УИД 11RS0001-01-2021-021332-69 №2а-1914/2022
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
12 апреля 2022 года
Сыктывкарский городской суд Республики Коми в составе председательствующего судьи Дульцевой Ю.А.,
при секретаре Самсонове А.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Сыктывкарского природоохранного межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Администрации МОГО « Сыктывкар» об оспаривании бездействия, возложении обязанности,
у с т а н о в и л:
Сыктывкарский природоохранный межрайонный прокурор, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к Администрации МОГО « Сыктывкар» об оспаривании бездействия, возложении обязанности в срок до 01.09.2022 выполнить мероприятия по сбору, транспортированию, утилизации и захоронению отходов производства и потребления с места их несанкционированного размещения ( свалки отходов), расположенного в ... в границах земельного участка с кадастровым номером ... в точках с географическими координатами: №... В обоснование указал, что, согласно сведениям кадастровой карты, данная свалка расположена в границах муниципального образования, соответственно, обязанность по ее ликвидации подлежит возложению на административного ответчика. Сам факт несанкционированного размещения отходов установлен в ходе выездной прокурорской проверки с участием специалиста Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми, установить принадлежность отходов конкретному лицу в ходе ее проведения не представилось возможным.
В судебном заседании представитель административного истца на удовлетворении исковых требований настаивала по заявленным основаниям.
Представитель административного ответчика, не оспаривая, как таковой, обязанности администрации муниципального образования по ликвидации места несанкционированного размещения отходов производства и потребления, пояснил, что мероприятия по ликвидации места несанкционированного размещения отходов не могут быть реализованы в период до 2023 года, в связи с окончанием формирования списка мест накопления, подлежащих ликвидации, в пределах лимитов бюджетных средств, выделенных на эти цели в текущем году.
Привлеченное к участию в деле в качестве заинтересованного лица Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми поддержало позицию прокурора, полагая его требования полностью обоснованными.
Оценив доводы сторон, исследовав материалы административного дела в их совокупности, суд приходит к следующему.
На основании статьи 2 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" законодательство в области охраны окружающей среды основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, других федеральных законов, а также принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
Согласно статье 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду. Этому праву корреспондирует обязанность каждого сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, закрепленная в статье 58 Конституции Российской Федерации.
В силу статьи 150 Гражданского кодекса Российской Федерации жизнь и здоровье граждан - неотъемлемые нематериальные блага. Несоблюдение права граждан на благоприятную окружающую среду влечет вред их здоровью.
На основании ст. 1 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" N 89-ФЗ от 24.06.1998 отходы производства и потребления (далее - отходы) - вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Размещение отходов - хранение и захоронение отходов.
Хранение отходов - складирование отходов в специализированных объектах сроком более чем одиннадцать месяцев в целях утилизации, обезвреживания, захоронения.
Захоронение отходов - изоляция отходов, не подлежащих дальнейшей утилизации, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду.
Размещение отходов производится на специально оборудованных сооружениях, предназначенных для размещения отходов (полигон, шламохранилище, в том числе шламовый амбар, хвостохранилище, отвал горных пород и другое) и включающие в себя объекты хранения отходов и объекты захоронения отходов.
В силу статьи 3 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться, в том числе, на основе принципов соблюдения прав человека на благоприятную окружающую среду и обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека.
К видам негативного воздействия на окружающую среду относится, в частности, размещение отходов производства и потребления (пункт 2 статьи 16 указанного Закона).
Согласно части 1 статьи 11 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.
Согласно статьи 51 Федерального закона «Об охране окружающей среды», части 1 статьи 22 Федерального закона от 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды.
Территории, используемые, но не предназначенные для размещения на них отходов, согласно пункту 4.13 ГОСТа 30772-2001 "Межгосударственный стандарт. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения", введенного Постановлением Госстандарта России от 28 декабря 2001 года N 607-ст, (далее - ГОСТ 30772-2001) являются несанкционированными свалками отходов.
В соответствии с п.1 ст.8 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ) к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области обращения с отходами относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.
В силу ст.12 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" N 89-ФЗ от 24.06.1998 определение места строительства объектов размещения отходов осуществляется на основе специальных (геологических, гидрологических и иных) исследований в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Запрещается захоронение отходов в границах населенных пунктов, лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зон, а также водоохранных зон, на водосборных площадях подземных водных объектов, которые используются в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения. Запрещается захоронение отходов в местах залегания полезных ископаемых и ведения горных работ в случаях, если возникает угроза загрязнения мест залегания полезных ископаемых и безопасности ведения горных работ.
Объекты размещения отходов вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов. Ведение государственного реестра объектов размещения отходов осуществляется в порядке, определенном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Запрещается размещение отходов на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов.
Согласно п.1 ст.13 Закона N 89-ФЗ территорий муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.
Из п.2 указанной статьи следует, что организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) и транспортированию твердых коммунальных отходов относится к вопросам местного значения поселения.
Из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации следует, что в реализации экологической функции государства участвуют и органы местного самоуправления, поскольку обеспечение благоприятных экологических условий жизнедеятельности населения по месту жительства согласуется с основной целью местного самоуправления, заключающейся в удовлетворении основных жизненных потребностей населения муниципальных образований. Это предполагает, что на органы местного самоуправления могут быть возложены законом как создание условий для надлежащего исполнения субъектами природопользования своих обязанностей по устранению причиненного природным объектам вреда, так и обеспечение проведения за счет собственных сил и средств мероприятий по ликвидации загрязнения территории муниципального образования отходами, образовавшимися в результате жизнедеятельности населения, если выявленный факт не является следствием невыполнения или ненадлежащего выполнения конкретным лицом своих обязанностей, связанных с использованием того или иного земельного участка на территории данного муниципального образования.
Конституционный Суд Российской Федерации, проверяя конституционность пункта 18 части 1 статьи 14 и пункта 14 части 1 статьи 15 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", подчеркнул, что, поскольку отраслевое законодательство не ставит решение вопроса о характере и объеме полномочий и о финансовых обязательствах муниципальных образований в области обращения с отходами в зависимость от принадлежности соответствующих отходов к конкретному виду (промышленным или бытовым), видовой классификации отходов не может быть придано - при отсутствии специального законодательного регулирования - нормативно-правовое значение в целях установления пределов ответственности муниципальных образований, в том числе с учетом возможной принадлежности отходов, несанкционированно размещенных на территории муниципального образования, к производным от жизнедеятельности данного местного сообщества. При определении применительно к организации сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов объема полномочий органов местного самоуправления городских округов, а также их финансовых обязательств, обусловленных реализацией данной публичной задачи, необходимо учитывать компетенцию иных территориальных уровней публичной власти, которой они наделены в этой области, а также обязанности по обращению с отходами, возложенные на участников гражданского оборота, принимая при этом во внимание особенности регулирования такого рода отношений в конкретных сферах природопользования (постановление от 26 апреля 2016 года N 13-П).
ГОСТ 30772-2001. Межгосударственный стандарт. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения, введенный постановлением Госстандарта России от 28 декабря 2001 года N 607-ст, в пункте 7.8 содержит примечание, согласно которому если юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, производящие отходы, не установлены, собственником отходов являются органы местного самоуправления, юридические лица или индивидуальные предприниматели, ответственные за территории, на которых эти отходы находятся.
Также, по смыслу норм Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" за участки, расположенные на территории городского поселения, отвечает орган местного самоуправления такого поселения, который среди прочего несет обязанность по недопущению загрязнения либо иного негативного воздействия на эти участки.
В силу ч.1 ст.37 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 06.10.2003 N131-ФЗ, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Как следует из содержания заключения специалиста Минприроды РК, составленного 24.08.2021 по итогам выездной проверки (п.5), на территории ... выявлено 10 мест несанкционированно размещения отходов от разборки деревянных строений, ТКО, горбыль, полиэтиленовая пленка, органические отходы ( картофельная ботва), часть из которых размещены в углублениях земли, а именно в точках с географическими координатами: №...((. Все перечисленные отходы являются отходами 4, 5 класса опасности для окружающей среды, согласно Федеральному классификационному каталогу отходов (утв.приказом Росприроднадзора от 22.05.2017 №242).
Как следует из материалов дела и не оспаривалось представителем АМОГО « Сыктывкар», земельный участок, на котором находится заявленное прокурором в иске место несанкционированного размещения отходов производства и потребления, в аренду кому-либо не передан, доказательств, свидетельствующих о нахождении этого земельного участка в собственности физического или юридического лица, не имеется, собственник отходов не установлен.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что возложенные на нее обязательства администрацией не выполнены, что, в свою очередь, приводит к нарушению гарантированных государством прав и законных интересов граждан, проживающих и временно находящихся на территории МОГО « Сыктывкар» то есть неопределенного круга лиц на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.
Возложение на органы местного самоуправления обязанности по созданию условий для устранения причиненного природным объектам вреда и обеспечению проведения за счет собственных сил и средств мероприятий по ликвидации загрязнения территории отходами возможно в случае, если выявленный факт загрязнения не является следствием невыполнения или ненадлежащего выполнения конкретным землепользователем, землевладельцем своих обязанностей по защите и охране земель или такое лицо не установлено. При этом следует учитывать, что в данном случае определяются не меры гражданско-правовой ответственности за причинение вреда, обязательным условием которой является наличие вины, а устанавливается факт выполнения пользователем, землевладельцем предусмотренной законом обязанности по содержанию, защите и охране земельного участка.
Учитывая что земельный участок, на котором выявлено несанкционированное складирование отходов, относится к землям поселений и находится в муниципальной собственности, при этом его пользователей либо землевладельцев, осуществивших несанкционированное складирование отходов, не установлено, суд находит исковые требования Сыктывкарского природоохранного межрайонного прокурора обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Как следует из обстоятельств дела, отходы производства и потребления в месте их несанкционированного размещения находятся непосредственно на почве, контроль их дальнейшего поступления отсутствует. При этом происходит захламление территории, деградация почв и земель, уничтожение верхнего плодородного слоя почвы в результате прекращения процесса почвообразования. Под действием климатических и биологических факторов отходы разлагаются. Продукты разложения являются вредными для окружающей среды веществами. Их поступление в атмосферный воздух ведет к снижению качества окружающей среды на территории поселка. Отсутствие изолирующего слоя под отходами приводит к загрязнению почв, недр, несет угрозу загрязнения грунтовых вод, и многократно возрастает в период дождей.
Принимая во внимание то обстоятельство, что складирование отходов на заявленном в иске прокурора земельном участке не только не отвечает экологическим нормам и требованиям, но и представляет собой экологическую опасность для здоровья населения и окружающей среды, суд считает необходимым определить срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено до 01.09.2022 года.
При наличии объективных обстоятельств, делающих невозможным завершение необходимых к выполнению работ до указанной даты, Администрация не лишена права на предоставление отсрочки исполнения решения.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ, суд
р е ш и л :
Административный иск Сыктывкарского природоохранного межрайонного прокурора - удовлетворить.
Возложить на Администрацию МОГО « Сыктывкар» обязанность в срок до 01.09.2022 года выполнить мероприятия по сбору, транспортированию, утилизации и захоронению отходов производства и потребления с места несанкционированного размещения, расположенного в ... в границах земельного участка с кадастровым номером ... в точках с географическими координатами: ...
Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Коми через Сыктывкарский городской суд Республики Коми в течении одного месяца с момента принятия в окончательной форме.
Судья - Ю.А.Дульцева
Решение суда принято в окончательной форме 13 апреля 2022 года.