2-55\2018
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
30 января 2018 года г.Заринск
Заринский городской суд Алтайского края в составе
председательствующего Н.М. Беккер
при секретаре М.В.Сосновских
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Шевченко Александра Алексеевича к Министерству Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России) о признании лицом, подвергшимся радиационному воздействию, выдаче удостоверения единого образца
установил
Шевченко А.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, обратился в суд с иском к МЧС России о признании лицом, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне в период проживания в п. Первомайском Шемонаихинского района Восточно-Казахстанской области республики Казахстан, выдаче удостоверения единого образца, подтверждающего право на получение социальной поддержки.
В обоснование ссылается, что проживал в период с января 1962 до ноября 1993 года в п. Первомайском Шемонаихинского района Восточно-Казахстанской области республики Казахстан и в указанный период мог получить суммарную (накопленную) дозу облучения свыше 5 сЗв(бэр) вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне. Имеет удостоверение, выданное 14.07.1995 в республике Казахстан, подтверждающее право на льготы пострадавшему вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, а также справку к удостоверению о нахождении в зоне повышенного радиационного риска от 7 до 35 бэр.
Указанный населенный пункт не включен в Перечень населенных пунктов, подвергшихся радиационному воздействию вследствие испытаний на Семипалатинском полигоне. Вместе с тем, Определением Конституционного Суда РФ от 04 декабря 2007 г. N 960-О-П признано, что ч. 1 ст. 1 ФЗ "О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне" не может рассматриваться как исключающая предоставление предусмотренных данным законом мер социальной поддержки гражданам, которые, проживая в населенном пункте, не включенном Правительством РФ в соответствующий перечень, получили суммарную дозу облучения свыше 5 бэр вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне 29 августа 1949 г. и 07 августа 1962 г.
Заслушав истца, изучив материалы дела, суд приходит к выводу отказать в удовлетворении иска по следующим основаниям.
Согласно ст.1 Федерального закона от 10 января 2002 года №2-ФЗ «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне» гарантируется предоставление мер социальной поддержки гражданам, проживавшим в 1949-1963 г.г. в населенных пунктах на территории Российской Федерации и за ее пределами, включенными в утверждаемые Правительством Российской Федерации перечни населенных пунктов, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, и которые получили суммарную (накопленную) эффективную дозу облучения более 5 сЗв (бэр).
Гражданам, получившим суммарную (накопленную) эффективную дозу облучения более 5 сЗв (бэр), уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти выдаются удостоверения единого образца, которые дают право на получение мер социальной поддержки с момента их предъявления. Порядок выдачи этих удостоверений определяется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (ст.5 Закона).
Таким образом, законодателем определены следующие обязательные условия для предоставления гражданам мер социальной поддержки: проживание в 1949-1963 годах в определенных населенных пунктах и получение гражданами суммарной (накопленной) эффективной дозы облучения свыше 5 сЗв (бэр).
В силу п.2 Правил отнесения граждан к категории лиц, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации №634 от 15.11.2004г., отнесение граждан к категории лиц, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, получивших суммарную (накопленную) эффективную дозу облучения более 5 сЗв(бэр), осуществляется на основании сведений об их проживании или прохождении военной службы в 1949-1963 годах в населенных пунктах, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, включенных в перечни, утверждаемые в установленном порядке.
Определение населенных пунктов, в которых граждане за счет внешнего и внутреннего облучения получили суммарную (накопленную) эффективную дозу более 5 сЗв (бэр), осуществляется на основании расчетов доз облучения граждан (с учетом особенностей радиационного воздействия при проведении конкретных ядерных испытаний) в соответствии с методикой оценки доз облучения, утвержденной в установленном порядке (п.3 Правил).
Перечень населённых пунктов бывшей Казахской ССР, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, утверждён распоряжением Правительства Российской Федерации от 15.03.1995 №356-р. Из указанного Перечня следует, что населённые пункты дифференцировались в зависимости от полученной населением суммарной (накопительной) эффективной дозы облучения вследствие проведения ядерных испытаний 29.08.1949г. и 07.08.1962г.
Из пояснений истца установлено, что он с января 1962 по 1980 жил в поселке Первомайский Шемонаихинского района Восточно-Казахстанской области республики Казахстан, с 1980 по 1983 учился в г.Омске в летном училище, с апреля 1983 по апрель 1986 жил в Усть-Каменогорске, работал в Усть-Каменогорском объединенном авиаотряде, с апреля 1983 по 1993 работал в Иртышском химико-металлургическом заводе, который расположен в поселке Первомайский Шемонаихинского района Восточно-Казахстанской области республики Казахстан, жил в поселке у родителей.
Поселок Первомайский Шемонаихинского района Восточно-Казахстанской области республики Казахстан не включен в Перечень населенных пунктов бывшей Казахской ССР, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, утвержденный Распоряжением Правительства Российской Федерации от 15.03.1995г. №356-р.
Как следует из Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 04.12.2007 №960-О-П, меры социальной поддержки, направленные на возмещение вреда, причиненного радиационным воздействием вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, должны быть обеспечены каждому лицу, суммарная (эффективная) доза облучения которого вследствие этих ядерных испытаний превышает определенное федеральным законодателем пороговое значение в 5 сЗв (бэр), при том, что проживание лица в 1949 - 1963 годах в одном из населенных пунктов, подвергшихся радиационному воздействию, является формальным подтверждением наличия такого вреда и что в определяемый Правительством Российской Федерации перечень населенных пунктов, подвергшихся радиационному воздействию, подлежит включению каждый из таких населенных пунктов.
Таким образом, субъектом индивидуального конституционного права на возмещение причиненного государством вреда здоровью, реализуемого в порядке, предусмотренном Федеральным законом "О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне", является лицо, пострадавшее при проведении ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне; данный статус лица определяется с учетом положений Конституции Российской Федерации объективными обстоятельствами, получившими документальное подтверждение и свидетельствующими об определенном объеме вреда, причиненного в результате проведения соответствующих ядерных испытаний; поэтому само по себе невключение населенного пункта, в котором гражданин подвергся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, в установленный Правительством Российской Федерации перечень не может быть основанием для отказа в предоставлении мер социальной поддержки.
При этом вопрос о возможности предоставления указанных мер социальной поддержки в случае, если настаивающий на их получении гражданин не проживал в населенном пункте, включенном Правительством Российской Федерации в перечень населенных пунктов, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, вправе разрешить суды общей юрисдикции в зависимости от фактических обстоятельств, подтверждающих либо опровергающих получение соответствующим лицом суммарной (накопленной) эффективной дозы облучения свыше 5 сЗв (бэр) вследствие проведения ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне.
На основании государственного контракта от 11.05.2017 №1 на выполнение работ для государственных нужд «Обеспечение деятельности по расчету суммарных (накопленных)эффективных доз облучения граждан, подвергшихся радиационному воздействию, вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне», заключенного МЧС РФ, функция определения суммарных (эффективных) доз облучения граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, и выдаче соответствующих заключений возложены на Краевое государственное бюджетное учреждение "Научно-исследовательский институт региональных медико-экологических проблем" (КГБУ НИИ РМЭП) г. Барнаул.
Таким образом, Краевое государственное бюджетное учреждение "Научно-исследовательский институт региональных медико-экологических проблем" (КГБУ НИИ РМЭП) г. Барнаул осуществляет функции определения суммарных (эффективных) доз облучения граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, и выдает соответствующие официальные заключения в соответствии с контрактом.
На основании определения от 28 ноября 2017 года судом была назначена судебная экспертиза, проведение которой было поручено Краевому государственному бюджетному учреждению "Научно-исследовательский институт региональных медико-экологических проблем", перед экспертами был поставлен вопрос о возможности получения истцом соответствующей дозы облучения в период проживания истца в п. Первомайском Шемонаихинского района Восточно-Казахстанской области республики Казахстан.
Согласно экспертному заключению №368\2017 от 27 декабря 2017 года Краевого государственного бюджетного учреждения "Научно-исследовательский институт региональных медико-экологических проблем" Шевченко А.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, проживая в п. Первомайском Шемонаихинского района Восточно-Казахстанской области республики Казахстан мог получить суммарную дозу не более 5 сЗв. – <данные изъяты>, в результате ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне. Этот вывод подтверждается отсутствием радиоактивных выпадений в г.Семипалатинске бывшей Казахской ССР в период проживания там истца, которые могли бы сформировать эффективную дозу для населения более 5 сЗв., при проведении ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне.
Таким образом, доказательств, подтверждающих получение истцом суммарной (накопленной) эффективной дозы облучения больше 5 сЗв, в порядке ст.56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суду не представлено.
Представленные истцом Удостоверение, выданное при проживании истца на территории республики Казахстан 14.07.1995 года в соответствии с законодательством республики Казахстан и справка к данному удостоверению о проживании в зоне повышенного радиационного риска которые согласно Закона Республики Казахстан «О социальной защите граждан, пострадавших вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском испытательном ядерном полигоне» отнесены к зоне повышенного радиационного риска с дозой воздействия на население от 7 до 35 бэр за весь период испытания, не могут быть приняты во внимание, поскольку дают право на льготы, определенные законодательством республики Казахстан.
Предоставление в Российской Федерации мер социальной поддержки возможно только в соответствии с международными договорами.
Постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10 октября 2003 года N 5 "О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации" даны разъяснения о том, что при рассмотрении судом гражданских, уголовных или административных дел непосредственно применяется такой международный договор Российской Федерации, который вступил в силу и стал обязательным для Российской Федерации и положения которого не требуют издания внутригосударственных актов для их применения и способны порождать права и обязанности для субъектов национального права (часть 4 статьи 15 Конституции Российской Федерации, части 1 и 3 статьи 5 Федерального закона "О международных договорах Российской Федерации", часть 2 статьи 7 ГК РФ).
Однако, международных договоров между Российской Федерацией и Республикой Казахстан о взаимном признании национального законодательства, регулирующего вопросы социальной защиты граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне не имеется, следовательно, нет законных оснований для применения при рассмотрении оспариваемого дела норм права иностранного государства - Республики Казахстан на территории Российской Федерации.
Конституция Российской Федерации закрепляет обязанность государства возмещать вред гражданам, пострадавшим от чрезвычайных радиационных ситуаций природного и техногенного характера. Однако не регламентирует конкретные условия, при которых эта обязанность должна выполняться. Решение вопросов, в частности, об уровне радиации, времени проживания граждан на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, перечне таких территорий отнесено к компетенции федерального законодателя и правительства Российской Федерации (Определение Конституционного Суда РФ от 14.12.1999 года № 197-О).
Кроме того, в соответствии с принципами международного права, а также статьей 1 Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам социальные права, которые имеет гражданин на территории одного государства, не обязано предоставлять другое государство, на территорию которого он выехал.
При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения иска не имеется.
С учетом указанных обстоятельств, у суда отсутствуют основания для удовлетворения требований истца о признании права на получение удостоверения гражданина, подвергшегося радиационному воздействию вследствие испытаний на Семипалатинском полигоне и понуждении МЧС России к выдаче удостоверения установленного образца.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
Решил
Отказать Шевченко Александру Алексеевичу в удовлетворении иска к Министерству Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России) о признании лицом, подвергшимся радиационному воздействию, выдаче удостоверения единого образца.
Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд в течение 1 месяца через Заринский городской суд.
Судья Заринского
городского суда Н.М. Беккер