Судья Речич Е.С. 7р-340/2020
РЕШЕНИЕ
город Йошкар-Ола 21 декабря 2020 года
Судья Верховного Суда Республики Марий Эл Орлова С.Г.,
при секретаре Богомоловой Л.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда жалобу директора общества с ограниченной ответственностью «Медведь» Глазырина А.Н. на постановление начальника отдела лицензионно-разрешительной работы (по городу Йошкар-Оле) г. Йошкар-Ола Управления Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Республике Марий Эл от 7 сентября 2020 года <№>, решение судьи Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл от 8 октября 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении
общества с ограниченной ответственностью «Медведь», место нахождения: <адрес>, ИНН <№>, ОГРН <№>,
у с т а н о в и л:
постановлением начальника отдела лицензионно-разрешительной работы (по городу Йошкар-Оле) г. Йошкар-Ола Управления Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Республике Марий Эл (далее – Отдел ЛРР (по городу Йошкар-Оле) г. Йошкар-Ола Управления Росгвардии по Республике Марий Эл) от 7 сентября 2020 года <№> общество с ограниченной ответственностью «Медведь» (далее – ООО «Медведь», общество) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 300 000 рублей.
Решением судьи Йошкар-Олинского городского суда Республики
Марий Эл от 8 октября 2020 года постановление должностного лица административного органа оставлено без изменения, жалоба директора ООО «Медведь» - без удовлетворения.
В жалобе, поданной в Верховный Суд Республики Марий Эл директор ООО «Медведь» Глазырин А.Н. просит отменить решение судьи и постановление должностного лица административного органа, производство по делу прекратить. Указывает, что гражданское огнестрельное охотничье гладкоствольное длинноствольное оружие было продано 29 июля 2020 года по лицензии сроком действия до 30 апреля 2020 года с учетом распоряжения Росгвардии от 17 апреля 2020 года № 1/369-Р «Об установлении особенностей осуществления в 2020 году разрешительной деятельности, нормативное правовое регулирование которой отнесено к компетенции Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации», которым подтверждение соответствия юридических лиц, физических лиц и индивидуальных предпринимателей обязательным требованиям, в том числе предусматривающим переоформление (продление) лицензий, разрешений, удостоверений частного охранника и иных разрешительных документов, установленных законодательством Российской Федерации об оружии и частной охранной деятельности, за исключением лицензий на осуществление частной детективной и частной охранной деятельности, по которым сроки подтверждения соответствия наступают в период с 6 апреля по 1 августа 2020 года, перенесено на срок до 1 сентября 2020 года. Полагает, что должностные лица административного органа не верно истолковали указанные положения. Судьей не дана оценка тому, что кроме указанных положений, сотрудники общества руководствовались устными разъяснениями представителя Росгвардии. Считает недоказанным, что намерение продажи оружия имело общество, а не продавец.
Жалоба также содержит ходатайство о восстановлении срока на обжалование решения судьи. Копия решения от 8 октября 2020 года получена ООО «Медведь» 21 октября 2020 года, жалоба направлена в Верховный Суд Республики Марий Эл почтой 2 ноября 2020 года. Учитывая, что 30 октября и 1 ноября 2020 года являются выходными днями (суббота и воскресение) срок на обжалование решения ООО «Медведь» не пропущен.
Выслушав объяснения представителей ООО «Медведь» Глазырина А.Н. и Колотовой Н.В., поддержавших доводы жалобы, представителя административного органа Венедиктова О.А., ссылавшегося на неверное толкование представителями общества положений распоряжения и просившего оставить решение судьи без изменения, изучив доводы жалобы, исследовав материалы дела об административном правонарушении <№>, материалы дела по жалобе ООО «Медведь» <№>, судья приходит к следующему.
Частью 1 статьи 20.8 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность в виде наложения административного штрафа на должностных лиц в размере от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей, на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей, за нарушение правил производства, продажи, хранения, уничтожения или учета оружия и патронов к нему, взрывчатых веществ и взрывных устройств, пиротехнических изделий IV и V классов, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния.
В соответствии со статьей 18 Федерального закона от 13 декабря 1996 года № 150-ФЗ «Об оружии» юридические лица, имеющие право осуществлять торговлю гражданским и служебным оружием и патронами к нему, среди прочего, обязаны требовать от покупателя предъявления лицензии на приобретение выбранного им оружия и патронов к нему, за исключением тех видов оружия и патронов к нему, на приобретение которых лицензия не требуется.
Запрещается продавать оружие гражданам, не представившим лицензию на приобретение соответствующего вида оружия, патроны к нему - гражданам, не представившим разрешения на хранение или хранение и ношение такого оружия, за исключением тех видов оружия и патронов к нему, на приобретение которых лицензия не требуется.
Как следует из материалов дела, ООО «Медведь» имеет лицензию от 3 декабря 2014 года № 507 на осуществление торговли гражданским и служебным оружием и основными частями огнестрельного оружия.
5 августа 2020 года в Отдел ЛРР (по городу Йошкар-Оле) г. Йошкар-Ола Управления Росгвардии по Республике Марий Эл от ООО «Медведь» поступил дубликат лицензии ЛГа <№> на приобретение одной единицы огнестрельного гладкоствольного длинноствольного оружия, выданной 30 октября 2019 года Центром ЛРР Управления Росгвардии по Республике Марий Эл на имя Гаврилова Р.М.
Согласно указанному дубликату лицензии 29 июля 2020 года в 15 часов 30 минут ООО «Медведь» осуществило продажу гражданского огнестрельного охотничьего гладкоствольного оружия модели: <...>, гражданину Гаврилову Р.Ф. Срок действия лицензии до 30 апреля 2020 года.
Указанное послужило основанием для составления в отношении ООО «Медведь» протокола от 27 августа 2020 года об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.8 КоАП РФ.
Должностное лицо административного органа при рассмотрении дела об административном правонарушении в отношении ООО «Медведь» пришло к выводу о наличии в действиях общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.8 КоАП РФ, выразившегося в продаже оружия гражданину, не представившему лицензию на приобретение соответствующего вида оружия.
Судья Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл при рассмотрении жалобы ООО «Медведь» согласился с выводом должностного лица административного органа о наличии в действиях общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.8 КоАП РФ, не усмотрев оснований для признания административного правонарушения малозначительным, замены назначенного административного штрафа на предупреждение.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2020 года № 440 «О продлении действия разрешений и иных особенностях в отношении разрешительной деятельности в 2020» продлено действие срочных лицензий иных разрешений, сроки действия которых истекают (истекли) в период с 15 марта по 31 декабря 2020 года и действие которых продлевается на 12 месяцев, согласно перечню, изложенному в приложении № 1.
В указанном перечне лицензии на приобретение огнестрельного оружия отсутствуют.
В целях реализации постановления Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2020 года № 440 пунктом 1 распоряжения Росгвардии от 17 апреля 2020 года № 1/369-Р «Об установлении особенностей осуществления в 2020 году разрешительной деятельности, нормативное правовое регулирование которой отнесено к компетенции Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации», действующего на момент совершения административного правонарушения, установлено, что подтверждение соответствия юридических лиц, физических лиц и индивидуальных предпринимателей обязательным требованиям, в том числе предусматривающим переоформление (продление) лицензий, разрешений, удостоверений частного охранника и иных разрешительных документов, установленных законодательством Российской Федерации об оружии и частной охранной деятельности, за исключением лицензий на осуществление частной детективной и частной охранной деятельности, по которым сроки подтверждения соответствия наступают в период с 6 апреля по 1 августа 2020 года, переносится на срок до 1 сентября 2020 года;
Приказом Росгвардии от 18 августа 2017 года № 359 утвержден Административный регламент Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по выдаче гражданину Российской Федерации лицензии на приобретение спортивного или охотничьего огнестрельного гладкоствольного длинноствольного оружия, охотничьего пневматического оружия и спортивного пневматического оружия с дульной энергией свыше 7,5 Дж и патронов к нему.
Согласно пункту 6 указанного регламента результатом предоставления государственной услуги являются: выдача лицензии; переоформление лицензии; принятие решения об отказе в выдаче (переоформлении) лицензии.
Переоформление лицензии осуществляется в связи с изменением сведений, указанных в лицензии, выявлением опечаток и ошибок, а также непригодностью лицензии либо ее утратой (пункт 9.2 Регламента).
Регламентом не предусмотрена возможность оказания государственной услуги по продлению лицензии на приобретение огнестрельного гладкоствольного длинноствольного оружия. Переоформление лицензии осуществляется в приведенных в регламенте случаях, которые не относятся к рассматриваемой ситуации.
При таких обстоятельствах должностные лица административного органа и судья городского суда пришли к обоснованному выводу о наличии в действиях общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.8 КоАП РФ.
Указанное выше во взаимосвязи с приказом Росгвардии от 18 августа 2017 года № 359 вопреки доводам жалобы и представленной справке об исследовании автономной некоммерческой организации экспертно-правовой центр «Прометей» № 245/2020 не позволяет иным образом толковать положения вышеназванного распоряжения.
Доводы жалобы о получении устной консультации представителя Росгвардии по вопросу возможности продажи оружия по лицензии с истекшим сроком действия материалами дела не подтверждается. Кроме того, при наличии указанных сомнений ООО «Медведь» имело возможность обратиться в уполномоченный орган с соответствующим запросом.
Ссылка в жалобе на отсутствие доказательств, подтверждающих намерение именно общества на продажу оружия, которое фактически было реализовано продавцом-консультантом, является несостоятельной, поскольку несоблюдение действующего законодательства вследствие ненадлежащего исполнения своих обязанностей работниками юридического лица не является обстоятельством, освобождающим само юридическое лицо от ответственности за совершенное административное правонарушение.
При обсуждении вопроса о малозначительности административного правонарушения, назначении административного наказания в виде предупреждения судья городского суда пришел к обоснованному выводу об отсутствии оснований для прекращения производства по данному делу на основании статьи 2.9 КоАП РФ, отсутствии основания для дачи обществу предупреждения.
В соответствии с частью 3 статьи 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
В силу положений части 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.
Частью 3.3 указанной статьи установлено, что при назначении административного наказания в соответствии с частью 3.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса.
Санкция части 1 статьи 20.8 КоАП РФ предусматривает наказание юридических лиц в виде административного штрафа от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
Приняв во внимание характер правонарушения, совершение административного правонарушения впервые, отсутствие отягчающих административную ответственность обстоятельств, оценивая доводы общества, указанные в жалобе, обстоятельства, при которых было совершено правонарушение, прихожу к выводу о возможности снижения размера административного штрафа до минимально возможного в соответствии с частью 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ - 150 000 рублей, полагая, что для достижения предупредительных целей административного наказания, соответствия его принципам законности, справедливости, неотвратимости и целесообразности юридической ответственности, административное наказание в виде штрафа в размере 150 000 рублей в рассматриваемом случае будет являться достаточным.
При таких обстоятельствах постановление должностного лица административного органа и решение судьи городского суда подлежат изменению.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 30.6 - 30.9
КоАП РФ, судья
р е ш и л:
постановление начальника отдела лицензионно-разрешительной работы (по городу Йошкар-Оле) г. Йошкар-Ола Управления Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Республике Марий Эл от 7 сентября 2020 года <№>, решение судьи Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл от 8 октября 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении общества с ограниченной ответственностью «Медведь» изменить, снизить размер административного штрафа, назначенного обществу с ограниченной ответственностью «Медведь», до 150 000 рублей.
В остальной части постановление начальника отдела лицензионно-разрешительной работы (по городу Йошкар-Оле) г. Йошкар-Ола Управления Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Республике Марий Эл от 7 сентября 2020 года <№>, решение судьи Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл от 8 октября 2020 года оставить без изменения, жалобу директора общества с ограниченной ответственностью «Медведь» Глазырина А.Н. – без удовлетворения.
Судья С.Г. Орлова