Административное дело №2а-533/2021
УИД 62RS0020-01-2021-000899-13
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Ряжск Рязанской области 10 августа 2021 года
Ряжский районный суд Рязанской области в составе: председательствующего судьи Калабуховой О.В., с участием заместителя прокурора Ряжского района Решетникова О.А., административного ответчика Сергеева А.Н., при секретаре Новиковой И.А., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску прокурора Ряжского района Рязанской области в интересах неопределенного круга лиц к Сергееву ФИО5 о прекращении действия права на управление транспортными средствами,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Ряжского района Рязанской области в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с административным иском к Сергееву А.Н. о прекращении действия права на управление транспортными средствами.
В обоснование заявленных требований прокурор указал, что в ходе проверки исполнения требований Федерального закона РФ от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» установлено, что Сергеев А.Н. имеет водительское удостоверение на право управления транспортными средствами категорий <данные изъяты> № от ДД.ММ.ГГГГ, выданное <данные изъяты>, сроком действия до ДД.ММ.ГГГГ. При этом, с ДД.ММ.ГГГГ Сергеев А.Н. состоит на диспансерном учете у врача-<данные изъяты>, и на диспансерном наблюдении в <данные изъяты>, что является медицинским противопоказанием к управлению транспортным средством, Для решения вопроса о допуске к управлению транспортным средством в <данные изъяты> Сергеев А.Н. не обращался.
Прокурор считает, что Сергеев А.Н., имея водительское удостоверение на право управления транспортными средствами, нарушает право граждан на безопасное передвижение по дорогам Российской Федерации, в связи с чем просит прекратить действие права Сергеева А.Н., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, на управление транспортными средствами.
В судебном заседании заместитель прокурора Ряжского района Рязанской области Решетников О.А. заявленные требования поддержал по основаниям, приведенным в административном иске.
Административный ответчик Сергеев А.Н. не возражал против удовлетворения исковых требований.
Суд, выслушав объяснения сторон, изучив материалы дела, находит заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.
В соответствии со ст.39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Согласно п.1 ст. 1065 ГК РФ опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» задачами закона являются: охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, а также защита интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий.
В соответствии со ст.5 вышеуказанного Закона обеспечение безопасности дорожного движения осуществляется посредством проведения комплекса мероприятий по медицинскому обеспечению безопасности дорожного движения.
Пунктами 1 и 2 статьи 24 Федерального закона "О безопасности дорожного движения" установлено, что права граждан на безопасные условия движения по дорогам Российской Федерации гарантируются государством и обеспечиваются путем выполнения законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения и международных договоров Российской Федерации. Реализация участниками дорожного движения своих прав не должна ограничивать или нарушать права других участников дорожного движения.
В соответствии с абзацем 3 пункта 1 статьи 28 Федерального закона "О безопасности дорожного движения" основанием прекращения действия права на управление транспортными средствами является выявленное в результате обязательного медицинского освидетельствования наличие медицинских противопоказаний или ранее не выявлявшихся медицинских ограничений к управлению транспортными средствами в зависимости от их категорий, назначения и конструктивных характеристик.
Согласно пунктам 1, 6 ст.23 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» медицинское обеспечение безопасности дорожного движения включает в себя обязательное медицинское освидетельствование кандидатов в водители транспортных средств; обязательное медицинское освидетельствование водителей транспортных средств в связи с заменой водительского удостоверения после истечения срока его действия. Целью обязательного медицинского освидетельствования является определение наличия (отсутствия) у водителей транспортных средств (кандидатов в водители транспортных средств) медицинских противопоказаний, медицинских показаний или медицинских ограничений к управлению транспортными средствами.
В соответствии со ст.23.1 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» медицинскими противопоказаниями к управлению транспортным средством являются заболевания (состояния), наличие которых препятствует возможности управления транспортным средством. Перечни медицинских противопоказаний, медицинских показаний и медицинских ограничений к управлению транспортными средствами устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 29 декабря 2014 года № 1064 утвержден Перечень медицинских противопоказаний к управлению транспортными средствами, согласно которому противопоказанием к управлению являются психические расстройства и расстройства поведения, связанные с употреблением психоактивных веществ (код F10 - F16, F18, F19), до прекращения диспансерного наблюдения в связи со стойкой ремиссией (выздоровлением).
Постановлением Правительства РФ от 28 апреля 1993 года № 377 утвержден Перечень медицинских психиатрических противопоказаний для осуществления отдельных видов профессиональной деятельности и деятельности, связанной с источником повышенной опасности, согласно которому лица, страдающие наркоманией не вправе управлять автомобилями категории «Е», а к управлению транспортными средствами категории «А», могут быть допущены при стойкой ремиссии, к управлению автомобилями категории «В» и «С» указанные лица могут быть допущены при стойкой ремиссии после специального лечения, при отсутствии деградации личности и соматоневролгических расстройств, вопрос о допуске решается индивидуально при представлении положительной характеристики – ходатайства с места работы и инфоромации о поведении по месту жительства из органов внутренних дел.
Из содержания Приказа Минздрава России от 30 декабря 2015 года N 1034н "Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи по профилю "психиатрия-наркология" и Порядка диспансерного наблюдения за лицами с психическими расстройствами и (или) расстройствами поведения, связанными с употреблением психоактивных веществ" следует, что снятие с диспансерного учета (прекращение диспансерного наблюдения) производится на основании заключения врачебно-консультативной комиссии учреждения, в котором наблюдался больной, в том числе при наличии подтвержденной стойкой ремиссии по истечении определенного времени в зависимости от диагноза больного.
Таким образом, законодательство Российской Федерации в области безопасности дорожного движения ставит возникновение и реализацию права на управление транспортным средством в прямую зависимость от состояния здоровья водителя и наличия (либо отсутствия) у него диагноза заболевания, препятствующего управлению транспортным средством.
В судебном заседании установлено, что Сергееву А.Н. ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты> выдано водительское удостоверение № на право управления транспортными средствами категорий <данные изъяты>, сроком действия до ДД.ММ.ГГГГ.
С ДД.ММ.ГГГГ Сергеев А.Н. состоит на диспансерном учете у врача-<данные изъяты>. В индивидуальном порядке вопрос о допуске Сергеева А.Н. к управлению транспортным средством <данные изъяты> не решался.
По сведениям <данные изъяты> Сергеев А.Н. по данным <данные изъяты> за ДД.ММ.ГГГГ, на диспансерном наблюдении состоит <данные изъяты>. На диспансерном наблюдении в <данные изъяты> не состоит. В поликлиническое отделение диспансера, как самостоятельно, так и с целью решения вопроса о допуске к управлению транспортным средством не обращался.
Приведенные обстоятельства подтверждаются карточкой операции с ВУ от ДД.ММ.ГГГГ, сообщениями <данные изъяты>» от ДД.ММ.ГГГГ, <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ.
Таким образом, у административного ответчика имеется медицинское противопоказание к управлению транспортными средствами, вопрос о его допуске к управлению транспортными средствами не решался.
Доказательств о наличии оснований для допуска Сергеева А.Н. к управлению транспортными средствами, административным ответчиком суду не представлено.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что административный ответчик Сергеев А.Н., управляя транспортным средством, являющимся источником повышенной опасности, создает, а также может создать реальную опасность причинения вреда, как самому себе, так и жизни и здоровью окружающих (участников дорожного движения) и их имуществу, поскольку страдает <данные изъяты>. Наличие данного медицинского противопоказания у административного ответчика исключает его право осуществлять деятельность, связанную с управлением источниками повышенной опасности, включая управление транспортными средствами. В связи с этим имеются основания для удовлетворения административного искового заявления прокурора и для прекращения действия права Сергеева А.Н. на управление транспортным средством.
В соответствии с ч.1 ст.114 КАС РФ судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета.
Поскольку на основании п.9 ч.1 ст.333.36 НК РФ прокурор при подаче настоящего иска был освобожден от уплаты государственной пошлины, с административного ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в доход федерального бюджета в размере 300 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░5 ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░5, ░░.░░.░░░░, ░░░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░>, ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 300 (░░░░░░) ░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░: ░.░. ░░░░░░░░░░