Дело № 2-469/2019
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Сыктывкарский городской суд Республики Коми в составе
председательствующего судьи Некрасовой О.С.,
при секретаре Сакеновой К.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Сыктывкаре
22 января 2019 года дело по иску Государственного бюджетного учреждения Республики Коми «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения города Сыктывкара» к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Коми о взыскании денежных средств,
УСТАНОВИЛ:
ГБУ РК «ЦСЗН г.Сыктывкара» обратился в суд с иском, судом к участию в деле привлечено ТУ Росимущества в Республике Коми.
В обоснование требований указано, что М.Л. состояла на персонифицированном учете в ГБУ РК «ЦСЗН г. Сыктывкара» по категории «Инвалиды», являлась получателем ежемесячной компенсации на оплату жилого помещения и коммунальных услуг. М.Л. скончалась ** ** **. Сумма ежемесячной денежной компенсации в размере 1 563,15 руб. не возвращена.
В судебном заседании представители истца Жолудь С.С., Агаркова Ю.А. поддержали заявленный иск, иные участники процесса в суд не явились, суд счел возможным рассмотреть дело при имеющейся явке.
Заслушав явившихся лиц, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующему.
Установлено, что М.Л., ** ** **, состояла на персонифицированном учете в ГБУ РК «ЦСЗН г. Сыктывкара» по категории «инвалиды» и являлась получателем ежемесячной денежной компенсации на оплату жилого помещения и коммунальных услуг с учетом положений Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ
"О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".
Согласно ст. 17 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации
инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, предоставляется компенсация расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг в размере 50 процентов:
платы за наем и платы за содержание жилого помещения, включающей в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, исходя из занимаемой общей площади жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов;
платы за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме независимо от вида жилищного фонда;
платы за коммунальные услуги, рассчитанной исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определенного по показаниям приборов учета, но не более нормативов потребления, утверждаемых в установленном законодательством Российской Федерации порядке. При отсутствии указанных приборов учета плата за коммунальные услуги рассчитывается исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых в установленном законодательством Российской Федерации порядке;
оплаты стоимости топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению, и транспортных услуг для доставки этого топлива - при проживании в домах, не имеющих центрального отопления.
Инвалидам I и II групп, детям-инвалидам, гражданам, имеющим детей-инвалидов, предоставляется компенсация расходов на уплату взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, но не более 50 процентов указанного взноса, рассчитанного исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт на один квадратный метр общей площади жилого помещения в месяц, установленного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, и размера регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.
В соответствии со ст. 15 Закона Республики Коми от 12.11.2004 N 55-РЗ "О социальной поддержке населения в Республике Коми" инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, предоставляются следующие меры социальной поддержки:….. компенсация расходов на оплату жилого помещения (кроме услуг и работ по управлению многоквартирным домом и взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме) инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, проживающим в жилых помещениях, находящихся в собственности граждан.
Постановлением Правительства РК от 05.05.2009 N 115 утверждены
Правила и формы предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, Порядок и условия выплаты компенсации стоимости твердого топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению, и транспортных услуг для доставки этого твердого топлива и внесении изменений в постановление Правительства Республики Коми от 31 декабря 2004 г. N 280 "О мерах по реализации Закона Республики Коми "О социальной поддержке населения в Республике Коми"(вместе с "Порядком и условиями выплаты компенсации стоимости твердого топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению, и транспортных услуг для доставки этого твердого топлива по переданным Российской Федерацией органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочиям по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, установленных федеральными законами", "Перечнем должностей специалистов, занятие которых дает право на получение мер социальной поддержки, установленных частями 1 и 2 статьи 18 Закона Республики Коми "О социальной поддержке населения в Республике Коми")
Из указанных Правил следует, что меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг предоставляются в денежной форме в виде компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (далее - компенсация).
Гражданин, получающий меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, в случае возникновения обстоятельств, влияющих на предоставление мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг или влекущих изменение размера и (или) прекращение выплаты компенсации, в том числе следующих: изменение места жительства (пребывания), изменение численности граждан, зарегистрированных в жилом помещении, изменение счета в финансово-кредитном учреждении, договорных отношений с организациями, утрата права на получение мер социальной поддержки - обязан …. уведомить об этом центр по месту жительства (пребывания) и представить документы, подтверждающие наступление таких обстоятельств.
В силу положений п. 17 Правил, суммы компенсаций, необоснованно полученные гражданином (независимо от периода их получения), удерживаются по решению центра из суммы, причитающейся гражданину, при каждой последующей выплате компенсации.
При отсутствии у гражданина права на получение мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг суммы компенсации, необоснованно полученные гражданином, возмещаются гражданином в добровольном порядке в течение месяца со дня получения соответствующего уведомления от центра.
В случае отказа гражданина от добровольного возврата излишне полученных средств они взыскиваются центром в соответствии с федеральным законодательством.
** ** **. М.Л. умерла. Информация о смерти М.Л. поступила в ГБУ РК «ЦСЗН г. Сыктывкара» только в сентябре 2018 года, сумма выплаченной ежемесячной денежной компенсации 1563 руб. 15 коп. не возвращена.
В ответ на запрос суда нотариус Малышева Г.В. сообщила, что никто из наследников М.Л к нотариусу с заявлением о принятии наследства не обращался.
По информации ПАО Сбербанк на имя умершей открыт счет в подразделениях ...
Так, в ПАО Сбербанк в подразделении ..., номер вклада номер вклада ... вид вклада «Пенсионный –плюс», открытом на имя М.Л., ** ** **, остаток составляет 7222,55 руб.
Указанные обстоятельства подтверждаются письменными доказательствами.
Как следует из положений ст. 1112 Гражданского кодекса Российской Федерации, в состав наследства входят принадлежащие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности.
Согласно статье 1153 (пункт 1) Гражданского кодекса Российской Федерации, принятие наследства осуществляется подачей по месту открытия наследства нотариусу или уполномоченному в соответствии с законом выдавать свидетельства о праве на наследство должностному лицу заявления наследника о принятии наследства либо заявления наследника о выдаче свидетельства о праве на наследство.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1175 Гражданского кодекса Российской Федерации наследники, принявшие наследство, отвечают по долгам наследодателя солидарно. Каждый из наследников отвечает по долгам наследодателя в пределах стоимости перешедшего к нему наследственного имущества.
Согласно ст. 1151 Гражданского кодекса Российской Федерации, в случае, если отсутствуют наследники как по закону, так и по завещанию, либо никто из наследников не имеет права наследовать или все наследники отстранены от наследования (статья 1117), либо никто из наследников не принял наследства, либо все наследники отказались от наследства и при этом никто из них не указал, что отказывается в пользу другого наследника (статья 1158), имущество умершего считается выморочным.
Порядок наследования и учета выморочного имущества, переходящего в порядке наследования по закону в собственность Российской Федерации, а также порядок передачи его в собственность субъектов Российской Федерации или в собственность муниципальных образований определяется законом.
На момент разрешения спора по существу такой закон на территории Российской Федерации не принят.
В силу пункта 1 статьи 125 Гражданского кодекса Российской Федерации от имени Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Согласно п. 2 статьи 125 Гражданского кодекса Российской Федерации от имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять права и обязанности, указанные в пункте 1 настоящей статьи, органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Из разъяснений, содержащихся в пункте 5 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 мая 2012 года № 9 «О судебной практике по делам о наследовании», следует, что на основании пункта 3 статьи 1151 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также статьи 4 Федерального закона от 26 ноября 2001 года № 147-ФЗ «О введении в действие части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации» впредь до принятия соответствующего закона, определяющего порядок наследования и учета выморочного имущества, переходящего в порядке наследования по закону в собственность Российской Федерации, а также порядок передачи его в собственность субъектов Российской Федерации или в собственность муниципальных образований, при рассмотрении судами дел о наследовании от имени Российской Федерации выступает Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество) в лице его территориальных органов, осуществляющее в порядке и пределах, определенных федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, полномочия собственника федерального имущества, а также функцию по принятию и управлению выморочным имуществом (пункт 5.35 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 года № 432); от имени городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальных образований - их соответствующие органы в рамках компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Согласно пункту 50 указанного Постановления выморочное имущество, при наследовании которого отказ от наследства не допускается, со дня открытия наследства переходит в порядке наследования по закону в собственность соответственно Российской Федерации (любое выморочное имущество, в том числе невостребованная земельная доля, за исключением расположенных на территории Российской Федерации жилых помещений), муниципального образования, города федерального значения Москвы или Санкт-Петербурга (выморочное имущество в виде расположенного на соответствующей территории жилого помещения) в силу фактов, указанных в пункте 1 статьи 1151 ГК РФ, без акта принятия наследства, а также вне зависимости от оформления наследственных прав и их государственной регистрации. Свидетельство о праве на наследство в отношении выморочного имущества выдается Российской Федерации, городу федерального значения Москве или Санкт-Петербургу или муниципальному образованию в лице соответствующих органов (Российской Федерации в настоящее время - в лице органов Росимущества) в том же порядке, что и иным наследникам, без вынесения специального судебного решения о признании имущества выморочным.
Соответствующая обязанность Федерального агентства по управлению государственным имуществом также закреплена в пункте 5.35 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 № 432.
Таким образом, от государства не требуется волеизъявления для принятия выморочного имущества в собственность, а возникновение права собственности на такое имущество не связано с получением свидетельства о праве на наследство. Выморочное имущество, при наследовании которого отказ от наследства не допускается, со дня открытия наследства переходит в порядке наследования по закону в собственность Российской Федерации, субъекта Российской Федерации …, поэтому неполучение свидетельства о праве на наследство не освобождает от исполнения возложенных обязанностей по принятию и управлению выморочным имуществом, в том числе от возникших в связи с этим обязанностей (выплаты долгов наследодателя).
Учитывая, что наследники имущества умершей М.Л. по закону и завещанию отсутствуют, денежные средства, находящиеся на указанном выше счете в ПАО Сбербанк, открытом на имя М.Л. являются выморочным имуществом, и перешли в собственность Российской Федерации.
Из изложенного следует, что заявленные требования подлежат удовлетворению к ТУ Росимущества по РК в пределах стоимости перешедшего наследственного имущества, с ТУ Росимущества в РК подлежит взысканию сумма в размере 1 563 рубля 15 копеек, путем обращения взыскания на денежные средства в указанной сумме, находящиеся на счете ПАО Сбербанк в подразделении ... номер вклада №... вид вклада «Пенсионный-плюс», открытом на имя М.Л., ** ** **
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Взыскать с Российской Федерации в лице Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Коми в пользу Государственного бюджетного учреждения Республики Коми «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения города Сыктывкара» сумму излишне выплаченной ежемесячной денежной компенсации в размере 1 563 рубля 15 копеек путем обращения взыскания на денежные средства, находящиеся на счете ПАО Сбербанк в подразделении №..., номер вклада №..., вид вклада «Пенсионный –плюс», открытом на имя М.Л. ...
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Республики Коми через Сыктывкарский городской суд Республики Коми в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья- О.С. Некрасова
Решение суда в окончательной форме принято 24 января 2019 года.