№2а-5981/2016-24
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
08 июля 2016 года г.Петрозаводск
Судья Петрозаводского городского суда Республики Карелия Картавых М.Н., рассмотрев в порядке упрощенного (письменного) производства административное дело по административному иску государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Петрозаводске Республики Карелия/(межрайонное) к Чепикову И. А. о взыскании обязательных платежей,
установил:
Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Петрозаводске Республики Карелия/(межрайонное) (далее – административный истец, орган контроля за уплатой страховых взносов, Учреждение, Управление) обратилось в суд с административным исковым заявлением к Чепикову И. А. (далее – административный ответчик, страхователь) о взыскании обязательных платежей. Требования мотивированы тем, что административный ответчик по ДД.ММ.ГГГГ был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя, осуществляющего свою деятельность без образования юридического лица (далее – индивидуальный предприниматель), которым не в полном объеме исполнена обязанность по уплате страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации (далее – ПФ РФ) на обязательное пенсионное страхование, в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования (далее – ФФОМС) на обязательное медицинское страхование (далее – страховые взносы), в связи с чем образовалась задолженность, на которую за период с 30.03.2013 по 31.03.2015 начислены пени в соответствие со ст. 25 Федерального закона №212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (далее – Закон). Страхователю в соответствии со ст.22 Закона предлагалось уплатить задолженность в добровольном порядке. Истец указывает на направление в адрес ответчика в досудебном порядке требования об уплате недоимки и пени №906 от 08.07.2014 и №00900140024235 от 31.03.2015, но данные требования не были исполнены, в связи с чем административный истец просит взыскать:
- 371,40 руб. – пени за несвоевременную уплату страховых взносов на страховую часть пенсии;
- 185,80 руб. – пени за несвоевременную уплату страховых взносов на накопительную часть пенсии;
Определением от 08.07.2016 принято решение о рассмотрении дела в порядке упрощенного (письменного) производства по правилам главы 33 КАС РФ путем исследования письменных доказательств без вызова сторон.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Согласно статье 196 ч. 1 п. 1 КАС РФ суд оставляет административное исковое заявление без рассмотрения в случае, если административным истцом не соблюден досудебный порядок урегулирования административных споров, установленный федеральным законом для данной категории административных дел.
В соответствии со ст. 286 КАС РФ, определяющей право на обращение в суд с административным исковым заявлением о взыскании обязательных платежей и санкций, органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
По делу установлено, что требования об уплате недоимки и пени №906 от 08.07.2014 года и №00900140024235 от 31.03.2015 были направлены ответчику 09.07.2014 и 07.04.2015 соответственно, по адресу: <адрес>, тогда как по сведениям Отдела адресно-справочной работы УФМС России по РК Чепиков И. А., ДД.ММ.ГГГГ г.р. зарегистрирован по адресу: <адрес>, с ДД.ММ.ГГГГ.
На основании ч. 1 ст. 21 ФЗ N 212-ФЗ "О страховых взносах в пенсионный фонд Российской Федерации", в случае неисполнения плательщиком страховых взносов - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате страховых взносов, пеней и штрафов орган контроля за уплатой страховых взносов, направивший требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании страховых взносов, пеней и штрафов за счет имущества данного физического лица, в том числе денежных средств на счетах в банке и наличных денежных средств, в пределах сумм, указанных в требовании об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Из содержания приведенных норм права следует, что обстоятельства не исполнения контрольным органом обязанности по направлению требования об уплате недоимки по страховым взносам, пени, свидетельствуют об отсутствии у такого органа права на обращение в суд с иском.
Согласно пунктам 63, 67 Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 года N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", по смыслу пункта 1 статьи 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации юридически значимое сообщение, адресованное гражданину, должно быть направлено по адресу его регистрации по месту жительства или пребывания либо по адресу, который гражданин указал сам (например, в тексте договора), либо его представителю. Бремя доказывания факта направления (осуществления) сообщения и его доставки адресату лежит на лице, направившем сообщение. Юридически значимое сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено, но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним (пункт 1 статьи 165 Гражданского кодекса Российской Федерации). Например, сообщение считается доставленным, если адресат уклонился от получения корреспонденции в отделении связи, в связи с чем она была возвращена по истечении срока хранения.
В данном же случае Государственным учреждением - Управлением Пенсионного фонда в Российской Федерации в г. Петрозаводске Республики Карелия/(межрайонное) требования были направлены ответчику не по адресу его регистрации по месту жительства или пребывания, поэтому полагать о том, что ответчик по зависящим от него обстоятельствам не получил извещение оснований не имеется.
При этом правило о направлении юридически значимого сообщения гражданину, осуществляющему предпринимательскую деятельность в качестве индивидуального предпринимателя, по адресу, указанному в едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей, не применимо, поскольку ответчик индивидуальным предпринимателем не является, прекратил предпринимательскую деятельность с <данные изъяты> года.
Кроме того, пунктом 3 ст. 85 НК РФ предусмотрено, что органы, осуществляющие регистрацию (учет) физических лиц по месту жительства (месту пребывания), регистрацию актов гражданского состояния физических лиц, обязаны сообщать соответственно о фактах регистрации физического лица по месту жительства, постановки на учет (снятия с учета) по месту пребывания иностранного работника, о фактах рождения и смерти физических лиц в налоговые органы по месту своего нахождения в течение 10 дней после дня регистрации (постановки на учет, снятия с учета) указанных лиц или дня регистрации актов гражданского состояния физических лиц.
Согласно п. 3 ст. 84 НК РФ изменения в сведениях об индивидуальном предпринимателе подлежат учету налоговым органом по месту его жительства на основании сведений, содержащихся в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей.
Также Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда в Российской Федерации в г. Петрозаводске Республики Карелия/(межрайонное), наделенное государственными полномочиями в соответствии с федеральным законом по контролю за уплатой обязательных платежей, в рамках межведомственного информационного взаимодействия вправе самостоятельно получить сведения о регистрации по месту жительства ответчика из Федеральной миграционной службы России.
Поскольку суду не представлены сведения о соблюдении истцом досудебного порядка урегулирования административного спора, а именно направления ответчику по корректному адресу требования об уплате налога, судья приходит к выводу об оставлении заявления без рассмотрения.
Согласно статье 197 КАС РФ в случае оставления административного искового заявления без рассмотрения производство по административному делу заканчивается вынесением определения суда. В этом определении суд указывает обстоятельства, послужившие основанием для оставления административного искового заявления без рассмотрения, способ их устранения, разрешает вопросы о возможности возврата государственной пошлины и о распределении между сторонами судебных расходов. После устранения обстоятельств, послуживших основанием для оставления административного искового заявления без рассмотрения, административный истец вновь может обратиться в суд с административным исковым заявлением в общем порядке.
Руководствуясь ст.ст. 196, 197 КАС РФ, суд
определил :
Оставить административный иск государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Петрозаводске Республики Карелия/(межрайонное) к Чепикову И. А. о взыскании обязательных платежей без рассмотрения.
Разъяснить сторонам, что повторное обращение в суд по настоящему спору возможно после устранения обстоятельств, послуживших основанием для оставления административного искового заявления без рассмотрения, а именно соблюдения досудебного порядка рассмотрения административного спора.
Определение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Карелия через Петрозаводский городской суд в течение пятнадцати дней.
Судья М.Н.Картавых