66RS0006-01-2019-004936-55
2-565/2020
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
21 февраля 2020 года
Орджоникидзевский районный суд г. Екатеринбурга в составе председательствующего судьи Агафоновой А. Е., при помощнике судьи Дерябиной О. А., с участием истца Лавренникова В. И., представителя ответчика Жарова А. Н., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Лавренникова В. И. к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Орджоникидзевском районе города Екатеринбурга о возврате излишне уплаченной суммы страховых взносов,
УСТАНОВИЛ:
Лавренников В. И. обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Орджоникидзевском районе города Екатеринбурга о взыскании излишне уплаченной суммы страховых взносов в размере 133 139 рублей 66 копеек, а также расходов по уплате государственной пошлины, указав, что, в соответствии с ч. ч. 1, 1.1 ст. 14 Федерального закона от 24.07.2009 №212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования», индивидуальные предприниматели с 01.01.2014 уплачивают страховые взносы в зависимости от величины дохода. если величина дохода плательщика страховых взносов за расчетный период превышает 300 000 рублей, то помимо фиксированного размера страховых взносов, предприниматель уплачивает 1% от суммы дохода, превышающего 300 000 рублей за расчетный период. В связи с этим, предпринимателем, применяющим ОСНО с объектом налогообложения «доходы, уменьшенные на величину расходов», были уплачены страховые взносы в размере 1% с доходов свыше 300 000 рублей за 2014 год без учета расходов. На основании Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 30.11.2016 №27-П считает, что уплаченные страховые взносы с доходов свыше 300 000 рублей в размере 1% рассчитываются с учетом расходов и подлежат перерасчету ответчиком с их возвратом. Указанная правовая позиция изложена в Определении Верховного Суда Российской Федерации №304-КГ16-16937 и отражена в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации №3 (2017). Решение Управления существенно нарушило права и законные интересы в виде неоправданного расчета страховых взносов, исходя из всей суммы доходов предпринимателя за 2014 год без фактически произведенных, документально подтвержденных и непосредственно связанных с извлечением дохода расходов. Сумма исчисленных страховых взносов несопоставима с доходами от экономической деятельности и привела к последовавшему прекращению деятельности в качестве индивидуального предпринимателя. таким образом, сумма страховых взносов в размере 133 139 рублей 66 копеек была излишне уплачена. Заявления от 13.12.2016 и 03.08.2017 о возврате излишне уплаченных страховых взносов ответчик оставил без удовлетворения.
Определением суда от 20.02.2020 к производству суда принято заявление Лавренникова В. И. об уменьшении исковых требований, где истец просит взыскать с ответчика излишне уплаченную сумму страховых взносов в размере 131 648 рублей 99 копеек.
В судебном заседании истец Лавренников В. И. заявленное требование поддержал, суду пояснил, что являясь индивидуальным предпринимателем до 13.03.2018, имел доход за 2014 год в размере 23 768 015 рублей 03 копеек, при этом сумма профессионального налогового вычета за этот период составила 22 843 052 рубля 28 копеек, в связи с чем чистый налогооблагаемый доход составил 924 962 рубля 75 копеек, о чем была представлена налоговая декларация. Ответчик, неправильно толкуя действующее законодательство, посчитал, что при расчете страховых взносов не вправе уменьшить годовой доход за 2014 год на сумму профессиональных налоговых вычетов, в связи с чем Управлением было выставлено требование об уплате недоимки по страховым взносам, 01.04.2016 и 13.04.2016 в порядке исполнения со счета была списана сумма в размере 137 898 рублей 62 копеек. Между тем, исходя из чистой прибыли, соответствующие страховые взносы должны были составить за 2014 год 6 249 рублей 63 копейки (924 962 рубля 75 копеек - 300 000 рублей х 1%). Таким образом, переплата страховых взносов за указанный период составила 131 648 рублей 99 копеек. 30.11.2016 Конституционный Суд Российской Федерации принял Постановление, в котором признал обоснованным право индивидуального предпринимателя уменьшать доход на величину фактически произведенных им документально подтвержденных расходов. То обстоятельство, что страховые взносы учтены на индивидуальном лицевом счете, не является препятствием для возврата излишне уплаченных страховых взносов.
Представитель ответчика Жаров А. Н. заявленное требование не признал, суду пояснил, что в силу действующего законодательства решение о возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 01.01.2017, принимается соответствующими органами Пенсионного фонда Российской Федерации в течение 10 рабочих дней со дня получения заявления страхователя о возврате излишне уплаченных (взысканных) сумм страховых взносов, пеней и штрафов и направляется в соответствующий налоговый орган для осуществления возврата излишне уплаченных (взысканных) сумм страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.
Размер страховых взносов, уплачиваемых плательщиками страховых взносов, не производящими выплат и иных вознаграждений физическим лицам за 2014 год, определялся ст. 14 Федерального закона от 24.07.2009 №212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (далее - Закон от 24.07.2009 №212-ФЗ). На основании положений данной статьи, в редакции действовавшей до 01.01.2017, размер страховых взносов, уплачиваемых плательщиками страховых взносов по обязательному пенсионному страхованию, определялся в следующем порядке: в случае, если величина дохода индивидуального предпринимателя за расчетный период превышает 300 000 рублей, - в фиксированном размере плюс 1% от суммы дохода индивидуального предпринимателя, превышающего 300 000 рублей за расчетный период. В соответствии со ст. 16 Закона от 24.07.2009 №212-ФЗ, уплата страховых взносов в размере 1% от суммы дохода индивидуального предпринимателя, превышающего 300 000 рублей за расчетный период, производилась не позднее 1 апреля года, следующего за истекшим расчетным периодом. Законодательство Российской Федерации о страховых взносах не содержало норм, позволяющих для целей исчисления страховых взносов уменьшить полученные индивидуальным предпринимателем доходы на понесенные расходы. Размер страховых взносов для индивидуальных предпринимателей определялся в зависимости от полученного дохода без учета понесенных расходов вне зависимости от режима налогообложения, на котором находится плательщик страховых взносов. Налоговые органы направляли в органы контроля за уплатой страховых взносов сведения о доходах от деятельности плательщиков страховых взносов за расчетный период. Поскольку доход Лавренникова В. И. за 2014 г., согласно данным налоговой декларации, превысил 300 000 рублей, размер страховых взносов, подлежащих уплате, определялся на основании п. 2 ч. 1.1 ст. 14 Закона от 24.07.2009 №212-ФЗ. В связи с принятием Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 30.11.2016 №27-П «По делу о проверке конституционности пункта 1 части 8 статьи 14 Федерального закона «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» и статьи 227 Налогового кодекса Российской Федерации в связи с запросом Кировского областного суда» (далее - Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 30.11.2016 №27-П) индивидуальные предприниматели, уплачивающие НДФЛ, при расчете суммы страховых взносов за себя вправе уменьшать сумму полученных доходов на сумму произведенных и подтвержденных расходов в случае, если сумма дохода индивидуального предпринимателя превышает 300 000 рублей. Поскольку данное Постановление не содержит каких-либо оговорок, предусматривающих особый порядок его исполнения, то сформулированная в нем правовая позиция Конституционного Суда Российской Федерации подлежит применению со дня официального опубликования его постановления - с 02.12.2016, а перерасчет страховых взносов, исчисленных и уплаченных до указанной даты, не может производиться по Постановлению Конституционного Суда Российской Федерации от 30.11.2016 №27-П. Также, в соответствии с п. 22 ст. 26 Закона от 24.07.2009 №212-ФЗ, возврат суммы излишне уплаченных страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации не производится в случае, если по сообщению территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации сведения об излишне уплаченных страховых взносах представлены плательщиком страховых взносов в составе сведений индивидуального (персонифицированного) учета и учтены (разнесены) Пенсионным фондом Российской Федерации на индивидуальных лицевых счетах застрахованных лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования. Уплаченные Лавренниковым В. И. страховые взносы на обязательное пенсионное страхование - это индивидуально возмездные обязательные платежи, которые учитываются на индивидуальном лицевом счете Лавренникова В. И. Персональным целевым назначением страховых взносов является обеспечение прав гражданина на получение обязательного страхового обеспечения по обязательному пенсионному страхованию. В соответствии с законодательством размер выплат будущей пенсии напрямую зависит от суммы учтенных на индивидуальном лицевом счете застрахованного лица страховых взносов.
В судебное заседание не явился представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №32 по Свердловской области, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом (л. д. 91), о причинах неявки суд не уведомлен, в письменном отзыве указав, что решение о возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 01.01.2017, принимается соответствующими органами Пенсионного фонда Российской Федерации при отсутствии у плательщика страховых взносов задолженности, возникшей за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 01.01.2017. В силу ч. 1 ст. 5 Закона от 24.07.2009 №212-ФЗ плательщиками страховых взносов являются страхователи, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, к которым относятся: 1) лица, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам; 2) индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы, занимающиеся частной практикой, и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой (плательщики страховых взносов, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам), если в федеральном законе о конкретном виде обязательного социального страхования не предусмотрено иное. Порядок определения размера страховых взносов, уплачиваемых плательщиками страховых взносов, не производящими выплат и иных вознаграждений физическим лицам, был установлен статьей 14 Закона от 24.07.2009 №212-ФЗ, в соответствии с ч. 1 которой такие плательщики уплачивают соответствующие страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в фиксированных размерах, определяемых в соответствии с частями 1.1 и 1.2 настоящей статьи. В соответствии с позицией, изложенной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 30.11.2016 №27-П, при определении размера дохода для расчета размера страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, подлежащих уплате индивидуальным предпринимателем, необходимо учитывать величину фактически произведенных им и документально подтвержденных расходов, связанных с извлечением дохода. По состоянию на 31.01.2020 в карточке расчетов с бюджетом у налогоплательщика Лавренникова В. И. имеется задолженность по страховым взносам за периоды, истекшие до января 2017 года на общую сумму 17 762 рубля 72 копейки, а также переплата в сумме 14 211 рублей 07 копеек. В соответствии с подп. 2 п. 6 ст. 78 Налогового кодекса Российской Федерации возврат налогоплательщику суммы излишне уплаченного налога при наличии у него недоимки по иным налогам соответствующего, вида или задолженности по соответствующим пеням, а также штрафам, подлежащим взысканию в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, производится только после зачета суммы излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки (задолженности). В соответствии с п. 7 ст. 78 Налогового кодекса Российской Федерации, суммы переплат в карточке расчетов с бюджетом не подлежат зачету, так как с даты оплаты прошло более трех лет (л. д. 56-58).
С учетом мнения сторон, суд определил рассмотреть дело в отсутствие представителя третьего лица.
Заслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, суд оценив все представленные доказательства в совокупности, приходит к следующим выводам.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что Лавренников В. И. в период с 23.09.1992 по 13.03.2018 был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя (л. д. 25).
До 01.01.2017 отношения, связанные с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации на обязательное пенсионное страхование, Фонд социального страхования Российской Федерации на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования на обязательное медицинское страхование, а также отношения, возникающие в процессе осуществления контроля за исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов и привлечения к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах, были урегулированы Федеральным законом от 24.07.2009 №212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования».
На основании п. 2 ч. 1 ст. 5 данного Закона плательщиками страховых взносов являются страхователи, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, к которым относятся, в частности индивидуальные предприниматели (плательщики страховых взносов, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам), если в федеральном законе о конкретном виде обязательного социального страхования не предусмотрено иное.
В силу ст. ст. 20, 21 Федерального закона от 03.07.2016 №250-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование» контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, подлежащих уплате за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, осуществляется соответствующими органами Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации в порядке, действовавшем до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
Решение о возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, принимается соответствующими органами Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации.
Решение о возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, принимается при отсутствии у плательщика страховых взносов задолженности, возникшей за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года.
На следующий день после принятия решения о возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов орган Пенсионного фонда Российской Федерации, орган Фонда социального страхования Российской Федерации направляют его в соответствующий налоговый орган.
18.02.2016 Управлением Лавренникову В. И. было выставлено требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, в котором указано, что за названным плательщиком страховых взносов по данным органа контроля за уплатой страховых взносов за отчетный период 2014 года по состоянию на 18.02.2016 выявлена задолженность по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование на страховую часть трудовой пенсии в сумме 132 618 рублей 62 копеек, из которых 121 299 рублей 36 копеек - недоимка, 11 319 рублей 26 копеек - пени (л. д. 87).
08.04.2016 Управление вынесено решение о взыскании с Лавренникова В. И. недоимки по страховым взносам за 2014 год и пеней по вышеуказанному требованию от 18.02.2016 на общую сумму 132 618 рублей 62 копейки (л. д. 88).
13.04.2016 указанная недоимка на общую сумму 132 618 рублей 62 копейки была списана со счета истца, что подтверждается реестром платежей, выпиской по счету (л. д. 23, 81-82) и подтверждается объяснениями сторон.
Из материалов дела следует, что 13.12.2016 Лавренников В. И. обратился в Управление с заявлением о перерасчете суммы страховых взносов за 2014 год (л. д. 14-15).
Письмом от 13.01.2017 Управление отказало в удовлетворении заявления с указанием на то, что изложенная в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 30.10.2016 №27-П правовая позиция о том, что обязательства по уплате страховых взносов индивидуального предпринимателя, уплачивающего налог на доходы физических лиц, формируются исходя из размера доходов за минусом расходов, подлежит применению только с момента вступления в силу названного Постановления, то есть со 02.12.2016. За период 2014 года перерасчет сумм страховых взносов Управлением произведен не будет (л. д. 16).
22.08.2017 Лавренников В. И. вновь обратился в Управление с заявлением об аннулировании требования от 18.02.2016 с возвратом суммы в размере 132 618 рублей 62 копеек (л. д. 17).
Письмом от 21.09.2017 Управление вновь отказало в удовлетворении заявления по тем же основаниям (л. д. 18-21).
Согласно ч. ч. 1, 2 ст. 16 Федерального закона от 24.07.2009 №212-ФЗ (действовавшего в юридически значимый период), расчет сумм страховых взносов, подлежащих уплате за расчетный период плательщиками страховых взносов, указанными в пункте 2 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, производится ими самостоятельно в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона.
Страховые взносы, исчисленные с суммы дохода плательщика страховых взносов, превышающего 300 000 рублей за расчетный период, уплачиваются плательщиком страховых взносов не позднее 1 апреля года, следующего за истекшим расчетным периодом.
Из сообщения Межрайонной ИФНС России №32 по Свердловской области следует, что, согласно представленной ИП Лавренниковым В. И. налоговой декларации по форме 3-НДФЛ за 2014 год, доход составил 23 768 015 рублей 03 копейки, расход - 22 843 052 рубля 28 копеек, налогооблагаемая база - 924 962 рубля 75 копеек (л. д. 48-52).
Порядок определения размера страховых взносов, уплачиваемых плательщиками страховых взносов, не производящими выплат и иных вознаграждений физическим лицам, был установлен ст. 14 Федерального закона от 24.07.2009 №212-ФЗ, в соответствии с п. 2 ч. 1.1 которой размер страхового взноса по обязательному пенсионному страхованию определялся в следующем порядке: в случае, если величина дохода плательщика страховых взносов за расчетный период превышает 300 000 рублей, - в фиксированном размере, определяемом как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного пунктом 1 части 2 статьи 12 настоящего Федерального закона, увеличенное в 12 раз, плюс 1,0 процента от суммы дохода плательщика страховых взносов, превышающего 300 000 рублей за расчетный период. При этом сумма страховых взносов не может быть более размера, определяемого как произведение восьмикратного минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного пунктом 1 части 2 статьи 12 настоящего Федерального закона, увеличенное в 12 раз.
В целях применения положений части 1.1 настоящей статьи доход учитывается следующим образом: для плательщиков страховых взносов, уплачивающих налог на доходы физических лиц, - в соответствии со статьей 227 Налогового кодекса Российской Федерации (п. 1 ч. 8 ст. 14 этого же Закона).
Статья 227 Налогового кодекса Российской Федерации является отсылочной, и п. 2 данной статьи установлено, что налогоплательщики (в том числе физические лица, зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей), самостоятельно исчисляют суммы налога, в порядке, установленном статьей 225 Налогового кодекса Российской Федерации.
П. 1 ст. 225 Налогового Кодекса Российской Федерации, в свою очередь указывает, что при налоговой ставке, установленной пунктом 1 статьи 224 Налогового кодекса Российской Федерации, налоговая база определяется в соответствии с пунктом 3 статьи 210 Налогового кодекса Российской Федерации.
П. 3 ст. 210 Налогового кодекса Российской Федерации установлено следующее: для доходов, в отношении которых предусмотрена налоговая ставка, установленная пунктом 1 статьи 224 настоящего Кодекса, налоговая база определяется как денежное выражение таких доходов, подлежащих налогообложению, уменьшенных на сумму налоговых вычетов, предусмотренных статьями 218 - 221 настоящего Кодекса, с учетом особенностей, установленных настоящей главой.
Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 30.11.2016 №27-П признал взаимосвязанные положения пункта 1 части 8 статьи 14 Федерального закона «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» и статьи 227 Налогового кодекса Российской Федерации в той мере, в какой на их основании решается вопрос о размере дохода, учитываемого для определения размера страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, подлежащих уплате индивидуальным предпринимателем, уплачивающим налог на доходы физических лиц и не производящим выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, не противоречащими Конституции Российской Федерации, поскольку по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования они предполагают, что для данной цели доход индивидуального предпринимателя, уплачивающего налог на доходы физических лиц и не производящего выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, подлежит уменьшению на величину фактически произведенных им и документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с извлечением дохода, в соответствии с установленными Налоговым кодексом Российской Федерации правилами учета таких расходов для целей исчисления и уплаты налога на доходы физических лиц.
Между тем, в соответствии с ч. 5 ст. 79 Федерального конституционного закона от 21.07.1994 №1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации» (в редакции, действующей на момент вынесения Постановлении от 30.11.2016 №27-П), позиция Конституционного Суда Российской Федерации относительно того, соответствует ли Конституции Российской Федерации смысл нормативного правового акта или его отдельного положения, придаваемый им правоприменительной практикой, выраженная в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации, в том числе в постановлении по делу о проверке по жалобе на нарушение конституционных прав и свобод граждан конституционности закона, примененного в конкретном деле, или о проверке по запросу суда конституционности закона, подлежащего применению в конкретном деле, подлежит учету правоприменительными органами с момента вступления в силу соответствующего постановления Конституционного Суда Российской Федерации.
Вместе с тем, в соответствии с правовыми позициями Конституционного Суда Российской Федерации, изложенными в ряде определений (от 05.02.2004 №78-О, от 20.12.2018 №3247-О и др.), Конституционный Суд Российской Федерации, принимая решение по делу, оценивает как буквальный смысл оспариваемой нормы, так и смысл, придаваемый ей официальным и иным толкованием или сложившейся практикой.
Если Конституционный Суд Российской Федерации своим постановлением признает норму (ее положения) с учетом смысла, который ей придан сложившейся правоприменительной практикой, неконституционной, она утрачивает силу на будущее время; обратной же силой постановление Конституционного Суда Российской Федерации обладает в отношении дел, в связи с которыми было направлено обращение в Конституционный Суд Российской Федерации, а также в отношении неисполненных решений, вынесенных до принятия этого постановления.
Таким образом, если иной порядок исполнения не предусмотрен постановлением Конституционного Суда Российской Федерации, суммы обязательных платежей, уплаченные до признания нормы (практики ее применения) неконституционной, не могут расцениваться как излишне уплаченные и возврату плательщику не подлежат. Обратной силой Постановление Конституционного Суда Российской Федерации обладает в отношении дел заявителей, а для иных лиц - только если в их отношении уполномоченный орган принял решение о взыскании недоимки, и это решение не было исполнено на момент провозглашения постановления Конституционного Суда Российской Федерации или опубликования для постановлений по делам, разрешенным без проведения слушаний. Пересмотр исполненных решений для лиц, не являвшихся участниками конституционного судопроизводства, не допускается, поскольку до признания неконституционных норм, положенных в их основу, действует презумпция конституционности закона (так как он применялся в условиях, когда вопрос о его конституционности не ставился). Такой подход должен обеспечивать правовую определенность и согласуется с общими принципами действия законодательства во времени.
Федеральным конституционным законом от 28.12.2016 №11-ФКЗ «О внесении изменений в Федеральный конституционный закон «О Конституционном Суде Российской Федерации» были внесены изменения в статьи 79, 87 и 100 Федерального конституционного закона от 21.07.1994 №1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации», в соответствии с которыми полномочия Конституционного Суда Российской Федерации дополнены правом признания нормы закона соответствующей Конституции Российской Федерации в данном Судом истолковании. Законодатель также закрепил, что последствия принятия такого решения определяются положениями, установленными для решения о признании нормы не соответствующей Конституции Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящим Законом.
Это означает, что правовая позиция, изложенная в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 30.11.2016 №27-П, не имеет обратной силы в отношении лиц, которые не являлись участниками конституционного судопроизводства по данному делу. Следовательно, страховые взносы, уплаченные истцом в 2014 году, не могут рассматриваться как излишне уплаченные.
При этом суд также отмечает, что уплаченная истцом 01.04.2016 сумма страховых взносов в размере 5 280 рублей (л. д. 22, 81-82) также не является излишне уплаченной, поскольку уплачена им не как индивидуальным предпринимателем - плательщиком страховых взносов, не производящим выплаты и иные вознаграждения физическим лицам (регистрационный < № >), а как лицом, производящим выплаты и иные вознаграждения физическим лицам (регистрационный < № >) (л. д. 77), и не входит в состав суммы страховых взносов, исчисленных в соответствии с п. 2 ч. 1.1 ст. 14 Федерального закона от 24.07.2009 №212-ФЗ, с чем истец в судебном заседании согласился.
При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения заявленного требования у суда не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 13, 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований Лавренникова В. И. к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Орджоникидзевском районе города Екатеринбурга о возврате излишне уплаченной суммы страховых взносов отказать.
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме с подачей апелляционной жалобы через Орджоникидзевский районный суд г. Екатеринбурга.
Председательствующий
Мотивированное решение изготовлено 28.02.2020.
Судья