Дело № 2а-1433/2020
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
30 ноября 2020 года г. Ломоносов
Ломоносовский районный суд Ленинградской области в составе председательствующего судьи Полторака Е.Г.,
при секретаре Кириловой О.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Семенова Андрея Витальевича к администрации муниципального образования Ломоносовский муниципальный район Ленинградской области, администрации МО Ропшинское сельское поселение о признании незаконным и отмене уведомления,
УСТАНОВИЛ:
Семенов А.В. обратился в суд с иском, с учетом уточнения просил признать незаконным и отменить «Уведомление о несоответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта жилищного строительства или садового дома параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке» от 17.09.2020 г. № 143-Н-2020; обязать администрацию муниципального образования Ломоносовский муниципальный район Ленинградской области выдать Семенову Андрею Витальевичу уведомление о соответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта жилищного строительства или садового дома параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке.
В обоснование заявленного требования указал, что по договору купли-продажи от 31.01.2020 г. им приобретен земельный участок с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>, <адрес>, категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - для индивидуального жилищного строительства, что подтверждается выпиской из ЕГРН от 10.02.2020 г., регистрационная запись: №
08 сентября 2020 года в соответствии с требованиями ст.51.1 Градостроительного кодекса РФ истец направил уведомление о планируемом строительстве жилого дома в администрацию муниципального образования Ломоносовский муниципальный район. 17 сентября 2020 года № 143-Н-2020 администрацией Ломоносовского района было выдано уведомление о несоответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке» (далее -Уведомление). В Уведомлении указано о недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке, поскольку в соответствии с Правилами землепользования и застройки муниципального образования Ропшинское сельское поселение, утвержденными приказом комитета по архитектуре и градостроительству Ленинградской области от 22.04.2016 г. № 20 земельный участок с кадастровым номером № полностью расположен в границах зоны с особыми условиями использования территории (санитарно-защитная зона предприятий, сооружений и иных объектов).
С указанным Уведомлением истец не согласен, считает его незаконным.
Вблизи границы населенного пункта д. Глядино расположены крестьянско-фермерские хозяйства, выделенные в счет паев из земель ЗАО «Кипень». Статьей 19 Федерального закон о крестьянском (фермерском) хозяйстве от 11.06.2003 г. № 74-ФЗ установлено, что основными видами деятельности фермерского хозяйства являются производство и переработка сельскохозяйственной продукции, а также транспортировка (перевозка), хранение и реализация сельскохозяйственной продукции собственного производства. Члены фермерского хозяйства самостоятельно определяют виды деятельности фермерского хозяйства, объем производства сельскохозяйственной продукции исходя из собственных интересов.
Земельный участок расположен в границах населенного пункта в зоне жилой застройки и приобретался под строительство жилого дома.
В утвержденных приказом комитета по архитектуре и градостроительству Ленинградской области Правилах землепользования и застройки муниципального образования Ропшинское сельское поселение, а также в генеральном плане Ропшинского сельского поселения, основанием для установления санитарно-защитных зон является СанПин 2.2.1./2.2.1.1200-03.
Согласно п. 3.17. Правил при размещении объектов малого бизнеса, относящихся к V классу опасности, в условиях сложившейся градостроительной ситуации (при невозможности соблюдения размеров ориентировочной санитарно-защитной зоны) необходимо обоснование размещения таких объектов с ориентировочными расчетами ожидаемого загрязнения атмосферного воздуха и физического воздействия на атмосферный воздух (шум, вибрация, электромагнитные излучения). При подтверждении расчетами на границе жилой застройки соблюдения установленных гигиенических нормативов загрязняющих веществ в атмосферном воздухе и уровней физического воздействия на атмосферный воздух населенных мест проект обоснования санитарно-защитной зоны не разрабатывается, натурные исследования и измерения атмосферного воздуха не проводятся.
Для действующих объектов малого бизнеса V класса опасности в качестве обоснования их размещения используются данные исследований атмосферного воздуха и измерений физических воздействий на атмосферный воздух, полученные в рамках проведения надзорных мероприятий.
Для размещения микропредприятий малого бизнеса с количеством работающих не более 15 человек необходимо уведомление от юридического лица или индивидуального предпринимателя о соблюдении действующих санитарно-гигиенических требований и нормативов на границе жилой застройки. Подтверждением соблюдения гигиенических нормативов на границе жилой застройки являются результаты натурных исследований атмосферного воздуха и измерений уровней физических воздействий на атмосферный воздух в рамках проведения надзорных мероприятий.
В соответствии с пунктом 2 статьи 12 Федерального закона от 30.03.1999 г. № 52 «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» при разработке генеральных планов поселений должны соблюдаться санитарные правила.
Согласно п. 2.1 санитарно-эпидемиологических правил и нормативов 2.2.1./2.2.1.1200- 03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий и, сооружений и иных объектов», утвержденных постановлением главного санитарного врача Российской Федерации от 25.09.2007 г. № 74 Размер санитарно-защитной зоны и рекомендуемые минимальные разрывы устанавливаются в соответствии с главой VII и приложениями 1 -6 к настоящим санитарным правилам. Для объектов, являющихся источниками воздействия на среду обитания, для которых настоящими санитарными правилами не установлены размеры санитарно-защитной зоны и рекомендуемые разрывы, а также для объектов I-II1 классов опасности разрабатывается проект ориентировочного размера санитарно-защитной зоны.
Согласно пункту 7.1.11СанПин санитарно-защитная зона хозяйства с содержанием животных (свинарники, коровники, питомники, конюшни, зверофермы) до 50 голов составляет 50 метров. Однако, на крестьянско-фермерских хозяйствах, расположенных вблизи д. Глядино, никаких объектов для содержания животных не находится.
Необходимо отметить, что согласно пункту 1.2 СанПин 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» требования настоящих санитарных правил распространяются на размещение, проектирование, строительство и эксплуатацию вновь строящихся, реконструируемых и действующих промышленных объектов и производств, объектов транспорта, связи, сельского хозяйства, энергетики, опытно-экспериментальных производств, объектов коммунального назначения, спорта, торговли, общественного питания и др., являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека.
Вместе с тем, при утверждении генерального плана и ПЗЗ Ропшинского сельского поселения и установлении санитарно-защитной зоны в отношении крестьянско-фермерских хозяйств, расположенных вблизи д. Глядино Ропшинского сельского поселения, не было установлено, относятся ли проверяемые объекты к источнику воздействия на среду обитания, также не содержится данных об установлении факта уровня создаваемого загрязнения за пределами площадки крестьянского (фермерского) хозяйства.
Согласно п. 25 Постановления Правительства Российской Федерации от 3 марта 2018 года N 222 «Об утверждении Правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон» санитарно-защитная зона и ограничения использования земельных участков, расположенных в ее границах, считаются установленными со дня внесения сведений о такой зоне в Единый государственный реестр недвижимости. На сегодняшний день данные о координатах характерных точек санитарно-защитной зоны в ГКН отсутствуют, также как и координаты характерных точек самих крестьянско-фермерских хозяйств. В соответствии с Федеральным законом № 7-ФЗ от 10.01.2002 «Об охране окружающей среды» юрлица и ИП должны ставить на государственный учет объекты, на которых они осуществляют хозяйственную деятельность и которые оказывают негативное воздействие на окружающую среду.
Таким образом установить санитарно-защитную зону, а также обосновать размещение таких объектов с ориентировочными расчетами ожидаемого загрязнения атмосферного воздуха и физического воздействия от границы земельного участка, не имеющего установленных границ, также невозможно.
Представитель административного истца в судебном заседании поддержал заявленные исковые требования по изложенным доводам и основаниям.
В судебном заседании представитель административного ответчика администрации МО Ломоносовский муниципальный район просил отказать в удовлетворении заявленных требований, поддержав письменные возражения.
С учетом надлежащего извещения не явившихся лиц, участвующих в деле, суд нашел возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии со статьей 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно положениям ч. ч. 2, 3 ст. 62 КАС РФ обязанность доказывания законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. По таким административным делам административный истец не обязан доказывать незаконность оспариваемых ими нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия), но обязан: 1) указывать, каким нормативным правовым актам, по их мнению, противоречат данные акты, решения, действия (бездействие); 2) подтверждать сведения о том, что оспариваемым нормативным правовым актом, решением, действием (бездействием) нарушены или могут быть нарушены права, свободы и законные интересы административного истца или неопределенного круга лиц либо возникла реальная угроза их нарушения; 3) подтверждать иные факты, на которые административный истец, прокурор, органы, организации и граждане ссылаются как на основания своих требований.
В соответствии с частями 9, 11 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства РФ, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на административном истец лежит обязанность представить доказательства того, нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца; соблюдены ли сроки обращения в суд. Административный ответчик обязан доказывать законность оспариваемых решений, действий, бездействия (соблюдение требований нормативных правовых актов, устанавливающих полномочия на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствие содержания оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения).
Как следует из материалов дела Семенов А.В. дважды обращался в администрацию муниципального образования Ломоносовский муниципальный район с уведомлением о планируемом строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома, указав о планируемом строительстве объекта индивидуального жилищного строительства на принадлежащем ему на праве собственности земельном участке с кадастровым номером №, расположенным по адресу: <адрес>, <адрес>, категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - для индивидуального жилищного строительства.
В уведомлении администрации муниципального образования Ломоносовский муниципальный район от 13.03.2020 и 17.09.2020 указано о недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке, поскольку в соответствии с Правилами землепользования и застройки муниципального образования Ропшинское сельское поселение, утвержденными приказом комитета по архитектуре и градостроительству Ленинградской области от 22.04.2016 г. № 20 земельный участок с кадастровым номером 47:14:1210011:30 полностью расположен в границах зоны с особыми условиями использования территории (санитарно-защитная зона предприятий, сооружений и иных объектов).
Исходя из п. 5.1 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03, в санитарно-защитной зоне не допускается размещать: жилую застройку, включая отдельные жилые дома.
Согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 40 Земельного кодекса Российской Федерации собственник земельного участка имеет право возводить жилые здания, строения, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.
Санитарно-гигиенические нормативы при планируемом в данном случае строительстве будут нарушены.
В соответствии с п. 20 ч. 1, ч. 4 ст. 14 Федерального закона № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения органов местного самоуправления соответствующих муниципальных районов относятся: направление уведомления о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке.
В соответствии с частью 10 статьи 51.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации уведомление о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке направляется застройщику только в случае, если:
1) указанные в уведомлении о планируемом строительстве параметры объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома не соответствуют предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленным правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, или обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства, установленным настоящим Кодексом, другими федеральными законами и действующим на дату поступления уведомления о планируемом строительстве;
2) размещение указанных в уведомлении о планируемом строительстве объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома не допускается в соответствии с видами разрешенного использования земельного участка и (или) ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации и действующими на дату поступления уведомления о планируемом строительстве;
3) уведомление о планируемом строительстве подано или направлено лицом, не являющимся застройщиком в связи с отсутствием у него прав на земельный участок;
4) в срок, указанный в части 9 настоящей статьи, от органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченного в области охраны объектов культурного наследия, поступило уведомление о несоответствии описания внешнего облика объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома предмету охраны исторического поселения и требованиям к архитектурным решениям объектов капитального строительства, установленным градостроительным регламентом применительно к территориальной зоне, расположенной в границах территории исторического поселения федерального или регионального значения.В уведомлении о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке должны содержаться все основания направления застройщику такого уведомления с указанием предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, которые установлены правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, или обязательных требований к параметрам объектов капитального строительства, которые установлены настоящим Кодексом, другими федеральными законами, действуют на дату поступления уведомления о планируемом строительстве и которым не соответствуют параметры объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома, указанные в уведомлении о планируемом строительстве, а также в случае недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке - установленный вид разрешенного использования земельного участка, виды ограничений использования земельного участка, в связи с которыми не допускается строительство или реконструкция объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома, или сведения о том, что лицо, подавшее или направившее уведомление о планируемом строительстве, не является застройщиком в связи с отсутствием у него прав на земельный участок (ч. 11 ст. 51.1 ГрК РФ).
Согласно пункту 1 статьи 56 Земельного кодекса Российской Федерации права на землю могут быть ограничены по основаниям, установленным настоящим Кодексом, федеральными законами.
Могут устанавливаться следующие ограничения прав на землю: ограничения использования земельных участков в зонах с особыми условиями использования территорий (пп. 1 п. 2 ст. 56 ЗК РФ).
В соответствии с положениями п. п. 1, 2 статьи 12 Федерального закона от № 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" при планировке и застройке городских и сельских поселений должно предусматриваться создание благоприятных условий для жизни и здоровья населения путем комплексного благоустройства городских и сельских поселений и реализации иных мер по предупреждению и устранению вредного воздействия на человека факторов среды обитания.
При разработке нормативов градостроительного проектирования, схем территориального планирования, генеральных планов городских и сельских поселений, проектов планировки общественных центров, жилых районов, магистралей городов, решении вопросов размещения объектов гражданского, промышленного и сельскохозяйственного назначения и установления их санитарно-защитных зон, а также при проектировании, строительстве, реконструкции, техническом перевооружении, консервации и ликвидации промышленных, транспортных объектов, зданий и сооружений культурно-бытового назначения, жилых домов, объектов инженерной инфраструктуры и благоустройства и иных объектов (далее - объекты) должны соблюдаться санитарные правила.
В соответствии с пунктом 2.1 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200 в целях обеспечения безопасности населения и в соответствии с Федеральным законом "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" № 52-ФЗ вокруг объектов и производств, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, устанавливается специальная территория с особым режимом использования (далее - санитарно-защитная зона (СЗЗ)), размер которой обеспечивает уменьшение воздействия загрязнения на атмосферный воздух (химического, биологического, физического) до значений, установленных гигиеническими нормативами, а для предприятий I и II класса опасности - как до значений, установленных гигиеническими нормативами, так и до величин приемлемого риска для здоровья населения. По своему функциональному назначению санитарно-защитная зона является защитным барьером, обеспечивающим уровень безопасности населения при эксплуатации объекта в штатном режиме.
Согласно пп. "а" п. 5 Правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 03.03.2018 N 222, в границах санитарно-защитной зоны не допускается использования земельных участков в целях размещения жилой застройки.
В соответствии с Правилами землепользования и застройки муниципального образования Ропшинское сельское поселение, утвержденными приказом комитета по архитектуре и градостроительству Ленинградской области от 22.04.2016 г. № 20 земельный участок с кадастровым номером № полностью расположен в границах зоны с особыми условиями использования территории (санитарно-защитная зона предприятий, сооружений и иных объектов).
Санитарно-защитные зоны, устанавливаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации, относятся к зонам с особыми условиями использования территорий (пункт 4 статьи 1 ГрК РФ) и отображаются на картах генерального плана муниципального образования в составе материалов по его обоснованию (подпункт 7 части 8 статьи 23 ГрК РФ). Характеристики зон с особыми условиями использования территорий включаются в положение о территориальном планировании генерального плана, в случае, если установление таких зон требуется в связи с размещением объектов местного значения (пункт 1 части 4 статьи 23 ГрК РФ), а также в материалы по обоснованию генерального плана в текстовой форме, если установление таких зон требуется в связи с размещением объектов федерального, регионального или местного значения (пункты 4 и 5 части 7 статьи 23 ГрК РФ).
Границы зон с особыми условиями использования территорий в обязательном порядке отображаются на карте градостроительного зонирования, входящей в состав правил землепользования и застройки, а также могут отображаться на отдельных картах (часть 5 статьи 30 ГрК РФ).
Согласно карте градостроительного зонирования земельный участок с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>, <адрес>, категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - для индивидуального жилищного строительств, находится в санитарно-защитной зоне предприятий, сооружений и иных объектов.
При изложенных выше обстоятельствах, в силу норм действующего законодательства нахождение земельного участка в границах санитарно-защитной зоны влечет ограничение прав землепользователя, связанное с невозможностью осуществления на данном земельном участке той или иной деятельности, в связи с чем, уведомление о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома соответствует закону.
Доводы представителя истца на отсутствие в ЕГРН сведений о нахождении земельного участка административного истца в санитарно-защитной зоне не может являться основанием для признания оспариваемого уведомления незаконным, учитывая фактическое размещение земельного участка в указанной зоне.
Подпунктом 2 пункта 1 статьи 40 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что собственник земельного участка имеет право возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.
Действительно, Правилами установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.03.2018 N 222, предусмотрено, что санитарно-защитная зона и ограничения использования земельных участков, расположенных в ее границах, считаются установленными со дня внесения сведений о такой зоне в Единый государственный реестр недвижимости (пункт 25) (далее - Правила).
Между тем, Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.03.2018 N 222 при утверждении указанных Правил предусмотрен переходный период, в соответствии с которым правообладатели объектов капитального строительства, введенных в эксплуатацию до дня вступления в силу настоящего постановления, в отношении которых подлежат установлению санитарно-защитные зоны, обязаны провести исследования (измерения) атмосферного воздуха, уровней физического и (или) биологического воздействия на атмосферный воздух за контуром объекта и представить в Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (ее территориальные органы) заявление об установлении санитарно-защитной зоны с приложением к нему документов, предусмотренных пунктом 14 Правил, утвержденных настоящим постановлением, в срок не более одного года со дня вступления в силу настоящего постановления (пункт 2)
А приведение видов разрешенного использования земельных участков и расположенных на них объектов капитального строительства в соответствие с режимом использования земельных участков, предусмотренным решением об установлении санитарно-защитной зоны, допускается в течение 2 лет с момента ее установления (пункт 3).
Из обстоятельств дела не следует, что административные ответчики являются правообладателями объектов, на которых в соответствии с Правилами возложена обязанность по установлению санитарно-защитных зон.
Отсутствие сведений о санитарно-защитной зоне в ЕГРН не свидетельствует о незаконности оспариваемого уведомления, поскольку санитарно-защитная зона, как указано выше, отображена в графических материалах Правил землепользования и застройки.
В силу части 8 статьи 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации материалы по обоснованию генерального плана в виде карт отображают зоны с особыми условиями использования территорий, к которым согласно пункту 4 статьи 1 данного Кодекса относятся и санитарно-защитные зоны.
При этом административный истец не лишен возможности оспорить Правила землепользования и застройки в части распространения санитарно-защитной зоны на земельный участок с кадастровым 47:14:1210011:30.
Внесение санитарно-защитной зоны хозяйства в ЕГРН после начала жилищного строительства приведет к существенному нарушению прав заявителя на благоприятную среду проживания, соответствующую требованиям санитарно-эпидемиологического законодательства.
В соответствии с частью 1 статьи 218, частью 2 статьи 227 КАС РФ необходимым условием для удовлетворения административного иска, рассматриваемого в порядке главы 22 КАС РФ, является наличие совокупности обстоятельств, свидетельствующих о несоответствии оспариваемого решения, действий (бездействия) административного ответчика требованиям действующего законодательства и нарушении в связи с этим прав административного истца; при этом на последнего процессуальным законом возложена обязанность доказать обстоятельства, свидетельствующие о нарушении его прав (части 9 и 11 статьи 226, статья 62 КАС РФ).
Принимая во внимание, что особые условия использования земельных участков в санитарно-защитных зонах устанавливаются прежде всего в публичных интересах, то есть в целях обеспечения безопасности населения, обеспечения граждан на благоприятную окружающую среду, оспариваемое уведомление также имело целью не ограничение прав заявителя на землю, а соблюдение его права на санитарно-эпидемиологическое благополучие, сохранение здоровья, окружающей среды, в которой отсутствует вредное воздействие биотермического объекта, и обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности.
Данное право гарантируется Конституцией РФ, согласно статье 42 которой каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
Согласно ст. 8 Федерального закона от № 52-ФЗ граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.
В силу ч. 3 ст. 39 указанного Федерального закона соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
Нормативные правовые акты, касающиеся вопросов обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, принимаемые федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, решения юридических лиц по указанным вопросам, строительные нормы и правила, правила охраны труда, ветеринарные и фитосанитарные правила не должны противоречить санитарным правилам (ч. 4 ст. 39 Закона).
Исходя из изложенного, осуществление жилищного строительства с нарушением требований действующего санитарного законодательства, нарушением права граждан на охрану здоровья и на благоприятную окружающую среду обитания не может признаваться охраняемым законом благом, подлежащим судебной защите.
Административный истец не лишен возможности реализации своих прав, избрав надлежащий способ защиты права.
Руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
РЕШИЛ:
Отказать в удовлетворении исковых требований Семенова А.В. о признании незаконным и отмене уведомления о несоответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта жилищного строительства или садового дома параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке от 17.09.2020 г. № 143-Н-2020; обязании администрации муниципального образования Ломоносовский муниципальный район Ленинградской области выдать Семенову Андрею Витальевичу уведомление о соответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта жилищного строительства или садового дома параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке.
Решение может быть обжаловано в Ленинградский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Ломоносовский районный суд Ленинградской области в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 30 ноября 2020 года.
Судья: Е.Г.Полторака