Дело № 2-2402/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
29 августа 2018 года г. Новый Уренгой
Новоуренгойский городской суд Ямало-Ненецкого автономного округа
в составе председательствующего судьи Серовой Т.Е.,
при секретаре Габерман О.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Баева А.А. к акционерному обществу «Государственная страховая компания «Югория» о взыскании страховой выплаты, защите прав потребителей и взыскании убытков,
УСТАНОВИЛ:
Истец обратился в суд с вышеуказанным иском, указав, что 18 марта 2018 года в городе Новый Уренгой, произошло дорожно-транспортное происшествие, с участием транспортных средств <данные изъяты> государственный регистрационный знак «<данные изъяты>», принадлежащего истцу на праве собственности и под его управлением и <данные изъяты> государственный регистрационный знак «<данные изъяты>», принадлежащий на праве собственности ООО «Статус» и под управлением ФИО1 Виновником в данном дорожно-транспортном происшествии был признан ФИО1 В результате этого дорожно-транспортного происшествия, принадлежащий истцу на праве собственности автомобиль <данные изъяты> государственный регистрационный знак «<данные изъяты>», получил технические повреждения. Гражданская ответственность владельца автомобиля <данные изъяты> государственный регистрационный знак «<данные изъяты>», застрахована в страховой компании - акционерное общество «Государственная страховая компания «Югория». Истец обратился в страховую компанию, однако ему было отказано в выплате страхового возмещения. Обязательства страховой компанией исполнены ненадлежащим образом. В связи с этим истец вынужден был провести техническую экспертизу. Согласно экспертному заключению № <данные изъяты>, полная стоимость восстановительного ремонта транспортного средства <данные изъяты> государственный регистрационный знак «<данные изъяты>», без учёта износа составляет 86 500 рублей, с учётом износа составляет 67 000 рублей. Полагает, что имеет право на возмещение вреда в размере 67 000 рублей. Истец просит суд взыскать выплату страхового возмещения в размере 67 000 рублей, моральный вред в размере 10 000 рублей; услуги по составлению экспертного заключения в размере 10 000 рублей; судебные расходы в размере 8 000 рублей; услуги представителя в размере 17 000 рублей; неустойку за неисполнение обязанности страховщика в размере 67 000 рублей; штраф, в размере 33500 рублей.
В судебное заседание истец не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствии с участием его представителя – адвоката Реберга Д.В.
Представитель истца - Реберг Д.В., действующий на основании ордера, на исковых требованиях настаивал по изложенным в иске основаниям.
Представитель ответчика АО «ГСК «Югория» Святова А.П., действующая на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования не признала, суду пояснила, что у страховой компании отсутствуют основания для выплаты страхового возмещения в порядке прямого возмещения убытков, поскольку непосредственного взаимодействия между транспортными средствами истца и причинителя вреда не было. Вред автомобилю истца причинен в результате падения снега с крыши грузовика. С требованием о выплате страхового возмещения истец вправе обратиться в страховую компанию, застраховавшую гражданскую ответственность причинителя вреда.
Представитель третьего лица ООО «Статус» в судебное заседание не явился, извещен.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Из материалов дела следует, что истец является собственником транспортного средства – <данные изъяты> государственный регистрационный знак «<данные изъяты>».
18 марта 2018 года в городе Новый Уренгой, произошло дорожно-транспортное происшествие, с участием транспортных средств <данные изъяты> государственный регистрационный знак «<данные изъяты>», принадлежащего истцу на праве собственности и под его управлением и <данные изъяты> государственный регистрационный знак «<данные изъяты>», принадлежащий на праве собственности ООО «Статус» и под управлением ФИО1.
Как следует из Постановления по делу об административном правонарушении от 18.03.2018г., в 11 час. 30 мин в ГСК «Василек» в районе гаража №<данные изъяты>, ФИО1, управляя транспортным средством <данные изъяты> государственный регистрационный знак «<данные изъяты>», в начале движения и в ходе движения, не проконтролировал размещение, крепление и состояние груза, во избежание его падения, допустил обвал спресованного снега на стоящий автомобиль <данные изъяты> государственный регистрационный знак «<данные изъяты>», принадлежащий Баеву А.А.
Виновником в данном дорожно-транспортном происшествии был признан ФИО1, что следует из постановления по делу об административном правонарушении от 18.03.2018 г. (л.д. 12). ФИО1 привлечен к административной ответственности, его гражданская ответственность застрахована в ПАО СК «Росгосстрах».
В результате этого дорожно-транспортного происшествия, принадлежащий истцу на праве собственности автомобиль <данные изъяты> государственный регистрационный знак «<данные изъяты>», получил технические повреждения.
Гражданская ответственность владельца автомобиля <данные изъяты> государственный регистрационный знак «<данные изъяты>», застрахована в страховой компании - акционерное общество «Государственная страховая компания «Югория», что подтверждается страховым полисом серии <данные изъяты> (л.д. 11).
Истец обратился в страховую компанию АО «ГСК «Югория» в порядке прямого возмещения убытков, однако ему было отказано в выплате страхового возмещения (л.д. 14).
Согласно пункту 1 статьи 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
По смыслу указанной статьи Гражданского кодекса Российской Федерации общими основаниями ответственности за причинение вреда являются наличие вреда, противоправность действий его причинителя, причинно-следственная связь между такими действиями и возникновением вреда, вина причинителя вреда.
Следовательно, юридически значимыми обстоятельствами при рассмотрении дел о страховом возмещении вреда, причиненного в результате дорожно-транспортного происшествия, являются наличие и размер вреда, противоправность действий его причинителя, причинно-следственная связь между такими действиями и возникновением вреда, вина причинителя.
В силу пункта 1 статьи 929 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору имущественного страхования одна сторона (страховщик) обязуется за обусловленную договором плату (страховую премию) при наступлении предусмотренного в договоре события (страхового случая) возместить другой стороне (страхователю) или иному лицу, в пользу которого заключен договор (выгодоприобретателю), причиненные вследствие этого события убытки в застрахованном имуществе либо убытки в связи с иными имущественными интересами страхователя (выплатить страховое возмещение) в пределах определенной договором суммы (страховой суммы).
В соответствии с п. 4 ст. 931 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае, когда ответственность за причинение вреда застрахована в силу того, что ее страхование обязательно, а также в других случаях, предусмотренных законом или договором страхования такой ответственности, лицо, в пользу которого считается заключенным договор страхования, вправе предъявить непосредственно страховщику требование о возмещении вреда в пределах страховой суммы.
Согласно п. 1 ст. 12 Закона об ОСАГО заявление о страховой выплате в связи с причинением вреда жизни или здоровью потерпевшего направляется страховщику, застраховавшему гражданскую ответственность лица, причинившего вред. Заявление о страховой выплате в связи с причинением вреда имуществу потерпевшего направляется страховщику, застраховавшему гражданскую ответственность лица, причинившего вред, а в случаях, предусмотренных п. 1 ст. 14.1 настоящего Федерального закона, страховщику, застраховавшему гражданскую ответственность потерпевшего, направляется заявление о прямом возмещении убытков.
Так, согласно пункту 1 статьи 14.1 Федерального закона от 25 апреля 2002 года №40-ФЗ «Об обязательном, страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств», потерпевший предъявляет требование о возмещении вреда, причиненного его имуществу, страховщику, который застраховал гражданскую ответственность потерпевшего, в случае наличия одновременно следующих обстоятельств:
а) в результате дорожно-транспортного происшествия вред причинен только транспортным средствам, указанным в подпункте "б" настоящего пункта;
б) дорожно-транспортное происшествие произошло в результате взаимодействия (столкновения) двух и более транспортных средств (включая транспортные средства с прицепами к ним), гражданская ответственность владельцев которых застрахована в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 37 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 января 2015 г. N 2 "О применении судами законодательства об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств", при наличии условий, предусмотренных для осуществления страховой выплаты в порядке прямого возмещения убытков, потерпевший вправе обратиться с заявлением о страховой выплате только к страховщику, застраховавшему его гражданскую ответственность (пункт 1 статьи 14.1 и пункт 1 статьи 12 Закона об ОСАГО).
При таких обстоятельствах у АО ГСК «Югория» отсутствовали обязательные условия для удовлетворения требований истца о прямом возмещении убытков, поскольку вред причинен в отсутствие контактного взаимодействия между транспортными средствами истца и причинителя вреда, в связи с чем при отсутствии хотя бы одного из условий для прямого возмещения убытков, предусмотренных п. 1 ст. 14.1 Закона об ОСАГО, заявление о страховой выплате должно было подаваться в страховую компанию, застраховавшую гражданскую ответственность причинителя вреда.
При таких обстоятельствах суд считает необходимым в удовлетворении требований искового заявления Баева А.А. к акционерному обществу «Государственная страховая компания «Югория» о взыскании страховой выплаты, защите прав потребителей и взыскании убытков отказать.
Требования истца о возмещении убытков, о взыскании компенсации морального вреда, неустойки и штрафа являются производными от основного требования о взыскании страхового возмещения. Поскольку судом отказано в его удовлетворении, не подлежат удовлетворению и требования о взыскании убытков, денежной компенсации морального вреда, неустойки и штрафа по причине отсутствия нарушения прав истца со стороны ответчика.
Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении искового заявления Баева А.А. к акционерному обществу «Государственная страховая компания «Югория» о взыскании страховой выплаты, защите прав потребителей и взыскании убытков отказать в полном объеме.
Решение может быть обжаловано в суд Ямало-Ненецкого автономного округа в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Новоуренгойский городской суд.
Судья: Т.Е. Серова