Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
09 октября 2023 года село Курсавка
Андроповский районный суд Ставропольского края в составе:
председательствующего судьи Чехова С.Л.
при секретаре Сафоновой И.А., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Андроповского районного суда гражданское дело по иску Гаджиев У.Г. к администрации Андроповского муниципального округа Ставропольского края о признании права собственности на квартиру в порядке приобретательной давности.
У С Т А Н О В И Л:
31 августа 2023 года Гаджиев У.Г. обратился в Андроповский районный суд с исковым заявлением к администрации Андроповского муниципального округа Ставропольского края о признании права собственности на жилой дом в порядке приобретательной давности. Ссылаясь на то, что 31 марта 2005 года на основании договора купли-продажи он приобрёл за <данные изъяты> в собственность недвижимое имущество – <адрес>, общей площадью 85,7 кв.м., кадастровый №, расположенную на земельном участке с кадастровым номером № по адресу: <адрес>. В этот же день, указанные объекты недвижимости были переданы ему по акту приёма-передачи. В виду юридической неграмотности договор в установленном законом порядке зарегистрирован не был. Между тем, с указанного времени и по настоящее время он владеет и пользуется квартирой и земельным участком, на котором расположена квартира, несет бремя их содержания, то есть добросовестно, открыто и непрерывно владеет им.
Учитывая, что более 18 лет указанная квартира и земельный участок находятся в его пользовании, и никто за это время не предъявил к нему требований об их возврате он полагает, что в соответствии со статьей 234 Гражданского кодекса Российской Федерации имеет право приобрести их в собственность в порядке приобретательной давности. С учётом невозможности разрешения данного спора во внесудебном порядке он обратился в суд с настоящим иском.
В судебное заседание истец Гаджиев У.Г., представитель истца Гаджиев У.Г. - Белозерова Т.Н. не явились, представив при этом заявление в котором поддержали заявленные требования в полном объёме, просили суд их удовлетворить и рассмотреть дело в их отсутствие.
Представитель ответчика - администрации Андроповского муниципального округа Ставропольского края Григорова Н.В. просила суд рассмотреть дело в отсутствие представителя администрации, не заявив возражений исковые требования, указав, что истец с марта 2005 года действительно проживает в оспариваемой квартире, при этом отсутствуют сведения об иных собственниках.
В судебное заседание представитель третьего лица управления федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Ставропольскому краю Межмуниципальный отдел по г. Невинномысску, Кочубеевскому и Андроповскому районам в судебное заседание не явился, имеется ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя и принятии решения в соответствии с действующим законодательством.
В соответствии со статьёй 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие не явившихся лиц.
Исследовав письменные материалы дела, проверив и оценив собранные по делу доказательства в их совокупности, суд пришел к убеждению о том, что исковые требования обоснованны и подлежат удовлетворению в полном объеме по следующим основаниям.
В соответствии с частью 2 статьи 45 Конституции Российской Федерации каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом.
Статьёй 12 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрены способы защиты гражданских прав, одним из которых является признание права.
В соответствии с пунктом 1 статьи 69 Федерального закона от 13 июля 2018 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" права на объекты недвижимости, возникшие до дня вступления в силу Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации в Едином государственном реестре недвижимости. Государственная регистрация таких прав в Едином государственном реестре недвижимости проводится по желанию их обладателей.
Согласно абзацу 3 пункта 36 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29 апреля 2010 года № 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" доказательством права собственности на недвижимое имущество является выписка из ЕГРН. При отсутствии государственной регистрации право собственности доказывается с помощью любых предусмотренных процессуальным законодательством доказательств, подтверждающих возникновение этого права у истца.
В судебном заседании установлено и следует из материалов дела, что 31 марта 2005 года на основании договора купли-продажи он приобрёл за 19.000 рублей в собственность недвижимое имущество – <адрес>, общей площадью 85,7 кв.м., кадастровый №, расположенную на земельном участке с кадастровым номером № по адресу: <адрес>. В этот же день, указанные объекты недвижимости были переданы ему по акту приёма-передачи. Истец является правообладателем земельного участка с кадастровым номером № по адресу: <адрес>, на котором расположена квартира
Согласно квитанции от 01 апреля 2005 года по приходному кассовому ордеру от Гаджиев У.Г. поступила оплата <данные изъяты> на счёт СПК колхоз "Путь Ленина".
Из технического паспорта на указанный объект недвижимости составленный 30 мая 2008 года АО "Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ" следует, что спорный объект недвижимости представляет собой <адрес>,7 кв.м. /инвентарный №. Сведений о том, что указанная квартира являются самовольно возведенной, отсутствует.
Согласно выписки из похозяйственной книги №2 за 2017-2021 год, л/счёт 328 МО Янкульского сельсовета <адрес> Ставропольского истцу принадлежит на праве собственности <адрес> по адресу: <адрес>, площадью 85,7 кв.м., кадастровый № и земельный участок для ведения личного подсобного хозяйства 900,0 кв.м..
Согласно пункту 3 статьи 218 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях и в порядке, предусмотренных названным Кодексом, лицо может приобрести право собственности на имущество, не имеющее собственника, на имущество, собственник которого неизвестен, либо на имущество, от которого собственник отказался или на которое он утратил право собственности по иным основаниям, предусмотренным законом.
Пунктом 1 статьи 234 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что лицо - гражданин или юридическое лицо, - не являющееся собственником имущества, но добросовестно, открыто и непрерывно владеющее как своим собственным недвижимым имуществом, если иные срок и условия приобретения не предусмотрены настоящей статьей, в течение пятнадцати лет либо иным имуществом в течение пяти лет, приобретает право собственности на это имущество /приобретательная давность/.
Течение срока приобретательной давности в отношении вещей, находящихся у лица, из владения которого они могли быть истребованы в соответствии со статьями 301 и 305 настоящего Кодекса, начинается со дня поступления вещи в открытое владение добросовестного приобретателя, а в случае, если было зарегистрировано право собственности добросовестного приобретателя недвижимой вещи, которой он владеет открыто, - не позднее момента государственной регистрации права собственности такого приобретателя. /пункт 4 статьи 234 Гражданского кодекса Российской Федерации/.
Приобретение права собственности в порядке статьи 234 Гражданского кодекса Российской Федерации направлено на устранение неопределенности в правовом статусе имущества, владение которым как своим собственным длительное время осуществляется не собственником, а иным добросовестным владельцем в отсутствие для этого оснований, предусмотренных законом или договором.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 15 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 10 и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 22 от 29 апреля 2010 года "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", давностное владение является добросовестным, если лицо, получая владение, не знало и не должно было знать об отсутствии основания возникновения у него права собственности, давностное владение признается открытым, если лицо не скрывает факта нахождения имущества в его владении. Не наступает перерыв давностного владения в том случае, если новый владелец имущества является сингулярным или универсальным правопреемником предыдущего владельца, владение имуществом как своим собственным означает владение не по договору. По этой причине статья 234 Гражданского кодекса Российской Федерации не подлежит применению в случаях, когда владение имуществом осуществляется на основании договорных обязательств /аренды, хранения, безвозмездного пользования и т.п./.
Как указано в абзаце первом пункта 16 приведённого выше постановления Пленума, по смыслу статей 225 и 234 Гражданского кодекса Российской Федерации, право собственности в силу приобретательной давности может быть приобретено на имущество, принадлежащее на праве собственности другому лицу, а также на бесхозяйное имущество.
Согласно пунктам 1 и 3 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался. Бесхозяйная недвижимая вещь, не признанная по решению суда поступившей в муниципальную собственность, может быть вновь принята во владение, пользование и распоряжение оставившим ее собственником либо приобретена в собственность в силу приобретательной давности.
В силу статьи 236 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданин или юридическое лицо может отказаться от права собственности на принадлежащее ему имущество, объявив об этом либо совершив другие действия, определенно свидетельствующие о его устранении от владения, пользования и распоряжения имуществом без намерения сохранить какие-либо права на это имущество.
Согласно абзацу первому пункта 19 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 10 и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 22 от 29 апреля 2010 года, возможность обращения в суд с иском о признании права собственности в силу приобретательной давности вытекает из статей 11 и 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которым защита гражданских прав осуществляется судами путем признания права. Поэтому лицо, считающее, что стало собственником имущества в силу приобретательной давности, вправе обратиться в суд с иском о признании за ним права собственности.
Приобретательная давность является законным основанием для возникновения права собственности на имущество у лица, которому это имущество не принадлежит, но которое, не являясь собственником, добросовестно, открыто и непрерывно владеет в течение длительного времени чужим имуществом как своим. Длительность такого открытого и непрерывного владения в совокупности с положениями об отказе от права собственности, а также о начале течения срока приобретательной давности с момента истечения срока давности для истребования вещи предполагают, что титульный собственник, не проявлял какого-либо интереса к этому имуществу, не заявил о своих правах на него, фактически отказался от прав на него, устранился от владения имуществом и его содержания. Целью нормы о приобретательной давности является возвращение фактически брошенного имущества в гражданский оборот, включая его надлежащее содержание, безопасное состояние, уплату налогов и т.п. Добросовестность предполагает, что вступление во владение не было противоправным, совершено внешне правомерными действиями.
В силу статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
Собственник несёт бремя содержания, принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором /статья 210 Гражданского кодекса Российской Федерации/.
Судом установлено, подтверждается материалами дела и сведениями руководителя Янкульского территориального отдела администрации Андроповского муниципального округа Ставропольского края Горбатенко О.М., что, начиная с марта 2005 года истец открыто владеет и пользуется спорными объектами невидимости, а также несет бремя их содержания, то есть открыто совершает юридически значимые действия, которые присущи только собственнику.
Кроме того, суд учитывает, что основанием владения спорным имуществом является договор, направленный на перенос права собственности от СПК /колхоз/ "Путь Ленина" к истцу.
Из справок, представленных в суд, следует, что спорные объекты недвижимости в реестре федерального и муниципального имущества не значатся, право собственности за иными лицами на указанные объекты в ЕГРН не зарегистрировано.
Суду не представлено сведений о том, что на день рассмотрения настоящего иска, имеется запрет или иное ограничение по распоряжению данным имуществом, которым истец все это время открыто и добросовестно владел. Спор с иными лицами по данному имуществу также отсутствует.
Таким образом, судом установлено, что, начиная 31 мая 2005 года истец добросовестность открыто и непрерывно владел спорным имуществом как своим собственным, лиц, претендующих на данное имущество, не имеется.
С учётом положений статей 195, 218, 234 ГК РФ с исковым заявлением о признании права собственности на объект недвижимого имущества лицо вправе обратиться не ранее истечения 18-летнего срока с момента начала пользования данным имуществом: 15 лет срока приобретательной давности и 3 года срока исковой давности по иску об истребовании имущества из чужого незаконного владения.
При таких обстоятельствах, требования истца, касающиеся признания право собственности на жилой дом в порядке приобретательной давности подлежат удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 195, 218, 234 ГК РФ, статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Гаджиев У.Г. к администрации Андроповского муниципального округа Ставропольского края о признании права собственности на квартиру в порядке приобретательной давности – удовлетворить.
Признать за Гаджиев У.Г. право собственности на недвижимое имущество – жилую квартиру по адресу: <адрес>, общей площадью 85,7 кв.м., кадастровый №, расположенную на земельном участке с кадастровым номером № по адресу: <адрес>.
Решение может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Андроповский районный суд.
Судья С.Л.Чехов