РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
9 декабря 2015 года г. Астрахань
Кировский районный суд города Астрахани в составе:
председательствующего судьи Рахматулиной Е.А.,
при секретаре Нурмухановой-Дускалиевой М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Правительства Астраханской области к МООИП Управления Федеральной службы судебных приставов по Астраханской области об освобождении от исполнительского сбора,
у с т а н о в и л:
Правительство Астраханской области обратилось в суд с иском к ответчику об освобождении от исполнительского сбора, указав в заявлении, что постановлением судебного пристава-исполнителя МООИП УФССП России по Астраханской области в рамках исполнительного производства №№ вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора в размере <данные изъяты> рублей с должника Правительства Астраханской области, в связи с тем, что по истечению срока, установленного для добровольного исполнения, решение суда не исполнено. Вина Правительства Астраханской области в неисполнении решения суда отсутствует, поскольку оно не исполнено по независящим от Правительства Астраханской области обстоятельствам. В связи с чем просили суд освободить Правительство Астраханской области от взыскания исполнительского сбора.
В судебном заседании представитель Правительства Астраханской области Кривцова М.А исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в заявлении, и суду пояснила, что у Правительства Астраханской области отсутствуют умышленные действия, направленные на уклонение от исполнения решения суда. Просила суд удовлетворить заявленные требования
Представитель ответчика, будучи надлежащим образом извещенный о времени и месте слушания дела, в судебное заседание не явился, причины неявки суду не сообщил.
В силу ст. 167 ГПК РФ суд счел возможным рассмотреть дело по существу в отсутствие не явившихся лиц.
Суд, выслушав представителя истца, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ. на основании исполнительного листа от ДД.ММ.ГГГГ, выданного Кировским районным судом г. Астрахани, об обязании Правительства Астраханской области предоставления жилого помещения специализированного жилищного фонда Ж. Е.М. судебным приставом-исполнителем МООИП УФССП России по <адрес> возбуждено исполнительное производство № №. ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем МООИП УФССП России по Астраханской области вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора в размере <данные изъяты> рублей с Правительства Астраханской области, в связи с тем, что по истечению срока установленного для добровольного исполнения, решение суда не исполнено.
Обращаясь с заявлением об освобождении от взыскания исполнительского сбора, истец указывает, что ими предпринимались все меры к исполнению решения суда. Кроме того, отсутствует его вина в неисполнении решения суда.
В силу п.1 ст. 242.1 Бюджетного кодекса РФ исполнение судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации производится в соответствии с настоящим Кодексом на основании исполнительных документов (исполнительный лист, судебный приказ) с указанием сумм, подлежащих взысканию в валюте Российской Федерации, а также в соответствии с установленными законодательством Российской Федерации требованиями, предъявляемыми к исполнительным документам и порядку их исполнения. Для исполнения судебных актов по искам к субъектам Российской Федерации соответствующие документы направляются для исполнения в финансовый орган субъекта Российской Федерации.
Частью 5 ст. 242.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что исполнение судебных актов осуществляется за счет ассигнований, предусмотренных на эти цели законом (решением) о бюджете.
После 01.01.2013 предоставление жилых помещений указанной категории граждан осуществлялось в порядке, установленном Законами Астраханской области от 11.02.2002 № 6/2002-ОЗ «О защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Астраханской области», от 10.10.2006 № 75/2006-ОЗ «О предоставлении жилых помещений в Астраханской области», Постановления Правительства Астраханской области от 19.12.2012 № 571-П «Об отдельных вопросах обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями» путем предоставления жилых помещений по договорам найма жилого помещения специализированного жилищного фонда Астраханской области. Организация исполнения судебных решений, вступивших в силу до 01.01.2013, осуществляется в соответствии с распоряжением Правительства Астраханской области от 22.08.2013 № 388-Пр «Об исполнении судебных решений», а также в рамках государственной программы «Дети Астраханской области на 2013-2017 годы, утвержденной постановлением Правительства Астраханской области от 16.08.2012 № 352-П.
Поскольку в государственной казне Астраханской области отсутствуют свободные от прав третьих лиц жилые помещения для предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, Правительством Астраханской области предусмотрены и реализуются через исполнительные органы государственной власти Астраханской области мероприятия по исполнению судебных решений, в том числе и тех, в отношении которых отсутствуют исполнительные производства.
Так, согласно распоряжению Правительства Астраханской области от 22.08.2013 № 388-Пр «Об исполнении судебных решений» и государственной программе «Дети Астраханской области» на 2013-2017 годы, утвержденной постановлением Правительства Астраханской области от 16.08.2012 № 352-11, министерством социального развития и труда Астраханской области организуется формирование списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в отношении которых имеются судебные решения, вступившие в законную силу до 01.01.2013, в порядке принятия судебных решений по месту включения претендентов в список; работа межведомственной комиссии по обеспечению жилыми помещениями детей- сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), по распределению приобретенных (построенных) за счет средств бюджета Астраханской области жилых помещений по договорам социального найма между претендентами по месту включения претендентов в список; а также осуществляется передача информации о решениях межведомственной комиссии в государственное казенное предприятие Астраханской области «Фонд государственного имущества Астраханской области» и управление Федеральной службы судебных приставов по Астраханской области; агентством по управлению государственным имуществом Астраханской области осуществляется приобретение в государственную собственность Астраханской области жилых помещений, соответствующих требованиям законодательства, для последующего предоставления по договорам социального найма; министерством строительства и дорожного хозяйства Астраханской области осуществляются мероприятия по оформлению земельных участков, разработке проектно-сметной документации и размещению заказов па строительство жилых домов, для реализации жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Финансовые средства на реализацию обязательств Астраханской области по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей жилыми помещениями, согласно государственной программе «Дети Астраханской области на 2013-2017 годы, утвержденной постановлением Правительства Астраханской области от 16.08.2012 № 352-П, распределены в Перечне мероприятий программы между агентством по управлению государственным имуществом Астраханской области и министерством строительства и дорожного хозяйства Астраханской области, в том числе на обеспечение исполнения судебных решений. Работа агентством по управлению государственным имуществом Астраханской области по приобретению жилых помещений продолжается.
В 2013 году проектирование жилья и приобретение жилых помещений осуществлялось в соответствии с распоряжением Правительства Астраханской области от 31.05.2013 № 256-Пр «О мерах по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
В 2014 году в связи с переходом на новую контрактную систему в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 №44-ФЗ предусмотрены значительные изменения правил осуществления госзакупок, а это в свою очередь требует дополнительного времени на исполнение мероприятий по приобретению и строительству жилья при выполнения всех условий и процедур, предусмотренных данным Законом.
Ж. Е.М. состоит в списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями по г. Астрахани. По информации министерства строительства и дорожного хозяйства Астраханской области на территории муниципального образования «Город Астрахань» подготовлена проектно-сметная документация и получены положительные заключения экспертизы на строительство группы 9-этажных жилых домов по ул. Бульварной в г. Астрахани, 288 квартир в которых предназначены для обеспечения граждан данной категории.
Несмотря на то, что Правительством Астраханской области предпринимаются все возможные меры, оно не могло исполнить решение суда в срок, установленный судебным приставом-исполнителем, в силу наличия обстоятельств, которые Правительство не могло преодолеть в установленный срок, и об этом судебный пристав-исполнитель проинформирован.
Согласно ч. 1 ст. 112 Федерального закона от 02 октября 2007 года №229-ФЗ «Об исполнительном производстве» исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства.
В силу ч. 6 ст. 112 Федерального закона «Об исполнительном производстве» должник вправе в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора. На основании ч. 7 ст. 112 Федерального закона «Об исполнительном производстве» суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 настоящей статьи. При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.
Согласно ч. 1 ст. 401 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства. Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство (ч. 2 ст. 401 Гражданского кодекса Российской Федерации).
По смыслу приведенных норм, освобождение должника от взыскания исполнительского сбора должно быть связано с отсутствием его вины в нарушении установленных сроков исполнения требований исполнительного документа.
В соответствии с правовой позицией, изложенной в Постановлении Конституционного суда Российской Федерации от 30 июля 2001 года № 13-П, в качестве уважительных причин неисполнения требований исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения, рассматриваются различные фактические обстоятельства, сделавшие невозможным своевременное исполнение требований исполнительного документа. К таким обстоятельствам относятся непреодолимая сила (если добровольному исполнению препятствовало чрезвычайное и непредотвратимое обстоятельство), предоставление должнику отсрочки, рассрочки исполнения требований исполнительного документа.
Указанные в заявлении и доводах представителя истца причины принимаются судом в качестве обстоятельств, свидетельствующих об отсутствии вины должника в неисполнении решения суда в установленный судебным приставом-исполнителем срок. С учетом того, что истцом действительно предпринимались меры для исполнения решения суда, принимая во внимание тот факт, что отсутствует злостное уклонение от исполнения решения суда со стороны Правительства Астраханской области, суд приходит к выводу об удовлетворении иска.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
Р е ш и л:
Освободить Правительство Астраханской области от взыскания исполнительского сбора в рамках исполнительного производства № № по постановлению судебного пристава-исполнителя ДД.ММ.ГГГГ.
Решение может быть обжаловано в Астраханский областной суд в течение месяца.
Судья: