Дело № 12-80/2016
Решение
г. Звенигово 14 октября 2016 года
Судья Звениговского районного суда Республики Марий Эл Смирнов А.В., с участием: заместителя прокурора <адрес> Республики Марий Эл Шабердиной Л.Н., заявителя Ведерниковой Л.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Ведерниковой Л. В., <.....> <.....>, на постановление № от <дата> по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1.4 ст. 7.30 КоАП РФ,
установил:
постановлением заместителя руководителя – начальника отдела У. Ф. антимонопольной службы по <адрес> Эл № от <дата> Ведерникова Л.В. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1.4 ст. 7.30 КоАП РФ, и ей назначено наказание в виде административного штрафа в размере 15 000 рублей.
Не согласившись с принятым решением, Ведерникова Л.В., не оспаривая вины в совершении правонарушения, обратилась с жалобой в суд, в которой просит постановление должностного лица отменить, производство по делу прекратить в связи с малозначительностью совершенного деяния.
Подробное обоснование доводов приведено в письменной жалобе.
В судебном заседании Ведерникова Л.В. доводы жалобы поддержала, просила ее удовлетворить.
ПредставительУправления Ф. антимонопольной службы по <адрес> Эл, надлежащим образом извещенный о дате, времени и месте проведения судебного заседания, не явился, заявил ходатайство о рассмотрении жалобы без его участия.
Прокурор Шабердина Л.Н. оснований для удовлетворения жалобы не усматривает, считает обжалуемое постановление законным, обоснованным и справедливым.
Проверив доводы жалобы, выслушав заявителя, изучив материалы дела об административном правонарушении, прихожу к следующим выводам.
В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
Согласно приказу ГБУ РМЭ «<.....>» (далее – ГБУ РМЭ «<.....>») от <дата> Ведерникова Л.В. принята на должность заместителя главного бухгалтера указанного учреждения.
Приказом ГБУ РМЭ «<.....>» от <дата> Ведерникова Л.В. назначена ответственным лицом за осуществление закупок (контрактным управляющим), включая исполнение каждого контракта в учреждении.
Согласно ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое кодексом об административных правонарушениях или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Частью 1.4 ст. 7.30 КоАП РФ (в редакции, действовавшей в момент совершения правонарушения) предусмотрена административная ответственность за размещение должностным лицом заказчика, должностным лицом уполномоченного органа, должностным лицом уполномоченного учреждения, специализированной организацией в единой информационной системе в сфере закупок или направление оператору электронной площадки информации и документов, подлежащих размещению, направлению, с нарушением требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, либо нарушение указанными лицами порядка предоставления конкурсной документации или документации об аукционе, порядка разъяснения положений такой документации, порядка приема заявок на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), окончательных предложений, за исключением случаев, предусмотренных частями 1 - 1.3 настоящей статьи.
В соответствии с ч. 4 ст. 30 Ф. закона от <дата> № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" по итогам года заказчик обязан составить отчет об объеме закупок у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, и до 1 апреля года, следующего за отчетным годом, разместить такой отчет в единой информационной системе.
Согласно п. 4 Правил подготовки отчета об объеме закупок у субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций, его размещения в единой информационной системе, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от <дата> №, отчет по итогам отчетного года в форме электронного документа подписывается электронной подписью уполномоченного должностного лица заказчика и размещается в единой информационной системе в срок, установленный ч. 4 ст. 30 Закона о контрактной системе в сфере закупок.
Как усматривается из материалов дела, в нарушение требований ч. 4 ст. 30 Ф. закона № 44-ФЗ и п. 4 указанных выше Правил, должностным лицом – контрактным управляющим ГБУ РМЭ «<.....>» Ведерниковой Л.В. отчет об объеме закупок у субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций за 2015 год размещен в единой информационной системе - на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг www.zakupki.gov.ru, <дата>.
Указанные обстоятельства подтверждаются собранными по делу доказательствами, которым была дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ.
По данному факту <дата> заместителем прокурора <адрес> Республики Марий Эл Шабердиной Л.Н. в отношении Ведерниковой Л.В. возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1.4 ст. 7.30 КоАП РФ, по результатам рассмотрения которого заместитель руководителя – начальник отдела У. Ф. антимонопольной службы по <адрес> Эл пришел к выводу о ее виновности в совершении данного административного правонарушения и назначил ей наказание в виде штрафа.
Поскольку ГБУ РМЭ «<.....>» отчет об объеме закупок у субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций за 2015 год размещен на официальном сайте Российской Федерации ww.zakupki.gov.ru после <дата>, действия Ведерниковой Л.В., являющейся его контрактным управляющим, правильно квалифицированы по ч. 1.4 ст. 7.30 КоАП РФ.
Оспариваемое постановление вынесено компетентным должностным лицом, заявитель привлечен к административной ответственности в пределах срока давности, установленного ст. 4.5 КоАП РФ.
Вместе с тем, доводы жалобы о малозначительности совершенного правонарушения заслуживают внимания.
Так, Конституция РФ гарантирует каждому право на судебную защиту его интересов. Конституционно-правовой смысл указанной нормы предполагает, что суды не должны формально подходить к рассмотрению вопросов, возникающих при реализации права лица на судебную защиту.
Согласно ст. 3.1 КоАП РФ административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.
В то же время, в соответствии со ст. 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья (иное лицо, рассматривающее дело) может освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
Как указано Конституционным Судом Российской Федерации, санкции штрафного характера должны отвечать вытекающим из Конституции Российской Федерации требованиям справедливости и соразмерности. Принцип соразмерности, выражающий требования справедливости, предполагает установление публично-правовой ответственности лишь за виновное деяние и ее дифференциацию в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств, обусловливающих индивидуализацию при применении взыскания.
Привлечение должностного лица к административной ответственности по формальным основаниям означало бы неполную реализацию ее принципов и умаление ее целей, а справедливость, соразмерность и целесообразность ответственности не были бы соблюдены.
Основываясь на данных положениях, учитывая, что в 2015 году ГБУ РМЭ «<.....>» фактически не осуществлялись закупки у субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций, принимая во внимание конкретные обстоятельства впервые совершенного административного правонарушения, которое не повлекло за собой неэффективного использования бюджетных средств, ограничения участников закупок и их прав, недобросовестной конкуренции, нарушения гласности и прозрачности в сфере закупок, фактов коррупции и других злоупотреблений, то есть тяжких последствий для отношений, регулируемых Ф. законом № 44-ФЗ, исходя из отсутствия данных о реальном причинении вреда, принимая во внимание то, что Ведерниковой Л.В. в настоящее время приняты меры по размещению отчета, а также учитывая ее социальное и материальное положение, наличие у нее на иждивении двоих несовершеннолетних детей, прихожу к выводу о том, что в рассматриваемом случае при формальном наличии всех признаков состава правонарушения оно не привело к возникновению большой общественной опасности и не создало существенной угрозы охраняемым общественным отношениям, в связи с чем на основании ст. 2.9 КоАП РФ полагаю необходимым признать его малозначительным.
Согласно ч. 3 ст. 30.7 КоАП РФ при наличии обстоятельств, предусмотренных ст. 2.9 КоАП РФ, судья выносит решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу.
Руководствуясь ст.ст. 30.6 - 30.9 КоАП РФ,
решил:
постановление начальника отдела У. Ф. антимонопольной службы по <адрес> Эл № от <дата> о назначении Ведерниковой Л. В. административного наказания по ч. 1.4 ст. 7.30 КоАП РФ в виде штрафа в размере 15000 рублей отменить.
Производство по делу прекратить на основании ст. 2.9 КоАП РФ, освободив Ведерникову Л.В. от административной ответственности по ч. 1.4 ст. 7.30 КоАП РФ в связи с малозначительностью административного правонарушения, ограничиться устным замечанием.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Марий Эл в течение 10 суток со дня вручения или получения его копии.
Судья А.В. Смирнов