РЕШЕНИЕ
05 июня 2018 года <адрес>
Судья Кяхтинского районного суда Республики Бурятия Тахтобина О.П.,
при секретаре Молоновой С.Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании, в помещении суда, протест Бурятского транспортного прокурора, жалобу гр-на Нимаев И.Н. на постановление заместителя начальника таможенного поста <данные изъяты> года,
УСТАНОВИЛА:
Постановлением заместителя начальника таможенного поста <данные изъяты>.2018 года гр-н России Нимаев И.Н. привлечен к административной ответственности по ст.16.3 КоАП РФ с назначением наказания в виде административного штрафа в размере <данные изъяты> рублей.
Бурятский транспортный прокурор обратился в суд с протестом на указанное выше постановление, просит отменить оспариваемое постановление от ДД.ММ.ГГГГ, направить дело на новое рассмотрение, указав при этом, что согласно письму Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору России от ДД.ММ.ГГГГ №ФС-НВ-7/193, в связи со сложной эпизоотической ситуацией на территории Монголии по таким опасным болезням как ящур, оспа овец и коз, чума мелких жвачных животных, с ДД.ММ.ГГГГ вводятся временные ограничения на ввоз в РФ из Монголии мяса, полученного от восприимчивой к ящуру животных, не подвергнутых тепловой обработке, гарантирующей разрушение вируса ящура. В материалах дела имеются сведения о перемещении гр. Нимаевым И.Н. колбасы копченой, печеночного паштета и колбасы вареной в заводской упаковке (группа 16 ТН ВЭД ЕЭС). Указанная продукция не относится к мясу (группа 2 ТН ВД ЕЭС), материалами дела не подтверждается отсутствие ее тепловой обработки. Таким образом, при рассмотрении дела существенно нарушены процессуальные требования, что не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Гр-н Нимаев И.Н. обратился в суд с жалобой на указанное выше постановление, в котором просит его отменить, указав при этом, что согласно акту таможенного досмотра сотрудником таможенной службы было установлено нахождение у гр-на Нимаева И.Н. товара в виде колбасных изделий, паштета, общим весом 3,40 кг, со сроком годности до ДД.ММ.ГГГГ- ДД.ММ.ГГГГ Провозимая Нимаевым И.Н. продукция прошла термическую обработку, является готовой к непосредственному употреблению в пищу. Для того, чтобы признать лицо виновным в совершении административного правонарушения, необходимо установить противоправность и виновность в его действиях, между тем, Нимаев И.Н. своими действиями не пытался совершить административное правонарушение, напротив его действия целиком и полностью были направлены на соблюдение требований таможенного законодательства.
В судебном заседании прокурор Алиев Р.С. доводы, изложенные в протесте поддержал, просил его удовлетворить.
Гр-н Нимаев И.Н. также настаивал на удовлетворении своей жалобы и протеста Бурятского транспортного прокурора.
Представитель Бурятской таможни Безносов В.С., Дианова Ю.В. в судебном заседании возражали против удовлетворения протеста и жалобы, и пояснили, что в действиях гр-на России Нимаева И.Н. выявлены признаки административного правонарушения, предусмотренного ст.16.3 КоАП РФ, выразившееся в перемещении через таможенную границу ЕАЭС мясной продукции с несоблюдением установленных законодательством запретов и ограничений. Документов, подтверждающих приобретение перемещаемого через таможенную границу товара, его стоимость, разрешение на его перемещение и ветеринарный сертификат страны отправления товара на момент проведения таможенного контроля гр-м России Нимаевым И.Н. представлены не было. Товар, являющийся предметом административного правонарушения, не изымался, был возвращен в Монголию на основании акта возврата № от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенного сотрудником Управления Россельхознадзора по <адрес> и <адрес>. Письмом федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору РФ от 02.09.2015 г. №ФС-ЕН-8/15587 в связи с выявлением ряда трансграничных и особо опасных болезней животных, в Монголии объявлена сложная эпизоотическая ситуация. Названной службой письмом от 13.09.2017 г. предписано усилить мероприятия по недопущению ввоза пищевой продукции животного происхождения в связи с тем, что одной из причин заболевания свиней ящуром в приграничных районах может явиться скармливание им отходов пищевой продукции, ввезенной из неблагополучных по ящуру стран.
Выслушав объяснения участников процесса, исследовав материалы дела, прихожу к следующему выводу.
Согласно материалам дела № в отношении гр-на России Нимаева И.Н. следует, что ДД.ММ.ГГГГ в 03 часа 40 минут на легковом направлении таможенного поста МАПП Кяхта в ходе таможенного контроля гр-н России Нимаев И.Н., следующий из <данные изъяты> в Россию, пассажиром на автомашине марки <данные изъяты>, заявил путем подачи пассажирской таможенной декларации о том, что перевозит товар, мясопродукты, общим весом 3,40 кг. В ходе таможенного досмотра установлено нахождение следующего товара: колбаса копченая, в виде батона цилиндрической формы, упакована в прозрачную синтетическую упаковку, на которой имеется бумажный ярлык с маркировкой, страна производства Монголия, весом 0,60 кг; 2) печеночный паштет в виде сосисок, сосиски в количестве 3 шт., находятся в одной связке, сосиски в количестве 7 шт., находятся в другой связке, сосиски упакованы п/э упаковку разных цветов, с маркировкой, страна производства Монголия, весом 1,30 кг; 3) колбаса вареная, в виде батона цилиндрической формы, обвязана п/п веревкой бело-красного цвета и упакована в прозрачный п/э пакет с маркировкой, страна производства Монголия, весом 3,45 кг. Данный товар был предъявлен гражданином России Нимаевым И.Н. добровольно, в ходе проведения таможенного досмотра. Установлено, что гр-м России Нимаевым И.Н. перемещались мясопродукты производства Монголии, без ветеринарных сопроводительных документов, подтверждающих их происхождение, качество и безопасность продукции, разрешения на его перемещение.
Согласно письму Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору России (Россельхознадзор) от 11.01.2017 года №ФС-НВ-7/193 в связи со сложной эпизоотической ситуацией на территории Монголии по таким опасным болезням как ящур, оспа овец и коз, чума мелких жвачных животных, с 12.01.2017 года вводятся временные ограничения на ввоз в РФ из Монголии мяса, полученного от восприимчивых к ящуру животных, не подвергнутых тепловой обработке гарантирующей разрушение вируса ящура.
Данное письмо адресовано руководителям территориальных Управлений Россельхознадзора и ФТС России.
Из письменных объяснений Нимаева И.Н. от ДД.ММ.ГГГГ следует, что последний не знал, что на мясопродукты требуется разрешительный документ, с правилами перемещения товаров через таможенную границу Таможенного союза он не ознакомлен, не знал о том, что при перемещении товара «мясопродукты» необходимо предоставление разрешительных документов, их у него не имелось.
Несоблюдение установленных международными договорами государств - членов Евразийского экономического союза, решениями Евразийской экономической комиссии, нормативными правовыми актами Российской Федерации запретов и ограничений на ввоз товаров на таможенную территорию Евразийского экономического союза или в Российскую Федерацию и (или) вывоз товаров с таможенной территории Евразийского экономического союза или из Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 статьи 16.2 настоящего Кодекса, влечет административную ответственность, предусмотренную ст.16.3 КоАП РФ.
Решением Комиссии Таможенного союза от 18.06.2010 г. №317 утверждено Положение о едином порядке осуществления ветеринарного контроля (надзора) на таможенной границе Евразийского экономического союза и на таможенной территории Евразийского экономического союза
Согласно п.10.1 данного Положения в целях охраны таможенной территории Союза от заноса возбудителей заразных болезней животных, в том числе общих для человека и животных, и недопущения оборота продукции, опасной в ветеринарно-санитарном отношении, уполномоченные органы государств-членов в пунктах пропуска на таможенной границе Союза, включая учреждения (места) международного почтового обмена, организуют работу по недопущению ввоза в ручной клади, багаже и почтовых отправлениях для личного пользования физическими лицами подконтрольных товаров из третьих стран, без разрешения и без ветеринарного сертификата страны отправления товара, за исключением ввоза до 5 килограммов включительно в расчете на одно физическое лицо готовой продукции животного происхождения в заводской упаковке, при условии благополучия в эпизоотическом отношении страны производителя указанного товара и страны вывоза.
В Единый перечень товаров, подлежащих ветеринарному контролю (надзору), утвержденного Решением Комиссии Таможенного союза от 18.06.2010 г. №317, включены колбасы и аналогичные продукты из мяса, мясных субпродуктов или крови; готовые пищевые продукты, изготовленные на их основе (код 1601 00 ТН ВЭД ЕЭС).
Согласно правовой позиции Конституционного суда РФ, высказанной в Определении от 02.11.2006 года №537-О, следует, что статья 16.3 КоАП Российской Федерации в ее конституционно-правовом истолковании, вытекающем из ранее принятых и сохраняющих свою силу решений Конституционного Суда Российской Федерации, не допускает привлечение к административной ответственности лица за деяние, квалификация которого основывается на законе и находящихся с ним в нормативном единстве иных актах, если они не были доступны для всеобщего сведения.
Таможенный орган, привлекая гр-на Нимаева И.Н. к административной ответственности по ст.16.3 КоАП РФ, основывался в том числе на письмах федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору, адресованных руководителям территориальных управлений Россельхознадзора и ФТС России, в которых указывается о сложной эпизоотической ситуации на территории Монголии, между тем, являются ли данные письма актами, подлежащим применению в деле гр-на Нимаева И.Н. и были ли они доступны для всеобщего сведения, из материалов дела невозможно сделать вывод.
Кроме того, признавая гр-на Нимаева И.Н. виновным в несоблюдении установленных запретов и ограничений на ввоз товаров на таможенную территорию, таможенным органом указано, что Нимаев И.Н. не имел документов, подтверждающих приобретение перемещаемого через таможенную границу товара, его стоимость, разрешение на его перемещение и ветеринарный сертификат страны отправления товара, между тем, в силу п. 10.1 Положения о едином порядке осуществления ветеринарного контроля (надзора) на таможенной границе Евразийского экономического союза и на таможенной территории Евразийского экономического союза, утвержденного Решением Комиссии Таможенного союза от 18.06.2010 г. №317, физическими лицами без разрешения и без ветеринарного сертификата страны отправления товара, может быть осуществлен ввоз до 5 килограммов включительно в расчете на одно физическое лицо готовой продукции животного происхождения в заводской упаковке, при условии благополучия в эпизоотическом отношении страны производителя указанного товара и страны вывоза, тогда как Нимаевым И.Н. ввозилась мясная продукция весом 3,40 кг., т.е. ему поставлено в вину отсутствие разрешительных документов, которые он не обязан иметь в наличии исходя из требований приведенного выше п.10.1 Положения.
Также в оспариваемом постановлении неправильно указана дата рождения гр-на Нимаева И.Н.
При таких условиях, таможенным органом при правовой оценке всех обстоятельств дела и собранных доказательств, были нарушены требования ст. ст. 24.1, 26.1 КоАП РФ о необходимости всестороннего, полного, объективного и своевременного выяснения всех обстоятельств дела.
Учитывая изложенное выше, прихожу к выводу о том, что при вынесении оспариваемого постановления были допущены существенные нарушения процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, которые не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
При таких обстоятельствах оспариваемое постановление не может быть признано законным и обоснованным и подлежит отмене с возвращением дела на новое рассмотрение.
Руководствуясь п.п.4 п.1 ст.30.7 КоАП РФ, судья,
РЕШИЛА:
Постановление заместителя начальника таможенного поста <данные изъяты> по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.16.3 КоАП РФ в отношении гр. России Нимаев И.Н. отменить, дело направить должностному лицу таможенного поста МАПП Кяхта Бурятской таможни для рассмотрения по существу.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Бурятия в течение 10 дней со дня получения его копии.
Судья п/п Тахтобина О.П.