Дело № 2-117/17
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
01 февраля 2017 года город Орел
Советский районный суд г. Орла в составе:
председательствующего судьи Горбачевой Т.Н.,
при секретаре Губанове Р.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в здании суда гражданское дело по иску Кузнецова Н.А. к Министерству финансов РФ, Российской Федерации в лице Министерства внутренних дел РФ о взыскании компенсации морального вреда,
УСТАНОВИЛ:
Кузнецов Н.А. обратился в суд с иском к Министерству финансов РФ в лице УФК России по Орловской области РФ о взыскании компенсации морального вреда, причиненного в результате ненадлежащих условий содержания. В обоснование требований указал, отбывал наказание в виде административного ареста на <данные изъяты> суток с <данные изъяты> часов ДД.ММ.ГГ в <данные изъяты>, где условия содержания не отвечали установленным требованиям. Камера была размером <данные изъяты>, при этом почти всю камеру занимал <данные изъяты>. <данные изъяты>. Из-за нахождения в таком помещении он испытывал моральные, психические и физические страдания.
Просит суд взыскать с ответчика компенсацию морального вреда в размере <данные изъяты> рублей.
В ходе рассмотрения дела в качестве соответчика привлечена Российская Федерация в лице Министерства внутренних дел Российской Федерации, в качестве третьего лица <данные изъяты>
В судебное заседание истец Кузнецов Н.А. не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом, отбывает наказание в <данные изъяты>.
Представитель ответчика Российской Федерации в лице Министерства внутренних дел Российской Федерации по доверенностям Храпов Д.О. в судебном заседании возражал против удовлетворения исковых требований, предоставил письменные возражения, согласно которым истец содержался в камере с предоставлением условий, отвечающий нормам действующего законодательства. Ссылается на то, что истец не указал, в чем конкретно заключались его физические страдания, не подтвердил их и не доказал последствий, не предоставлено доказательств того, что в связи с условиями содержания в КАЗ ему причинены боль или повреждение здоровья.
Представитель ответчика Министерства финансов РФ по доверенности Богатова В.А. в судебное заседание не явилась, о слушании извещалась надлежащим образом, представила возражения, в которых указала, что поскольку истец заявляет требования о взыскании компенсации морального вреда, причиненного в результате ненадлежащих условий содержания в ИВС, главным распорядителем федерального бюджета по ведомственной принадлежности является МВД России, просили отказать в удовлетворении исковых требований к Министерству финансов РФ.
Представитель третьего лица <данные изъяты> не явился, о слушании извещен надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщено, предоставил письменные возражения, в которых возражал против удовлетворения исковых требований Кузнецова Н.А., поскольку нарушений прав истца при его содержании не допущено.
Суд, исследовав материалы дела, приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований Кузнецова Н.А. по следующим основаниям.
Согласно ст. 32.8 КоАП РФ, постановление судьи об административном аресте исполняется органами внутренних дел немедленно после вынесения такого постановления. Лицо, подвергнутое административному аресту, содержится под стражей в месте, определяемом органами внутренних дел. Срок административного задержания засчитывается в срок административного ареста. Отбывание административного ареста осуществляется в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.
Судом установлено, что постановлением мирового судьи судебного участка Хотынецкого района Орловской области №*** ДД.ММ.ГГ Кузнецов Н.А. был привлечен к административной ответственности по статье <данные изъяты> КоАП РФ и ему назначено административное наказание в виде административного ареста на <данные изъяты> ДД.ММ.ГГ.
Порядок отбывания административного ареста лицами, подвергнутыми административному аресту в соответствии с КоАП РФ, в рассматриваемый период 2004 года был установлен постановлением Правительства РФ от 02.10.2002 № 726 «Об утверждении Положения о порядке отбывания административного ареста», согласно которому арестованные содержатся под стражей в специальных приемниках органов внутренних дел для содержания лиц, арестованных в административном порядке.
В специальных приемниках арестованные содержатся в закрытых на замки камерах под постоянной охраной. Камеры специального приемника оборудуются в соответствии с требованиями, предъявляемыми к камерам изоляторов временного содержания органов внутренних дел, определяемыми нормативными документами Министерства внутренних дел Российской Федерации. В специальных приемниках арестованные обеспечиваются индивидуальными спальными местами и постельными принадлежностями (на время сна).
Условия и порядок содержания в изоляторах временного содержания регулируются Федеральным законом от 15.07.1995 № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» (далее по тексту: Федеральный закон № 103-ФЗ) и конкретизированы в Правилах внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, утвержденных Приказом МВД России от 26.01.1996 № 41.
В силу ст. 4 названного Федерального закона содержание под стражей осуществляется в соответствии с принципами законности, справедливости, презумпции невиновности, равенства всех граждан перед законом, гуманизма, уважения человеческого достоинства, в соответствии с Конституцией Российской Федерации, принципами и нормами международного права, а также международными договорами Российской Федерации и не должно сопровождаться пытками, иными действиями, имеющими целью причинение физических или нравственных страданий подозреваемым и обвиняемым в совершении преступлений, содержащимся под стражей.
Согласно ст. 9 Федерального закона № 103-ФЗ изоляторы временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел и пограничных органов федеральной службы безопасности предназначены для содержания под стражей задержанных по подозрению в совершении преступлений. Часть 2 указанной статьи предусматривает, что изоляторы временного содержания органов внутренних дел являются подразделениями полиции и финансируются за счет средств федерального бюджета по смете федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел.
В силу ст. 22 Федерального закона № 103-ФЗ подозреваемые и обвиняемые обеспечиваются бесплатным питанием, достаточным для поддержания здоровья и сил по нормам, определяемым Правительством Российской Федерации.
В соответствии со ст.ст. 23, 24 Федерального закона № 103-ФЗ подозреваемым и обвиняемым создаются бытовые условия, отвечающие требованиям гигиены, санитарии и пожарной безопасности. Подозреваемым и обвиняемым предоставляется индивидуальное спальное место. Подозреваемым и обвиняемым бесплатно выдаются постельные принадлежности, посуда и столовые приборы, туалетная бумага, а также по их просьбе в случае отсутствия на их лицевых счетах необходимых средств индивидуальные средства гигиены (как минимум мыло, зубная щетка, зубная паста (зубной порошок), одноразовая бритва (для мужчин), средства личной гигиены (для женщин).
Норма санитарной площади в камере на одного человека устанавливается в размере четырех квадратных метров.
Согласно ст. 16 названного Федерального закона в целях обеспечения режима в местах содержания под стражей федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области обороны, по согласованию с Генеральным прокурором Российской Федерации утверждаются Правила внутреннего распорядка в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений.
Положениями п. 3 Правил внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, утвержденных Приказом МВД России от 26.01.1996 №41 установлено, что камеры ИВС оборудуются: столом, санитарным узлом, краном с водопроводной водой, вешалкой для верхней одежды, полкой для туалетных принадлежностей, бачком для питьевой воды, радиодинамиком, урной для мусора.
Подозреваемые и обвиняемые обеспечиваются для индивидуального пользования: спальным местом (при наличии соответствующих условий), постельными принадлежностями, постельным бельем, столовой посудой на время приема пищи.
Ежедневно по потребности в камеры выдается кипяченая вода для питья.
Не реже одного раза в неделю подозреваемому и обвиняемому предоставляется возможность помывки в душе продолжительностью не менее 15 минут.В силу пункта 6.2 Правил дежурный по камере обязан, в том числе, следить за чистотой в камере, подметать и мыть пол; выносить и мыть бачок для оправки естественных надобностей.
Постановлением Правительства РФ от 15.10.2003 № 627 утверждено Положение «Об условиях содержания лиц, задержанных за административное правонарушениях, нормах питании и порядке медицинского обслуживания таких лиц», которое определяет порядок содержания лиц, задержанных за административное правонарушение в соответствии с положениями Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В силу пунктов 11, 12, 13, 16 данного Положения задержанные лица, находящиеся в специальных помещениях, располагаются на скамьях (диванах).
Норма площади, устанавливаемая для одного задержанного лица, составляет не менее 2 кв. м.
Задержанные на срок более 3 часов лица обеспечиваются в ночное время местом для сна.
Выведение задержанных лиц из специального помещения для отправления естественных надобностей производится по их просьбе поочередно в сопровождении одного или более лиц из числа дежурного наряда органа, в ведении которого находится специальное помещение.
В отопительный сезон в специальных помещениях поддерживается температура не ниже +18 градусов по Цельсию. Специальные помещения освещаются с наступлением темного времени суток до рассвета.
Передаваемые задержанным лицам предметы первой необходимости (гигиенические наборы) и продукты питания проверяются и принимаются должностным лицом органа, в ведении которого находится специальное помещение, а также предъявляются задержанному лицу в присутствии передающего. Использование предметов первой необходимости (гигиенических наборов) задержанными лицами допускается только под наблюдением должностных лиц органа, в ведении которого находится специальное помещение. После использования указанные предметы хранятся вместе с другими предметами, изъятыми у задержанного лица, либо возвращаются передающему.
Согласно ответа <данные изъяты>, в камерных помещениях здания в 2004 году отсутствовал <данные изъяты> имелись в помещении ИВС. В дневное время по требованию содержащиеся выводились в данные помещения. Всем остальные содержащиеся в ИВС были обеспечены в соответствии с требованиями нормативных документов.
При ежедневном обходе руководством РОВД и сотрудниками прокуратуры помещения камер административно задержанных жалоб на условия содержания не поступало.
Также указывают, что поскольку в соответствии с приказом МВД РФ от 12.05.2006 №340 «Об утверждении перечня документов, образующихся в деятельности подразделений министерства, органов внутренних дел, учреждений, предприятий и организаций системы МВД РФ, с указанием сроков хранения» срок хранения договоров, соглашений (хозяйственных, операционных, кредитных), а также ведомостей составляет 3-5 лет, в связи с чем отсутствуют соответствующие документы за 2004 год.
Указанные обстоятельства подтверждаются актом об уничтожении документов <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГ.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями п. 3 ст. 123 Конституции Российской Федерации и ст. 12 ГПК РФ, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Согласно ст. 60 ГПК РФ обстоятельства дела, которые в соответствии с законом должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими другими доказательствами.
В связи с чем суд считает, что длительное не обращение истца в установленном законом порядке за защитой своего нарушенного права привело к невозможности проверить заявляемые им доводы в связи с истечением сроков хранения номенклатурных дел, регистрационных журналов и их уничтожением. Таким образом, предъявляя требования о компенсации морального вреда за ненадлежащие условия содержание за пределами сроков хранения необходимой документации, истец в силу ст. 9 ГК РФ по своему усмотрению осуществил принадлежащие ему гражданские права. Каких-либо ходатайств об истребовании иных документов и предоставлении доказательств истцом не заявлялось.
Суд также учитывает, что в соответствии с действующим законодательством, закрепляющим принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Таким образом, каких-либо доказательств, подтверждающих доводы истца о ненадлежащих условиях содержания его в камерных помещениях <данные изъяты> в 2004 году, суду не представлено.
Согласно ст. 151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
Статьей 1069 ГК РФ предусмотрено, что вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования
В силу ст. 1071 ГК РФ в случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или другими законами причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с пунктом 3 статьи 125 настоящего Кодекса эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина.
Как устанавливает ч.3 ст. 125 ГК РФ, в случаях и в порядке, предусмотренных федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации, нормативными актами субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, по их специальному поручению от их имени могут выступать государственные органы, органы местного самоуправления, а также юридические лица и граждане.
В силу п.1 ч.3 ст. 158 БК РФ по искам о возмещении вреда, причиненного физическому лицу или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, от имени казны Российской Федерации выступает главный распорядитель средств федерального бюджета по ведомственной принадлежности.
Согласно статьи 47 Федерального закона от 07.02.2011 №3-ФЗ «О полиции» финансовое обеспечение деятельности полиции является расходным обязательством Российской Федерации и обеспечивается за счет средств федерального бюджета.
В соответствии с подп. 63 п.12 Положения о Министерстве внутренних дел РФ, утвержденного Указом Президента РФ от 01.01.2011 №248, МВД России осуществляет функции главного распорядителя бюджетных ассигнований федерального бюджета, предусмотренных на содержание МВД России и реализацию возложенных на него задач.
Кузнецовым Н.А. не представлено доказательств, подтверждающих причинение ему морального вреда и вреда его здоровью действиями ответчика и нахождение его в камерных помещениях <данные изъяты> в ненадлежащих условиях содержания.
Исходя из представленных сторонами доказательств, не установив нарушения прав истца, суд приходит к выводу о необоснованности заявленных Кузнецовым Н.А. требований.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 151, ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
исковые требования Кузнецова Н.А. к Министерству финансов РФ, Российской Федерации в лице Министерства внутренних дел РФ о взыскании компенсации морального вреда оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Орловский областной суд через Советский районный суд г. Орла в течение месяца с момента изготовления мотивированного текста решения.
Председательствующий Т.Н. Горбачева