№2-4137/2023
УИД26RS0002-01-2023-005842-68
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
город Ставрополь 13 марта 2024
Судебная коллегия по гражданским делам Ставропольского краевого суда в составе:
председательствующего судьи Осиповой И.Г.,
судей Свечниковой Н.Г., Савина А.Н.,
при секретаре Ушакове Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе исполняющего обязанности заместителя главы администрации города Ставрополя Волкова С.А., на решение Ленинского районного суда города Ставрополя Ставропольского края от 28 ноября 2023 года по иску прокурора Ленинского района города к комитету городского хозяйства администрации Ставрополя,
заслушав доклад судьи Свечниковой Н.Г.,
установила:
прокурор Ленинского района г. Ставрополя обратился в суд с иском об обязать комитета городского хозяйства администрации г. Ставрополя убрать место (площадку) накопления ТКО в районе домов по ул. Серова, 470/2, 470/3, установив ее в соответствии с требованиями ч. 3, 4 ст. 23 Правил благоустройства территории муниципального образования города Ставрополя, утвержденных решением Ставропольской городской Думы от 23.08.2017 № 127, санитарных правил и норм СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно- эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 № 3, в течение 6 месяцев с даты вступления решения суда в законную силу.
В обоснование заявленных требований указано, что прокуратурой района проведена проверка доводов обращений граждан о нарушении законодательства об отходах производства и потребления по ул. Серова, 468/3, 468/5, 470/2, 470/3 г. Ставрополя и иным вопросам.
В ходе рассмотрения обращения установлено, что ранее место (площадка) накопления ТКО организовано в границах земельного участка с кадастровым номером 26:12:031002:523 по ул. Серова, 468/3 г. Ставрополя, предназначенного под среднеэтажную жилую застройку.
В настоящее время собственником земельного участка с кадастровым номером 26:12:031002:523 установлено ограждение данного земельного участка.
Место (площадка) накопления ТКО согласно реестру мест (площадок) накопления ТКО, утвержденному приказом комитета городского хозяйства администрации города Ставрополя от 06.05.2022 № 131, имеющее адрес: ул. Серова, 470/3, находилось в границах вышеуказанного земельного участка.
В связи с чем собственником вышеуказанного земельного участка два бункера- накопителя и два специализированных контейнера для сбора ПЭТ отходов были перемещены на соседний земельный участок общего пользования, в район детской игровой площадки.
В настоящее время место (площадка) размещения ТКО в нарушение требований ч. 3 ст. 23 Правил благоустройства территории муниципального образования города Ставрополя, утвержденных решением Ставропольской городской Думы от 23 августа 2017 № 127, размещена вблизи детской игровой площадки, менее 20 метров от нее.
13.01.2023 в адрес и.о. руководителя комитета городского хозяйства администрации г. Ставрополя внесено представление об устранении выявленных нарушений, которое рассмотрено и удовлетворено, однако действенных мер к их устранению не принято - место (площадка) накопления ТКО в районе домов по ул. Серова, 470/2, 470/3 размещена в нарушение требований п. 3 ст. 23 Правил благоустройства территории муниципального образования города Ставрополя, утвержденных решением Ставропольской городской Думы от 23.08.2017 № 127, Санитарных правил и норм СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно- эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 № 3.
Решением Ленинского районного суда города Ставрополя Ставропольского края от 28 ноября 2023 года исковые требования прокурора удовлетворены.
Суд постановил:
Обязать комитет городского хозяйства администрации города Ставрополя убрать место( площадку) накопления ТКО в районе домов по ул. Серова, 470/2, 470/3, установив её з соответствии с требованиями ч.ч. 3, 4, ст. 23 Правил благоустройства территории муниципального образования города Ставрополя, утвержденных решением Ставропольской -опекой Думы от 23.08.2017 № 127, санитарных правил и норм СанПиН 2.1.3684-21 Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно- противоэпидемиологических (профилактических) мероприятий, утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 2 ? 11 2121 2sз 3, в течение трёх месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
В апелляционной жалобе исполняющий обязанности заместителя главы администрации города Ставрополя Волков С.А., просит решение суда от 28 ноября 2023 года отменить, принять по делу новое решение в исковых удовлетворении требований отказать. Указывает, что вопросы по поводу содержания искового заявления Прокурора Ленинского района г. Ставрополя и его обоснования подлежали рассмотрению на стадии подготовки дела к судебному разбирательству путем определения судьей юридических фактов, лежащих в основании требований Прокурора Ленинского района г. Ставрополя, с учетом характера спорного правоотношения и норм материального права, подлежащих применению. Требования к содержанию общего имущества в многоквартирном доме предусмотрены Правилами содержания общего имущества многоквартирном доме, утвержденными постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 № 491 (далее - Правила № 491). Согласно подпункту «д(2)» пункта 11 Правил № 491 содержание общего имущества включает в себя содержание мест накопления ТКО в соответствии с установленными требованиями. Состав минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг и работ, порядок их оказания и выполнения устанавливаются Правительством РФ (часть 1.2 статьи 161 ЖК РФ). Пунктом 26 (1) Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядка их оказания и выполнения, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 03.04.2013 № 290 (далее - Минимальный перечень), к работам по содержанию мест накопления твердых коммунальных отходов отнесена организация и содержание мест накопления ТКО, включая обслуживание и очистку контейнерных площадок. В соответствии с пунктом 3.7.1 Правил № 170 организации по обслуживанию жилищного фонда обязаны обеспечивать, в том числе установку на обслуживаемой территории сборников для твердых отходов; организацию вывоза отходов и контроль за выполнением графика удаления отходов; свободный подъезд и освещение около площадок под установку контейнеров и мусоросборников; содержание в исправном состоянии контейнеров и мусоросборников для отходов (кроме контейнеров бункеров, находящихся на балансе других организаций) без переполнения и загрязнения территории. Пунктом 3 Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, утвержденных постановлением Правительства РФ от 31.08.2018 № 1039 (далее - Правила № 1039), предусмотрено, что места (площадки) накопления ТКО создаются органами местного самоуправления, за исключением установленных законодательством РФ случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах. В своем исковом заявлении Прокурор Ленинского района г. Ставрополя просил суд обязать Комитет городского хозяйства администрации города Ставрополя (далее соответственно - Прокурор, Комитет) убрать место (площадку) накопления ТКО в районе домов по ул. Серова, 470/2, 470/3, установив ее в соответствии с требованиями с ч. 3, 4 ст. 23 Правил благоустройства территории муниципального образования города Ставрополя, утвержденных решением Ставропольской городской Думы от 23.08.2017 № 127, санитарных правил и норм СанПиН 2.,1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 № 3, в течение 6 месяцев с даты вступления решения суда в законную силу. Истец в предмет искового заявления изменения не вносил. Однако судья в резолютивной части решения самостоятельно изменил срок исполнения требований Прокурора Ленинского района г. Ставрополя, а именно указал «...в течение трёх месяцев с даты вступления решения суда в законную силу». Считает, что суд вышел за пределы исковых требований.
Возражений на апелляционную жалобу не поступило.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции представитель Комитета городского хозяйства администрации города Ставрополя, будучи надлежащим образом уведомленный о месте и времени апелляционного рассмотрения дела, не явился, в связи с чем судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в его отсутствие в порядке ст.167 ГПК РФ.
В судебном заседании представитель процессуального истца прокурор Московкина В.В. против удовлетворения апелляционной жалобы возражала, считая решение суда законным и обоснованным.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции по доводам, изложенным в апелляционной жалобе, судебная коллегия приходит к следующему.
Из материалов дела следует и установлено судом первой инстанции, что прокуратурой района проведена проверка доводов обращений граждан о нарушении законодательства об отходах производства и потребления по ул. Серова, 468/3, 468/5, 470/2, 470/3 г. Ставрополя и иным вопросам.
В ходе рассмотрения обращения установлено, что ранее место (площадка) накопления ТКО организовано в границах земельного участка с кадастровым номером 26:12:031002:523 по ул. Серова, 468/3 г. Ставрополя, предназначенного под среднеэтажную жилую застройку.
В настоящее время собственником земельного участка с кадастровым номером 26:12:031002:523 установлено ограждение данного земельного участка.
Место (площадка) накопления ТКО согласно реестру мест (площадок) накопления ТКО, утвержденному приказом комитета городского хозяйства администрации города Ставрополя от 06.05.2022 № 131, имеющее адрес: ул. Серова, 470/3, находилось в границах вышеуказанного земельного участка.
В связи с чем, собственником вышеуказанного земельного участка два бункера- накопителя и два специализированных контейнера для сбора ПЭТ отходов были перемещены на соседний земельный участок общего пользования, в район детской игровой площадки.
В настоящее время место (площадка) размещения ТКО в нарушение требований ч. 3 ст. 23 Правил благоустройства территории муниципального образования города Ставрополя, утвержденных решением Ставропольской городской Думы от 23 августа 2017 № 127, размещена вблизи детской игровой площадки, менее 20 метров от нее.
13.01.2023 в адрес и.о. руководителя комитета городского хозяйства администрации г. Ставрополя внесено представление об устранении выявленных нарушений, которое рассмотрено и удовлетворено, однако действенных мер к их устранению не принято - место (площадка) накопления ТКО в районе домов по ул. Серова, 470/2, 470/3 размещена в нарушение требований и. 3 ст. 23 Правил благоустройства территории муниципального образования города Ставрополя, утвержденных решением Ставропольской городской Думы от 23 августа 2017 № 127, Санитарных правил и норм СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно- эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 №3.
Рассматривая заявленные исковые требования, и приходя к выводу об их удовлетворении, суд первой инстанции исходил из того, что обязанность по переносу баков для хранения ТКО входит в непосредственную обязанность органов муниципального управления г. Ставрополя, а именно комитета городского хозяйства администрации г. Ставрополя. Судом установлен и не опровергнут ответчиком факт не исполнения представления прокурора Ленинского района г. Ставрополя и не устранения нарушений законодательства в части организации места расположения баков для хранения ТКО, поскольку перенос места накопления ТКО был временным. Факт размещения бункеров-накопителей в непосредственной близости от детской игровой площадки ответчиком не опровергается, доказательств проведения работ по организации нового места накопления ТКО, о чем ответчик указывал прокурору в письме № 15 1-12105-8773 от 27.06.2023 (л.д. 28-29), суду не представлено.
Судебная коллегия не находит оснований не согласиться с указанными выводами суда.
Согласно статье 42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением. Право граждан на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека закреплено также в статье 8 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения".
В соответствии с частью 2 статьи 21 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" содержание территории городских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам.
Пунктом 1 статьи 22 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ предусмотрено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с подпунктом 14 части 1 статьи 15 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципального района относятся, в том числе, и организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.
Аналогичные положения содержатся в части 3 статьи 7 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды".
Статьей 8 Федерального закона N 89-ФЗ органы местного самоуправления городских поселений, муниципальных районов, городских округов уполномочены на создание и содержание мест (площадок) накопления ТКО, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах. Аналогичная обязанность по созданию мест (площадок) накопления ТКО органами местного самоуправления установлена пунктом 3 Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 августа 2018 г. N 1039 (далее - Правила N 1039).
В соответствии с пунктом 3 Правил N 1039 места (площадки) накопления ТКО создаются органами местного самоуправления, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах. Органы местного самоуправления создают места (площадки) ТКО отходов путем принятия решения в соответствии с требованиями правил благоустройства такого муниципального образования, требованиями законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, устанавливающего требования к местам (площадкам) накопления ТКО.
В соответствии с ч. 3 ст. 23 Правил благоустройства территории муниципального образования города Ставрополя, утвержденных решением Ставропольской городской Думы от 23 августа 2017 № 127, места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов должны располагаться от окон и дверей жилых зданий, детских игровых площадок, мест отдыха и занятий спортом в соответствии с санитарными нормами и правилами.
В силу требований ч. 4 ст. 23 Правил благоустройства место (площадка) накопления твердых коммунальных отходов должно иметь водонепроницаемое бетонное или асфальтобетонное покрытие, ограждение по периметру высотой не менее 1,5 метра, также может иметь навес и ворота, если иное не установлено санитарными нормами и правилами.
Согласно п. 4 Санитарных правил и норм СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно- эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 № 3, расстояние от контейнерных и (или) специальных площадок до многоквартирных жилых домов, индивидуальных жилых домов, детских игровых и спортивных площадок, зданий и игровых, прогулочных и спортивных площадок организаций воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи должно быть не менее 20 метров, но не более 100 метров до территорий медицинских организаций в городских населенных пунктах - не менее 25 метров, в сельских населенных пунктах - не менее 15 метров.
Согласно п.п. 68, 69, 72 ст. 12 Положения о комитете городского хозяйства администрации города Ставрополя, утвержденного Постановлением администрации г. Ставрополя от 11.05.2017 № 795, к функциям комитета городского хозяйства администрации г. Ставрополя относятся создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая ответственность лежит на других лицах определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест площадок) накопления твердых коммунальных отходов; составление протоколов об административных правонарушениях по следующим административным правонарушениям, предусмотренным Законом Ставропольского края от 10.04.2008 № 20-кз «Об административных правонарушениях в Ставропольском крае»: нарушение правил благоустройства территории муниципального образования, ответственность за которые не предусмотрена Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
Таким образом, органы местного самоуправления могут выступать, с одной стороны, как юридические лица, осуществляющие деятельность по обращению с отходами, а с другой стороны, являются органами, осуществляющими организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях соответствующих муниципальных образований, в связи с чем, доводы апелляционной жалобы о том, что Комитет городского хозяйства администрации города Ставрополя является ненадлежащим ответчиком по делу отклоняются судебной коллегией, как основанные на неверном понимании права.
Отсутствие надлежащего оснащения контейнерных площадок свидетельствует о противоречащем вышеуказанным нормативным правовым документам бездействии ответчика, являющегося территориальным органом, в компетенцию которого входит организация мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов.
Довод апелляционной жалобы об отсутствии в решении суда информации, каким образом необходимо оборудовать контейнерные площадки, поскольку, требования к оборудованию контейнерных площадок содержатся в приведенных судом нормативных правовых актах, содержащих санитарно-эпидемиологические и технические параметры, кроме того, отсутствие в судебном акте конкретных действий, подлежащих совершению в целях устранения (прекращения) нарушения, не затрагивает права и законные интересы ответчика, поскольку предоставляет обязанному лицу возможность самостоятельно избрать для себя способы устранения нарушений, предписанных к устранению судебным актом.
Вопреки доводам апелляционной жалобы, спорная контейнерная площадка на придомовой территории многоквартирных домов по ул. Серова, 470/2, 470/3 не расположена, размещена на землях общего пользования Муниципального образования – города Ставрополя, используется помимо жителей многоквартирных дома, другими лицами.Указанный земельный участок находится в собственности администрации г. Ставрополя, на которой лежит обязанность содержать места (площадки) накопления ТКО, специальные площадки для складирования ТКО и территории, прилегающие к месту погрузки ТКО, не входящие в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах.
Доводы апелляционной жалобы о том, что суд вышел за пределы заявленных исковых требований, установив срок исполнения решения суда в 3 месяца, а не в 6 месяцев, как о том указывалось в исковом заявлении, отклоняются судебной коллегией, поскольку удовлетворяя требование о понуждении к исполнению обязательства в натуре, суд обязан установить срок, в течение которого вынесенное решение должно быть исполнено (часть 2 статьи 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ), часть 2 статьи 174 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ). При установлении указанного срока, суд учитывает возможности ответчика по его исполнению, степень затруднительности исполнения судебного акта, а также иные заслуживающие внимания обстоятельства.
Принимая во внимание, что выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам дела, основаны на правильном применении норм материального права, учитывая, что нарушений норм процессуального права не допущено, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда и удовлетворения жалобы.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 327-330 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Ленинского районного суда города Ставрополя Ставропольского края от 28 ноября 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: