Решение по делу № 2а-1340/2020 от 03.07.2020

Дело № 2а-1340/2020

55RS0026-01-2020-001844-26

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

16 июля 2020 года                  г. Омск

Омский районный суд Омской области

в составе председательствующего судьи Лариной Е.А.,

при секретаре судебного заседания Глазковой Е.С., помощнике судьи Сахаровой Т.В.,

с участием старшего помощника прокурора Омского района Омской области Соловьевой К.В.,

представителя административного истца Кузнецовой Ю.В.,

административного ответчика Шайдоровой Т.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании посредством видеоконференцсвязи административное дело по административному исковому заявлению ФКУ ИК-5 УФСИН России по Омской области об установлении административного надзора в отношении Шайдоровой Т.Н.,

У С Т А Н О В И Л:

ФКУ ИК-5 УФСИН России по Омской области (далее – административный истец) обратилось в Омский районный суд Омской области с административным иском к Шайдоровой Т.Н. (далее – Шайдорова Т.Н., административный ответчик) об установлении административного надзора.

В обоснование заявленных требований истец указывает, что ответчик подпадает под действие п. 4 ч.2 ст.3 Федерального закона от 06.04.2011 года № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы», в связи с тем, что у нее имеется неснятая и непогашенная судимость за совершение преступления в период нахождения под административным надзором, поэтому административный истец просит установить в отношении ответчика административный надзор сроком на 8 лет с возложением ряда ограничений.

В судебном заседании представитель административного истца ФКУ ИК-5 УФСИН России по Омской области Кузнецова Ю.В., действующая на основании доверенности, заявленные исковые требования поддержала в полном объеме.

Административный ответчик Шайдорова Т.Н. в судебном заседании не возражала против установления административного надзора, после освобождения намерена убыть для проживания по адресу: <адрес>.

Старший помощник прокурора Омского района Омской области Соловьева К.В. полагала, что заявленные требования об установлении в отношении ответчика административного надзора подлежат удовлетворению, согласилась с объемом предложенных истцом административных ограничений. Также предложила установить ограничение в виде запрета нахождения вне жилого помещения в ночное время.

Исследовав представленные доказательства, выслушав позиции сторон, заключение прокурора, суд приходит к следующему.

Административное исковое заявление об установлении административного надзора по основаниям, предусмотренным федеральным законом, в отношении лиц, освобождаемых из мест лишения свободы, подается администрацией исправительного учреждения не позднее чем за два месяца до истечения определенного приговором суда срока отбывания осужденным наказания в виде лишения свободы (часть 7 статьи 270 КАС РФ).

В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 06.04.2011 года № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» (далее - Федеральный закон № 64-ФЗ) административный надзор устанавливается для предупреждения совершения лицами, указанными в статье 3 данного Федерального закона, преступлений и других правонарушений, оказания на них индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов.

Основания и условия для установления административного надзора определены в статье 3 названного Федерального закона.

В судебном заседании установлено, что приговором Любинского районного суда Омской области от 01.09.2004 Шайдорова Т.Н. осуждена по ст. 105 ч. 1 УК РФ к 7 годам лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии общего режима.

Освобождена из ФКУ ИК №7 УФСИН России по Ивановской области 11.04.2011 по отбытии срока наказания.

Приговором мирового судьи судебного участка № 11 в Любинском судебном районе Омской области от 06.04.2016 Шайдорова Т.Н. осуждена по ст. 115 ч. 2, ст. 119 УК РФ к 1 году месяцам лишения свободы условно с испытательным сроком 1 год.

Решением Любинского районного суда Омской области от 14.04.2016 в отношении Шайдоровой Т.Н. установлен административный надзор сроком до 11.04.2011.

Постановлением Любинского районного суда Омской области от 08.08.2016 в отношении Шайдоровой Т.Н. продлен испытательный срок на месяц.

Постановлением Любинского районного суда Омской области от 26.04.2017 отменено в отношении Шайдоровой Т.Н. условное осуждение по приговору суда от 06.04.2016, осужденная направлена в исправительную колонию общего режима для отбытия наказания.

После направления административного ответчика в исправительную колонию для отбытия наказания административный надзор в отношении Шайдоровой Т.Н. прекращен.

Однако в период административного надзора 18.03.2017 Шайдорова Т.Н. совершила тяжкое преступление, предусмотренное ч. 2 ст. 228 УК РФ.

Приговором Любинского районного суда Омской области от 16.05.2017 Шайдорова Т.Н. признана виновной в совершении 18.03.2017 преступления, предусмотренного ст. 228 ч.2 УК РФ, и осуждена по правилам статьи 70 УК РФ к 3 годам 6 месяцам лишения свободы с отбыванием в исправительной колонии общего режима.

Предполагаемый срок освобождения ответчика из ИК-5 г. Омска 25.10.2020.

В силу пункта 4 части 2 статьи 3 указанного Федерального закона административный надзор устанавливается независимо от наличия оснований, предусмотренных частью 3 настоящей статьи, в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость за совершение в период нахождения под административным надзором преступления, за которое это лицо осуждено к лишению свободы и направлено к месту отбывания наказания (за исключением лица, указанного в части 2.1 настоящей статьи).

Из приведенных предписаний следует, что основанием для установления административного надзора является сам факт совершения лицом в период нахождения под административным надзором преступления, за которое это лицо осуждено к лишению свободы и направлено к месту отбывания наказания.

Такой порядок является необходимым и соразмерным, поскольку обусловлен интересами общественной безопасности и соответствует задачам административного надзора, которыми являются предупреждение совершения лицами, указанными в статье 3 Федерального закона № 64-ФЗ, преступлений и других правонарушений, оказание на них индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов (статья 2 этого же Федерального закона).

Поскольку административный ответчик является совершеннолетним лицом, освобождаемым из мест лишения свободы и имеющим непогашенную либо неснятую судимость по приговору суда 16.05.2017, совершившей 18.03.2017 в период нахождения под административным надзором, установленным решением суда от 14.04.2016, преступление по ст. 228 ч.2 УК РФ, за которое она осуждена к реальному наказанию в виде лишения свободы с отбыванием в исправительной колонии общего режима, имеются достаточные основания для установления в отношении ответчика административного надзора.

Для лиц, указанных в части 2 статьи 3 вышеуказанного Федерального закона, административный надзор устанавливается на срок, установленный законодательством Российской Федерации для погашения судимости, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания (п. 2 ч. 1 ст. 5 Федерального закона № 64-ФЗ).

Исходя из приведенных положений пункта 4 части 2 статьи 3 и пункта 2 части 1 статьи 5 Федерального закона № 64-ФЗ административный надзор в отношении лиц, к которым отнесена Шайдорова Т.Н., устанавливается на весь срок установленный законом для погашения судимости за преступление, в связи с совершением которого назначается административный надзор.

Соответственно, административный надзор в отношении ответчика императивно устанавливается на срок погашения судимости по приговору суда от 16.05.2017.

Согласно статье 9 УК РФ преступность и наказуемость деяния определяются уголовным законом, действовавшим во время совершения этого деяния.

В соответствии со статьей 15 УК РФ, в редакции, действующей на момент совершения деяния, преступление, предусмотренное ст. 228 ч.2 УК РФ, относится к категории тяжкого.

Согласно пункту «г» части 3 статьи 86 УК РФ в редакции, действовавшей на момент совершения преступления, судимость в отношении лиц, осужденных за тяжкие преступления, погашается по истечении восьми лет после отбытия наказания.

В связи с чем, в отношении Шайдоровой Т.Н. устанавливается административный надзор сроком на 8 лет, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания.

Срок административного надзора исчисляется с даты постановки на учет в органе внутренних дел по избранному месту жительства, пребывания или фактического нахождения (пункт 1 части 3 статьи 5 указанного закона).

Часть 1 статьи 4 Федерального закона от 06.04.2011 № 64-ФЗ содержит перечень административных ограничений, которые могут быть применены к поднадзорному лицу. К ним относятся: запрещение пребывания в определенных местах (п. 1); запрещение посещения мест проведения массовых и иных мероприятий и участия в указанных мероприятиях (п. 2); запрещение пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, в определенное время суток (п. 3); запрещение выезда за установленные судом пределы территории (п. 4); обязательная явка от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации (п. 5).

В силу части 2 статьи 4 установление судом административного ограничения в виде обязательной явки от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации является обязательным.

Административный надзор не является мерой уголовной или административной ответственности и устанавливается не в порядке исполнения наказания, а в целях предупреждения совершения лицом повторного преступления, в целях защиты государственных и общественных интересов, что согласуется с нормой ст. 55 Конституции Российской Федерации, допускающей ограничение прав и свобод человека и гражданина для защиты конституционно значимых ценностей.

Согласно представленной характеристике Шайдорова Т.Н. за время содержания под стражей в ФКУ СИЗО-1 г. Омска допустила нарушения установленного порядка, за что имела дисциплинарное взыскание. За время пребывания в ФКУ ИК-5 УФСИН России зарекомендовала себя с отрицательной стороны, допустила пять нарушений установленного порядка отбытия наказания, за каждое из которых подвергнута дисциплинарным взысканиям, имеет два поощрения. В соответствии с требованием ИЦ, неоднократно привлекалась к административной и уголовной ответственности. Социальные связи не утрачены.

С учетом характера совершенного ответчиком преступления, ее поведения за весь период отбывания наказания, сведений о ее личности, неоднократного совершения ею уголовно наказуемых преступлений, после которых она должных выводов не делает, на путь исправления не встает, требует усиленного контроля со стороны уполномоченных органов, суд приходит к выводу о необходимости установления в отношении нее ограничения в виде обязательной явки 3 раза в месяц для регистрации в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения.

Ограничение в виде обязательной явки для регистрации в орган внутренних дел в силу закона носит обязательный характер, согласуется с нормой ч. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации, допускающей ограничение прав и свобод человека и гражданина для защиты конституционно значимых ценностей, и является соразмерным тем конституционно защищаемым целям, ради которых административный надзор вводится.

Оснований для сокращения или увеличения количества определенных обязательных явок для регистрации в органы внутренних дел, исходя из тяжести и обстоятельств совершенного им преступления, личности осужденной, которая в период ранее установленного административного надзора привлечена к уголовной ответственности, суд не усматривает. По мнению суда, три явки в месяц в совокупности с иными ограничениями будет достаточным для осуществления контроля за поднадзорной.

Согласно постановлению Пленума ВС РФ Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 16.05.2017 № 15 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы», выбор вида административных ограничений не может носить произвольный характер и должен быть направлен на выявление и устранение причин и условий, способствующих совершению преступлений или административных правонарушений, а также оказание воспитательного воздействия на лиц в целях недопущения совершения указанных правонарушений или антиобщественного поведения. Назначение административных ограничений не должно несоразмерно ограничивать право поднадзорного лица на труд, получение образования, медицинской помощи и т.п.

С учётом образа жизни лица, обстоятельств совершения им преступления, поведения лица в период и после отбытия наказания суд вправе установить административное ограничение в виде запрещения пребывания в определенных местах. Так, если лицо совершило преступление в состоянии алкогольного опьянения, суд вправе рассмотреть вопрос о запрете посещения мест общественного питания, в которых осуществляется продажа спиртных напитков.

Принимая во внимание, что ответчик совершила в 2004, 2016 году преступления в состоянии алкогольного опьянения, состояла на учете у нарколога, суд приходит к выводу о необходимости установления ограничения в виде запрещения пребывания в местах общественного питания, где осуществляется продажа спиртных напитков.

Оснований для назначения административному ответчику иных административных ограничений суд не усматривает. Согласно имеющимся сведениям ответчик имеет постоянную регистрацию по месту жительства.

Также суд не усматривает оснований для установления запрета пребывания вне жилого помещения в ночное время с 23.00 по 06.00. При этом суд исходит из того, что в деле имеются сведения о совершении ответчиком по приговору суда от 06.04.2016 преступления около 23:00. Однако данное преступление совершено по месту жительства административного ответчика. Преступление по приговору суда 01.09.2004 совершено в вечернее время и также по адресу проживания административного ответчика. В связи с изложенным, учитывая, что устанавливаемые ограничения направлены на исключение причин совершения уголовно-наказуемых деяний, суд не усматривает достаточных оснований для установления указанного административного ограничения.

По мнению суда, примененные к административному ответчику ограничения являются необходимыми, обусловлены интересами общественной безопасности и соответствуют задачам административного надзора, учитывают характер и степень общественной опасности совершенных административным ответчиком преступлений, а также материал, характеризующий ее поведение за весь период отбывания наказания.

С учетом изложенного, иск ФКУ ИК-5 УФСИН России по Омской области к Шайдоровой Т.Н. подлежит удовлетворению.

Руководствуясь статьей 273 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

административное исковое заявление ФКУ ИК-5 УФСИН России по Омской области к Шайдоровой Т.Н. об установлении административного надзора удовлетворить.

Установить административный надзор в отношении Шайдоровой Т.Н., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, сроком на 8 лет за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания по приговору суда от 16.05.2017.

Срок административного надзора исчислять со дня постановки Шайдоровой Т.Н. на учет в органе внутренних дел по избранному месту жительства, пребывания или фактического нахождения.

Установить Шайдоровой Т.Н. в период административного надзора ограничения в виде:

1) обязательной явки 3 раза в месяц для регистрации в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения;

2) запрета пребывания в местах общественного питания, где осуществляется продажа спиртных напитков.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Омский областной суд через Омский районный суд Омской области в течение десяти дней со дня его вынесения.

Судья                  Е.А. Ларина

Мотивированное решение изготовлено 16 июля 2020 года.

2а-1340/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
ФКУ ИК-5 УФСИН России по Омской области
Ответчики
Шайдорова Тамара Николаевна
Другие
Прокуратура Омского района Омской области
Суд
Омский районный суд Омской области
Судья
Ларина Елена Александровна
Дело на сайте суда
omskiycourt.oms.sudrf.ru
28.07.2020Регистрация административного искового заявления
28.07.2020Передача материалов судье
28.07.2020Решение вопроса о принятии к производству
28.07.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
28.07.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
28.07.2020Судебное заседание
28.07.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
16.07.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее