К О П И Я
Дело № 33а-2708/2018
судья Гондельева Т.С.
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
15 октября 2018 года город Салехард
Судебная коллегия по административным делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа в составе:
председательствующего судьи Мосиявич С.И.,
судей коллегии Мочаловой Н.В., Ощепкова Н.Г.,
при секретаре Кречмаровской Ю.Р.,
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Воронова С.Г. на решение Губкинского районного суда от 9 августа 2018 года, которым Воронову С.Г. в удовлетворении административного иска отказано.
Заслушав доклад судьи суда ЯНАО Мочаловой Н.В., судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
Воронов С.Г. обратился в суд с административным иском, в котором оспаривает действия должностных лиц отделения пенсионного обслуживания ЦФО УМВД России по ЯНАО, выразившееся в нарушении порядка рассмотрения его обращений от 31 мая 2018 года и 14 июня 2018 года. Просил признать незаконными действия должностных лиц, выразившиеся: в отказе в регистрации его обращений; в предъявлении требований о направлении документов почтовой связью; в требовании предъявить документы заверенными; в требовании о предъявлении документов, не предусмотренных законом; в требовании о предоставлении документов, находящихся в распоряжении государственных органов; в отказе о самостоятельном истребовании документов от государственных органов; в оказании государственных услуг с нарушением сроков; в отказе в предоставлении информации.
В обоснование требований административный истец указал, что является пенсионером МВД, получает пенсию по выслуге лет. 30 мая 2018 года направил в отдел пенсионного обеспечения УМВД по ЯНАО электронное обращение, в котором просил разъяснить порядок назначения надбавки к пенсии на иждивенцев. Не дождавшись ответа с разъяснениями, 14 июня 2018 года направил электронное заявление в УМВД ЯНАО о назначении указанной надбавки, приложив необходимые документы. Полагал, что в нарушение требований ст. 52 Закона РФ от 12 февраля 1993 года №4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу в орган внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии РФ, и их семей», административный ответчик не рассмотрел его заявление о назначении надбавки в течение десяти дней, но при этом он получил два ответа с разъяснением о необходимости по вопросам пенсионного обеспечения обращаться непосредственно в отделение пенсионного обслуживания УМВД по ЯНАО. Из указанных ответов также следовало, какие документы необходимо приложить к заявлению. 29 июня 2018 года получил ответ, что в назначении надбавки будет отказано, поскольку не приложены копия ИНН, выписка из индивидуального лицевого счета застрахованного лица по форме СЗИ-6, обязательство получателя надбавки. Полагал, что данные документы запрошены были у него незаконно. Кроме того, ему запретили удостоверять направляемые им документы электронной цифровой подписью, нарушив право на пользование технологическим прогрессом, обязав направлять документы почтой. Предоставляя ему государственную услугу в виде назначения надбавки к пенсии, нарушили его права на получение государственной услуги своевременно, требовали представить документы, которые административный ответчик мог запросить самостоятельно. Из-за ненадлежащего предоставления государственной услуги по назначению надбавки к пенсии перенес нравственные страдания. Также ему отказали в предоставлении информации, отказавшись представить копию пенсионного дела, положение об отделении пенсионного обслуживания, должностные инструкции сотрудников отделения.
В судебном заседании административный истец Воронов С.Г. настаивал на удовлетворении административного иска.
Представитель УМВД России по ЯНАО Косова Е.В. просила в удовлетворении заявленных требований отказать.
Судом постановлено решение, резолютивная часть которого приведена выше.
С решением суда не согласен Воронов С.Г., в апелляционной жалобе просил его отменить. В обоснование жалобы указал, что требования его административного иска рассмотрены судом не полностью, административный ответчик незаконно истребовал документы, которые самостоятельно имел право запрашивать. Судом также не дана оценка законности отказа ответчика в предоставлении копии пенсионного дела.
В возражениях на апелляционную жалобу представитель УМВД России по ЯНАО Абдрахимова Е.С. просила решение суда оставить без изменения.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы в апелляционном порядке извещены своевременно и в надлежащей форме.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений относительно неё, рассмотрев дело в порядке статьи 308 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с ч.1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с ч. 1 ст. 1 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» (далее Федеральный закон № 59-ФЗ) настоящим Федеральным законом регулируются правоотношения, связанные с реализацией гражданином Российской Федерации (далее также - гражданин) закрепленного за ним Конституцией Российской Федерации права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, а также устанавливается порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами.
Согласно п. 1 ст. 4 Федерального закона №59-ФЗ обращение гражданина (далее обращение) - направленные в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в письменной форме или в форме электронного документа предложение, заявление или жалоба, а также устное обращение гражданина в государственный орган, орган местного самоуправления.
В соответствии с ч. 2 ст. 10 Федерального закона №59-ФЗ государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо запрашивает, в том числе в электронной форме, необходимые для рассмотрения обращения документы и материалы в других государственных органах, органах местного самоуправления и у иных должностных лиц, за исключением судов, органов дознания и органов предварительного следствия.
Согласно ч. 1 ст. 12 Федерального закона №59-ФЗ письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения, за исключением случая, указанного в части 1.1 настоящей статьи.
В целях установления в системе МВД РФ единого порядка рассмотрения обращений граждан РФ, иностранных граждан, лиц без гражданства, объединений граждан, в том числе юридических лиц, в соответствии с Федеральным законом №59 ФЗ утверждена и введена в действие Инструкция об организации рассмотрения обращений граждан в системе Министерства внутренних дел РФ, утвержденная Приказом МВД России от 12.09.2013 года № 707 (далее Инструкция № 707).
На основании п. 27 указанной Инструкции № 707 к рассмотрению принимаются обращения, направленные посредством: операторов почтовой связи с доставкой ими письменной корреспонденции в здание органа внутренних дел; официальных сайтов; факсимильной связи; Федеральной фельдъегерской связи и специальной связи; дежурной части территориального органа МВД России.
Из материалов дела следует, что административный истец Воронов С.Г. направил письменное обращение 31 мая 2018 года на электронную почту должностного лица отделения пенсионного обслуживания Нагибиной Н.К. (л.д. 44).
25 июня 2018 года начальником ЦФО УМВД РФ по ЯНАО Запахаловой Т.В. дан подробный ответ на обращение Воронова С.Г.. Кроме того в указанном ответе было также указанно на необходимость направления запросов на официальный сайт МВД: http://89.mvd.ru в раздел обращений, что соответствует требованиям Инструкции № 707. Также в указанном ответе было разъяснено, что направленные обращения на неофициальный адрес электронной почты регистрации не подлежат (л.д. 45-46).
14 июня 2018 года Воронов С.Г. направил обращение на электронную почту начальника пенсионного обслуживания УМВД России по ЯНАО, которое дублировало вопросы, изложенные в обращении от 31 мая 2018 года. Также в данном обращении заявитель просил предоставить ему копию его пенсионного дела, положения об отделе пенсионного обслуживания, должностные инструкции в отношении должностных лиц отдела. Также заявление содержало требование о назначении ему надбавки к пенсии на иждивенца (л.д.80).
12 июля 2018 года Воронову С.Г. направлен ответ, содержащий подробное разъяснение вопросов, указанных в обращении от 14 июня 2018 года (л.д. 67).
Судом верно установлено, что указанные ответы на обращение Воронова С.Г. рассмотрены должностными лицами административного ответчика в установленные сроки Федеральным законом №59-ФЗ, само по себе несогласие административного истца с данными ответами не свидетельствует о том, что они не соответствовали действующему законодательству и ограничивали права административного истца.
Так судом верно установлено, что на основании действующего законодательства обращения граждан, подлежащие регистрации, должны поступать только на официальный сайт МВД (п. 27 Инструкции № 707). Однако, не смотря на то, что обращения от Воронова С.Г. поступали на личную электронную почту сотрудников, они не были оставлены без внимания, заявителю были предоставлены ответы на его обращения в установленный законом срок.
Установлено, что согласно Инструкции к перечню документов, представляемых пенсионером МВД России, утвержденной Приказом МВД России от 09.01.2018 года № 7(далее Инструкция № 7), при назначении ему к пенсии надбавки на нетрудоспособного члена семьи, относится выписка из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, которая представляется ежегодно, указанный документ является обязательным и предоставляется пенсионером самостоятельно (п. 14.4 Инструкции № 7). Другие запрашиваемые документы предоставляются по желанию пенсионера, их представление является правом, а не обязанностью пенсионера, поэтому в случае непредставления пенсионером документов не указанных в перечне, должностное лицо самостоятельно запрашивает недостающие документы.
Надбавка к пенсии административного истца назначена ему со дня обращения - с 14.06.2018 года, однако не в 10-тидневный срок в связи с тем, что административный истец не представил в пакете документов выписку из индивидуального лицевого счета застрахованного лица.
Для удовлетворения административного иска о признании действий (бездействия) должностных лиц незаконными обязательно установление следующих обстоятельств: действия (бездействие) должностных лиц противоречит положениям закона; нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
Доводы апелляционной жалобы, что судом не дана оценка его требованиям о признании незаконными требований о направления документов почтовой службой, о представлении заверенных копий документов, о представлении не предусмотренных законом документов и о представлении документов, находящихся в распоряжении административного ответчика, не влекут отмену решения суда, поскольку не указано, каким образом данные требования административного ответчика нарушили права административного истца на получение надбавки к пенсии, коль скоро надбавка назначена была, и не являются основаниями для вывода о незаконности действий должностных лиц административного ответчика.
На довод иска о непредставлении должностным лицом копии личного дела судом установлено, что подготовка и выдача копий документов пенсионного дела Инструкцией №7 не предусмотрена. Однако ответом должностного лица от 12 июля 2018 года административному истцу разъяснено, что на основании ст. 8 ФЗ от 27 июля 2006 года №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» по заявлению пенсионер имеет право получить информацию из пенсионного дела по конкретному вопросу.
В соответствии с положениями ч. 2 ст. 1, ч. 1 ст. 218, п. 1 ч. 9 ст. 226 КАС РФ, с учетом разъяснений, изложенных в пункте 1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.09.2016 № 36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации» основанием для удовлетворения административного искового заявления являются установленные при рассмотрении дела обстоятельства, а именно: оспариваемое решение принято в сфере публичных отношений, не основанных на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности их участников, в рамках которых один из участников правоотношений реализует административные и иные публично-властные полномочия по исполнению и применению законов и подзаконных актов по отношению к другому участнику; такое решение не соответствует закону и приводит к нарушению прав и законных интересов административного истца.
Таких оснований для удовлетворения административного искового заявления с учетом фактических обстоятельств данного дела не имеется.
Апелляционная жалоба не содержит доводов, свидетельствующих о существенном нарушении норм материального или процессуального права, следовательно, не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь ст. 309-311 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
Решение Губкинского районного суда ЯНАО от 9 августа 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Судья (подпись) Н.В.Мочалова