва о восстановлении срока для подачи заявления о включении в список граждан, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, признании право постановки на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении и установлении срока для предоставления жилья, о возложении обязанности на администрацию муниципального района «Дзун-Хемчикский кожуун Республики Тыва» включить ее в список подлежащих обеспечению жилыми помещениями по договору найма специализированного жилого помещения, отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Верховного Суда Республики Тыва через Дзун-Хемчикский районный суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Решение в окончательной форме изготовлено 16 октября 2024 года.

Судья _________________________________ Н.К. Чалзап

Копия верна ____________________________

2-400/2024

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Куулар Долаана Николаевна
Ответчики
Министерство образования Республики тыва
Отдел опеки и попечительства по Дзун-Хемчикскому кожууну Республики Тыва
Администрация муниципального района "Дзун-Хемчикский кожуун РТ"
Другие
Артай-оол Чечена Владимировна
Суд
Дзун-Хемчикский районный суд Республики Тыва
Судья
Чалзап Николай Калын-оолович
Дело на странице суда
dzun-hemchikskiy.tva.sudrf.ru
14.08.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
14.08.2024Передача материалов судье
15.08.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
22.08.2024Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
23.08.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
23.08.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
17.09.2024Судебное заседание
07.10.2024Судебное заседание
14.10.2024Срок рассмотрения дела продлен председателем суда
15.10.2024Судебное заседание
16.10.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
23.10.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
15.10.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее