ТРЕТИЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
№ 16-626/2023
г. Санкт-Петербург 7 марта 2023 года
Судья Третьего кассационного суда общей юрисдикции Косицына-Камалова И.Р., рассмотрев жалобу Ершовой О.Ю. на вступившие в законную силу постановление мирового судьи Ленинградской области на судебном участке № 41 Киришского района от 6 сентября 2022 года и решение судьи Киришского городского суда Ленинградской области от 3 ноября 2022 года, вынесенные в отношении руководителя Государственного бюджетного учреждения Ленинградской области «Центр олимпийской подготовки по водным видам спорта» Ершовой Ольги Юрьевны по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 15.33.2 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛА:
постановлением мирового судьи Ленинградской области на судебном участке № 41 Киришского района от 6 сентября 2022 года, оставленным без изменения решением судьи Киришского городского суда Ленинградской области от 3 ноября 2022 года, руководитель ГБУ Ленинградской области «Центр олимпийской подготовки по водным видам спорта» Ершова О.Ю. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 15.33.2 КоАП РФ, и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 300 рублей.
В жалобе, поданной в Третий кассационный суд общей юрисдикции, Ершова О.Ю., ставит вопрос об отмене указанных судебных актов и прекращении производства по делу об административном правонарушении, ссылаясь на малозначительность административного правонарушения и ошибочный вывод судов о том, что она является надлежащим субъектом вмененного административного правонарушения.
Изучение материалов истребованного дела об административном правонарушении и доводов жалобы заявителя позволяет прийти к следующим выводам.
Положениями ч. 1 ст. 15.33.2 КоАП РФ (в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения Ершовой О.Ю. к административной ответственности) установлена административная ответственность за непредставление в установленный законодательством Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования срок в органы Пенсионного фонда Российской Федерации оформленных в установленном порядке сведений (документов), необходимых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, а равно представление таких сведений в неполном объеме или в искаженном виде, за исключением случаев, предусмотренных ч. 2 ст. 15.33.2 КоАП РФ, в виде наложения административного штрафа на должностных лиц в размере от трехсот до пятисот рублей.
Из пункта 1 статьи 11 Федерального закона от 1 апреля 1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения Ершовой О.Ю. к административной ответственности) следует, что страхователи представляют предусмотренные пунктами 2 - 2.2 указанной статьи сведения для индивидуального (персонифицированного) учета в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации, а сведения, предусмотренные п. 2.3 данной статьи, - в налоговые органы по месту их учета.
Согласно пункту 2.2 указанной статьи (действовавшего на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для возбуждения дела об административном правонарушении, утратившего силу в связи с принятием Федерального закона от 14 июля 2022 года № 237-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", вступившего в силу с 1 января 2023 года), страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг, договоры авторского заказа, договоры об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательские лицензионные договоры, лицензионные договоры о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе договоры о передаче полномочий по управлению правами, заключенные с организацией по управлению правами на коллективной основе) следующие сведения: страховой номер индивидуального лицевого счета; фамилию, имя и отчество; идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).
Как усматривается из материалов дела, основанием для привлечения Ершовой О.Ю. к административной ответственности по ч. 1 ст. 15.33.2 КоАП РФ послужили изложенные в обжалуемых судебных актах выводы о том, что она, являясь руководителем ГБУ ЛО «Центр олимпийской подготовки по водным видам спорта», в установленный законом срок - не позднее 15 декабря 2021 года, не представила в органы Пенсионного фонда Российской Федерации «Сведения о застрахованных лицах» сведения по форме СЗВ-М за отчетный период - ноябрь 2021 года.
Представление указанных сведений в системе обязательного пенсионного страхования Пенсионного фонда Российской Федерации в Киришском районе зафиксировано 16 декабря 2021 года, то есть за пределами срока, предусмотренного пенсионным законодательством.
Установленные должностным лицом, составившим протокол об административном правонарушении, и судами обстоятельства подтверждаются совокупностью собранных по делу доказательств, которые получены с соблюдением процессуальных требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, последовательны, непротиворечивы, и обоснованно признаны судебными инстанциями достоверными относительно события правонарушения.
В соответствии с требованиями ст. 24.1 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства его совершения, предусмотренные ст. 26.1 КоАП РФ.
Деяние руководителя учреждения Ершовой О.Ю., допустившей описанное выше нарушение, обоснованно квалифицировано по ч. 1 ст. 15.33.2 КоАП РФ в соответствии с установленными обстоятельствами, нормами Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и нормативно-правовых актов, регулирующих отношения в сфере индивидуального (персонифицированного) учета.
Доводы, поданной в Третий кассационный суд общей юрисдикции жалобы о том, что Ершова О.Ю. не является надлежащим субъектом вмененного административного правонарушения, а также о малозначительности содеянного, направлены на переоценку установленных по делу фактических обстоятельств, они были предметом проверки и оценки предыдущих судебных инстанций, не нашли своего подтверждения в материалах настоящего дела об административном правонарушении, противоречат совокупности собранных по делу доказательств, обоснованно отвергнуты по основаниям, изложенным в соответствующих судебных актах, не опровергают наличие в деянии должностного лица объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 15.33.2 КоАП РФ, и не ставят под сомнение законность и обоснованность состоявшихся по делу судебных актов.
Несогласие привлекаемого к административной ответственности лица с оценкой имеющихся в деле доказательств, с толкованием судебными инстанциями норм КоАП РФ и законодательства, подлежащих применению в рассматриваемой ситуации, не свидетельствует о том, что судьями допущены нарушения норм материального права и (или) предусмотренные Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях процессуальные требования, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Предоставление страхователем в Пенсионный фонд предусмотренных законом сведений по истечении срока, предусмотренного пунктом 2.2 статьи 11 Закона об индивидуальном (персонифицированном) учете, не исключает установленную Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях административную ответственность должностного лица, не выполнившего надлежащим образом предусмотренную указанной нормой обязанность по представлению сведений для индивидуального (персонифицированного) учета в установленный срок.
В соответствии со статьей 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
В силу примечания к указанной норме совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники организаций несут административную ответственность как должностные лица.
Вывод судебных инстанций о наличии в деянии руководителя ГБУ ЛО «Центр олимпийской подготовки по водным видам спорта» Ершовой О.Ю. состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 15.33.2 КоАП РФ, соответствует фактическим обстоятельствам дела и имеющимся доказательствам.
Нарушений норм процессуального закона при производстве по делу об административном правонарушении не допущено, нормы материального права применены правильно.
Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности соблюдены.
Административное наказание назначено в минимальном размере, предусмотренном санкцией ч. 1 ст. 15.33.2 КоАП РФ, с соблюдением требований ст. 3.1, ст. 4.1 КоАП РФ и является обоснованным.
Вопреки доводам жалобы, оснований для признания совершенного административного правонарушения малозначительным и, соответственно, освобождения от административной ответственности с применением положений ст. 2.9 КоАП РФ, не имеется, поскольку не установлено исключительных обстоятельств, свидетельствующих о наличии предусмотренных указанной нормой признаков малозначительности административного правонарушения, принимая при этом во внимание значимость охраняемых отношений и конкретные обстоятельства совершения административного правонарушения.
Принимая во внимание, что положениями КоАП РФ установлена административная ответственность за сам факт нарушения срока предоставления в органы Пенсионного фонда Российской Федерации оформленных в установленном порядке сведений (документов), необходимых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования содеянное Ершовой О.Ю. не может расцениваться как малозначительное деяние, так как оно полностью соответствует объективной стороне административного правонарушения. Принятые Ершовой О.Ю. меры к прекращению правонарушения обоснованно отнесены мировым судьей к смягчающим административную ответственность обстоятельствам.
Согласно ч. 2 ст. 1.7 КоАП РФ закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено.
Согласно пункту 33.2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года № 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" обязательным условием, позволяющим ретроспективно применить закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, является неисполнение постановления о назначении административного наказания.
Исходя из смысла разъяснения, содержащегося в пункте 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22 июня 2012 года № 37 "О некоторых вопросах, возникающих при устранении ответственности за совершение публично-правового правонарушения", правовое значение имеет неисполнение полностью или частично решения (постановления) о привлечении к ответственности к моменту устранения ответственности, то есть на дату вступления в силу закона, устранившего такую ответственность.
Назначенное Ершовой О.Ю. обжалуемым постановлением мирового судьи административное наказание исполнено, штраф в размере 300 рублей оплачен в ноябре 2022 года, то есть до 1 января 2023 года (день вступления в силу Федерального закона от 14 июля 2022 года № 237-ФЗ, признавшего утратившим силу п. 2.2 ст. 11 Федерального закона от 1 апреля 1996 года № 27-ФЗ)
При таких обстоятельствах, поскольку оспариваемое постановление о привлечении Ершовой О.Ю. к административной ответственности было исполнено до вступления в силу Федерального закона от 14 июля 2022 года № 237-ФЗ, то отсутствуют основания для применения ч. 2 ст. 1.7 КоАП РФ.
При рассмотрении жалобы на постановление мирового судьи с доводами, аналогичными, изложенным в рассматриваемой жалобе, судьей городского суда дело проверено в полном объеме в соответствии со ст. 26.1 и ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ, в судебном решении дана объективная правовая оценка всем доводам заявителя и приведены мотивы, по которым судья пришел к выводу о законности и обоснованности привлечения должностного лица Ершовой О.Ю. к административной ответственности и справедливости назначенного наказания.
Обстоятельств, которые в силу п.п. 2 - 4 ч. 2 ст. 30.17 КоАП РФ могли бы являться основанием к изменению или отмене обжалуемых судебных актов, не установлено.
Руководствуясь ст. 30.13 и ст. 30.17 КоАП РФ, судья
ПОСТАНОВИЛА:
постановление мирового судьи Ленинградской области на судебном участке № 41 Киришского района от 6 сентября 2022 года и решение Киришского городского суда Ленинградской области от 3 ноября 2022 года, вынесенные в отношении руководителя Государственного бюджетного учреждения Ленинградской области «Центр олимпийской подготовки по водным видам спорта» Ершовой Ольги Юрьевны по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 15.33.2 КоАП РФ, оставить без изменения, а её жалобу – без удовлетворения.
Судья Третьего кассационного суда
общей юрисдикции И.Р. Косицына-Камалова