Решение по делу № 2а-1895/2021 от 17.05.2021

№ 2а-1895/2021

64RS0047-01-2021-002712-77

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

17 декабря 2021 года                            город Саратов

Октябрьский районный суд г. Саратова в составе:

председательствующего судьи Мониной О.И.,

старшего помощника прокурора Октябрьского района г. Саратова Прокофьевой Т.Ю.,

при секретаре судебного заседания Курбанове Р.Д.,

с участием представителя административных истцов Минеевой С.Ю.,

административного ответчика Куликовой В.А.,

заинтересованного лица Комитета по управлению имущества города Саратова Михайлина К.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Боцановского Андрея Анатольевича, Губанова Александра Валентиновича к администрации муниципального образования «Город Саратов» о признании нормативного правового акта не действующим в части,

установил:

Административные истцы обратились в Октябрьский районный суд г. Саратова с административным иском к администрации муниципального образования «Город Саратов» с требованиями о признании проекта планировки территорий общего пользования города Саратова (Октябрьский район), утвержденного постановлением администрации муниципального образования «Город Саратов» от 06.08.2013 г. №1634 «Об утверждении проекта планировки территорий общего пользования города Саратова (Октябрьский район)», не действующим с 06 августа 2013 г. в части утверждения границы «Красной линии», проходящей по земельному участку с кадастровым номером <данные изъяты> расположенному по адресу <адрес> жилому дому, расположенному на данном земельном участке. Требования мотивированы тем, что истцы на основании договоров купли-продажи от 16.12.2009 г., 21.01.2010 г. являются собственниками по ? доли в праве общей долевой собственности на жилой дом общей площадью 69,3 кв.м., расположенного по адресу <адрес>. Данный жилой дом расположен на земельном участке с кадастровым номером <данные изъяты> общей площадью 362 кв.м., расположенном по адресу <адрес>, которым истцы владеют на праве аренды сроком на 49 лет на основании договора аренды земельного участка №<данные изъяты> от <дата>, и договора замены стороны в обязательстве от 21.01.2020 года. Согласно договору аренды ограничений и обременений на земельный участок не зарегистрировано. В 2012 году, в связи с намерением возвести на данном земельном участке административно-деловое здание был изменен вид разрешенного использования с «индивидуальный жилой дом» на «отдельно стоящие здания административно-деловых, научных, проектных, конструкторских организаций, кредитно-финансовых учреждений, офисов различных фирм, компаний, контор» с последующим заключением Соглашения к договору аренды земельного участка от <дата> Однако административно-деловое здание возведено не было, в настоящее время на земельном участке расположен жилой дом. В апреле 2020 года из ответа комитета по управлению имуществом города Саратова истцы узнали, что согласно Правилам землепользования и застройки муниципального образования «Город Саратов», утв. Решением Саратовской городской Думы от 25.07.2019 года №54-397, территориальная зона с (ОД 2.1) изменена на территориальную зону развития застройки многоэтажными многоквартирными домами (Ж-1.1). Согласно ответу комитета по управлению имуществом города Саратова от 30.12.2020 года занимаемый земельный участок частично расположен в границах красных линий территории общего пользования <адрес>, установленных Проектом планирования территорий общего пользования города Саратова (Октябрьский район), утв. Постановлением администрации муниципального образования «Город Саратов» от <дата><данные изъяты>. Указывая, что оспариваемый акт нарушает их права и законные интересы, как арендаторов земельного участка, на котором расположен принадлежащий истцам на праве собственности жилой дом, по которым проходит красная линия, поскольку в результате отнесения части земельного участка, на котором расположен объект недвижимости, к землям общего пользования, истцы, как собственники, лишаются права распоряжения, владения и пользования этим объектом, последними подано настоящее административное исковое заявление.

В судебном заседании представитель административных истцов поддержала административное исковое заявление по основаниям, изложенном в нем, с учетом дополнений.

Представители административного ответчика и заинтересованных лиц в судебном заседании возражали относительно удовлетворения требований истцов, поддержали письменные возражения, которые приобщены к материалам дела ( л.д. 187-193, 205-208 т.1, л.д. 21-35 т.2)

Административные истцы, представитель заинтересованного лица Саратовской городской Думы в судебное заседание не явились, извещены о времени и месте его рассмотрения, истцы обеспечили явку своего представителя, просили дело рассмотреть без их участия (л.д. 161 т.1, л.д. 13 т.2)

Суд с учетом мнения участников судебного разбирательства и положений ч. 5 ст. 213 КАС РФ полагает возможным рассмотреть дело без участия неявившихся лиц, участвующих в деле.

Выслушав представителей сторон и заинтересованных лиц, заключение прокурора, полагавшего административный иск не подлежащий удовлетворению, исследовав письменные материалы административного дела, суд установил следующие обстоятельства.

В соответствии с частью 8 статьи 213 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление; 2) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов; б) форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты; в) процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта; г) правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу; 3) соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

Судом по делу установлены следующие обстоятельства.

Боцановский А.А. и Губанов А.В. на основании договоров купли-продажи от 16.12.2009 г., 21.01.2010 г. являются собственниками по ? доли в праве общей долевой собственности на жилой дом общей площадью 69,3 кв.м., расположенного по адресу <адрес> (л.д. 19, 20, 21-24, 25-27, 67-68, 139-142 т.1).

Данный жилой дом расположен на земельном участке с кадастровым номером <данные изъяты> общей площадью 362 кв.м. по адресу <адрес>, которым истцы владеют на праве аренды сроком на 49 лет на основании договора аренды земельного участка №<данные изъяты> от <дата>, и договора замены стороны в обязательстве от <дата> (л.д. 12-18, 28-34, 35-36, 37-39, 40, 42-43, 64-66143-147 т.1). Согласно договору аренды ограничений и обременений на земельный участок не зарегистрировано.

В 2012 году, в связи с намерением возвести на данном земельном участке административно-деловое здание, был изменен вид разрешенного использования с «индивидуальный жилой дом» на «отдельно стоящие здания административно-деловых, научных, проектных, конструкторских организаций, кредитно-финансовых учреждений, офисов различных фирм, компаний, контор» с последующим заключением Соглашения к договору аренды земельного участка от 16.11.2009 г. (л.д. 41 т.1)

Как указывают истцы административно-деловое здание возведено не было, в настоящее время на земельном участке расположен жилой <адрес> года постройки (л.д. 44-52, 194-201 т.1).

В соответствии с Картой градостроительного зонирования территории муниципального образования «Город Саратов», входящей в состав Правил землепользования и застройки муниципального образования «Город Саратов», утвержденных решением Саратовской городской Думы от <дата> , территориальная зона с (ОД 2.1) изменена на территориальную зону развития застройки многоэтажными многоквартирными домами (Ж-1.1), подзона «Исторический центр» (И3) (л.д. 11 т.1). В качестве основных видов разрешенного использования недвижимости в указанной зоне являются, в том числе «гостиничное обслуживание», что соответствует планируемому заявителями использованию земельного участка, согласно объяснениям их представителя, между тем, вид разрешенного использования спорного земельного участка на момент рассмотрения дела не изменен.

Согласно ответу комитета по управлению имуществом города Саратова от 30.12.2020 года занимаемый земельный участок частично расположен в границах красных линий территории общего пользования <адрес>, установленных Проектом планирования территорий общего пользования города Саратова (Октябрьский район), утв. Постановлением администрации муниципального образования «Город Саратов» от 06.08.2013 г. №1634 (л.д. 10 т.1, л.д. 2 т.2).

Согласно выводам заключения эксперта №<данные изъяты> от 22.10.2021 года ООО «<данные изъяты>» красная линия пересекает территорию земельного участка КН <данные изъяты> общей площадью 362 кв.м., расположенного по адресу <адрес> жилой дом общей площадью 69,3 кв.м., расположенный на данном земельном участке.

Границы красных линий не учитывают сложившуюся (существующую) застройку и градостроительные отступы от жилого дома, на данном земельном участке (л.д. 221-233 т.2).

Допрошенный в судебном заседании эксперт ФИО8 поддержал выводы экспертного заключения.

Ссылаясь на нарушение прав и законных интересов, как арендаторов земельного участка, на котором расположен принадлежащий истцам на праве собственности жилой дом, по которым проходит красная линия, поскольку в результате отнесения части земельного участка, на котором расположен объект недвижимости, к землям общего пользования, истцы, как собственники, лишаются права распоряжения, владения и пользования этим объектом, административными истцами подано настоящее административное исковое заявление.

Согласно статье 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, в редакции, действовавшей на момент принятия оспариваемого акта, красные линии - линии, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования, границы земельных участков, на которых расположены линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения (далее - линейные объекты). В редакции Федерального закона от 2 августа 2019 года № 283-ФЗ, определено, что красные линии - это линии, которые обозначают границы территорий общего пользования и подлежат установлению, изменению или отмене в документации по планировке территории.

Анализ приведенных норм позволяет сделать вывод об отнесении улично-дорожной сети городского округа к объектам местного значения (территории общего пользования, обозначенной красными линиями).

При этом размещение объекта транспортной инфраструктуры относится к полномочиям органов местного самоуправления, а установление в генеральном плане функциональной зоны в целях отображения объектов местного значения – улично-дорожной сети, в том числе планируемой, отображение ее границ на картах генерального плана соответствует положениям статей 9 и 23 ГрК РФ.

В соответствии со статьей 42 Градостроительного кодекса Российской Федерации красные линии, как и линии, обозначающие дороги, улицы, проезды, линии связи, объекты инженерной и транспортной инфраструктур, проходы к водным объектам общего пользования и их береговым полосам, включаются в основную часть проекта планировки территории; а в силу статьи 43 Градостроительного кодекса Российской Федерации проект межевания территории включает в себя чертежи межевания территории, на которых отображаются, в том числе, красные линии, утвержденные в составе проекта планировки территории, а также линии отступа от красных линий в целях определения места допустимого размещения зданий, строений, сооружений.

Таким образом, в соответствии со статьей 42 Градостроительного кодекса Российской Федерации, разработка и утверждение красных линий осуществляется в составе подготовки проекта планировки соответствующей территории.

Порядок разработки и утверждения, как проекта планировки территории, так и проекта межевания территории установлен в статье 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации. Согласно пункту 13.1 указанной статьи проекты планировки территории и проекты межевания территории, решение об утверждении которых принимается в соответствии с указанной статьей органами местного самоуправления муниципального района, до их утверждения подлежат обязательному рассмотрению на общественных обсуждениях или публичных слушаниях, за исключением случаев, предусмотренных частью 5.1 статьи 46 указанного Кодекса.

В соответствии с пунктами 3.8, 4.1 Инструкции о порядке проектирования и установления красных линий в городах и других поселениях Российской Федерации (РДС 30-201-98), принятой постановлением Госстроя России от 6 апреля 1998 года № 18-30, красные и другие линии градостроительного регулирования подлежат обязательному отражению и учету в генеральных планах, совмещенных с проектами детальной планировки, проектах детальной планировки, проектах застройки, проектах планировки магистралей, улиц и площадей; проект красных линий разрабатывается, согласовывается и утверждается, как правило, в составе градостроительной документации, выполняемой на территории поселения или части поселения в масштабе 1:2000 (генерального плана поселения, совмещенного с проектом детальной планировки, проекта детальной планировки).

Порядок установления красных линий с учетом их правовых и технических характеристик требует разработки специального проекта на основе генеральных планов поселений и проектов детальной планировки территорий. Данный проект подлежит утверждению органами местного самоуправления по согласованию с органами государственного контроля и надзора, другими заинтересованными службами органов местного самоуправления. По общему правилу согласование красных линий осуществляется проектной организацией одновременно с согласованием соответствующей градостроительной документации.

При разработке проекта красных линий в качестве самостоятельного проекта он разрабатывается на основе генеральных планов поселений и проектов детальной планировки территории и утверждается органами местного самоуправления по согласованию с органами государственного контроля и надзора, другими заинтересованными службами органов местного самоуправления (пункт 4.4 указанной Инструкции).

Таким образом, правовое регулирование как в соответствии с ранее действовавшим законодательством, так и в настоящее время не предполагает произвольного установления красных линий уполномоченными органами, в то время как возможность оспаривания в судебном порядке законности соответствующего административного акта связано с нарушением прав и законных интересов лиц, обратившихся с административным иском.

В соответствии с пп. 20 п. 1 ст. 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского поселения относятся в том числе утверждение генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов поселения документации по планировке территории, выдача разрешений на строительство (за исключением случаев, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, иными федеральными законами).

Подготовка и утверждение документов территориального планирования поселений, а также утверждение документации по планировке территории относится к полномочиям органов местного самоуправления в области градостроительной цельности (п.п. 1, 4 ч. 1 ст. 8 Градостроительного кодекса РФ, пункт 1 статьи 11 Земельного кодекса Российской Федерации, пункт 20 части 1 статьи 7 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»).

Постановлением администрации муниципального образования «Город Саратов» от 06.08.2013 № 1634 был утвержден проект планировки территории общего пользования (Октябрьский район) (л.д. 106, 114-136, 164-171 т.1, л.д. 3-6 т.2). В соответствии с данным постановлением были установлены красные линии в части их прохождения по земельному участку с кадастровым номером <данные изъяты> и жилому дому, расположенных по адресу <адрес>.

Статья 7 Федерального закона «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации» от <дата> № 131-ФЗ предусматривает, что муниципальные правовые акты, принятые органом местного самоуправления, обязательны для исполнения на всей территории муниципального образования.

Решением Саратовской городской Думы от 28 февраля 2008 года № 25-240 был утвержден Генеральный план муниципального образования «Город Саратов». Пунктом 2.2. указанного решения установлены задачи территориального планирования муниципального образования «Город Саратов».

Пунктом 2.2.1 решения определены задачи по развитию и преобразованию функционально- планировочной структуры.

Красные линии улиц установлены на основании планировочных решений, заложенных в Генеральном плане города, с учетом ранее выполненных проектов планировки территории.

Формирование магистральной улично-дорожной сети города на ближайшую и отдаленную перспективу направлено на обеспечение жизнедеятельности города как единого целого.

В соответствии со ст. 18, 23 Градостроительного кодекса РФ генеральные планы включают в себя карты планируемого размещения объектов с указанием или описанием размещения названных объектов. Частью 3 ст. 9, чч. 9, 10 ст. 31, п. 1 ч. 2 ст. 33, п. 2 ч.1 ст. 34, ч. 15 ст. 35 данного кодекса установлен принцип первичности генерального плана перед правилами землепользования и застройки как основополагающего документа территориального планирования, определяющего стратегию градостроительного развития территорий и содержащего долгосрочные ориентиры их развития. Несоответствие правил использования и застройки муниципального образования генеральному плану является основанием для рассмотрения вопроса о приведении их в соответствие с указанным документом территориального планирования. Генеральный план, определяя назначение территорий, исходя из планов развития территории города в целом, может не соответствовать ее фактическому использованию, допуская потенциальное изменение значения территории, поскольку генеральные планы определяют стратегию его развития и условия формирования среды жизнедеятельности.

В соответствии со статьей 8 Градостроительного кодекса РФ и статьей 11 Земельного кодекса РФ вопрос установления Правил землепользования и застройки территорий муниципальных образований отнесен к исключительной компетенции органов местного самоуправления в области градостроительной деятельности и земельных отношений.

Порядок разработки и принятия Правил землепользования и застройки определяет статья 4 Градостроительного кодекса РФ. Статьями 45, 46 Градостроительного кодекса РФ установлен порядок подготовки и утверждения документации по планировке территории.

Решением Саратовской городской Думы утверждены Правила землепользования и застройки муниципального образования «Город Саратов» Данные Правила вводят в муниципальном образовании «Город Саратов» систему регулирования землепользования и застройки, которая основана на градостроительном зонировании - делении всей территории в границах муниципального образования «Город Саратов» на территориальные зоны с установлением для каждой из них единого градостроительного регламента по видам и предельным параметрам разрешенного использования земельных участков в границах этих территориальных зон с целью защиты прав граждан и обеспечения равенства прав физических и юридических лиц в процессе реализации отношений, возникающих по поводу землепользования и застройки, обеспечения открытой информации о правилах и условиях использования земельных участков, осуществления на них строительства и реконструкции; подготовки документов для передачи прав на земельные участки, находящиеся в государственной и муниципальной собственности, физическим и юридическим лицам; для осуществления строительства, реконструкции объектов недвижимости; контроля соответствия градостроительным регламентам строительных намерений застройщиков, завершенных строительством объектов и их последующего использования.

В соответствии с пунктом 10.2. Правил землепользования и застройки муниципального образования «Город Саратов» решение о подготовке проекта планировки без проекта межевания в его составе и проекта планировки с проектом межевания в его составе принимается главой администрации муниципального образования «Город Саратов» в виде постановления.

Постановлением администрации муниципального образования «Город Саратов» от 28.07.2010 года №1803 было постановлено подготовить проект планировки территорий общего пользования города Саратова Октябрьский район) без проекта межевания в его составе (л.д. 105 т.1).

Для реализации положений Генерального плана муниципального образования «Город Саратов», утвержденного решением Саратовской городской Думы от 28.02.2008 №<данные изъяты>, в части развития транспортной инфраструктуры в части территории Октябрьского района, а также мероприятий, заложенных в плане реализации Генерального плана города, утвержденного постановлением администрации города от <дата> , проектом предусматривалось выполнение целого комплекса мероприятий, предусматривающих реконструкцию и дальнейшее развитие улично-дорожной сети с целью приведения транспортной инфраструктуры в соответствии с современными потребностями территории и с учетом перспектив ее дальнейшего развития как на срок действия утвержденного Генерального плана города, так и за пределами его расчетного срока ( л.д. 89-136).

Решением Саратовской городской Думы от 28 февраля 2008 года №25-240 был утвержден Генеральный план муниципального образования «Город Саратов» пунктом 2.2 указанного решения установлены задачи территориального планирования муниципального образования «Город Саратов», в том числе по развитию и преобразованию функционально-планировочной структуры (п.2.2.1).

Красные линии улиц, в том числе по <адрес>, установлены на основании решений, заложенных в Генеральном плане города, с учетом ранее выполненных проектов планировки территории. Формирование магистральной улично-дорожной сети города на ближайшую и отдаленную перспективу направлено на обеспечение жизнедеятельности города как единого целого.

После подготовки данный проект планировки территории подлежал рассмотрению на публичных слушаниях, организация и проведение которых осуществляется в соответствии с решением Саратовской городской Думы от 16 ноября 2005 года № 65-633 «О Положении о публичных слушаниях в муниципальном образовании «Город Саратов».

В соответствии с подпунктом 4 пункта 2.1 Положения о публичных слушаниях на публичные слушания выносятся в обязательном порядке проекты планировки территорий и проекты межевания территорий, за исключением случаев, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации.

Пунктом 4.5 Положения установлено, что объявление о проведении публичных слушаний с указанием места, времени и даты их проведения, перечнем вопросов, подлежащих обсуждению, контактной информацией Оргкомитета (Комиссии) подлежит опубликованию в газете «Саратовская панорама» или размещается (публикуется) на официальном сайте администрации муниципального образования «Город Саратов» (www.saratovmer.ru) не менее чем за 30 календарных дней до даты проведения публичных слушаний. Сроки публикации в газете «Саратовская панорама» или размещения (опубликования) на официальном сайте администрации муниципального образования «Город Саратов» (www.saratovmer.ru) объявления о проведении публичных слушаний по документации по планировке территории и проекта документации по планировке территории составляют: - не менее 15 календарных дней до даты проведения публичных слушаний в случае, когда срок их проведения составляет один месяц; - не менее 30 календарных дней до даты проведения публичных слушаний в случае, когда срок их проведения составляет более одного месяца.

В соответствии с абз.2 пункта 5.1 Положения правом на участие и выступление в публичных слушаниях по вопросам, указанным в подпунктах 3, 4 пункта 2.1 обладают правообладатели объектов недвижимости, расположенных в границах территории, в отношении которой проводятся публичные слушания, а также иные заинтересованные лица.

При этом, в силу п.п. 6.1.3.6 и 6.1.3.7 Положения не позднее, чем через пятнадцать дней со дня проведения публичных слушаний, Комиссия направляет на утверждение главе муниципального образования «Город Саратов» подготовленную документацию по планировке территории (проект планировки территории или проект межевания территории), протокол публичных слушаний по проекту планировки территории или проекту межевания территории и заключение о результатах публичных слушаний.

Глава муниципального образования «Город Саратов» на основании представленных документов принимает одно из следующих решений: - об утверждении документации по планировке территории (проекта планировки территории или проекта межевания территории); - об отклонении документации по планировке территории (проекта планировки территории или проекта межевания территории) и о направлении ее в функциональное структурное подразделение администрации муниципального образования "Город Саратов" по вопросам архитектуры и градостроительства или заказчику на доработку; и издает соответствующее постановление.

В соответствии с ч. 1 ст. 41 Градостроительного кодекса РФ подготовка документации по планировке территории осуществляется в целях обеспечения устойчивого развития территорий, выделения элементов планировочной структуры (кварталов, микрорайонов, иных элементов), установления границ земельных участков, на которых расположены объекты капитального строительства, границ земельных участков, предназначенных для строительства и размещения линейных объектов; при подготовке документации по планировке территории может осуществляться разработка проектов планировки территории, проектов межевания территории и градостроительных планов земельных участков. Подготовка документации по планировке территории, предусмотренной настоящим кодексом, осуществляется в отношении застроенных или подлежащих застройке территорий. При подготовке документации по планировке территории может осуществляться разработка проектов планировки территории, проектов межевания территории и градостроительных планов земельных участков (пункты 2 и 5 статьи 41 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

В статье 42 названного кодекса предусмотрено, что подготовка проекта планировки территории осуществляется в том числе для выделения элементов планировочной структуры, установления параметров планируемого развития элементов планировочной структуры (часть 1). Проект планировки территории состоит из основной части, которая подлежит утверждению, и материалов по ее обоснованию (часть 2). Основная часть проекта планировки территории включает в себя: 1) чертеж или чертежи планировки территории, на которых отображаются: красные линии; линии, обозначающие дороги, улицы, проезды, линии связи, объекты инженерной и транспортной инфраструктур, проходы к водным объектам общего пользования и их береговым полосам; границы зон планируемого размещения объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения, иных объектов капитального строительства; границы зон планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения; 2) положения о размещении объектов капитального строительства федерального, регионального или местного значения, а также о характеристиках планируемого развития территории, в том числе плотности и параметрах застройки территории и характеристиках развития систем социального, транспортного обслуживания и инженерно-технического обеспечения, необходимых для развития территории (часть 3).

В соответствии со статьей 43 Градостроительного кодекса Российской Федерации подготовка проектов межевания территорий осуществляется применительно к застроенным и подлежащим застройке территориям, расположенным в границах элементов планировочной структуры (часть 1). Подготовка проектов межевания застроенных территорий осуществляется в целях установления границ застроенных земельных участков и границ незастроенных земельных участков. Подготовка проектов межевания подлежащих застройке территорий осуществляется в целях установления границ незастроенных земельных участков, планируемых для предоставления физическим и юридическим лицам для строительства, а также границ земельных участков, предназначенных для размещения объектов капитального строительства федерального, регионального или местного значения (часть 2). Подготовка проектов межевания территорий осуществляется в составе проектов планировки территорий или в виде отдельного документа (часть 3). Размеры земельных участков в границах застроенных территорий устанавливаются с учетом фактического землепользования и градостроительных нормативов и правил, действовавших в период застройки указанных территорий. Если в процессе межевания территорий выявляются земельные участки, размеры которых превышают установленные градостроительным регламентом предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков, для строительства предоставляются земельные участки, сформированные на основе выявленных земельных участков, при условии соответствия их размеров градостроительному регламенту (часть 4). Проект межевания территории включает в себя чертежи межевания территории, на которых отображаются: красные линии, утвержденные в составе проекта планировки территории; линии отступа от красных линий в целях определения места допустимого размещения зданий, строений, сооружений; границы застроенных земельных участков, в том числе границы земельных участков, на которых расположены линейные объекты; границы формируемых земельных участков, планируемых для предоставления физическим и юридическим лицам для строительства; границы земельных участков, предназначенных для размещения объектов капитального строительства федерального, регионального или местного значения; границы территорий объектов культурного наследия; границы зон с особыми условиями использования территорий; границы зон действия публичных сервитутов (часть 5).

Таким образом, целью составления документации по планировке территории является выделение как элементов существующей структуры, так и параметров планируемого развития элементов планировочной структуры, в частности, нанесению подлежат как существующие красные линии, так и линии, обозначающие планируемые к строительству дороги, улицы, проезды, линии связи, объекты инженерной и транспортной инфраструктуры.

Из положений статей 41, 42, 43 Градостроительного кодекса РФ следует, что существующие красные линии, а также линии, обозначающие планируемые к строительству дороги, улицы, проезды, линии связи, объекты инженерной и транспортной инфраструктуры, подлежат нанесению и выделению на утвержденном в установленном порядке проекте планировке территории, являющимся основой для разработки проектов межевания территорий.

Согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в определении от 15 июля 2010 года № 931-0-0, регламентация градостроительной деятельности направлена, в первую очередь, на обеспечение комфортной среды обитания, комплексного учета потребностей населения и территорий в развитии и необходима для согласования государственных, общественных и частных интересов в данной области в целях обеспечения благоприятных условий проживания.

Согласно части 12.6 статьи 45 ГрК РФ проект планировки территории, предусматривающий размещение объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения, для размещения которых допускается изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд, на земельных участках, принадлежащих либо предоставленных физическим или юридическим лицам, органам государственной власти или органам местного самоуправления, не действует в части определения границ зон планируемого размещения таких объектов в случае, если в течение трех лет со дня утверждения данного проекта планировки территории не принято решение об изъятии таких земельных участков для государственных или муниципальных нужд.

Проект планировки территории прошел процедуру публичных слушаний, где были рассмотрены предложения и рекомендации экспертов, которым была дана соответствующая оценка, (л.д. 96-97, 98-99, 100-104, 109-, 112, 113-136 т.1, л.д. 23-25, 26-35 т.2), итоги которых опубликованы в официальном издании Саратовская панорама (л.д. 183 т.1, л.д. 63-83 т.2).

Таким образом, оспариваемое постановление администрации муниципального образования «Город Саратов» от 06.08.2013 г. №1634 в части утверждения границы «красной линии», проходящей по земельному участку с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенному по адресу <адрес> и жилому дому, расположенному на данном земельном участке, принято уполномоченным органом, в установленной форме, с соблюдением требований к порядку к порядку его принятия и опубликования, не противоречит нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

Вопреки доводам истцов сам факт прохождения красной линии по земельному участку и дому, находящему на нем, не свидетельствует о нарушении прав их владельцев. Запрета на установление красных линий по существующим и сформированным земельным участкам действующее градостроительное и земельное законодательство не предусматривает. Как не имеется и запрета на установление красных линий по существующим объектам недвижимости, так как их прохождение по данным объектам не свидетельствует о самовольности возведения, нарушении прав и законных интересов третьих лиц, в том числе и публичных интересов.

Ссылка истцов на конкретное определение Верховного Суда РФ, которым отменено судебное постановленное о прекращении производства по делу, не опровергает изложенный выше вывод суда.

Рассматривая последовательность юридически значимых действий и фактических обстоятельств по данному делу, суд полагает утверждения истцов о нарушении и прав и законных интересов оспариваемым постановлением, необоснованными, в связи со следующими обстоятельствами.

Установленные оспариваемым постановлением красные линии по <адрес> плану муниципального образования «Город Саратов», утв. Решением Саратовской городской Думы от 28.02.2008 года№25-240, Правилам землепользования и застройки муниципального образования «Город Саратов», утв. Решением Саратовской городской Думы от 29.04.2008 г. №27-280, соответствуют Генеральному плану муниципального образования «Город Саратов», утв. Решение Саратовской городской Думы от <дата> . Красные линии, предусмотренные оспариваемым постановлением в оспариваемой части (<адрес>), обозначают магистраль общегородского непрерывного движения (с учетом ширины такой дороги, предусмотренной сводом Правил), установлены проектом планировки территорий общего пользования муниципального образования «Город Саратов» (Октябрьский район) в целях реализации положений Генерального плана города (л.д. 52-56 т.2).

Утверждения истцов о нарушении их прав владения, пользования и распоряжения объектами недвижимости по которым проходит красная линия являются голословными. Так, представителем истцов указывалось, что Комитетом по архитектуре администрации муниципального образования «Город Саратов» истцам устно отказано в переустройстве и перепланировке жилого дома под помещения гостиницы по адресу <адрес>, согласно представленной проектной документации ООО «ТПИ-Проект» из-за прохождения красной линии по земельному участку и расположенному на нем жилому дому являются голословными.

Между тем, в силу действующего законодательства в границах территориальной зоны Ж-1.1, в которой находятся спорные объекты недвижимости разрешено использовать земельный участок для размещения границ, а также иных зданий, используемых с целью извлечения предпринимательской выгоды из предоставления жилого помещения для временного проживания в них (л.д. 86 т.2). Вместе с тем, 25.06.2012 года, истцами соглашением к договору аренды земельного участка №<данные изъяты> от 16.11.2009 года изменен вид разрешенного использования земельного участка на «отдельно стоящие здания административно-деловых, научных, проектных, конструкторских организацией, кредитно-финансовых учреждений, офисов различных фирм, компаний, контор», на момент рассмотрения спора вид использования земельного участка в соответствие с гостиничным обслуживанием не приведен. Кроме того, в границах территориальной зоны Ж-1.1 разрешается только однократная реконструкция существующих объектов капитального строительства с увеличением технико-экономических показателей не более чем на 40%. Строительство новых объектов капитального строительства указанного вида запрещено.

Таким образом, по мнению суда, прохождение красной линии по спорным объектам недвижимости не нарушает права и законные интересы истцов по вопросам перепланировки, либо реконструкции спорного жилого помещения (с учетом увеличения жилой площади жилого дома), доказательств обратному суда не представлено.

Выводы судебной экспертизы и показания допрошенного в судебном заседании эксперта, не опровергают изложенные выводы суда.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что оспариваемым ненормативным правовым актом права и законные интересы заявителей как арендаторов земельного участка, так и собственников жилого дома не нарушаются, поскольку установление красных линий в составе планировки территории обусловлено публично-правовыми целями градостроительной деятельности, направленными на устойчивое развитие территории. Кроме того установление красной линии по земельному участку и жилому дому истцов само по себе не создает препятствий в их использовании в силу ст. 85 ЗК РФ.

Поскольку оспариваемое постановление принято уполномоченным органом с соблюдением требований к порядку его принятия и опубликования, не противоречит нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, не нарушает права и законные интересы административных истцов, требования Боцановского Андрея Анатольевича, Губанова Александра Валентиновича к администрации муниципального образования «Город Саратов» о признании проекта планировки территорий общего пользования города Саратова (Октябрьский район), утвержденный постановлением администрации муниципального образования «Город Саратов» от 06.08.2013 г. №1634 «Об утверждении проекта планировки территорий общего пользования города Саратова (Октябрьский район)», не действующим в части удовлетворению не подлежат.

На основании изложенного и, руководствуясь ст.215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

                        

решил:

в удовлетворении административных исковых требований Боцановского Андрея Анатольевича, Губанова Александра Валентиновича к администрации муниципального образования «Город Саратов» о признании проекта планировки территорий общего пользования города Саратова (Октябрьский район), утвержденный постановлением администрации муниципального образования «Город Саратов» от 06.08.2013 г. №1634 «Об утверждении проекта планировки территорий общего пользования города Саратова (Октябрьский район)», не действующим в части, отказать.

    Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд через Октябрьский районный суд г. Саратова в течение одного месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Судья         /подпись/     О.И. Монина

Решение суда в окончательной форме принято 24.12.2021 года.

2а-1895/2021

Категория:
Гражданские
Истцы
Боцановский Андрей Анатольевич
Губанов Александр Валентинович
Прокуратура Октябрьского района г.Саратова
Ответчики
Администрация МО "Город Саратов"
Другие
Минеева Светлана Юрьевна
Комитет по архитектуре и градостроительству администрации МО «Город Саратов»
Саратовская городская Дума
Комитет по управлению имуществом г. Саратова
Суд
Октябрьский районный суд г. Саратов
Судья
Монина Ольга Ивановна
Дело на странице суда
oktyabrsky.sar.sudrf.ru
17.05.2021Регистрация административного искового заявления
17.05.2021Передача материалов судье
20.05.2021Решение вопроса о принятии к производству
20.05.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
04.06.2021Подготовка дела (собеседование)
04.06.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
28.06.2021Судебное заседание
05.07.2021Судебное заседание
01.11.2021Производство по делу возобновлено
23.11.2021Судебное заседание
09.12.2021Судебное заседание
14.12.2021Судебное заседание
17.12.2021Судебное заседание
24.12.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
17.12.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее