Решение по делу № 2-1357/2018 от 03.08.2018

Дело № 2-1357/2018

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

17 августа 2018 года г. Елец Липецкой области

Елецкий городской суд Липецкой области в составе:

председательствующего судьи Соседовой М.В.,

при секретаре Алымовой Л.М.,

с участием прокурора Савчук В.И..,

представителя ответчика ООО «Весна» Лутовиновой Т.Ю.,

представителя третьего лица ОКУ «Елецкий городской ЦЗН» Родионовой Н.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Ельце гражданское дело № 2-1357/2018 по иску прокурора города Ельца в интересах Российской Федерации к обществу с ограниченной ответственностью «Весна» о взыскании израсходованных по нецелевому назначению субсидий на оборудование (оснащение) рабочего места для незанятого инвалида,-

установил:

    Прокурор г. Ельца обратился в Елецкий городской суд с исковым заявлением к ООО «Весна» о взыскании израсходованных по нецелевому назначению субсидий на оборудование (оснащение) рабочего места для незанятого инвалида. Свои требования мотивировал следующим. ООО «Весна» получило субсидию на оборудование (оснащение) одного рабочего места для незанятых инвалидов, но фактически произвело нецелевое использование расходование денежных средств. В ходе прокурорской проверки установлено, что для оборудования рабочего места для незанятого инвалида приобретено следующее оборудование: кондиционер «Bally BRAVO» стоимостью 63 000 рублей, микроволновая печь «Самсунг» стоимостью 5 000 рублей, чайник «BOSCH» стоимостью 1 800 рублей, рабочая одежда- халат- фартук- стоимостью 1900 рублей, стул «Венус» стоимостью 1300 рублей. Прокурор ссылается на ст. 22, 23 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 19.11.2013 № 685н, которым утверждены Основы требования к оснащению (оборудованию) специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов с учетом нарушений функций и ограничений их жизнедеятельности, Порядок предоставления субсидий юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям на возмещение затрат, связанных с оборудованием (оснащением, дооснащением) рабочих мест для незанятых инвалидов на 2015 год, утвержденным постановлением администрации Липецкой области от 23.01.2015 года № 15, п.4.1, 4.3 Санитарных правил СП 2.2.9.2510-09 «Гигиенические требования к условиям труда инвалидов», утвержденных Постановлением главного государственного санитарного врача РФ от 18.05.2009 № 30, индивидуальную программу реабилитации инвалида, ст. 289 Бюджетного кодекса РФ считает, что ООО «Весна» не произвело оборудование (оснащение) рабочего места для незанятого инвалида. Соответственно, ООО «Весна» неправомерно получены бюджетные средства в размере 72 690 рублей на возмещение произведенных расходов. Просил взыскать с ООО «Весна» в доход бюджета Российской Федерации израсходованную по нецелевому назначению субсидию на оборудование (оснащение) рабочего места для незанятого инвалида в размере 72 690 рублей путем перечисления денежных средств на счет УФК по Липецкой области (Управление труда и занятости Липецкой области).

В судебном заседании старший помощник прокурора Савчук В.И. заявленные требования поддержала, объяснила, что в соответствии с ИПР для рабочего места ФИО10 – незанятого инвалида дополнительное оснащение не требуется, это подтверждается информацией ФКУ «ГБ МСЭ по Липецкой области» Минтруда России от 11.01.2018 № 29/2018. Субсидия предназначена на возмещение затрат при оборудовании специального рабочего места для инвалида. Приобретенные работодателем оборудование и мебель не соответствует требованиям к оснащению (оборудованию) рабочих мест для трудоустройства инвалидов.

Представитель ответчика ООО «Весна» Лутовинова Т.Ю.- директор, возражал против удовлетворения требований, ссылался на то, что 05.10.2015 был составлен договор № 15 на оснащение рабочего места для незанятого инвалида и было составлено соглашение о предоставлении субсидий, на возмещение затрат, связанных с оснащением этого рабочего места. 21.10.2015 в магазин «Весна» на работу была принята ФИО11 имеющая 2 группу инвалидности, по профессии продавец. После этого было определены необходимые покупки для рабочего места инвалида, в общей сумме оборудование приобретено на 73 000 рублей. Заявление на получение субсидий было предоставлено в ОКУ «Елецкий городской ЦЗН» для рассмотрения этого вопроса с Управлением труда и занятости Липецкой области. Комиссией, на которой присутствовал и представитель ООО «Весна» были одобрены все покупки и было решено выделить субсидию. Летом в магазине «Весна» очень жарко, а зимой холодно, поэтому был приобретен кондиционер. ФИО12 страдала от давления и наличия сахара в крови. Все остальное оборудование тоже было нужно для нормальной работы инвалида. В данный момент магазин «Весна» не работает. Все приобретенные товары целы.

Возражения на исковое заявление о взыскании субсидий на оборудование рабочего места для незанятых инвалидов в сумме 73 000 рублей содержат аналогичные доводы.

Представитель третьего лица Управления труда и занятости Липецкой области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела был уведомлен надлежащим образом, о рассмотрении дела в его отсутствие не просил, об отложении дела не просил.

Представитель третьего лица ОКУ «Елецкий городской ЦЗН» Родионова Н.А., действующая на основании доверенности, возражала против удовлетворения требований. Ссылалась на то, что в Федеральном законе от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», в Конвенции о правах инвалидов (от 13.12.2006г.), постановлении Правительства от 20.12.2014 № 1432, Соглашении между Федеральной службой по труду и занятости и высшим исполнительным органом государственной власти Липецкой области о предоставлении в 2015 году субвенций из федерального бюджета бюджету Липецкой области на реализацию дополнительных мероприятий в сфере занятости населения в рамках программы «Активная политика занятости населения и социальная поддержка безработных граждан» государственной программы российской Федерации «Содействие занятости населения» от 16.03.2015 № 2/2015, Постановлении администрации Липецкой области от 16.10.2013 №465, Законе Липецкой области от 18.12..2014 № 348-ОЗ - во всех указанных документах ссылка на «специальное» рабочее место отсутствует. В соответствии с п.2 Порядка, утвержденного Постановлением администрации Липецкой области от 25.01.2015 № 15 субсидия для оборудования (оснащения, дооснащения) существующего или вновь созданного постоянного рабочего места, на которое трудоустраивался незанятый инвалид, представлялось на приобретение, монтаж и установку необходимого оборудования, включая его адаптацию, техническое и организационное оснащение. Основная и главная цель предоставление субсидий по данному делу - содействие в трудоустройстве незанятых инвалидов на оборудованные (оснащение) для них рабочих мест. Ответчик приобрел не просто обычную офисную мебель, а технические средства реабилитации инвалида с целью создания комфортных и благоприятных условий труда в соответствии с ИПР ФИО13 Рабочей группой ОКУ «Елецкий городской ЦЗН» на заседании 24.09.2015, а также управлением труда и занятости Липецкой области (письмо от 02.10.2015 № 01-18/3235) проект был рассмотрен и согласован, как отвечающий требованиям действующего законодательства, в том числе и Закону Липецкой области от 18.12.2014 года № 348-ОЗ и Порядке предоставления субсидий юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям на возмещение затрат, связанных с оборудованием (оснащением, дооснащением) рабочих мест для незанятых инвалидов на 2015 год» (утв. Постановлением администрации Липецкой области от 23.01.2015 №15). Затраты, понесенные ООО «Весна» на создание рабочего места для трудоустройства инвалида соответствуют действующему законодательству, и подтверждают целевое использование денежных средств.

Отзыв на исковое заявление от третьего лица ОКУ «Елецкий городской ЦЗН», содержит аналогичные доводы.

В соответствии со ст. 167 ГПК РФ, с учетом мнения лиц, участвующих в деле, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося третьего лица представителя Управления труда и занятости Липецкой области, признав причины его неявки не уважительными.

    Заслушав участников процесса, исследовав предоставленные доказательства, суд находит правовые основания для удовлетворения иска, исходя из следующего.

В силу ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться с иском в интересах Российской Федерации к обществу с ограниченной ответственностью «Весна» о взыскании израсходованных по нецелевому назначению субсидий на оборудование (оснащение) рабочего места для незанятого инвалида.

Пунктом 2 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлены основания для возврата в соответствующий бюджет предоставленной субсидии, а именно: нецелевое использование субсидии в сроки, устанавливаемые уполномоченными органами исполнительной власти.

Согласно пункту 2 статьи 7 Закона Российской Федерации от 19.04.1991 г. N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" правительство Российской Федерации вправе разрабатывать и реализовывать дополнительные мероприятия в сфере занятости населения, направленные, в частности, на снижение напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации.

В развитии указанного Закона, Постановлением Правительства Российской Федерации от 20.12.2013 г. N 1198 "О предоставлении в 2014 и 2015 годах субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации", были утверждены Правила предоставления в 2014 и 2015 годах субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации (действовавшие на момент заключения договора № 14 от 02.10.2015 на оснащении одного рабочего места для незанятого инвалида).

Правила устанавливают порядок и условия предоставления и распределения в 2014 и 2015 годах субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию дополнительных мероприятий в сфере занятости населения, включающих в себя содействие в трудоустройстве незанятых инвалидов на оборудованные (оснащенные) для них рабочих мест в 2014 и 2015 годах и создание в 2014 году инфраструктуры, необходимой для беспрепятственного доступа к рабочим местам.

    Судом установлено, что в 2015 ООО «Весна» утвержден «Проект оснащения специального рабочего места в рамках реализации подпрограммы 2 «Содействие трудоустройству незанятых инвалидов Липецкой области» Государственной программы «Развитие рынка труда и содействие занятости населения в Липецкой области» в 2015 году по профессии продавец в ООО «Весна» (л.д.18-22).

Согласно п.10 вышеуказанного Проекта ООО «Весна» для создания и оснащения специального рабочего места продавца планировалось приобрести: кондиционер- 63 000 рублей, микроволновую печь - 5 000 рублей, чайник -1 800 рублей, рабочий фартук -1900 рублей, стул- 1 300 рублей, всего планировалось затрат на сумму 73 000 рублей (л.д.21-22).

    В судебном заседании исследовалась смета, в которой перечислено все вышеуказанное оборудование (л.д.23), схема расположения рабочего места продавца в рамках реализации подпрограммы 2 «Содействие трудоустройству незанятых инвалидов Липецкой области» Государственной программы «Развитие рынка труда и содействие занятости населения в Липецкой области» в 2015 году по профессии продавец в ООО «Весна» (л.д.51).

    24.09.2015 состоялось заседание рабочей группы ОКУ «Елецкий городской ЦЗН» по рассмотрению проекта оснащения специального рабочего места для трудоустройства незанятого инвалида в соответствии с Государственной программой «Развитие рынка труда и содействие занятости населения в Липецкой области», утвержденной постановлением администрации Липецкой области от 16.10.2013 № 465, на котором было постановлено: направить проект оснащения рабочего места ООО «Весна» в Управление труда и занятости Липецкой области для согласования (протокол № 28 от 24.09.2015 - л.д.24-25).

    Как следует из письма Управления труда и занятости Липецкой области от 02.10.2015 № 01-18/3235 вышеуказанный проект по оснащению специального рабочего места для незанятого инвалида по профессии «продавец» рассмотрен и согласован Управлением труда и занятости Липецкой области, рекомендовано ООО «Весна» продолжить взаимодействие с ОКУ «Елецкий городской ЦЗН» по реализации данного проекта (л.д.26).

    05.10.2015 заключен договор № 15 (между ОКУ «Елецкий городской ЦЗН» и ООО «Весна») на оснащение одного рабочего места для незанятого инвалида (л.д. 27-29).

    Согласно п.2.1.1. заключенного договора ООО «Весна» обязано оснастить одно постоянное рабочее место по профессии «.............» для трудоустройства незанятого инвалида (л.д.27).

    В судебном заседании исследовались: приказ (распоряжение) от 21.10.2015 № 18 о приеме ФИО14 продавцом (л.д.49), трудовой договор от 21.10.2015 № 5 (л.д.47-48), справка серия ............. (л.д.50), договор аренды нежилого помещения № 1 от 29.09.2017 (л.д.15-17).

    Директор ООО «Весна» обратился в ОКУ «Елецкий городской ЦЗН» с заявлением о возмещении расходов на создание одного рабочего места для инвалида в размере 72 690 рублей с приложением копий документов, подтверждающих расходы на приобретение вышеуказанного имущества (л.д.30).

    В судебном заседании исследовались: список трудоустроенных на постоянное рабочее место в ООО «Весна» (л.д.31), список оснащения специальным оборудованием постоянного рабочего места для инвалида по профессии продавец в ООО «Весна» (л.д.32).    

21.10.2015 комиссией ОКУ «Елецкий городской ЦЗН» проведена проверка постоянного рабочего места для трудоустройства незанятого инвалида по профессии «продавец», в результате которой установлено, что ответчик приобрел следующее имущество: кондиционер «Bally BRAVO» стоимостью 63 000 рублей, микроволновая печь «Самсунг» стоимостью 5 000 рублей, чайник «BOSCH» стоимостью 1 800 рублей, рабочая одежда - халат-фартук - стоимостью 1900 рублей, стул «Венус» стоимостью 1300 рублей (акт от 21.10.2015 – л.д.35-36).

В судебном заседании исследовались промежуточные акты проверки выполнения условий договора от 05.10.2015 № 15 на оснащение рабочего места для незанятого инвалида ООО «Весна»: от 30.11.2015 (л.д.42), от 29.01.2016 (л.д.43), от 29.02.2016 (л.д.44), от 31.03.2016 (л.д.45), от 22.04.2016 (л.д.46).

    22.10.2015 на заседании рабочей группы ОКУ «Елецкий городской ЦЗН» по представлению средств на оснащение рабочего места в рамках государственной программы «Развитие рынка труда и содействие занятости населения в Липецкой области», утвержденной постановлением администрации Липецкой области от 16.10.2013 № 465, принято решение подготовить заключение и направить пакет документов в управление на возмещение затрат, связанных с оснащением одного специального рабочего места по профессии «продавец» в ООО «Весна» (протокол № 34 от 22.10.2015 – л.д.37-38).

В судебном заседании исследовалось: соглашение о предоставлении субсидий юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям на возмещение затрат, связанных с оснащением рабочих мест для незанятых инвалидов (л.д.39-40).

Как следует из приказа от 26.10.2015 № 349 «О перечислении денежных средств» произведены перечисления денежных средств ООО «Весна» на возмещение затрат, связанных с оснащением рабочего места для трудоустройства незанятого инвалида в сумме 72 690 рублей за счет средств федерального бюджета (л.д.41).

    Представитель ответчика не отрицает факт получения денежных средств в размере 72 690 рублей за счет средств федерального бюджета.

Таким образом, в судебном заседании достоверно установлено, что получателем субсидий в размере 72 690 рублей являлось ООО «Весна».

Следовательно, при вышеуказанных обстоятельствах, довод представителя ответчика, о том, что магазин, в котором было рабочее место инвалида, в настоящее время прекратил свою деятельность правового значения не имеет, поскольку ответчиком по делу является ООО «Весна», которое в настоящее время является действующей организацией, что подтверждается свидетельством серия 48 № 000595285 (л.д.11), сведениями о государственной регистрации юридических лиц индивидуальных предпринимателей, крестьянских (фермерских) хозяйств (л.д.12), сведениями о юридическом лице из ЕГРЮЛ от 30.07.2018 (л.д.13-14).

Судом обращено внимание, что приказ от 21.10.2015 № 18 «О приеме на работу» продавца ФИО15 издан работодателем ООО «Весна» (л.д.49), в трудовом договоре № 5 от 21.10.2015 в качестве работодателя выступает ООО «Весна» (л.д.47-48).

В судебном заседании исследовались: заявление о снятии с учета организации в качестве налогоплательщика единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, уведомление о снятии с учета Российской организации в налоговом органе.

    Довод прокурора о нецелевом израсходовании ответчиком субсидий на оборудование (оснащение) рабочего места для незанятого инвалида нашел подтверждение в судебном заседании.

Постановлением администрации Липецкой области от 16 октября 2013 г. № 465 «Об утверждении государственной программы Липецкой области «Развитие рынка труда» содействие занятости населения в Липецкой области», в целях создания условий для эффективного развития рынка труда и кадрового потенциала региона, обеспечении занятости населения и безопасных условий труда администрация Липецкой области утверждена государственная программа Липецкой области «Развитие рынка труда и содействие занятости населения в Липецкой области».

Согласно части 4 подпрограммы 2 указанной Программы, финансовые средства для оборудования (оснащения, дооснащения) существующего или вновь созданного постоянного рабочего места, на которое будет трудоустроен незанятый инвалид по направлению областного казенного учреждения центра занятости населения (далее - центр занятости населения), предоставляются на приобретение, монтаж и установку необходимого оборудования, включая его адаптацию, техническое и организационное оснащение (создание благоприятных климатических условий работы, приобретение технических приспособлений, специальной мебели, специальной одежды, специальных» аудиопрограмм для слабовидящих и слепых людей, специального программного обеспечения, специального оборудования, усиливающего звук) и создание инфраструктуры, необходимой для беспрепятственного доступа инвалидов к рабочим местам (пандусы, расширение дверных проемов, специальные парковки и другое оснащение).

В соответствии с абзацем 5 пункта 1 Порядка предоставления субсидий юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям на возмещение затрат, связанных с оборудованием (оснащением дооснащением) рабочих мест незанятых инвалидов на 2015 год, утвержденного постановлением администрации Липецкой области от 23 января 2015 г. (далее – Порядок предоставления субсидий), финансирование расходов осуществляется за счет средств областного бюджета и субсидии из федерального бюджета на оборудование (оснащение, дооснащение) специальных рабочих мест для незанятых инвалидов.

05 октября 2015 года между ОКУ «Елецкий городской ЦЗН» и ООО «Весна» подписан договор № 15 на оснащение одного рабочего места для незанятого инвалида. Согласно пункту 1.1 предметом указанного договора является оборудование (оснащение, дооснащение) постоянного рабочего места для трудоустройства незанятого инвалида, в соответствии с Государственной программой «Развития рынка и содействие занятости населения в Липецкой области» и Порядком предоставления субсидий (л.д.27).

Согласно пункту 3.1 указанного Договора, выплата субсидии Работодателю осуществляется Управлением, в соответствии с Порядком предоставления субсидий, за счет средств федерального бюджета путем перечисления денежных средств на расчетный счет работодателя в размере понесенных затрат, но не более 72 690 руб. (л.д.28)

В 2015 году между Управлением труда и занятости Липецкой области и ООО «Весна» заключено Соглашение о предоставлении субсидий юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям на возмещение затрат, связанных с оснащением рабочих мест для незанятых инвалидов (л.д. 39-40).

Предметом данного соглашения является предоставление субсидии на возмещение затрат Получателю на оснащение рабочего места для незанятых инвалидов в соответствии с Порядком предоставления субсидий юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям на возмещение затрат, связанных с оборудованием (оснащением дооснащением) рабочих мест незанятых инвалидов на 2015 год, утвержденным постановлением администрации Липецкой области от 23 января 2015 г. (пункт 1 Соглашения) (л.д. 39).

На основании приказа начальника Управления труда и занятости Липецкой области от 26 октября 2015 года № 349 на расчетный счет ООО «Весна» перечислено 72 690 руб., что не оспаривается участниками процесса, а так же подтверждается приложением № 1 «Оборудованные (оснащенные места для инвалидов в г. Ельце за 2015 год», ответом на запрос ОКУ «Елецкий городской ЦЗН» от 07.12.2017.

Согласно ст.11.1 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» к техническим средствам реабилитации инвалидов относятся устройства, содержащие технические решения, в том числе специальные, используемые для компенсации или устранения стойких ограничений жизнедеятельности инвалида.

Техническими средствами реабилитации инвалидов являются:

специальные средства для самообслуживания;

специальные средства для ухода;

специальные средства для ориентирования (включая собак-проводников с комплектом снаряжения), общения и обмена информацией;

специальные средства для обучения, образования (включая литературу для слепых) и занятий трудовой деятельностью;

протезные изделия (включая протезно-ортопедические изделия, ортопедическую обувь и специальную одежду, глазные протезы и слуховые аппараты);

специальное тренажерное и спортивное оборудование, спортивный инвентарь;

специальные средства для передвижения (кресла-коляски).

Решение об обеспечении инвалидов техническими средствами реабилитации принимается при установлении медицинских показаний и противопоказаний.

Медицинские показания и противопоказания устанавливаются на основе оценки стойких расстройств функций организма, обусловленных заболеваниями, последствиями травм и дефектами.

По медицинским показаниям и противопоказаниям устанавливается необходимость предоставления инвалиду технических средств реабилитации, которые обеспечивают компенсацию или устранение стойких ограничений жизнедеятельности инвалида.

В судебном заседании исследовались документы на приобретенное оборудование и мебель, в том числе товарный чек от 10.10.2015 № 24618 (л.д.33), товарный чек от 07.10.2015 № 352 (л.д.33), товарный чек от 10.10.2018 № 24618 (л.д.33, обратная сторона), товарный чек от 07.10.2015 № 352 (л.д.33, обратная сторона), товарный чек № 3 (л.д.34), товарный чек от 10.10.2015 № 143 (л.д.34).

Вся мебель и оборудование приобретено не в специализированном магазине, не является техническим средством реабилитации инвалида. Таким образом, фактически приобретенное ответчиком оборудование является обычной офисной мебелью и оргтехникой.

Доказательств иного, ответчиком ООО «Весна» и третьими лицами на стороне ответчика, суду не предоставлено.

Проанализировав нормы законодательства, установив конкретные обстоятельства дела, суд приходит выводу о том, что целевым использованием средств субсидии из федерального бюджета в настоящем случае является оснащение (дооснащение) специального рабочего места инвалида, чего по данному делу ответчиком, исходя из списка фактически приобретенного оборудования, являющегося обычной офисной мебелью и оргтехникой, не делалось.

Согласно статье 22 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» специальные рабочие места для трудоустройства инвалидов - рабочие места, требующие дополнительных мер по организации труда, включая адаптацию основного и вспомогательного оборудования, технического и организационного оснащения, дополнительного оснащения и обеспечения техническими приспособлениями с учетом индивидуальных возможностей инвалидов. Специальные рабочие места для трудоустройства инвалидов оснащаются (оборудуются) работодателями с учетом нарушенных функций инвалидов и ограничений их жизнедеятельности в соответствии с основными требованиями к такому оснащению (оборудованию) указанных рабочих мест, определенными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда и социальной защиты населения.

В соответствии с частью 1 статьи 23 Закона о социальной защите инвалидов инвалидам, занятым в организациях независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, создаются необходимые условия труда в соответствии с индивидуальной программой реабилитации или абилитации инвалида.

Аналогичные положения закреплены в статье 224 Трудового кодекса Российской Федерации, согласно которой работодатель обязан создавать для инвалидов условия труда в соответствии с индивидуальной программой реабилитации.

Согласно пункту 4.1 Санитарных правил СП 2.2.9.2510-09 «Гигиенические требования к условиям труда инвалидов» проектирование и оснащение специальных рабочих мест для инвалидов должны осуществляться с учетом профессии, характера выполняемых работ, степени инвалидности, характера функциональных нарушений и ограничения способности к трудовой деятельности, уровня специализации рабочего места, механизации и автоматизации производственного процесса.

Пунктом 4.3 Санитарных правил СП 2.2.9.2510-09 предусмотрено, что условия труда на рабочих местах инвалидов должны соответствовать индивидуальной программе реабилитации инвалида, разрабатываемой Бюро медико-социальной экспертизы.

Данными правилами предусмотрены специальные требования к организации труда различных категорий инвалидов в зависимости от имеющихся у них заболеваний.

Аналогичные положения содержатся и в Санитарных правилах 35-104-2001 «Здания и помещения с местами труда для инвалидов» (раздел 5).

Термин «создание специального рабочего места для инвалида» раскрыт в пункте 3.1 ГОСТ Р 52874-2007, согласно которому это подбор, приобретение, установка и адаптация необходимого оборудования, дополнительных приспособлений, оснастки и технических средств реабилитации и проведение реабилитационных мероприятий по обеспечению эффективной занятости инвалидов с учетом их индивидуальных возможностей в условиях труда, соответствующих индивидуальной программе реабилитации инвалида к труду.

Согласно разделам 5.2, 6.1 ГОСТ Р 52874-2007 при разработке и создании специальных рабочих мест, в числе прочего, проводят: обследование места (структурного подразделения, трудового коллектива и помещения) создания СРМ (специального рабочего места); подбор инвалида, для которого создается СРМ; уточнение круга и порядка исполнения трудовых обязанностей на СРМ; подготовку инвалида к работе на СРМ; приобретение ТСР (технических средств реабилитации) и другого оборудования для СРМ; приобретение (изготовление) и установку вспомогательных устройств, приспособлений и иных дополнительных средств, необходимых для использования ТСР на СРМ; адаптацию ТСР для их использования при выполнении определенных трудовых обязанностей и с учетом индивидуальных возможностей инвалида, для которого предназначается СРМ.

Согласно пункту 6.14 ГОСТ Р 52874-2007 подбор инвалида, для которого создается СРМ, осуществляют на основе изучения состояния его здоровья, индивидуальных возможностей и предпочтений, в том числе для работы на конкретном рабочем месте, которые определяют на основе его индивидуальной программы реабилитации, медицинского заключения, а также путем проведения личного собеседования и тестирования.

В силу пункта 5.2.3 ГОСТ Р 52874-2007, на созданное СРМ, составляют паспорт СРМ, в который включают сведения об организации, инвалиде, выполняемой работе, условиях труда, используемых средствах технической реабилитации.

В соответствии со статьей 11 Закона о социальной защите инвалидов, индивидуальная программа реабилитации инвалида - это разработанный на основе решения уполномоченного органа, осуществляющего руководство федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы, комплекс оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающий в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных или утраченных функций организма, восстановление, компенсацию способностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности.

Индивидуальная программа реабилитации инвалида является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.

ФИО22 является инвалидом №*** группы бессрочно, что подтверждается справкой серия №*** (л.д.50).

Как следует из индивидуальной программы реабилитации инвалида, выдаваемой Федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, для ФИО16 приобретение специальных приспособлений, специальное устройство рабочего места не требовалось (л.д.52-54).

Согласно информации ФКУ «ГБ МСЭ по Липецкой области» Минтруда России от 11.01.2018 № 28/2018 рабочее место ФИО21 дополнительного оснащения не требует (л.д.55-57).

При таких обстоятельствах ответчик не вправе на основании ст.22 Федерального закона № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» вообще получать субсидию для приобретения оборудования для инвалида ФИО17 если для адаптации инвалида оборудования не требуется.

Таким образом, ответчиком фактически не было создано специальное рабочее место для инвалида, в связи с чем отсутствовали основания для возмещения произведенных работодателем затрат, поскольку рабочее место, оборудованное для работника, имеющего инвалидность, не является специальным, пока оно не будет обустроено в соответствии с нуждами и потребностями инвалида, для адаптации рабочего места к трудовым условиям его деятельности.

Довод представителя ответчика и представителя третьего лица на стороне ответчика ОКУ «Елецкий городской ЦЗН», что рабочее место создавалось хотя и не специализированное, но с учетом конкретных нужд и потребностей инвалида ФИО18 не может являться основанием для отказа в удовлетворении иска.

Довод представителя ответчика и представителя третьего лица на стороне ответчика ОКУ «Елецкий городской ЦЗН», о том, что инвалиду были созданы оптимальные условия для осуществления трудовой деятельности, суд расценивает по тем же основаниям.

Согласно статьям 1, 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 426 «О специальной оценке условий труда» работодатель обязан обеспечить безопасность работников в процессе их трудовой деятельности и прав работников на рабочие места, в соответствии с государственными нормативными требованиями охраны труда, и классификацией условий труда по степени вредности и (или) опасности, классы 1 и 2 отнесены к оптимальным и допустимым, выполняемых в обычных условиях без вредных и (или) опасных производственных факторов.

Такие условия работы ООО «Весна» для ФИО19 созданы, вместе с тем, в данном случае не выполнено основное условие по оснащению специального рабочего места для инвалида, приобретение, установка и адаптация необходимого оборудования, дополнительных приспособлений, оснастки и технических средств реабилитации и проведение реабилитационных мероприятий по обеспечению эффективной занятости инвалидов. Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 19 ноября 2013 г. № 685н утверждены Основные требования к оснащению (оборудованию) специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов с учетом нарушенных функций и ограничений их жизнедеятельности, которые представляют собой совокупность требований технического и технологического характера к оснащению (оборудованию) специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов, направленных на создание им условий для выполнения трудовой функции. Требования устанавливаются к оснащению (оборудованию) специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов, за исключением оснащения (оборудования) рабочих мест для трудоустройства инвалидов, характер труда которых либо нарушения функций организма и ограничения жизнедеятельности не приводят к необходимости оснащения (оборудования) специальных рабочих мест. Оснащение (оборудование) специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов включает в себя подбор, монтаж и эксплуатацию основного технологического оборудования, технологической и организационной оснастки, инструментов, вспомогательного оборудовании, применение которых позволяет создать условия для выполнения инвалидом его трудовых функций на рабочем месте.

Обстоятельства приобретения ООО «Весна» мебели и технического оборудования для создания рабочего места ФИО20 сами по себе не свидетельствуют о факте оснащения рабочего места для инвалида специальным образом, как это было установлено целевым назначением предоставления субсидии.

Работодатель фактически приобрел за счет субсидии мебель и оборудование, которое может использовать в дальнейшем для любого работника ООО «Весна» не являющегося инвалидом.

Законодатель не предусмотрел возможность возмещения расходов по созданию обычного рабочего места для инвалидов.

Доводы представителя ответчика и представителя третьего лица на стороне ответчика ОКУ «Елецкий городской ЦЗН», о том, что ответчик выполнил обязательства по договору от 0 октября 2015 года № 15, создал рабочее место для инвалида, и у ООО «Весна» возникло право на получение субсидии, основаны на неверном толковании законодательства, поскольку условием для получения субсидии является оснащение (оборудование) специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов, такой вывод следует, в том числе, и из предмета указанного договора - оборудование (оснащение, дооснащение) постоянного рабочего места для трудоустройства незанятого инвалида, в соответствии с Государственной программой «Развитие рынка и содействие занятости населения в Липецкой области» и Порядком предоставления субсидий (пункт 1.1). Порядком предоставления субсидий предусмотрено финансирование расходов за счет средств областного бюджета и субсидии из федерального бюджета на оборудование (оснащение, дооснащение) только специальных рабочих мест для незанятых инвалидов (абзац 5 пункта 1). Законодатель не предусмотрел возможность возмещения расходов по созданию обычного рабочего места для инвалидов.

Доводы представителя ответчика и представителя третьего лица на стороне ответчика ОКУ «Елецкий городской ЦЗН», о том, что если гражданину, относящемуся к категории инвалидов, для которого индивидуальной программой реабилитации не предусмотрено создание специального рабочего места, работодатель не обязан создавать специальное рабочее место, основан на неверном толковании законодательства.

Работодатель не лишен права взять на работу инвалида, для которого индивидуальной программой реабилитации не предусмотрено создание специального рабочего места.

Поэтому израсходованная по нецелевому назначению субсидия на оборудование (оснащение) рабочего места для инвалида в размере 72 690 рублей должна быть взыскана с ответчика путем перечисления денежных средств на счет УФК по Липецкой области (Управление труда и занятости Липецкой области). Следовательно, иск прокурора города Ельца в интересах Российской Федерации к ООО «Весна» о взыскании израсходованных по нецелевому назначению субсидий на оборудование (оснащение) рабочего места для незанятых инвалидов – подлежит удовлетворению в полном объеме.

В соответствии со ст. 103 ГПК РФ, поскольку прокурор при подаче иска в суд освобожден от уплаты пошлины в доход государства, с ответчика должна быть взыскана госпошлина в доход бюджета муниципального образования городской округ город Елец Липецкой области.

    На основании изложенного и в соответствии со ст. 194-196 ГПК РФ суд

РЕШИЛ:

Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Весна» в доход бюджета Российской Федерации израсходованную по нецелевому назначению субсидию на оборудование (оснащение) рабочих мест для незанятых инвалидов в размере 72 690 (семьдесят две тысячи шестьсот девяносто) рублей путем перечисления денежных средств на счет УФК по Липецкой области (Управление труда и занятости Липецкой области).

Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Весна» государственную пошлину в доход бюджета муниципального образования городской округ город Елец Липецкой области в сумме 2 381 (две тысячи триста восемьдесят один) рубль.

Решение может быть обжаловано в Липецкий областной суд через Елецкий городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий М.В. Соседова

Решение в окончательной (мотивированной) форме составлено 21.08.2018.

2-1357/2018

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокурор г. Ельца Липецкой области в интересах РФ
Ответчики
ООО "Весна"
Другие
Лутовинова Татьяна Юрьевна
ОКУ "Елецкий городской центр занятости"
Управление труда и занятости Липецкой области
Родионова Наталья Александровна
Суд
Елецкий городской суд Липецкой области
Дело на сайте суда
eletsgorsud.lpk.sudrf.ru
27.04.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
27.04.2020Передача материалов судье
27.04.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
27.04.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
27.04.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
27.04.2020Судебное заседание
27.04.2020Судебное заседание
27.04.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
27.04.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
27.04.2020Дело оформлено
27.04.2020Дело передано в архив
17.08.2018
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее