Дело № 2а-2712/2020
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
28 августа 2020 г. г. Балашиха
Железнодорожный городской суд Московской области в составе председательствующего судьи Рыбкина М.И., с участием старшего помощника прокурора Логиновой Ю.П., при секретаре Зубрицкой Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Степанова Максима Александровича к Избирательной комиссии Городского округа Балашиха об отмене решения избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидатом в депутаты, обязании зарегистрировать в качестве кандидата в депутаты,
УСТАНОВИЛ:
Степанов М.А. обратился в суд с иском к Избирательной комиссии Городского округа Балашиха об отмене решения избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидатом в депутаты, обязании зарегистрировать в качестве кандидата в депутаты, указав, что 28 июля 2020 года в Избирательную комиссию Городского округа Балашиха им подано заявление о согласии баллотироваться кандидатом в депутаты Совета депутатов Городского округа Балашиха Московской области по избирательному округу № 3 в порядке самовыдвижения на выборах депутатов соответствующего представительного органа, назначенных на 13 сентября 2020 года. 01 августа 2020 года в Избирательную комиссию Городского округа Балашиха были поданы документы, необходимые для регистрации кандидатом в депутаты, в том числе подписные листы. 10 августа 2020 года Избирательной комиссией Городского округа Балашиха была выдана Справка об исследовании № от 06 августа 2020 года о проведении исследования сотрудником ЭКЦ ГУ МВД по Московской области экспертом отдела по ЭКО МУ МВД России «Балашихинское» ЭКЦ ГУ МВД России по Московской области, с выводами которой заявитель не согласен. 10 августа 2020 года Избирательная комиссия Городского округа Балашиха вынесла Решение № об отказе ему в регистрации кандидатом в депутаты Совета депутатов Городского округа Балашиха по избирательному округу № 3 на выборах депутатов Совета депутатов Городского Балашиха, назначенных на 13 сентября 2020 года, в порядке самовыдвижения. Считая решение избирательной комиссии незаконным и нарушающим его избирательное право, просит суд отменить Решение № от 10 августа 2020 года об отказе ему в регистрации кандидатом в депутаты Совета депутатов Городского округа Балашиха по избирательному округу № 3 на выборах депутатов Совета депутатов Городского Балашиха, назначенных на 13 сентября 2020 года, в порядке самовыдвижения, обязать Избирательную комиссию Городского округа Балашиха зарегистрировать его в качестве кандидата в депутаты Совета депутатов Городского округа Балашиха по избирательному округу № 3 на выборах депутатов Совета депутатов Городского Балашиха, назначенных на 13 сентября 2020 года, в порядке самовыдвижения.
В судебное заседание административный истец Степанов М.А. явился, доводы административного иска поддержал в полном объеме.
Представитель административного ответчика в судебное заседание явился, административный иск не признал, представил возражения.
В заключении по делу старший помощник прокурора Логинова Ю.П. полагала, что административный иск удовлетворению не подлежит.
Выслушав объяснения явившихся лиц, заслушав заключение старшего помощника прокурора, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с частью 2 статьи 239 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации кандидаты и их доверенные лица, избирательные объединения и их доверенные лица, политические партии, их региональные отделения и иные структурные подразделения, другие общественные объединения, инициативные группы по проведению референдума и их уполномоченные представители, иные группы участников референдума и их уполномоченные представители вправе оспаривать в суде решения, действия (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, общественного объединения, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица, нарушающие их права, свободы и законные интересы.
В соответствии с частью 10 статьи 239 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением об оспаривании решения избирательной комиссии о заверении списка кандидатов, об отказе в заверении списка кандидатов, о регистрации кандидата, списка кандидатов, об отказе в регистрации кандидата, списка кандидатов в суд могут обратиться избирательная комиссия, зарегистрировавшая кандидата, список кандидатов, кандидат, избирательное объединение, в отношении которых вынесено такое решение, кандидат, зарегистрированный по тому же избирательному округу, избирательное объединение, список кандидатов которого заверен или зарегистрирован по тому же избирательному округу.
Согласно пункту статьи 32 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» граждане Российской Федерации, обладающие пассивным избирательным правом, могут быть выдвинуты кандидатами непосредственно либо в составе списка кандидатов в соответствии с настоящим Федеральным законом, иным законом.
Пунктом 1 статьи 32 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» предусмотрено, что о выдвижении кандидата (кандидатов), в том числе в составе списка кандидатов, избирательная комиссия уведомляется в установленном законом порядке.
В силу пункта 2 статьи 32 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» соответствующая избирательная комиссия считается уведомленной о выдвижении кандидата, а кандидат, за исключением случая, предусмотренного пунктом 14.3 статьи 35 настоящего Федерального закона, считается выдвинутым, приобретает права и обязанности кандидата, предусмотренные настоящим Федеральным законом, иным законом, после поступления в нее заявления в письменной форме выдвинутого лица о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу с обязательством в случае его избрания прекратить деятельность, несовместимую со статусом депутата или с замещением иной выборной должности.
Согласно пункту 1 статьи 34 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» самовыдвижение кандидатов производится путем уведомления об этом избирательных комиссий, в которых будет осуществляться регистрация кандидатов, с последующим сбором подписей в поддержку самовыдвижения кандидатов, за исключением случая, предусмотренного пунктом 17 статьи 38 настоящего Федерального закона.
Пунктом 1 статьи 37 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» предусмотрено, что в поддержку выдвижения кандидатов, списков кандидатов, инициативы проведения референдума могут собираться подписи избирателей, участников референдума в порядке, который определяется законом.
Согласно пункту 11 статьи 37 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» избиратель, участник референдума ставит в подписном листе свою подпись и дату ее внесения, а также указывает свои фамилию, имя, отчество, год рождения (в возрасте 18 лет на день голосования - дополнительно число и месяц рождения), адрес места жительства, серию, номер паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина. Фамилию, имя, отчество, подпись и дату ее внесения избиратель, участник референдума ставит собственноручно.
В силу пункта 3 статьи 38 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» законом должна предусматриваться процедура проверки соблюдения порядка сбора подписей избирателей, участников референдума, оформления подписных листов, достоверности сведений об избирателях, участниках референдума и их подписей. Проверке могут подлежать все представленные подписи или их часть, но не менее 20 процентов от установленного законом необходимого для регистрации кандидата, списка кандидатов, назначения референдума количества подписей избирателей, участников референдума, отобранных для проверки посредством случайной выборки (жребия). К проверке могут привлекаться члены нижестоящих комиссий, эксперты из числа специалистов органов внутренних дел, учреждений юстиции, военных комиссариатов, органов регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, а также иных государственных органов. Заключения экспертов могут служить основанием для признания недостоверными и (или) недействительными содержащихся в подписных листах сведений об избирателях, участниках референдума и их подписей.
По результатам проверки подписей избирателей, участников референдума и соответствующих им сведений об избирателях, участниках референдума, содержащихся в подписных листах, подпись избирателя, участника референдума может быть признана достоверной либо недостоверной и (или) недействительной (пункт 6.1. статьи 38 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»).
В силу пункта 6.3 статьи 38 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» недостоверной признается подпись, выполненная от имени одного лица другим лицом, на основании заключения эксперта, привлеченного к работе по проверке подписей избирателей, участников референдума в соответствии с пунктом 3 настоящей статьи.
Согласно подпункту «г» пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» недействительными признаются подписи избирателей, участников референдума без указания каких-либо из сведений, требуемых в соответствии с настоящим Федеральным законом, и (или) без указания даты собственноручного внесения избирателем, участником референдума своей подписи в подписной лист.
Согласно подпункту «л» пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» недействительными признаются подписи избирателей, участников референдума, если сведения о них внесены в подписной лист не самими избирателями, участниками референдума, ставящими подписи, и не лицом, осуществлявшим сбор подписей избирателей, участников референдума, внесенных в этот подписной лист, а также если фамилия, имя, отчество указаны избирателями, участниками референдума несобственноручно, - на основании заключения эксперта, привлеченного к проверке в соответствии с пунктом 3 настоящей статьи.
В соответствии с пунктом 7 статьи 38 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» по окончании проверки подписных листов составляется итоговый протокол, в котором указывается количество заявленных подписей, количество представленных подписей и количество проверенных подписей избирателей, участников референдума, а также количество подписей, признанных недостоверными и (или) недействительными, с указанием оснований (причин) признания их таковыми.
Основанием отказа в регистрации кандидата является недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата (подпункт «д» пункта 24 статьи 38 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»).
Согласно части 4 статьи 30 Закона Московской области «О муниципальных выборах в Московской области» соответствующая избирательная комиссия для проведения проверки достоверности подписей и соответствующих им данных, содержащихся в подписных листах, может своим решением создавать рабочие группы из числа членов избирательной комиссии, привлеченных специалистов. К проверке могут привлекаться члены нижестоящих избирательных комиссий, эксперты из числа специалистов органов внутренних дел, учреждений юстиции, военных комиссариатов, органов регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, а также иных государственных органов. Письменные заключения экспертов могут служить основанием для признания недостоверными и (или) недействительными содержащихся в подписных листах сведений об избирателях и их подписей. Заключения экспертов излагаются в письменной форме в ведомостях проверки подписных листов или ином документе.
Частью 5 статьи 30 Закона Московской области «О муниципальных выборах в Московской области» соответствующая избирательная комиссия для проведения проверки достоверности подписей и соответствующих им данных, содержащихся в подписных листах, может своим решением создавать рабочие группы из числа членов избирательной комиссии, привлеченных специалистов. К проверке могут привлекаться члены нижестоящих избирательных комиссий, эксперты из числа специалистов органов внутренних дел, учреждений юстиции, военных комиссариатов, органов регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, а также иных государственных органов. Письменные заключения экспертов могут служить основанием для признания недостоверными и (или) недействительными содержащихся в подписных листах сведений об избирателях и их подписей. Заключения экспертов излагаются в письменной форме в ведомостях проверки подписных листов или ином документе.
В силу пункта 6 части 14 статьи 30 Закона Московской области «О муниципальных выборах в Московской области» недействительными признаются подписи избирателей с исправлениями в датах их внесения в подписной лист, если эти исправления специально не оговорены избирателями, а также подписи избирателей, даты внесения которых проставлены избирателями, несобственноручно, - на основании заключения эксперта, привлеченного к проверке в соответствии с частью 5 настоящей статьи.
Из материалов дела следует, что 23 июня 2020 года Решением Совета депутатов Городского округа Балашиха Московской области № назначены выборы депутатов Совета депутатов Городского округа Балашиха на 13 сентября 2020 года.
Решением Избирательной комиссии Городского округа Балашиха № от 29 июня 2020 года полномочий окружных избирательных комиссий по выборам депутатов Совета депутатов Городского Балашиха по многомандатным избирательным округам, назначенным на 13 сентября 2020 года, возложены на Избирательную комиссию Городского округа Балашиха.
Решением Избирательной комиссии Городского округа Балашиха № от 29 июня 2020 года определено количество подписей избирателей, содержащихся в подписных листах кандидатов, подлежащей проверке в объеме 100%. Согласно Приложению к вышеуказанному решению, по пятимандатному избирательному округу № 1 необходимое количество подписей для регистрации составляет 50 (максимальное количество подписей, предоставляемых для регистрации 55), по пятимандатному избирательному округу № 2 необходимое количество подписей для регистрации составляет 51 (максимальное количество подписей, предоставляемых для регистрации 56), пятимандатному избирательному округу № 3 необходимое количество подписей для регистрации составляет 51 (максимальное количество подписей, предоставляемых для регистрации 56), пятимандатному избирательному округу № 4 необходимое количество подписей для регистрации составляет 49 (максимальное количество подписей, предоставляемых для регистрации 53), пятимандатному избирательному округу № 5 необходимое количество подписей для регистрации составляет 50 (максимальное количество подписей, предоставляемых для регистрации 55), пятимандатному избирательному округу № 6 необходимое количество подписей для регистрации составляет 51 (максимальное количество подписей, предоставляемых для регистрации 56), пятимандатному избирательному округу № 7 необходимое количество подписей для регистрации составляет 50 (максимальное количество подписей, предоставляемых для регистрации 55).
Решением Избирательной комиссии Городского округа Балашиха № от 29 июня 2020 года создана рабочая группа по проверке подписей избирателей, оформления подписных листов в составе членов Избирательной комиссии Городского округа Балашиха с правом решающего голоса, эксперта ЭКЦ ГУ МВД России по Московской области, а также Начальника (зам. начальника) МУ МВД России по Московской области «Балашихинское».
Административный истец Степанов М.А. 28 июля 2020 года подал в Избирательную комиссию Городского округа Балашиха заявление о согласии баллотироваться кандидатом в депутаты Совета депутатов Городского округа Балашиха Московской области по избирательному округу № 3 в порядке самовыдвижения на выборах депутатов Совета депутатов Городского округа Балашиха, назначенных на 13 сентября 2020 года.
1 августа 2020 года в Избирательную комиссию Городского округа Балашиха им представлены документы для регистрации кандидатом на указанных выборах, в том числе подписные листы с подписями избирателей, собранными в поддержку выдвижения (самовыдвижения) кандидата в депутаты Совета депутатов Городского округа Балашиха на 17 листах, заявленное количество подписей избирателей 56.
Рабочей группой по проверке подписей избирателей, оформления подписных листов в составе членов Избирательной комиссии Городского округа Балашиха с правом решающего голоса проведена проверка 17 подписных листов (56 подписей избирателей) в поддержку выдвижения кандидата в депутаты Совета депутатов Городского округа Балашиха на выборах депутатов Совета депутатов Городского округа Балашиха, назначенных на 13 сентября 2020 года, представленных Степановым М.А. 1 августа 2020 г. В представленных подписных листах 46 подписей избирателей признаны достоверными, недействительными признаны 10 подписей избирателей.
Основаниями признания подписей избирателей недействительными послужило проведенное комплексное исследование подписей и рукописных записей и технико-криминалистическое исследование представленных документов сотрудником ЭКЦ ГУ МВД по Московской области экспертом отдела по ЭКО МУ МВД России «Балашихинское» ЭКЦ ГУ МВД России по Московской области, оформленное справкой об исследовании от 6 августа 2020 г. №. В результате проведенных раздельного и сравнительного (методом визуального сопоставления с использованием микроскопа МБС-10 при увеличении до 16х в различных режимах освещения, а также с использованием прибора Ультрамаг С6 в ультрафиолетовых и инфракрасных лучах) исследований записей, содержащих сведения об избирателях (в графах «Фамилия, имя, отчество», «Год рождения (в возрасте 18 лет - дополнительно число, месяц рождения)», «Адрес места жительства», «Серия и номер паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина»), и рукописные записи от имени лица, осуществляющего сбор подписей (в строке 1одписной лист удостоверяю»), во всех подписных листах, было установлено, что рукописные записи в графах «Фамилия, имя, отчество», «Год рождения (в возрасте 18 лет - дополнительно число, месяц рождения)», «Серия и номер паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина», «Адрес места жительства» выполнены иными лицами; рукописные записи в строках «Подписной лист удостоверяю» на листах №№, 5, 7, 11, 13, 14, 17, графе «Дата внесения подписи» в строке № листа № и в строке № листа № выполнены одним лицом; рукописные записи в строках «Подписной лист удостоверяю» на листах №№, графе «Дата внесения подписи» в строках №№,2 листа №, строке № листа № и в строке № листа № выполнены одним лицом; рукописные записи в строках «Подписной лист удостоверяю» на листах №№, 9, 16 выполнены одним лицом; рукописные записи в строках «Подписной лист удостоверяю» на листах №№, 10, 12, 15 выполнены разными лицами. - рукописные записи в графе «Дата внесения подписи»: в строках № и № листа № выполнены одним лицом, строках № и № листа № выполнены одним лицом, строках № и № листа № выполнены одним лицом, в строках № листа № и № листа № выполнены одним лицом; в строках № листа № и № листа № выполнены одним лицом; в остальных строках - выполнены разными лицами. В результате проведенного визуального и микроскопического (с использованием микроскопа МБС-10 при увеличении до 16х в различных режимах освещения, а также с использованием прибора Ультрамаг С6 в ультрафиолетовых и инфракрасных лучах) исследования спорных записей и подписей, расположенных в подписных листах, установлены следующие изменения: в графе «Дата внесения подписи» строке № листа № цифра «6» изменена на цифру «7» путем дорисовки; каких-либо иных изменений их первоначального содержания не установлено.
По окончании проверки подписных листов, поданных Степановым М.А., составлен итоговый протокол от 08 августа 2020 года, в котором указано количество заявленных подписей, количество представленных подписей и количество проверенных подписей избирателей, а также количество подписей, признанных недостоверными и (или) недействительными, с указанием оснований (причин) признания их таковыми. Копия итогового протокола передана кандидату.
Решением Избирательной комиссии Городского округа Балашиха № от 10 августа 2020 года было принято решение отказать в регистрации Степанова М.А., выдвинутого в порядке самовыдвижения кандидатом в депутаты Совета депутатов Городского округа Балашиха по избирательному округу № 3.
Разрешая административное дело по существу, суд исходит из того, что основанием для принятия оспариваемого решения об отказе в регистрации административного истца кандидатом в депутаты Совета депутатов Городского округа Балашиха послужило предоставление кандидатом подписей избирателей, часть из которых не соответствовала требованиям пункта 11 статьи 37 и подпунктов «г», «л» пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», пункта 6 части 14 статьи 30 Закона Московской области «О муниципальных выборах в Московской области» в части собственноручного проставления избирателями фамилии, имени, отчества, подписи и даты ее внесения, специально не оговоренных исправлений. При этом количество признанных достоверными подписей избирателей было недостаточным для регистрации кандидата, что в силу подпункта «д» пункта 24 статьи 38 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» является основанием для отказа в регистрации кандидата.
Оценив представленные по делу доказательства и доводы сторон, суд приходит к выводу о том, что принятое Избирательной комиссией г.о. Балашиха решение об отказе в регистрации административного истца кандидатом в депутаты Совета депутатов Городского округа Балашиха по причине предоставления недостаточного количества достоверных подписей избирателей основано на законе, и обоснованность данного решения подтверждается представленными административным истцом подписными листами и справкой об исследовании, составленной на основании методик исследования компетентными должностными лицами, привлеченными в установленном пунктом 3 статьи 38 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и частью 5 статьи 30 Закона Московской области «О муниципальных выборах в Московской области» порядке для проведения процедуры проверки соблюдения порядка сбора подписей избирателей на основании решения Избирательной комиссии Городского округа Балашиха № от 29 июня 2020 года.
Довод административного истца о необходимости назначения по делу судебной почерковедческой экспертизы и о необходимости допроса в качестве свидетелей избирателей, проставивших спорные записи, основаны на неверном толковании законодательства Российской Федерации о выборах, поскольку возможность разрешения вопроса о достоверности или недостоверности подписей избирателей по основаниям, предусмотренным подпунктом «л» пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и пунктом 6 части 14 статьи 30 Закона Московской области «О муниципальных выборах в Московской области», иначе как на основании заключения эксперта, привлеченного к проверке в соответствии с пунктом 3 статьи 38 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и частью 5 статьи 30 Закона Московской области «О муниципальных выборах в Московской области», в том числе путем назначения по делу судебной почерковедческой экспертизы и опроса избирателей, не допускается.
Согласно пункту 1.3 Обзора судебной практики по вопросам, возникающим при рассмотрении дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации (утвержден Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 20 декабря 2017 г.) на правоотношения, связанные с проверкой избирательной комиссией подписей избирателей, не распространяются положения Федерального закона «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации». Установленные названным законом правила производства экспертиз не регулируют деятельность эксперта, привлеченного избирательной комиссией для проверки достоверности подписей избирателей в соответствии с пунктом 3 статьи 38 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». При этом заключение эксперта, который обосновал вывод о недостоверности или недействительности подписей избирателей, подлежит оценке судом.
Исследовав материалы дела, включая представленные административным истцом подписные листы, суд не находит оснований для критической оценки справки об исследовании от 6 августа 2020 г. №, поскольку данная справка составлена на основании соответствующих методик исследования компетентными должностными лицами, привлеченными в установленном законом порядке для проведения процедуры проверки соблюдения порядка сбора подписей избирателей.
При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения административного иска не имеется, поскольку решение административного ответчика об отказе в регистрации административного истца кандидатом в депутаты основано на законе и фактических обстоятельствах.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
административный иск Степанова Максима Александровича к Избирательной комиссии Городского округа Балашиха об отмене решения избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидатом в депутаты, обязании зарегистрировать в качестве кандидата в депутаты оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Московской областной суд через Железнодорожный городской суд путем подачи апелляционной жалобы в течении пяти дней со дня принятия решения судом.
Копия верна
Судья
Секретарь
В окончательной форме
решение принято 28 августа 2020 г.