Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Дербент 30 сентября 2019 года
Судья Дербентского городского суда Республики Дагестан Тагирова ФИО18., при секретаре судебного заседания Абдулгашимовой ФИО19 рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Эскендеровой ФИО20 к Администрации городского округа «город Дербент о признании права собственности на подвальное помещение,
установил:
Эскендерова ФИО21. обратилась в суд с иском к Администрации городского округа «город Дербент» о признании права собственности на подвальное помещение.
В судебном заседании Эскендерова ФИО22Э. поддержала свои исковые требования и пояснила, что на праве собственности принадлежит <адрес изъят> по адресу <адрес изъят>, что подтверждается выпиской из ЕГРП о праве собственности на жилое помещение. Жилое помещение расположено первом этаже каменного двухэтажного дома.
В связи с тем, что с соседями по делу сложились фактическиеотношения по пользованию подвальными помещениями,расположенными принадлежащими каждому из собственников квартирами в двухэтажном многоквартирном доме, ей перешло в фактическое пользование нежилое подвальное помещение общей площадью 75,04 кв.м., расположенное под принадлежащим ей жилым помещением-квартирой. Спора с соседями по порядку пользования подвальным помещением под ее квартирой, находящимся в фактическом пользовании, с соседями не имеется, они все владеют и пользуются подвальными помещениями.
В подвальном помещении, находящемся в ее фактическом пользовании размещено оборудование, предназначенное для обслуживания более одного помещения в жилом доме (система центрального отопления, система водоотведения, система горячего или холодного водоснабжения, система электроснабжения), в связи с чем, данное подвальное помещение не обладает признаками помещения, предназначенного для обслуживания многоквартирного дома.
Согласно пункту 1 статьи 290 ГК РФ собственникам квартир многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственное общие помещения дома, несущие конструкции дома, механическое электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование за пределами ил внутри квартиры, обслуживающее более одной квартиры.
Частью 1 статьи 36 ЖК РФ предусмотрено, что собственникам помещений многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и
2
предназначенны для обслуживания более одного помещения в данном доме, в т.ч. межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы), а также крыши, ограждающие несущие иненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения, земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства и иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома объекты.
Состав общего имущества определен в пункте 2 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N491.
Нежилые помещения, которые не являются частями квартир и которые предназначены для обслуживания более одного помещения в данном доме (технические этажи и технические подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное оборудование), ограждающие конструкции, различное оборудование находятся в общей долевой собственности всех собственников жилых и нежилых помещений в данном многоквартирном доме.
Соответственно, если внутри помещений, не являющихся частями квартир, расположено оборудование, предназначенное для обслуживания нужд владельцев помещений, то и сами эти помещения, также предназначенные для обслуживания нескольких или всех помещений в этом доме и не имеющие самостоятельного назначения, относятся к общему имуществу собственников.
По смыслу приведенных выше положений закона отнесение помещения к общему имуществу многоквартирного дома или признание их самостоятельным объектом недвижимости обусловлено их предназначением. Разрешение вопроса о том, относится ли конкретное помещение к общему имуществу многоквартирной дома, зависит не только от технических характеристик объекта и наличия в нем инженерных коммуникаций, но и от определения назначения данного помещеню - возможности использования его в самостоятельных целях или только пс вспомогательному назначению.
Разъясняя смысл пункта 1 статьи 290 ГК РФ и части 1 статьи 36 ЖК РФ. Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от ДД.ММ.ГГГГ N 489-0-0 указал, что к общему имуществу домовладельцев относятся помещения, не имеющие самостоятельного назначения. Одновременно в многоквартирном доме могут быть и иные помещения, которые предназначены для самостоятельного использования. Они являются недвижимыми вещами как самостоятельные объекты гражданских прав, в силу чего их правовой режим отличается от правового режима помещений, установленного в пункте 1 статьи 290 ГК РФ и части 1 статьи 36 ЖК РФ.
Для проведения соответствующего экспертного исследования ею
3
27.04.2018г. получено заключение эксперта <номер изъят>, согласно выводам которого, площадь исследуемого подвального помещения расположенного по адресу: <адрес изъят>, составляет 75,04 кв.м, и в исследуемом помещении отсутствуют оборудование и инженерные системы и коммуникации общего домового использования, которые связаны функционально с жилыми квартирами указанного дома.
Таким образом, с учетом характеристик подвального помещения видно, что оно используется для ее личных целей в качестве подсобного помещения ее квартиры и является самостоятельным объектом прав и никогда не было предназначено исключительно для обслуживания жилых помещений дома.
По изложенным основаниям просит удовлетворить исковые требования.
Представитель администрации г. Дербента по доверенности ФИО10 не возражал против удовлетворения исковых требований истицы.
Третьи лица - соседи по многоквартирному дому ФИО1, ФИО2, ФИО11, ФИО12, ФИО5 Х.Б. в судебное заседание не явились, просили рассмотреть дело без их участия, в удовлетворении требований Эскендеровой ФИО23 не возражают.
Третьи лица - ФИО14, ФИО16 и ФИО15 в судебном заседании поддержали доводы истцы и пояснили, что в данном доме они также пользуются подвальными помещения под их квартирами. Все соседи по дому поддерживают исковые требования ФИО3, никаких возражений не имеют к ее требованиям.
Заслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. ст. 289 и 290 ГК РФ собственнику квартиры в многоквартирном доме наряду с принадлежащим ему помещением, занимаемым под квартиру, принадлежит также доля в праве собственности на общее имущество дома. Собственникам квартир в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности общие помещения дома, несущие конструкции дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование за пределами или внутри квартиры, обслуживающее более одной квартиры.
Согласно ст. 36 ЖК РФ собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения. Собственники помещений в многоквартирном доме владеют, пользуются и в установленных настоящим Кодексом и гражданским законодательством пределах распоряжаются общим имуществом в многоквартирном доме. Уменьшение размера общего имущества в многоквартирном доме возможно только с согласия всех собственников помещений в данном доме путем его реконструкции. По решению
4
собственников помещений в многоквартирном доме, принятому на общем собрании таких собственников, объекты общего имущества в многоквартирном доме могут быть переданы в пользование иным лицам в случае, если это не нарушает права и законные интересы граждан и юридических лиц.
Как следует из ЕГРН об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости Эскендерова ФИО24 является правообладателем <адрес изъят>.
Помещения в многоквартирном доме по адресу: <адрес изъят>, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, по существу принадлежат собственникам на праве общей долевой собственности, подвальное помещение этого дома под квартирой <номер изъят> находится во владении Эскендеровой ФИО25
В судебном заседании исследовано заключение эксперта <номер изъят> от ДД.ММ.ГГГГ, из которого следует, что исследовано подвальное помещение, расположенное под жилой квартирой <номер изъят>, <адрес изъят>, правообладателем жилой квартиры непосредственно, расположенной над объектом исследования, является Эскендерова ФИО26.
В исследуемом подвальном помещении, расположенном по адресу: РД, <адрес изъят>, отсутствуют электротехнические устройства и оборудование, инженерные системы и коммуникационные сети общего домового пользования, которые как-либо функционально связаны с жилыми квартирами вышеуказанного дома.
При изложенных обстоятельствах исковые требования Экендеровой ФИО27 подлежат удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ,
решил:
Иск Эскендеровой ФИО28 удовлетворить.
Признать за Эскендеровой ФИО29 право собственности на подвальное помещение площадью 75,04 кв.м. расположенное по адресу: <адрес изъят>.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Верховного суда Республики Дагестан через Дербентский городской суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья Тагирова ФИО30