Решение по делу № 33-1106/2023 (33-11868/2022;) от 16.12.2022

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

Дело № 2-2246/2022                                                         Судья-докладчик суда первой инстанции Киселевич А.А.

Дело № 33-11868/2022

УИД 91RS0012-01-2022-003794-64

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ    ОПРЕДЕЛЕНИЕ

9 февраля 2023 г. судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым в составе:

председательствующего - судьи Чистяковой Т.И.,

судей – Корсаковой Ю.М., Кирюхиной М.А.,

при секретаре – Турич Э.М.

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Симферополе гражданское дело по иску заместителя прокурора г. Керчи в интересах Конашевой Т.А. к Администрации г. Керчи Республики Крым, третьи лица: Управление жилищно-коммунального хозяйства Администрации г. Керчи Республики Крым, Департамент коммунального хозяйства и капитального строительства Администрации г. Керчи Республики Крым, Министерство образования, науки и молодежи Республики Крым, о понуждении предоставить благоустроенное жилье,

по апелляционной жалобе Администрации г. Керчи Республики Крым на решение Керченского городского суда Республики Крым от 17 октября 2022 года,

УСТАНОВИЛА:

В августе 2022 года заместитель прокурора г. Керчи Республики Крым в интересах Конашевой Т.А. обратился в суд с иском, в котором просил возложить на Администрацию г. Керчи Республики Крым обязанность по предоставлению Конашевой Т.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, благоустроенного, применительно к условиям муниципального образования городской округ Керчь Республики Крым, жилого помещения специализированного жилого фонда по договору найма специализированных жилых помещений по норме предоставления не менее 25 кв.м. общей площади жилого помещения.

Исковые требования мотивированы тем, ДД.ММ.ГГГГ в прокуратуру города Керчи поступило обращение Конашевой Т.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, являющейся лицом из числа детей-сирот и детей, лишенных родительского попечения, о нарушении ее прав на получение жилья. В ходе проведения проверки по обращению выявлены нарушения жилищного законодательства в деятельности Администрации города Керчи Республики Крым. Установлено, что Конашева Т.А. является ребенком, лишенным родительского попечения, в связи с тем, что ее одинокая мать лишена родительских прав в 2003 году. Постановлением Администрации города Керчи Республики Крым -п от ДД.ММ.ГГГГ Конашева Т.А. включена в список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей и лиц, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в обеспечении жилыми помещениями в г. Керчь. Из обращения Конашевой Т.А. следует, что собственное благоустроенное жилье у нее отсутствует, Администрацией города Керчи Республики Крым заявителю оно по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ не предоставлено. Согласно информации Администрации города Керчи Республики Крым жилье Конашевой Т.А. будет предоставлено в порядке очередности. По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ его внеочередной номер среди детей-сирот и детей, лишенных родительского попечения, а также лиц из их числа - 83. Вместе с тем, требования законодательства не ставят право на внеочередное предоставление жилья в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, имеющих право на получение жилой площади вне очереди, от обеспечения жильем других очередников, от времени постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, от включения в список граждан, имеющих право на получение жилого помещения вне очереди, тем более от времени включения в список вне очередников. В законодательстве отсутствуют указания на предоставление жилья в порядке очередности лиц равной категории. Таким образом, бездействие Администрации города Керчи Республики Крым в части непринятия мер к предоставлению Конашевой Т.А. благоустроенного жилья нарушает гарантированные ей Конституцией Российской Федерации и иными законами жилищные права и свободы.

Определением суда от 01.09.2022 года к участию в деле, в качестве третьих лиц привлечены: Управление жилищно- коммунального хозяйства Администрации города Керчи Республики Крым, Департамент коммунального хозяйства Администрации города Керчи Республики Крым, Министерство образования, науки и молодежи Республики Крым. (л.д. 28-29)

В судебном заседании прокурор Козычева Т.Ю. поддержала исковые требования.

Представитель ответчика Администрации г. Керчи Республики Крым - Рыбачук Ю.Н. возражала против удовлетворения заявленных требований по доводам, изложенным в письменных возражениях.

Решением Керченского городского суда Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ иск заместителя прокурора г. Керчи Республики Крым в интересах Конашевой Т.А. удовлетворен.

Суд обязал Администрацию города Керчи Республики Крым предоставить Конашевой Т.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, по договору найма специализированных жилых помещений благоустроенное, применительно к условиям муниципального образования городской округ Керчь Республики Крым, жилое помещение специализированного жилого фонда по норме предоставления не менее 25 кв.м общей площади жилого помещения.

В апелляционной жалобе Администрация г. Керчи Республики Крым просит решение отменить и принять новое, которым отказать в удовлетворении иска в полном объёме, ссылаясь на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела и нарушение судом норм материального и процессуального права.

Информация о назначении судебного заседания на 09.02.2023 на 09.05 час. размещена на официальном сайте Верховного Суда Республики Крым 02.02.2023 в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в соответствии с требованиями ч.2.1. ст.113 ГПК РФ.

Лица, участвующие в деле, извещены о времени и месте проведения судебного заседания судебной коллегии заблаговременно и надлежащим образом. На основании ст. ст. 167, 327 Гражданского процессуального кодекса РФ судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Пересматривая дело, судебная коллегия действует в соответствии с частью 1 статьи 327-1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, согласно которой суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, оценивает имеющиеся в деле доказательства.

Обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на неё, заслушав пояснения прокурора Ислямовой М.В., настаивавшей на отказе в удовлетворении апелляционной жалобы и оставлении решения без изменения, исследовав материалы дела, судебная коллегия приходит к следующему.

Согласно части 1 статьи 195 ГПК Российской Федерации решение суда должно быть законным и обоснованным.

Из разъяснений, содержащихся в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 23 от 19 декабря 2003 года «О судебном решении» следует, что решение является законным в том случае, когда оно вынесено при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или права (часть 2 статьи 1, часть 3 статьи 11 ГПК РФ).

Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59-61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.

Обжалуемое решение суда первой инстанции соответствует вышеизложенным требованиям.

Согласно ч. 1 ст. 330 ГПК РФ, основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

При рассмотрении данного дела таких нарушений судом первой инстанции не допущено.

Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что Конашева Т.А. относится к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, не имеет жилого помещения, включена в список детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жильем, до настоящего времени жилье ей не предоставлено, в связи с чем она имеет право на получение благоустроенного жилого помещения из специализированного жилого фонда по договору найма специализированного жилого помещения площадью не менее 25 квадратных метров общей площади жилого помещения, в границах муниципального образования городского округа Керчь, при этом обязанность по предоставлению жилого помещения Конашевой Т.А. должна быть возложена на Администрацию города Керчи Республики Крым за счет средств, предоставляемых из бюджета субъекта.

С таким выводом суда первой инстанции соглашается коллегия судей апелляционной инстанции по следующим основаниям.

Судом установлено и материалами дела подтверждается, что Конашева Т.А. является лицом, относящимся к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей.

Постановлением Администрации города Керчи от ДД.ММ.ГГГГ -п Конашева Т.А. включена в список детей - сирот, детей, оставшихся без родительского попечения, нуждающихся в обеспечении жилым помещением, по состоянию на 04.09.2022г. очередность по спискам детей- сирот и детей лишенных родительского попечения (л.д. 54, 50).

Материалами дела подтверждается, что собственного жилья Конашева Т.А., не имеет, денежные средства на приобретение жилого помещения ей не выделялись, жилое помещение по договору социального найма не предоставлялось, истец состоит в Списке лиц, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Исходя из приведенных обстоятельств, а также руководствуясь положениями части 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации, статьи 5, пунктов 1, 3, 7, 8, 9 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», положениями Закона Республики Крым от 18.12.2014 N46-ЗРК/2014 «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа в Республике Крым», суд первой инстанции пришел к правильному выводу об обоснованности исковых требований, предъявляемых к Администрации г. Керчи Республики Крым и наличии оснований для возложения на нее обязанности по предоставлению истцу благоустроенного жилого помещения специализированного жилого фонда по договору найма специализированного жилого помещения.

В силу пункта 7 статьи 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» лицам, указанным в пункте 1 данной статьи, предоставление жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений предусмотрено в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.

Наличие обстоятельств, перечисленных в ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21.12.1996 № 159-ФЗ является основанием возникновения права лиц названной категории на предоставление жилого помещения специализированного жилищного фонда. Нарушение данного права в силу ст. 3 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для обращения в суд.

Поскольку Конашева Т.А. является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, включена в список лиц, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, не является собственником, нанимателем или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, у нее возникло право на получение жилого помещения специализированного жилищного фонда, следовательно, исковые требования прокурора в ее интересах удовлетворены обоснованно.

При этом гарантированное законом право истца как лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на получение мер социальной поддержки в виде обеспечения жилым помещением не может быть поставлено в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц названной категории, имеющих право на получение жилья по договорам найма специализированных жилых помещений и включенных в список подлежащих обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа.

Содержащееся в пункте 3 статьи 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» указание на то, что формирование списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, осуществляется в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации само по себе не означает, что предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений должно осуществляться в соответствии с какой-либо очередностью.

Отношения, связанные с организацией, приобретением и предоставлением детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из их числа жилых помещений, в соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» на территории Республики Крым регулируются Законом Республики Крым от 18 декабря 2014 года № 46-ЗРК/2014 «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа в Республике Крым».

В силу ст. 9 Закона Республики Крым от 18 декабря 2014 года № 46-ЗРК/2014 «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа в Республике Крым» органы местного самоуправления городских округов, муниципальных районов, городских и сельских поселений наделены полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе по предоставлению жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей.

В соответствии с п. 2 ст. 8 Закона Республики Крым от 18 декабря 2014 года № 46-ЗРК/2014 «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа в Республике Крым» жилые помещения специализированного жилого фонда по договорам найма специализированных жилых помещений предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по норме предоставления не менее 25 кв. м общей площади жилого помещения на одного ребенка-сироту, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Учитывая, что действующее законодательство возлагает на орган местного самоуправления обязанность по предоставлению жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения незамедлительно после возникновения соответствующего права, довод апеллянта о том, что предоставление истцу жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения зависит от фактического перечисления денежных средств Министерством образования, науки и молодежи Республики Крым судебной коллегией отклоняются, поскольку обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не может быть поставлено в зависимость как от наличия финансирования на день возникновения права у названной категории лиц, так и от даты фактического перечисления Министерством денежных средств, выделяемых на данные цели.

Другие доводы апелляционной жалобы по существу сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования суда первой инстанции и к выражению несогласия с толкованием и применением судом норм материального права, которые не влекут отмены или изменения решения суда.

Таким образом, судебная коллегия приходит к выводу о том, что решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, а доводы апелляционной жалобы, не могут служить поводом к его отмене или изменению, поскольку обстоятельства, имеющие значение для дела, судом установлены правильно, представленным по делу доказательствам суд дал надлежащую правовую оценку в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ, основания для признания результата оценки доказательств неправильным отсутствуют, нормы материального права судом применены верно, нарушений норм процессуального права не допущено.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 327.1, 330 ГПК РФ, судебная коллегия,

        ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Керченского городского суда Республики Крым от 17 октября 2022 года оставить без изменения.

Апелляционную жалобу Администрации г. Керчи Республики Крым оставить без удовлетворения.

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 13.02.2023г.

Председательствующий –                               Чистякова Т.И.

Судьи –                                                              Кирюхина М.А.

                                                                            Корсакова Ю.М.

33-1106/2023 (33-11868/2022;)

Категория:
Гражданские
Истцы
Информация скрыта
Ответчики
Информация скрыта
Другие
Информация скрыта
Суд
Верховный Суд Республики Крым
Судья
Чистякова Татьяна Ивановна
Дело на странице суда
vs.krm.sudrf.ru
16.12.2022Передача дела судье
02.02.2023Судебное заседание
09.02.2023Судебное заседание
16.02.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
16.02.2023Передано в экспедицию
09.02.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее