Дело № 2-34/2023
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
6 февраля 2023 года г.Кизляр, РД
Кизлярский городской суд Республики Дагестан в составе председательствующего судьи Францевой О.В., с участием представителя истца ФИО2 – ФИО5, представителя ответчика - администрации ГО «<адрес>» ФИО6, представителя органа опеки и попечительства администрации ГО «<адрес>» ФИО3, при секретаре ФИО4, рассмотрев в открытом судебном заседании, в <адрес>, дело по исковому заявлению ФИО2 к Администрации ГО «<адрес>», МБОУ «Школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» о признании незаконным и отмене постановления администрации ГО «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ № об исключении из списка детей сирот и восстановлении на учете в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий как лица из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,
установил:
ФИО2 обратился в суд с вышеуказанным иском, в обоснование своих требований указав, что он с 1979 года по 1981 год находился в Буйнакском доме ребенка. С 1981 года по 1988 год он находился в доме ребенка <адрес>. В 1986 году переведен в детский <адрес>. С 1989 года в связи с расформированием детского дома, истец был направлен в школу-интернат № <адрес> для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, где воспитывался до 1995 года. После окончания школы-интерната № он поступил в Профессиональное училище №, где с 1995 года по 1997 год и во время обучения получал пособие как сирота. Решением Каспийского городского суд РД от ДД.ММ.ГГГГ установлен юридический факт того, что он, ФИО2 с 1980 года по 1997 год находился на полном государственном обеспечении и относился к категории детей, оставшихся без попечения родителей. Согласно Постановлению Администрации городского округа «<адрес>» за № от ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 принят на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении. После постановки на учет ФИО2 неоднократно обращался к ответчику с просьбой предоставить жилую площадь по договору специализированного найма. Однако, ответа не получал. В июле 2021 года представитель истца обратилась с адвокатским запросом в Администрацию городского округа «<адрес>» по вопросу порядкового номера в очередности в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий ФИО2 На указанный запрос был получен следующий ответ: в связи с проведением инвентаризации учетных дел детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, было выявлено нарушение в учетном деле гр.ФИО2 ФИО2 был поставлен на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий в очередь среди детей-сирот после достижения возраста 23 лет. По достижению предельного возраста 23-х лет, он утратил статус лица, оставшегося без попечения родителей, и до этого возраста не обращался в жилищный отдел. На основании вышеизложенного ФИО2 был исключен из списков среди детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Снят с учета из списков очередников в качестве нуждающихся в жилых помещениях, истец был на основании Постановления Администрации городского округа «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ №. В ноябре 2021 года, январе и апреле 2022 года ими было подготовлено заявление в администрацию <адрес> с просьбой восстановить ФИО2 в очереди в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий среди детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, признав причину несвоевременной постановки на учет уважительной. Между тем, ответчик по сегодняшний день бездействует, оставляя без ответа заявления истца. Решение, вынесенное ответчиком о снятии с жилищного учета считаем незаконным и необоснованным. В силу ст.40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Органы государственной власти и органы местного самоуправления создают условия для осуществления права на жилище.
Меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе дополнительные гарантии прав на жилое помещение, определены Жилищным кодексом РФ и Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
В силу ч.1 статьи 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору, социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений. Жилые помещения предоставляются таким лицам по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия; по заявлению в письменной форме жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
В соответствии с п.1 ч.1 ст.7 ФЗ «Об опеке и попечительстве» к основным задачам органов опеки и попечительства для целей настоящего Федерального закона относится защита прав и законных интересов граждан, нуждающихся в установлении над ними опеки или попечительства, и граждан, находящихся под опекой или попечительством.
Согласно ч.1 ст.8 указанного ФЗ к полномочиям органов опеки и попечительства относятся выявление и учет граждан, нуждающихся в установлении над ними опеки или попечительства. Согласно ч.1 ст.121 СК РФ защита прав и интересов детей в случаях смерти родителей, лишения их родительских прав, ограничения их в родительских правах, признания родителей недееспособными, болезни родителей, длительного отсутствия родителей, уклонения родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, в том числе при отказе родителей взять своих детей из образовательных организаций, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги, или аналогичных организаций, при создании действиями или бездействием родителей условий, представляющих угрозу жизни или здоровью детей либо препятствующих их нормальному воспитанию и развитию, а также в других случаях отсутствия родительского попечения возлагается на органы опеки и попечительства.
Органы опеки и попечительства выявляют детей, оставшихся без попечения родителей, ведут учет таких детей в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, обеспечивают защиту их прав и интересов до решения вопроса об их устройстве и исходя из конкретных обстоятельств утраты попечения родителей избирают формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей, а также осуществляют последующий контроль за условиями их содержания, воспитания и образования.
В силу ч.1 ст.148 СК РФ дети, находящиеся под опекой (попечительством), имеют право на сохранение права собственности на жилое помещение или права пользования жилым помещением, а при отсутствии жилого помещения имеют право на получение жилого помещения в соответствии с жилищным законодательством; защиту от злоупотреблений со стороны опекуна (попечителя) в соответствии со статьей 56 настоящего Кодекса.
В силу ч.3 ст.15 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» попечители несовершеннолетних граждан оказывают подопечным содействие в осуществлении ими своих прав и исполнении своих обязанностей, а также охраняют их от злоупотреблений со стороны третьих лиц. Согласно ч.1 ст.56 СК РФ защита прав и законных интересов ребенка осуществляется родителями (лицами, их заменяющими), а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, органом опеки и попечительства, прокурором и судом.
Отсутствие постановки ФИО2 на жилищный учет в органе местного самоуправления по списку детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, до достижения им возраста 18-ти лет явилось следствием ненадлежащего исполнения его попечителем (директором школы-интернат №) своих обязанностей, установленных законом, что привело к нарушению жилищных прав истца.
Вместе с тем позиция Верховного Суда РФ изложенная в Бюллетене № от 2014 года говорится «отсутствие указанных лиц на учете нуждающихся в жилых помещениях без учета конкретных причин, приведших к этому, само по себе не может рассматриваться в качестве безусловного основания для отказа в удовлетворении требования таких лиц».
Наиболее распространенными причинами несвоевременной постановки детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей на учет нуждающихся в жилом помещении, признаваемыми судами уважительными и, как следствие, служащими основанием для защиты в судебном порядке права на внеочередное обеспечение жильем, являлись следующие: -ненадлежащее выполнение обязанностей по защите прав этих лиц в тот период, когда они были несовершеннолетними, их опекунами, попечителями, органами опеки и попечительства, образовательными и иными учреждениями, в которых обучались или воспитывались истцы; - незаконный отказ органа местного самоуправления в постановке на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не достигших возраста 23 лет; - состояние здоровья детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; - установление обстоятельств того, что лицо, до достижения возраста 23 лет предпринимало попытки встать на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, но не было поставлено на учет из-за отсутствия всех необходимых документов. Поскольку истец не имел возможности ранее встать в очередь на получение жилого помещения, считая, что его права реализовал попечитель, то обратился с заявлением к ответчику лишь в 2015 году. Его заявление было рассмотрено ответчиком, принято решение о включении истца в данный список, то есть его заявление удовлетворено ответчиком добровольно.
Действия ответчика, первоначально принявшего истца на соответствующий учет после 23 лет, а затем, по прошествии нескольких лет признавшего факт принятия на учёт неправомерными, нельзя признать добросовестными, они существенно ущемляют права истца.
Согласно п.9 ст.8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
На основании изложенного, считаем, что основания для снятия ФИО2 с соответствующего учета отсутствовали, данные действия ответчика нельзя признать правомерными, постановление администрации городского округа «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ № в части исключения ФИО2, из списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей подлежит признанию незаконным с возложением на ответчика обязанности восстановить истца в указанном списке.
В настоящее время истец жилья на праве собственности не имеет, также не является владельцем жилого помещения по договору социального найма. С марта 2019 года зарегистрирован по адресу: <адрес>. В настоящее время живет со своей семьей, где придется, оплачивать проживание за квартиру не имеет материальной возможности.
На основании изложенного истец просит суд постановление Администрации городского округа «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ № в части исключения ФИО2, из списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей признать незаконным и отменить. Восстановить ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий в очередь среди детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, признав причину несвоевременной постановки на учет, уважительной.
В судебном заседании представитель истца ФИО5 заявленные доверителем требования поддержала, пояснив суду, что вины истца в том, что он вовремя не воспользовался своим правом нет. Вина лежит на органе опеки и попечительства. После 18 лет истец находился в армии и по окончании службы, в силу своей неграмотности не обратился с заявлением о постановке его на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении.
Представитель ответчика – администрации ГО «<адрес>» ФИО6 исковые требования ФИО2 не признал, в обоснование возражений указав, что в силу ч.1 ст.218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Исходя из исковых требований следует, что представитель истца просит суд отменить постановление Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № в части исключения из списка детей сирот и детей оставшихся без попечения родителей ФИО2 Таким образом, истец считает решение органа публичной власти не законным, следовательно, обжалование данного решения должно производиться согласно нормам Кодекса об административном судопроизводстве, в порядке ст.218 КАС РФ.
Согласно ч.3 ст.33.1 ГПК РФ суд, установив в ходе подготовки гражданского дела к судебному разбирательству или судебного разбирательства по гражданскому делу, что оно подлежит рассмотрению в порядке административного судопроизводства, выносит определение о переходе к рассмотрению дела по правилам административного судопроизводства. представитель ответчика просит суд перейти к рассмотрению данного дела в порядке административного судопроизводства.
Доводы истца в иске не подтверждают незаконность решения органа местного самоуправления об исключении ФИО2 с учета на получение жилья, а сводится к доводам, о возможности его восстановления по основаниям, если бы лицо, из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей не был бы поставлен на учет на получение жилья.
В данном же случаи, как указывает истец, постановлением администрации ГО «<адрес>» № от ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 был принят на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Согласно п.2 ч.1 ст.8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по их заявлению в письменной форме по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по их заявлению в письменной форме ранее, чем по достижении ими возраста 18 лет.
При этом, как указано в части 3 ст.8 вышеуказанного Федерального Закона Заявление о включении в список подается законными представителями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достигших возраста 14 лет, в течение трех месяцев со дня достижения ими указанного возраста или с момента возникновения оснований предоставления жилых помещений, предусмотренных абзацем первым пункта 1 настоящей статьи.
Истцом указано, что заявления о постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий по категории дети-сироты опекуном не подавались.
Согласно пункту 2 части 2 статьи 57 ЖК РФ (в редакции, действовавшей до ДД.ММ.ГГГГ), абзацу четвертому статьи 1 и пункту 1 статьи 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ (в редакции, действовавшей до ДД.ММ.ГГГГ) предоставление вне очереди жилого помещения по договору социального найма лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, носит заявительный характер и возможно при условии письменного обращения таких лиц в соответствующие органы для принятия их на учет нуждающихся в жилом помещении.
Жилищное законодательство Российской Федерации в части, касающееся предоставления жилых помещений по договору социального найма (как в порядке очередности, так и во внеочередном порядке), также базируется на заявительном характере учета лиц, нуждающихся в обеспечении жильем. Факт такого учета означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных Жилищным кодексом Российской Федерации, иным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации оснований для признания гражданина нуждающимся в жилом помещении и, как следствие, последующую реализацию права на предоставление жилого помещения по договору социального найма.
Следовательно, до достижения возраста 23 лет дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа в целях реализации своего права на обеспечение вне очереди жилым помещением должны были встать на учет нуждающихся в получении жилых помещений. По достижении возраста 23 лет указанные граждане уже не могут рассматриваться в качестве лиц, имеющих право на предусмотренные Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ меры социальной поддержки, так как они утрачивают одно из установленных законодателем условий получения такой социальной поддержки.
Постановлением администрации от ДД.ММ.ГГГГ № ФИО2 был снят с очереди среди детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей по той причине, что фактическая постановка на учет истца была осуществлена после достижений им 23-х лет. Статьей 56 ЖК РФ определены основания, по которым Граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Согласно п.6 ч.1 данной статьи, одним из оснований исключения из списка нуждающихся в жилых помещениях является выявления в представленных документах в орган, осуществляющий принятие на учет, сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет.
В связи с чем и было вынесено обжалуемое постановление. Обращает внимание суда на тот факт, что местом жительства истца является <адрес> «г» <адрес>. Согласно п.2 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О формировании списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, исключении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из списка в субъекте Российской Федерации по прежнему месту жительства и включении их в список в субъекте Российской Федерации по новому месту жительства» (вместе с «Правилами формирования списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, исключения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из указанного списка в субъекте Российской Федерации по прежнему месту жительства и включения их в список в субъекте Российской Федерации по новому месту жительства») Прием заявления о включении в список осуществляется уполномоченным органом либо органом местного самоуправления. В порядке, определяемом законами или иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства детей- сирот, лиц из числа детей-сирот, лиц, которые достигли возраста 23 лет, прием заявления о включении в список может осуществляться подведомственной уполномоченному органу или органу местного самоуправления организацией (далее - уполномоченная организация).
Также, п.3 ч.1 статьей 56 ЖК РФ установлено такое основания об исключении из списка на получения жилья как выезд на место жительства в другое муниципальное образование, за исключением случаев изменения места жительства в пределах городов федерального значения Москвы, Санкт- Петербурга и Севастополя. Таким образом, учитывая факт проживания истца за пределами городского округа «<адрес>, истец в силу данных обстоятельств не вправе восстанавливаться или заново становиться на учет в городском округе «<адрес>».
Сведения, о том, что стороне истца стало известно о снятии с очереди в результате получения ответа администрации в июле 2021 года не соответствует действительности.
Истец ФИО2 был уведомлен о снятии его с учета ДД.ММ.ГГГГ, о чем имеется подпись о получении соответствующего уведомления, с указанием причин его снятия. Учитывая данные обстоятельства, общий срок исковой давности согласно нормам. На последующие ответы представителя так же были даны соответствующие ответы, в частности ответ от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ. Учитывая вышеприведенные обстоятельства, представитель ответчика отмечаем, что истцом пропущен срок для обжалования незаконного действия (бездействия) органа местного самоуправления, как по общему правилу 3-х летнего срока исковой давности, так как истец получил уведомление о снятии с учета в 2017 году, так и в случаи перехода рассмотрения дела по правилам КАС РФ, 3-х месячный срок, согласно ст.219 КАС РФ.
Представитель отдела опеки и попечительства Администрации ГО «<адрес>» ФИО3 в удовлетворении исковых требований ФИО2 просила отказать.
Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему:
Согласно ст.1. Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей сирот и детей оставшихся без попечения родителей», дети-сироты - лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
Частью 1 ст.8 указанного Федерального закона установлено, что детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Пунктом 9 статьи 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ установлено, что право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
Исходя из приведенных норм, правом на обеспечение благоустроенным жилым помещением по договору найма специализированного жилого помещения обладают граждане Российской Федерации, относящиеся к категории лиц: дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в понятиях, предусмотренных Федеральным законом № 159-ФЗ, вставшие на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении в возрасте до 23-х лет (Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №-КГ19-151).
Предоставление вне очереди жилого помещения по договору социального найма лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с ранее действовавшим правовым регулированием носило заявительный характер и подлежало реализации при условии письменного обращения таких лиц в соответствующие органы для принятия их на учет нуждающихся в жилом помещении.
Решением Кизлярского городского суда РД от ДД.ММ.ГГГГ установлен факт, что ФИО2, с 1980 по 1997 год находился на полном государственном обеспечении и относился к категории детей оставшихся без попечения родителей.
Согласно извещению начальника отдела по учету и распределению жилья при МБУ УЖКХ <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО2, 1978 года рождения был принят на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении на основании постановления Администрации ГО «<адрес>» № от ДД.ММ.ГГГГ (очередь среди детей сирот под №).
Постановлением главы ГО «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ за №, в связи с выявлением в документах сведений не соответствующих действительности, ФИО2 снят с очереди среди детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 было вручено уведомление о снятии его с учета в качестве нуждающегося в жилом помещении, поскольку он в нарушение Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей сирот и детей оставшихся без попечения родителей», был поставлен на учет после достижения им возраста 23-х лет.
О причинах снятия ФИО2 с учета в качестве нуждающегося в жилом помещении как лица из числе детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, неоднократно сообщалось представителю истца – ФИО8 на обращение последней на имя главы ГО «<адрес>».
Истец должен был обладать нереализованным правом на обеспечение жилым помещением как лицо из числа детей-сирот, однако доказательств обращения в органы местного самоуправления с заявлением о включении в список детей-сирот и детей, оставшиеся без попечения родителей, лиц из их числа, имеющих право на меру социальной поддержки в виде предоставления жилого помещения, до достижения 23-летнего возраста, истцом не представлено. Впервые ФИО2 обратился с заявлением о включении его в список детей сирот, нуждающихся в жилом помещении по достижении им возраста 37 лет, при этом, причины пропуска установленного законом срока, исключительными не являются.
Кроме того суду неизвестно, нуждался ли ФИО2 в жилом помещении до достижения им возраста 23 лет и мог ли он быть поставлен на учет в качестве такового. Доказательств тому, истцом суду не представлено.
В силу ст.196 ГК РФ общий срок исковой давности составляет три года со дня, определяемого в соответствии со статьей 200 настоящего Кодекса.
Истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, в силу ст.199 ГК РФ является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске.
Принимая во внимание, что о снятии с учета в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий ФИО2 было известно с 2017 года, срок для обращения с иском о защите нарушенного права им пропущен.
Уважительных причин пропуска срока для обращения в суд ФИО2 суду не представлено.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований ФИО2
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194 - 198 ГПК РФ, суд
решил:
В удовлетворении искового заявления ФИО2 к Администрации ГО «<адрес>», МБОУ «Школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» о признании незаконным и отмене постановления администрации ГО «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ № об исключении из списка детей сирот и восстановлении на учете в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий как лица из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, отказать.
Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Дагестан в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной формулировке, через Кизлярский городской суд РД.
Председательствующий Францева О.В.