Судья Щенникова Е.В. Дело № 33а-2842/2020
(№2а-41/2020)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Коми в составе председательствующего судьи Машкиной И.М.,
судей Колесниковой Д.А., Пристром И.Г.,
при секретаре судебного заседания Нечаевой Л.И.,
рассмотрела в открытом судебном заседании 22 июня 2020 года в городе Сыктывкаре административное дело по апелляционной жалобе административного истца Патова В.А. на решение Сыктывдинского районного суда Республики Коми от 20 января 2020 года, которым
административные исковые требования Патова В.А. удовлетворены в части.
Признано незаконным и отменено постановление администрации муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский» от 12 августа 2019 года № 8/912 об отказе в предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства.
На администрацию муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский» возложена обязанность повторно рассмотреть заявление Патова В.А. о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров строительства от 6 мая 2019 года.
В удовлетворении требований Патова В.А. к администрации муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский» о возложении обязанности выдать разрешение на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства отказано.
Заслушав доклад материалов административного дела судьи Колесниковой Д.А., объяснения административного истца Патова В.А., судебная коллегия по административным делам
установила:
Патов В.А. подал в Сыктывдинский районный суд Республики Коми административное исковое заявление, в котором с учетом последующих уточнений просил признать незаконным и отменить постановление № 8/912 администрации муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский» от 12 декабря 2019 года об отказе в предоставлении разрешения на отклонение от параметров реконструкции индивидуального жилого дома и с целью восстановления нарушенного права просил возложить обязанность выдать разрешение на отклонение параметров реконструкции индивидуального жилого дома на земельном участке с кадастровым номером .... В обоснование требований иска указано, что на поданное им 7 февраля 2019 года уведомление об окончании строительства или реконструкции индивидуального строительства, администрация муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский» по результатам его рассмотрения 15 февраля 2019 года выдала уведомление о несоответствии построенных или реконструированных объектов индивидуального жилищного строительства требованиям законодательства о градостроительной деятельности. Названные обстоятельства послужили поводом для его обращения 6 мая 2019 года с заявлением о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, в предоставлении которого органом местного самоуправления в лице администрации района постановлением № 8/912 от 12 августа 2019 года отказано. Находя оспариваемое постановление № 8/912 от 12 августа 2019 года незаконным, административным истцом указано на отсутствие в решении администрации причин принятия такого отказа. Кроме того, находит нарушенной процедуру проведения публичных слушаний, поскольку о них он извещен не был.
По итогам рассмотрения административного дела судом первой инстанции принято решение, резолютивная часть которого приведена в вводной части настоящего определения.
Не соглашаясь с постановленным судебным актом, административный истец Патов В.А. обратился в Верховный Суд Республики Коми с апелляционной жалобой, в которой, не оспаривая принятое судом первой инстанции решение по заявленным требованиям иска, между тем, полагал ошибочными выводы суда о соблюдении администрацией муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский» порядка организации и проведения публичных слушаний, о которых он извещен не был, равно как не была размещена информация в сети Интернет, что лишило его возможности принять участие в публичных слушаниях. В связи с изложенными обстоятельствами податель жалобы просит исключить из решения суда выводы об отсутствии нарушений при проведении публичных слушаний, и установить допущение таких нарушения администрацией муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский».
Возражений доводам апелляционной жалобы материалы административного дела не содержат.
При рассмотрении административного дела в судебном заседании суда апелляционной инстанции административный истец Патов В.А. доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме.
Административный ответчик администрация муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский» при надлежащем извещении о времени и месте судебного разбирательства свою явку не обеспечил, в связи с чем, судебная коллегия на основании части 2 статьи 306, статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации считает возможным рассмотреть дело при имеющейся явке лиц.
Согласно части 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Судебная коллегия, изучив материалы дела, проверив доводы апелляционной жалобы, заслушав объяснения административного истца, приходит к следующим выводам.
При рассмотрении дела судом первой инстанции установлено и находит свое подтверждение в материалах рассматриваемого дела, что Патов В.А. владеет земельным участком с кадастровым номером ... площадью 1 120 кв.м на праве собственности с 27 февраля 2008 года с разрешенным видом использования «для ведения личного подсобного хозяйства», местоположение которого установлено относительно ориентира в виде жилого дома 1930 года постройки <Адрес> – расположенного в границах участка.
По окончании строительства нового дома на принадлежащем земельном участке на основании полученного 16 августа 2008 года разрешения на строительство № RU11514000-37 индивидуального жилого дома с хозпостройками, сроком действия до 16 мая 2018 года, Патов В.А. после получения 2 августа 2018 года технического плана здания нового дома 16 января 2019 года подал уведомление об изменении параметров планируемого строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства, на что 22 января 2019 года получил уведомление о соответствии указанных в уведомлении параметров объекта индивидуального жилищного строительства установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства на принадлежащем ему земельном участке.
При обращении Патова В.А. 7 февраля 2019 года в администрацию муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский» с уведомлением об окончании строительства объекта индивидуального жилищного строительства <Адрес> – последней по результатам рассмотрения 15 февраля 2019 года направлено уведомление о несоответствии построенного объекта индивидуального жилищного строительства.
Учитывая результаты рассмотрения его обращения от 7 февраля 2019 года, Патов В.А. 6 мая 2019 года обратился в администрацию муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский» с заявлением о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства в части изменения минимального отступа от правой боковой стены объекта индивидуального строительства до 1,0 метра.
По результатам проведения публичных слушаний по рассмотрению вопроса о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров строительства в соответствии со статьей 40 Градостроительного кодекса РФ, Федеральным законом №131-ФЗ от 6 октября 2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Уставом муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский», Правил землепользования и застройки муниципального образования сельского поселения «Выльгорт», утвержденных решением Совета муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский» от 28 июня 2018 года №29/6-5 Патову В.А. постановлением №8/912 руководителя администрации муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский» от 12 августа 2019 года отказано в предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства индивидуального жилого дома <Адрес>, – в связи с нарушением требований градостроительного плана земельного участка, норм, установленных Правилами землепользования и застройки муниципального образования сельского поселения «Выльгорт».
Согласно подпункту «б» пункта 3 части 9 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если иное не предусмотрено Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет, соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен, а также основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами.
Обязанность доказывания соблюдения порядка принятия оспариваемого решения, согласно части 11 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации возлагается на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Данные требования направлены на обеспечение правильного и своевременного рассмотрения и разрешения соответствующей категории административных дел, что является одной из задач административного судопроизводства (пункт 3 статьи 3 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Процедура выдачи разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства регламентирована статьей 40 Градостроительного кодекса Российской Федерации, согласно части 4 которой вопрос о предоставлении такого разрешения подлежит обсуждению на публичных слушаниях, проводимых в порядке, определенном уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования с учетом положений, предусмотренных статьей 39 настоящего Кодекса.
Организация и проведение публичных слушаний, в том числе по вопросам специальных согласований, к которым отнесен вопрос о выдаче разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства на территории муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский» определены Порядком организации и проведения публичных слушаний на территории муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский», утвержденным Решением Совета муниципального района «Сыктывдинский» от 31 октября 2013 года №27/10-3 (далее по тексту также - Порядок).
Исходя из содержания пункта 3.1 Порядка подготовки и проведение публичных слушаний осуществляет Комиссия по организации и проведению публичных слушаний (далее - Комиссия), которая формируется и утверждается инициатором проведения публичных слушаний в течение 5 рабочих дней со дня принятия решения о назначении публичных слушаний.
Положения пункта 3.4 Порядка закрепляет действия Комиссии, требуемые к выполнению при подготовки к проведению публичных слушаний. Согласно пункту 3.5 Порядка оповещение населения муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский» Комиссией через средства массовой информации о дате, времени и месте проведения публичных слушаний, предоставление возможности ознакомления с проектом муниципального правового акта осуществляется не позднее 30 дней до дня проведения публичных слушаний, если иной срок не установлен настоящим Порядком.
При этом, информация о публичных слушаниях, их подготовке и проведении размещается на официальном сайте администрации муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский» и публикуется в средствах массовой информации (газета «Наша жизнь»). Комиссия может использовать и другие формы информирования населения о проводимых публичных слушаниях.
Приведенные выше положения федерального законодательства, а также муниципального нормативного акта свидетельствуют о том, что рассмотрение вопроса о выдаче правообладателю земельного участка разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства осуществляется по итогам проведения публичных слушаний.
Оценивая соблюдение органом местного самоуправления в отношении административного истца процедуры проведения публичных слушаний по вопросу выдачи разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, суд первой инстанции исходил из того, что вопрос информирования населения о предстоящих слушаниях был решен через размещение постановления на сайте муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский» в сети Интернет, на основании чего пришел к выводу, что порядок проведения публичных слушаний администрацией соблюден.
Однако, применительно к установленным требованиям закона и с учетом фактических обстоятельств по делу, судебная коллегия по административным делам считает данный вывод суда первой инстанции ошибочным по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что решением Совета муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский» от 27 июня 2019 года № 40/6-10 назначены публичные слушания по вопросу предоставления разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства индивидуального жилого дома <Адрес>, – расположенного на земельном участке с кадастровый номером ..., а именно, разрешения строительства индивидуального жилого дома на земельном участке, площадью 1 120 кв.м с отступами в размере 1 м от жилого дома до боковой и до задней границы земельного участка, на 14 часов 30 минут 30 июля 2019 года в конференц-зале администрации муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский».
Согласно приложению к решению Совета муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский» от 27 июня 2019 года № 40/6-10 моментом начала публичных слушаний является опубликование 1 июля 2019 года на официальном сайте администрации района данного решения.
Между тем, доказательств тому, что решение Совета в установленном порядке опубликовано в средствах массовой информации (газета «Наша жизнь») материалы дела не содержат.
Размещение информации о публичных слушаниях, их подготовке и проведении на официальном сайте администрации муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский» 1 июля 2019 года, как указано судом первой инстанции в своем решении, также не нашло свое подтверждение, поскольку такая информация согласно общедоступным сведениям официального сайта администрации муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский» размещена последней 4 июля 2019 года, что свидетельствует о нарушении установленного законодателем срока оповещения населения о проведении публичных слушаний.
Указанное свидетельствует о том, что органом местного самоуправления допущено нарушение процедуры проведения публичных слушаний.
При этом судебная коллегия находит ошибочными доводы административного истца о нарушении процедуры проведения публичных слушаний в виду неисполнения органом местного самоуправления обязанности по извещению Патова В.А. о проведении публичных слушаний путем направления приглашения в его адрес.
Согласно части 3, части 4 и 7 статьи 39 Градостроительного кодекса РФ в целях соблюдения права человека на благоприятные условия жизнедеятельности, прав и законных интересов правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства публичные слушания проводятся с участием граждан, проживающих в пределах территориальной зоны, в границах которой расположен земельный участок или объект капитального строительства, применительно к которым запрашивается разрешение; комиссия направляет сообщения о проведении публичных слушаний по вопросу предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования правообладателям земельных участков, имеющих общие границы с земельным участком, применительно к которому запрашивается данное разрешение, правообладателям объектов капитального строительства, расположенных на земельных участках, имеющих общие границы с земельным участком, применительно к которому запрашивается данное разрешение, и правообладателям помещений, являющихся частью объекта капитального строительства, применительно к которому запрашивается данное разрешение.
Безусловно, проведение публичных слушаний обеспечивает возможность участия граждан, проживающих в пределах территориальной зоны, в границах которой расположен объект капитального строительства, применительно к которому запрашивается разрешение.
Вместе с тем, установленная в положениях приведенной выше статьи 39 Градостроительного кодекса РФ обязанность уведомления направлена на соблюдение прав и законных интересов именно заинтересованных лиц, к которым отнесены смежные по отношению к рассматриваемому объекту капитального строительства землепользователи или правообладатели помещений, которые являются частью объекта капитального строительства, применительно к которому запрашивается данное разрешение.
Именно в целях недопущения нарушения прав таких заинтересованных лиц Комиссия в ходе подготовке к проведению публичных слушателей составляет список приглашенных участников и направляет им приглашения, к числу которых также включаются лица, направившие предложения, рекомендации и замечания по вопросу, выносимому на публичные слушания, что следует из содержания пункта 3.4 Порядка. К таким заинтересованным лицам Патов В.А., как лицо, обратившееся по вопросу предоставления разрешения на отклонение от предельных параметров строительства, не относится.
Учитывая, что публичные слушания являются составным элементом градостроительной деятельности, их проведение учитывается компетентным органом при принятии решения в области градостроительства, исходя из нарушения порядка проведения публичных слушаний, являющихся в силу 40 Градостроительного кодекса РФ обязательными при решении вопроса о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, принятые по результатам проведения публичных слушаний постановления и решения нельзя признать законными.
Между тем, ошибочные выводы суда первой инстанции о соблюдении органом местного самоуправления порядка организации и проведения публичных слушаний не привели к принятию им незаконного и необоснованного решения.
Удовлетворяя требования административного истца о признании незаконным постановления администрации муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский» от 12 августа 2019 года № 8/912 об отказе в предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что оспариваемое постановление принято в нарушение императивных требований Градостроительного кодекса Российской Федерации, поскольку ничем не мотивировано, в нем не приведены допущенные нарушения и конкретные нормы права, которые, по мнению администрации, не были соблюдены административным истцом.
Судебная коллегия по административным делам находит такие выводы правильными, основанными на норме права, подлежащего применению к рассматриваемым правоотношениям.
В оспариваемом постановлении администрации в качестве причины отказа в предоставлении Патову В.А. разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства указано на нарушение требований градостроительного плана земельного участка, норм, установленных Правилами землепользования и застройки.
Имеющаяся во вводной части данного постановления ссылка на положения статьи 40 Градостроительного кодекса РФ, а также указание наименование Федерального закона №131-ФЗ от 6 октября 2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Устава муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский», Правил землепользования и застройки муниципального образования сельского поселения «Выльгорт», утвержденных решением Совета муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский» от 28 июня 2018 года №29/6-5 не свидетельствуют о необходимом обосновании органом местного самоуправления принятого решения.
Как правильно отмечено судом первой инстанции, согласно положениям части 2 статьи 40 Градостроительного кодекса Российской Федерации основанием для отказа в выдаче такого разрешения является невозможность соблюдения технических регламентов при отклонении от предельных параметров разрешенного строительства.
Таким образом, исходя из установленных обстоятельств дела, администрацией района, в нарушение статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и статьи 40 Градостроительного кодекса Российской Федерации не подтверждено наличие оснований, которые бы препятствовали принятию положительного решения по заявлению Патова В.А. об отклонении от предельных параметров разрешенного строительства.
С учетом изложенного судебная коллегия по административным делам приходит к выводу о наличии предусмотренных пунктом 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства РФ оснований для удовлетворения административного иска Патова В.А. о признании постановления незаконным.
Удовлетворяя заявление, в силу пункта 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства РФ суд принимает решение о возложении на административного ответчика обязанности по устранению нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению.
Исходя из требований административного иска, Патов В.А. просил возложить обязанность на администрацию выдать разрешение на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, однако, как верно указано в оспариваемом решении, суд не вправе обязать администрацию принять такое решение, предрешая его существо, тем самым принимать на себя функции органа местного самоуправления, в связи с чем, оспариваемым решением на администрацию возложена обязанность по устранению допущенных нарушений прав административного истца Патова В.А. путем повторного рассмотрения ранее поданного им заявления.
При этом судебная коллегия отмечает, что признание незаконным постановление администрации муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский» от 12 августа 2019 года № 8/912 об отказе в предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства не ведет к возникновению у органа местного самоуправления безусловной обязанности выдать разрешение на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства.
Руководствуясь статьями 309 – 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам
определила:
решение Сыктывдинского районного суда Республики Коми от 20 января 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу административного истца Патова В.А. – без удовлетворения.
Апелляционное определение может быть обжаловано в кассационном порядке в Третий кассационный суд общей юрисдикции путем подачи жалобы через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня его принятия.
Председательствующий –
Судьи: