Решение по делу № 33-770/2024 (33-9766/2023;) от 01.12.2023

    УИД-05RS0-13

        Номер дела в суде первой инстанции № 2-2660/2023

Номер дела в суде апелляционной инстанции №33-770/2024 (33-9766/2023)

    ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН

    АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

    24 января 2024 года                                                                          г. Махачкала

    Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Дагестан в составе:

    председательствующего Алиевой Э.З.,

    судей Минтемировой З.А., Пономаренко О.В.,

    при секретаре судебного заседания Газиевой Д.Д.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокуратуры Ленинского района г. Махачкалы к Администрации г. Махачкалы, МБОУ г. Махачкалы «Центр развития ребёнка - детский сад № 7», Управлению образования г. Махачкалы, Финансовому управлению г. Махачкалы, Управлению по делам ГО и ЧС г. Махачкалы о признании незаконным бездействия, возложении обязанности в срок 180 дней с момента вступления решения суда в законную силу Администрацию г. Махачкалы, Управление образования г. Махачкалы, Финансовое управление г. Махачкалы выделить финансовые средства для устранения нарушений для устранения нарушений требований пожарной безопасности, по апелляционной жалобе представителя Администрации ГОсВД «город Махачкала» по доверенности Сулейманова Р.С. на решение Ленинского районного суда города Махачкалы от 25 июля 2023 года.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Дагестан Минтемировой З.А., судебная коллегия

    установила:

Прокуратура Ленинского района г. Махачкалы обратилась в суд с иском к Администрации г. Махачкалы, МБОУ г. Махачкалы «Центр развития ребёнка - детский сад № 7», Управлению образования г. Махачкалы, Финансовому управлению г. Махачкалы о признании незаконным бездействия, возложении обязанности в срок 180 дней с момента вступления решения суда в законную силу Администрацию г. Махачкалы, Управление образования г. Махачкалы, Финансовое управление г. Махачкалы выделить финансовые средства для устранения нарушений для устранения нарушений требований пожарной безопасности, а именно: обеспечить ведение журнала эксплуатационных систем противопожарной защиты; обеспечить разработку пожарной декларации в отношении детского сада; обеспечить составление актов практических тренировок по эвакуации лиц, осуществляющих свою деятельность на объекте защиты с массовым пребыванием людей, а также посетителей; обеспечить разработку проектной документации на автоматическую систему пожарной сигнализации; обеспечить организацию работ по ремонту, техническому обслуживанию и эксплуатации автоматической пожарной сигнализации, обеспечивающее исправное состояние указанных средств; представить акты исправности автоматической системы обнаружения пожара; обеспечить принятие мер по дублированию сигнала автоматической системы пожарной сигнализации на пульт подразделения пожарной охраны; обеспечить вывешивание информации с перечнем помещений, защищаемых установками противопожарной                       защиты в местах установки приёмно-контрольных приборов автоматической системы пожарной сигнализации; обеспечить проведение проверок                                     в части водоотдачи сети наружного противопожарного водоснабжения (гидранта) не реже 2 раз в год (весной и осенью) с внесением информации в журнал эксплуатации систем противопожарной защиты; обеспечить разработку акта (протокола) поведения испытаний металлических                        лестниц (эвакуационных лестниц) из здания; обеспечить разработку                          акта (протокола) поведения испытаний металлических ограждений на                кровле; обеспечить проведение проверки состояния огнезащитного             покрытия строительных конструкций чердачного помещения здания с составлением акта (протокола) испытаний; обеспечить оборудование групповых ячеек, расположенных на этажах здания с пребыванием                           более 10 лиц, дополнительными эвакуационными выходами; обеспечить освобождение эвакуационного выхода от загромождения мебелью, и                       обязать МБОУ г. Махачкалы «Центр развития ребёнка - детский                                              сад № 7» после поступления денежных средств обеспечить устранение выявленных нарушений, отражённых в информационном письме ОНД и ПР № 1 по г. Махачкале УНД и ПР РФ по РД от 22 февраля 2023 года № ИВ-191-4-4-237.

Исковые требования обоснованы тем, что прокуратурой                            Ленинского района г. Махачкалы во исполнение задания Прокуратуры Республики Дагестан проводилась проверка соблюдения МБОУ г. Махачкалы «Центр развития ребёнка - детский сад № 7» требований пожарной безопасности. В ходе проверки ОНД и ПР № 1 по г. Махачкале УНД и ПР РФ по РД составлено и направлено в прокуратуру                          Ленинского района г. Махачкалы информационное письмо от 22 февраля 2023 года № ИВ-191-4-4-237, в котором установлены и перечислены приведённые выше нарушения требований пожарной безопасности, допущенные проверяемым образовательным учреждением. Поскольку в досудебном порядке нарушения устранены не были, прокуратурой принято решение об обращении в суд в порядке статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации за защитой неопределенного круга лиц.

К участию в деле в качестве ответчика привлечено Управление по делам ГО и ЧС г. Махачкалы.

    Решением Ленинского районного суда г. Махачкалы от 25 июля 2023 года постановлено:

«Исковые требования Прокуратуры Ленинского района г. Махачкалы удовлетворить частично.

Признать незаконным бездействие Администрации г. Махачкалы по обеспечению в МБОУ г. Махачкалы «Центр развития ребёнка - детский сад № 7» выполнения требований пожарной безопасности.

Обязать Администрацию г. Махачкалы в срок 180 дней с момента вступления решения суда законную силу обеспечить в МБОУ г. Махачкалы «Центр развития ребёнка - детский сад № 7» выполнение требований пожарной безопасности, указанных в информационном письме ОНД и ПР № 1 по г. Махачкале УНД и ПР РФ по РД от 22.02.2023 № ИВ-191-4-4-237, а именно: обеспечить организацию работ по ремонту, техническому обслуживанию и эксплуатации автоматической пожарной сигнализации, обеспечивающее исправное состояние указанных средств; обеспечить принятие мер по дублированию сигнала автоматической системы                          пожарной сигнализации на пульт подразделения пожарной охраны; обеспечить разработку акта (протокола) поведения испытаний металлических лестниц (эвакуационных лестниц) из здания; обеспечить разработку акта (протокола) поведения испытаний металлических ограждений на кровле; обеспечить вывешивание информации с перечнем помещений, защищаемых установками противопожарной защиты в местах установки приёмно-контрольных приборов автоматической системы пожарной сигнализации; обеспечить проведение проверок в части водоотдачи сети наружного противопожарного водоснабжения (гидранта) не реже 2 раз в год                       (весной и осенью) с внесением информации в журнал эксплуатации                      систем противопожарной защиты; обеспечить проведение проверки состояния огнезащитного покрытия строительных конструкций чердачного помещения здания с составлением акта (протокола) испытаний;                      обеспечить оборудование групповых ячеек, расположенных на этажах здания с пребыванием более 10 лиц, дополнительными эвакуационными выходами

В удовлетворении остальной части иска (в том числе к иным ответчикам) – отказать».

В апелляционной жалобе представитель ответчика Администрации ГОсВД «город Махачкала» по доверенности Сулейманов Р.С. просит отменить решение суда, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований к Администрации города Махачкала в полном объеме.

В обосновании доводов жалобы указано, что судом неправильно применены нормы материального права, из чего последовало вынесение незаконного и необоснованного решения, а также суд не установил фактические обстоятельства дела, свидетельствующие об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований.

Указывает, что судом неправильно определен процессуальный                        статус МКУ ГО и ЧС г. Махачкалы, поскольку постановлением Администрации г. Махачкала от 29 марта 2023 года №72 принято                         решение о выделении на данную цель денежные средства и финансирование в соответствии с данным постановлением производить за счет средств, предусмотренных на эти цели в бюджете Администрации г. Махачкала, и единственным исполнителем данной программы выступает непосредственно МКУ «Управление по делам гражданской обороны и чрезвычайных          ситуаций г. Махачкалы», которое и является надлежащим ответчиком по делу.

Согласно пункту 1.3 Положения МКУ «Управление по делам                              ГО и ЧС города Махачкалы» является муниципальным казенным учреждением, обладает правами юридического лица, имеет печать со своим наименованием, иные печати, штампы и бланки, необходимые для осуществления его деятельности, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности в пределах действующего законодательства, быть истцом и ответчиком в суде. Управление имеет самостоятельный баланс,                              лицевые счета, бюджетную смету, обеспечивает исполнение своих обязательств в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств, и обращает внимание на то, что муниципальное образование не                               является ответственным лицом за те обязательства, для исполнения                     которых муниципальное образование создало муниципальные казенные учреждения. При этом, Администрация города Махачкалы                                ежегодно перечисляет все необходимые денежные средства на нужды муниципального образования, которыми она распоряжается впоследствии самостоятельно.

В судебное заседание суда апелляционной инстанции явился                      прокурор Гаджимагомедова М.Г., остальные участвующие в деле                                  лица не явились, извещены о дате, месте и времени судебного разбирательства, ходатайства об отложении судебного разбирательства от них не поступило.

В соответствии с частью 1 статьи 327, статьей 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

    Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав прокурора, судебная коллегия приходит к следующему.

Федеральный закон от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (далее - Федеральный закон «О пожарной безопасности») определяет общие правовые, экономические и социальные основы обеспечения пожарной безопасности в Российской Федерации, регулирует в этой области отношения между органами государственной власти, органами местного самоуправления, учреждениями, организациями, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, иными юридическими лицами независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, а также между общественными объединениями, индивидуальными предпринимателями, должностными лицами, гражданами РФ, иностранными гражданами, лицами без гражданства.

При этом пожарной безопасностью признается состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от                            пожаров, требованиями пожарной безопасности - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом; нарушением требований пожарной безопасности - невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности; мерами пожарной безопасности - действия по обеспечению пожарной безопасности, в том числе по выполнению требований пожарной безопасности.

Под нарушением требований пожарной безопасности согласно вышеназванной статье понимается невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности.

В соответствии с пунктом 2 части 6 стать 28 Федерального                              закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», образовательная организация обязана осуществлять                              свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе, создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.

Согласно статье 20 Федерального закона «О пожарной безопасности» требования пожарной безопасности, содержащиеся в нормативных документах по пожарной безопасности (стандартах, нормах и правилах пожарной безопасности, инструкциях и иных документах) являются обязательными к исполнению.

В соответствии со статьей 34 Федерального закона «О пожарной безопасности» граждане имеют право на защиту их жизни, здоровья и имущества в случаях пожара. Граждане обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, иметь в помещениях и строениях, находящихся в их собственности (пользовании), первичные средства тушения пожаров и противопожарный инвентарь в соответствии с правилами пожарной безопасности и перечнями, утвержденными соответствующими органами местного самоуправления.

Статьями 37 и 38 Федерального закона «О пожарной безопасности» определено, что обязанность соблюдать требования пожарной безопасности возложена на лиц, уполномоченных владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, руководители организаций обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны.

В соответствии с пунктом 2 части 3 статьи 28 Федерального                           закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее - Федерального закона от 29 декабря 2012 года                                    № 273-ФЗ) к компетенции образовательного учреждения относится материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и                         местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами.

Частью 7 статьи 28 названного Федерального закона от 29 декабря                2012 года № 273-ФЗ предусмотрено, что образовательная организация                       несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, за реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом, качество образования своих выпускников, а также за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 6 Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной, если в полном объеме выполнены обязательные требования пожарной безопасности, установленные федеральными законами о технических регламентах.

В силу статьи 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

В силу части 9 статьи 9.2 Федерального закона от 12 января 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» имущество бюджетного учреждения закрепляется за ним на праве оперативного управления в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Собственником имущества бюджетного учреждения является соответственно Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование.

Часть 1 статьи 296 Гражданского кодекса Российской Федерации определяет, что учреждения, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются и распоряжаются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника этого имущества и назначением этого имущества.

Как установлено судом и следует из материалов дела, по поручению Прокуратуры Республики Дагестан прокуратурой Ленинского района г. Махачкалы проводилась проверка соблюдения МБОУ г. Махачкалы                       «Центр развития ребёнка - детский сад № 7» требований пожарной безопасности.

В ходе указанной проверки ОНД и ПР № 1 по г. Махачкале УНД и ПР РФ по РД составлено и направлено в прокуратуру Ленинского района г. Махачкалы информационное письмо от 22 февраля 2023 года № ИВ-191-4-4-237, в котором установлены и перечислены приведённые выше нарушения требований пожарной безопасности, допущенные в проверяемом образовательном учреждении - МБОУ г. Махачкалы «Центр развития ребёнка - детский сад № 7».

Учитывая изложенное, с учетом положений Федерального закона                         от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ                            «О пожарной безопасности», Федерального закона от 22 июля 2008 года                       № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», исходя из того, что ответчиком устранены нарушения в части                                  ведения журнала эксплуатационных систем противопожарной защиты; обеспечения разработки пожарной декларации в отношении детского                      сада; составления актов практических тренировок по эвакуации лиц, осуществляющих свою деятельность на объекте защиты с массовым пребыванием людей, а также посетителей; разработки проектной документации на автоматическую систему пожарной сигнализации; представления актов исправности автоматической системы обнаружения пожара; освобождении эвакуационный выход от загромождения                           мебелью, а также обеспечения проведения проверок в части водоотдачи сети наружного противопожарного водоснабжения (гидранта) не реже 2 раза в год (весной и осенью) с внесением информации в журнал эксплуатации систем противопожарной защиты ответчиками указывается на отсутствие на территории школы пожарного гидранта, суд первой инстанции удовлетворил исковые требования прокурора части.

При этом суд пришел к обоснованному выводу о том, что обеспечение требований пожарной безопасности образовательных учреждений является обязанностью органа местного самоуправления, в рассматриваем случае – Администрации г. Махачкалы.

Судебная коллегия не усматривает оснований не согласиться с выводами суда первой инстанции, так как они соответствуют установленным по делу обстоятельствам, сделаны при правильном применении норм материального права и его толковании, на основании представленных сторонами доказательств, которым судом дана надлежащая оценка                                 в порядке статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

В соответствии с частью 2 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались.

В данном случае, судом первой инстанции правомерно был определен объем необходимых доказательств в рамках настоящего дела, правильно распределено бремя доказывания между сторонами, оценка представленных доказательств соответствует требованиям статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, положения статьи 12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судом соблюдены. Оснований для иной оценки фактических обстоятельств дела и представленных суду первой инстанции доказательств судебная коллегия не усматривает.

Судебная коллегия приходит к выводу о том, что доводы апелляционной жалобы не содержат правовых оснований к отмене                         решения суда, по существу сводятся к изложению обстоятельств,               являвшихся предметом исследования и оценки суда первой инстанции, а также к выражению несогласия с произведенной судом оценкой представленных по делу доказательств, не содержат фактов, не проверенных и не учтенных судом первой инстанции при рассмотрении дела и имеющих юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияющих на обоснованность и законность судебного постановления, либо опровергающих выводы суда первой инстанции, в связи с чем являются несостоятельными и не могут служить основанием для отмены законного и обоснованного решения суда.

В силу статьи 330 Гражданского процессуального кодекса                      Российской Федерации основаниями для отмены или изменения                            решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих                     значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Такие обстоятельства судом при рассмотрении апелляционной жалобы, не установлены, в связи с чем, требования апелляционной жалобы об отмене решения не подлежат удовлетворению.

Пленум Верховного Суда Российской Федерации в Постановлении от 19 декабря 2003 года № 23 «О судебном решении» разъяснил, что                        решение должно быть законным и обоснованным (часть 1 статьи 195 ГПК РФ).

Эти требования при вынесении решения судом первой инстанции соблюдены.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 239 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Ленинского районного суда г. Махачкалы от 25 июля 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи:

Мотивированное апелляционное определение составлено 30 января 2024 года.

33-770/2024 (33-9766/2023;)

Категория:
Гражданские
Истцы
Прокуратура Ленинского района г. Махачкалы
Прокуратура РД
Ответчики
МКУ Управление образования администрации ГО город Махачкала
МБДОУ Центр развития ребенка-Детский сад №7
Управление по делам ГО и ЧС г.Махачкалы
МКУ Финансовое управление Администрации ГОсВД
Администрация ГОсВД город Махачкалы
Другие
Магомедалиева У.О.
Отдел надзорной деятельности и профилактической работы №1 г. Махачкалы УНД ПР ГУ МЧС России по РД
Суд
Верховный Суд Республики Дагестан
Дело на странице суда
vs.dag.sudrf.ru
04.12.2023Передача дела судье
24.01.2024Судебное заседание
25.03.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
25.03.2024Передано в экспедицию
24.01.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее