Дело № 2а-228/2021
УИД 24RS0047-01-2021-000335-60
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
08 октября 2021 года гп. Северо-Енисейский
Красноярского края
Судья Северо-Енисейского районного суда Красноярского края Тявлина М.А., рассмотрев единолично в порядке упрощенного (письменного) производства административное дело по административному иску Межрайонной Инспекции Федеральной Налоговой Службы № 9 по Красноярскому краю к ФИО3, действующей в интересах несовершеннолетней ФИО2, о взыскании задолженности по налогу на имущество физических лиц,
УСТАНОВИЛ:
Межрайонная Инспекция Федеральной Налоговой Службы № 9 по Красноярскому краю обратилась в суд с административным исковым заявлением к ФИО3, действующей в интересах несовершеннолетней ФИО2, о взыскании задолженности по налогу на имущество физических лиц и пени, в общей сумме 898,23 руб., в том числе: недоимка по налогу на имущество физических лиц за 2015 год в размере 276 руб., пени по налогу на имущество физических лиц за 2015 год в размере 26,67 руб., недоимка по налогу на имущество физических лиц за 2016 год в размере 479 руб., недоимка по налогу на имущество физических лиц за 2016 год в размере 10,12 руб., пени по налогу на имущество физических лиц за 2014-2016 года в размере 106,44 руб.
От административного ответчика ФИО3 возражений относительно заявленных требований, а также возражений против рассмотрения дела в упрощенном порядке не поступило.
В соответствии с требованиями ст. 291 КАС РФ, судом рассмотрено настоящее административное дело в порядке упрощенного (письменного) производства.
Исследовав материалы дела, судья приходит к следующим выводам.
В силу ч. 1 ст. 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
В соответствии с ч. 2 ст. 286 КАС РФ, административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций.
В силу ч. 4 ст. 289 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на административного истца.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 23 Налогового Кодекса РФ, налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.
Согласно частям 1 и 2 статьи 57 НК РФ сроки уплаты налогов и сборов устанавливаются применительно к каждому налогу и сбору. При уплате налога и сбора с нарушением срока уплаты налогоплательщик (плательщик сбора) уплачивает пени в порядке и на условиях, предусмотренных НК РФ.
Согласно ст. 399 Налогового кодекса РФ налог на имущество физических лиц устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
Устанавливая налог, представительные органы муниципальных образований (законодательные (представительные) органы государственной власти городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) определяют налоговые ставки в пределах, установленных настоящей главой, и особенности определения налоговой базы в соответствии с настоящей главой.
На основании ст. 400 НК РФ налогоплательщиками налога признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса.
Согласно п.п. 1, 2 ст. 401, п. 1 ст. 402, ст. ст. 404-405 НК РФ объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования следующее имущество: жилой дом, жилое помещение (квартира, комната), гараж, машино-место, единый недвижимый комплекс, объект незавершенного строительства, иные здания, строения, сооружения, помещения.
Налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.
Указанный порядок определения налоговой базы может быть установлен нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований.
Налоговая база определяется в отношении каждого объекта налогообложения как его кадастровая стоимость, внесенная в Единый государственный реестр недвижимости и подлежащая применению с 1 января года, являющегося налоговым периодом.
Налоговым периодом признается календарный год.
Согласно п. 1 ст. 406, п.1 ст. 408 НК РФ налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований в зависимости от применяемого порядка определения налоговой базы с учетом положений пункта 5 настоящей статьи.
Сумма налога исчисляется налоговыми органами по истечении налогового периода отдельно по каждому объекту налогообложения как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
На основании ст. 409 НК РФ налог подлежит уплате налогоплательщиками в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Налог уплачивается по месту нахождения объекта налогообложения на основании налогового уведомления, направляемого налогоплательщику налоговым органом.
Направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления.
Налогоплательщик уплачивает налог не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления.
В соответствии с пунктом 4 статьи 85 НК РФ органы, осуществляющие государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, органы, осуществляющие регистрацию транспортных средств, обязаны сообщать сведения о расположенном на подведомственной им территории недвижимом имуществе, транспортных средствах, зарегистрированных в этих органах (правах и сделках, зарегистрированных в этих органах), и об их владельцах в налоговые органы по месту своего нахождения в течение 10 дней со дня соответствующей регистрации, а также ежегодно до февраля представлять указанные сведения по состоянию на 1 января текущего года.
Согласно ч. 1 статье 75 НК РФ, пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
В силу ч. 3 ст. 75 НК РФ пеня начисляется, если иное не предусмотрено настоящей статьей и главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса, за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога по день исполнения обязанности по его уплате включительно. Сумма пеней, начисленных на недоимку, не может превышать размер этой недоимки.
Согласно ч. 4 ст. 75 НК РФ пеня за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога определяется в процентах от неуплаченной суммы налога. Процентная ставка пени для физических лиц, включая индивидуальных предпринимателей, принимается равной - одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
Материалами дела подтверждается, что ФИО2 в 2015-2016 годах являлась правообладателем квартиры с кадастровым номером №, расположенной по адресу: <адрес>, площадью 69,3 кв. м., дата регистрации права собственности ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 24).
ДД.ММ.ГГГГ МИФНС России №9 по Красноярскому краю направляла ФИО2 налоговое уведомление № от ДД.ММ.ГГГГ на уплату налога на имущество физических лиц в размере 276,00 руб., что подтверждается списком заказных писем (л.д. 9,10).
Согласно требования № по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ за ФИО2 числилась общая задолженность в размере 276,00 руб., и пени в размере 26,67 руб. МИФНС России №9 по Красноярскому краю установила ФИО2 дату исполнения настоящего требования в срок до ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 11). Согласно скриншота, данное требование направлено ФИО2 заказным письмом и получено адресатом ДД.ММ.ГГГГ (л.д.12).
МИФНС России №9 по Красноярскому краю направляла ФИО2 налоговое уведомление № от ДД.ММ.ГГГГ на уплату налога на имущество физических лиц в размере 479, 00 руб. (л.д. 14).
Согласно требованию № по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ за ФИО2 числилась задолженность в размере 479 руб., и пени в размере 10,12 руб. МИФНС России №9 по Красноярскому краю установила ФИО2 дату исполнения настоящего требования в срок до ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 15). Согласно списка заказных писем, данное требование отправлено в адрес должника ДД.ММ.ГГГГ (л.д.16).
Согласно требования № по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ за ФИО2 числилась общая сумма задолженности, в размере 1483,07 руб., в том числе по налогам 1175,00 руб. МИФНС России №9 по Красноярскому краю установила ФИО2 дату исполнения настоящего требования в срок до ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 18-19). Согласно списка заказных писем, данное требование направлено ФИО2 ДД.ММ.ГГГГ (л.д.20).
Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом (пункт 2 статьи 48 Налогового кодекса РФ). Требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа (абзац 2 пункта 3 статьи 48 Налогового кодекса РФ). Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом (абзац 4 пункт 2 статьи 48 Налогового кодекса РФ).
Таким образом, исходя из приведенных положений права, с заявлением о вынесении судебного приказа на взыскание с ФИО2 налога на имущество физических лиц, пени в силу положений, содержащихся в п. 2 ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации, следовало обратиться в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в определении № 2465-О от 26.10.2017 года «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Российской Федерации Ефимова Павла Павловича на нарушение его конституционных прав п. 3 ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации», ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации не предполагает возможности обращения налогового органа в суд за пределами срока, установленного Налоговым кодексом Российской Федерации, за исключением случаев, когда такой срок восстановлен судом по ходатайству налогового органа; при этом при принудительном взыскании суммы налога с налогоплательщика налоговым органом должны быть соблюдены все последовательные сроки, установленные ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации, как для обращения с заявлением о выдаче судебного приказа, так и для последующего обращения в суд в случае его отмены.
Аналогичная правовая позиция отражена и в определении Верховного Суда Российской Федерации от 06 апреля 2020 г. № 305-ЭС20-2983 где указано, что вопрос о соблюдении общего срока на принудительное взыскание налогов, а также каждого в отдельности срока на совершение определенных действий, предшествующих процедуре взыскания, должен учитываться при рассмотрении вопроса непосредственно о взыскании налоговых платежей.
Определением мирового судьи судебного участка № 122 в Северо-Енисейском районе Красноярского края от 01.03.2021 года отменен судебный приказ № 2а-33/122/2021 от 09.02.2021 года о взыскании с ФИО3 задолженности по обязательным платежам (л.д.8).
В Северо-Енисейский районный суд Межрайонная Инспекция Федеральной Налоговой Службы № 9 по Красноярскому краю с настоящим иском обратилась ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается почтовым конвертом и штемпелем «Почта России», то есть в течение шести месяцев после отмены судебного приказа.
Вместе с тем, из материалов данного дела следует, что с заявлением о выдаче судебного приказа на взыскание с административного ответчика задолженности по обязательным платежам налоговый орган обратился ДД.ММ.ГГГГ, как это следует из определения мирового судьи судебного участка № 122 в Северо-Енисейском районе Красноярского края от ДД.ММ.ГГГГ об отмене судебного приказа, то есть за пределами срока, установленного ст. 48 НК РФ.
Исходя из правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении № 2465-О от 26.10.2017 года и Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в определении № 305-ЭС20-2983 от 06 апреля 2020, суд полагает, что с административным исковым заявлением о взыскании с ФИО3 задолженности по налогу на имущество физических лиц за 2015-2016 годы в размере 898,23 руб. МИФНС № 9 по Красноярскому краю обратилась в суд по истечению установленных законом сроков, поскольку пропущен срок для обращения в суд с требованием о выдаче судебного приказа.
Истечение срока исковой давности, то есть срока, в пределах которого суд общей юрисдикции обязан предоставить защиту лицу, право которого нарушено, является самостоятельным основанием для отказа в иске (пункт 2 статьи 199 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Административный истец не просил суд о восстановлении пропущенного, по уважительной причине, срока подачи заявления, в связи с чем, основания для удовлетворения административного искового заявления отсутствуют.
На основании изложенного, и руководствуясь ст. ст.175-180, 293 КАС РФ,
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление Межрайонной Инспекции Федеральной Налоговой Службы № 9 по Красноярскому краю к ФИО3, действующей в интересах несовершеннолетней ФИО2, – оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Красноярского краевого суда в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения.
Судья: М.А. Тявлина