г. Сыктывкар УИД 11RS0001-01-2024-009136-39
№ 33-6932/2024 г. (№ 2-6605/2024 г.)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ
ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ
в составе председательствующего Сироткиной Е.М.,
судей Батовой Л.А. и Константиновой Н.В.,
при секретаре Нечаевой Л.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 03.10.2024 дело по апелляционной жалобе Отделения фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Коми на решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 01.08.2024, которым:
удовлетворены исковые требования и.о. прокурора Княжпогостского района Республики Коми в интересах Некрасова Юрия Константиновича (...) к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Коми (...) об обязании обеспечить техническими средствами реабилитации;
на Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Коми возложена обязанность в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить Некрасова Юрия Константиновича техническими средствами реабилитации, предусмотренными индивидуальной программой реабилитации, а именно, ...
решение в части обеспечения Некрасова Юрия Константиновича ... не приводить к исполнению.
Заслушав доклад судьи Сироткиной Е.М., пояснения представителя прокуратуры Скворцовой Е.А., судебная коллегия
установила:
И.о. прокурора Княжпогостского района Республики Коми в интересах Некрасова Ю.К., <Дата обезличена> г.р., обратился в Сыктывкарский городской суд с иском к Отделению фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Коми (далее – ОСФР по Республике Коми) об обеспечении Некрасова Юрия Константиновича в течение месяца с момента вступления решения суда в законную силу техническими средствами реабилитации, а именно, ...
Определением от <Дата обезличена> Некрасов Ю.К. привлечен к участию в деле материального истца.
В судебном заседании истец участия не принимал, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие.
Представитель прокуратуры в судебном заседании настаивал на удовлетворении исковых требований, уточнил просительную часть иска в части обеспечения ..., указав на необходимость обеспечения ....
Представитель ответчика исковые требования не признал по доводам письменных возражений, указав, что государственный контракт не заключен не по вине ответчика, а ввиду отсутствия коммерческих предложений. Кроме того, истец вправе реализовать свое право на обеспечение техническими средствами реабилитации путем выплаты денежной компенсации в случае самостоятельного приобретения, или посредством использования электронного сертификата; кроме того, истцу выдано направление от <Дата обезличена> на получение ... соответственно, оснований для удовлетворения исковых требований не имеется.
Суд принял указанное выше решение.
В апелляционной жалобе ответчик просит об отмене решения суда, ссылаясь на неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела, нарушение норм материального права.
Прокурором Княжрогостского района Республики Коми представлены возражения на апелляционную жалобу, в которых он просит решение суда оставить без изменения.
В соответствии со статьями 167, 327 ГПК РФ дело в суде апелляционной инстанции рассмотрено в отсутствие материального истца и ответчика, извещенного надлежащим образом.
Проверив материалы дела в пределах доводов жалобы на основании пункта 1 статьи 327.1 ГПК РФ, обсудив доводы жалобы, заслушав позицию прокурора, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
В соответствии со статьей 10 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ), государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета.
Частью 1 статьи 11 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ установлено, что индивидуальная программа реабилитации или абилитации инвалида - комплекс оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающий в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных функций организма, формирование, восстановление, компенсацию способностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности.
В силу части 2 указанной статьи индивидуальная программа реабилитации или абилитации инвалида является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.
Технические средства реабилитации предоставляются инвалидам по месту их жительства (месту пребывания, фактического проживания) уполномоченными органами в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, Фондом пенсионного и социального страхования Российской Федерации, а также иными заинтересованными организациями (часть 14 статьи 11.1 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ).
Из приведенных нормативных положений следует, что государство гарантирует инвалидам получение технических средств реабилитации, предусмотренных федеральным перечнем технических средств реабилитации и предоставляемых им за счет средств федерального бюджета. Необходимость предоставления инвалиду технических средств реабилитации для компенсации или устранения стойких ограничений его жизнедеятельности устанавливается по медицинским показаниям и противопоказаниям и предусматривается в индивидуальной программе реабилитации инвалида, разработанной федеральным государственным учреждением медико-социальной экспертизы и являющейся обязательной для исполнения.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.04.2008 № 240 «О порядке обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями» утверждены Правила обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации (далее – Правила № 240).
Пунктом 2 Правил № 240 предусмотрено обеспечение инвалидов техническими средствами в соответствии с индивидуальными программами реабилитации инвалидов, разрабатываемыми федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы в порядке, установленном Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации.
Подпунктом «а» пункта 3 Правил № 240 установлено, что обеспечение инвалидов и ветеранов соответственно техническими средствами и изделиями осуществляется путем предоставления соответствующего технического средства (изделия).
В силу абзаца первого пункта 4 Правил № 240 заявление о предоставлении технического средства (изделия) подается инвалидом (ветераном) либо лицом, представляющим его интересы, в территориальный орган Фонда социального страхования Российской Федерации по месту жительства инвалида (ветерана) или в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации по месту жительства инвалида (ветерана), уполномоченный на осуществление переданных в соответствии с заключенным Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации и высшим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации соглашением полномочий Российской Федерации по предоставлению мер социальной защиты инвалидам и отдельным категориям граждан из числа ветеранов.
Согласно пункту 5 Правила № 240 уполномоченный орган рассматривает заявление о предоставлении технического средства (изделия) в 15-дневный срок с даты его поступления и уведомляет инвалида (ветерана) в форме документа на бумажном носителе или в электронной форме выбранным им способом, указанным в таком заявлении, в том числе через личный кабинет единого портала, о постановке на учет по обеспечению техническим средством (изделием). При наличии действующего государственного контракта на обеспечение техническим средством (изделием) в соответствии с заявлением одновременно с уведомлением уполномоченный орган высылает (выдает) инвалиду (ветерану) направление на получение либо изготовление технического средства (изделия) (далее - направление) в отобранные уполномоченным органом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, организации, обеспечивающие техническими средствами (изделиями) (далее - организация, в которую выдано направление). В направлении уполномоченным органом указывается срок его действия, который устанавливается в пределах срока действия государственного контракта на обеспечение инвалида (ветерана) техническим средством (изделием) и составляет не менее половины срока действия указанного контракта.
При отсутствии действующего государственного контракта на обеспечение инвалида (ветерана) техническим средством (изделием) в соответствии с заявлением уполномоченный орган высылает (выдает) инвалиду (ветерану) документы, предусмотренные настоящим пунктом, в 7-дневный срок с даты заключения такого государственного контракта, при этом извещение о проведении закупки соответствующего технического средства (изделия) должно быть размещено уполномоченным органом в единой информационной системе в сфере закупок не позднее 30 календарных дней со дня подачи инвалидом (ветераном) заявления о предоставлении технического средства (изделия).
В соответствии со статьей 11 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ и пунктом 15(1) Правил № 240, если предусмотренные индивидуальной программой реабилитации TCP и (или) услуга не могут быть предоставлены инвалиду либо если инвалид приобрел соответствующее TCP и (или) оплатил услугу за собственный счет, ему выплачивается компенсация в размере стоимости приобретенного технического средства реабилитации и (или) оказанной услуги, но не более стоимости соответствующего технического средства реабилитации и (или) услуги, предоставляемых в порядке, установленном частью 14 статьи 11.1 настоящего Федерального закона.
Согласно статье 11.1 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ и пункта 15 (2) Правил № 240 по выбору инвалида технические средства реабилитации и (или) услуги, предусмотренные федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, могут быть приобретены и (или) оплачены инвалидами с использованием электронного сертификата с учетом положений Федерального закона «О приобретении отдельных видов товаров, работ, услуг с использованием электронного сертификата» в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Из приведенных нормативных положений следует, что гарантированное государством право инвалида на обеспечение за счет средств федерального бюджета техническими средствами реабилитации, предусмотренными индивидуальной программой реабилитации инвалида, осуществляется путем предоставления этих средств в натуре или посредством выплаты денежной компенсации, если данные средства не могут быть предоставлены инвалиду либо если инвалид приобрел соответствующее техническое средство реабилитации за собственный счет, то есть механизм реализации указанного права регламентирован.
Судом установлено, что Некрасов Ю.К. является ....
В соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида <Номер обезличен> от <Дата обезличена> Некрасов Ю.К. нуждается в обеспечении техническими средствами реабилитации за счет средств федерального бюджета, а именно, ...
На основании заявления от <Дата обезличена> Некрасов Ю.К. был поставлен на учет по обеспечению техническими средствами реабилитации (далее - ТСР), предусмотренными ИПРА.
В рамках действия государственных контрактов Некрасову Ю.К. указанные средства реабилитации на момент обращения прокурора с иском в суд выданы не были.
На стадии рассмотрения дела судом первой инстанции ответчиком истцу направлено направление на получение технических средств реабилитации от <Дата обезличена> на получение ...; на иные средства реабилитации направление не выдано.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции, руководствуясь приведенными выше нормами права, пришел к выводу о наличии оснований для их удовлетворения и возложения на ответчика обязанности обеспечить Некрасова Ю.К. техническими средствами реабилитации – .... При это суд указал, что решение в части обеспечения Некрасова Ю.К. ... не подлежит приведению к исполнению, в связи выдачей истцу направления на получение указанных технических средств реабилитации.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, находя доводы апелляционной жалобы об обратном несостоятельными.
Согласно статье 39 (часть 1) Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. (часть 1 статьи 41 Конституции Российской Федерации).
Таким образом, здоровье как неотъемлемое и неотчуждаемое благо, принадлежащее человеку от рождения и охраняемое государством, Конституция Российской Федерации относит к числу конституционно значимых ценностей, гарантируя каждому право на охрану здоровья, медицинскую и социальную помощь.
Право истца на получение технического средства реабилитации не может ставиться в зависимость от обстоятельств, на которые ответчик указывает в жалобе, иное означало бы отказ в защите нарушенных прав гражданина, что противоречит положениям Конституции Российской Федерации и федерального законодательства в области социальной защиты.
Нарушение органами, уполномоченными на предоставление государственной услуги по обеспечению инвалидов средствами реабилитации, отсутствие заключенного государственного контракта, не должно нарушать гарантированное законом право на обеспечение жизнедеятельности в бытовой и общественной деятельности в целях его социальной адаптации.
Доводы апелляционной жалобы о том, что Некрасов Ю.К. не лишен возможности самостоятельно приобрести технические средства реабилитации и в последующем обратиться к ответчику за выплатой компенсации, а также на возможность их приобретения с использованием электронного сертификата, не свидетельствуют об ошибочности выводов суда, поскольку истец согласно положениям статей 9, 12 ГК РФ избрал способ защиты нарушенного права путем получения ТСР. Приобретение средств реабилитации самим инвалидом с последующей компенсацией является правом, а не обязанностью инвалида.
Вопреки доводам представителя ответчика, сама по себе выдача Некрасову Ю.К. направлений на получение .... (<Дата обезличена>), .... (<Дата обезличена>) после вынесения решения суда не влияет на законность последнего, поскольку на момент вынесения судебного акта указанные действия совершены не были.
Доводов, которые могли бы повлиять на принятое судом решение, апелляционная жалоба не содержит.
Нарушений норм материального и процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, судом не допущено, оснований для отмены решения, как о том ставится вопрос в апелляционной жалобе, судебная коллегия не находит.
Руководствуясь статьей 328 ГПК РФ, судебная коллегия
о п р е д е л и л а:
решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 23.07.2024 оставить без изменения, апелляционную жалобу Отделения фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Коми - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Мотивированное определение составлено 03.10.2024