Дело № 2-109/2023
32RS0002-01-2023-000016-33
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
09 марта 2023 года п. Локоть
Брасовского района
Брянской области
Брасовский районный суд Брянской области в составе: председательствующего-судьи Самкова А.Н., при секретаре Степаненко О.В., с участием истца ФИО1, его представителя (адвоката ФИО3), представитель ответчика (ФИО4), рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Брянской области об установлении факта проживания в зоне с льготным социально-экономическим статусом, признании права на досрочное назначение пенсии по старости,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратился в суд с указанным исковым заявлением, ссылаясь на то, что ДД.ММ.ГГГГ он обратилась в клиентскую службу в Брасовском муниципальном районе Брянской области государственного учреждения – ОПФР по Брянской области с заявлением о назначении пенсии по старости по государственному пенсионному обеспечению в соответствии с нормами Закона РФ №1244-1 от 15 мая 1991 года «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС». ДД.ММ.ГГГГ ответчиком было отказано в назначении вышеуказанной пенсии в связи с тем, что период его проживания в зоне с льготным социально-экономическим статусом составляет 11 лет 2 месяца 22 дня, что не дает право на снижение возраста выхода на пенсию на 3 года.
ФИО1 просил суд установить факт его проживания в п. Локоть Брасовского района Брянской области в зоне с льготным социально-экономическим статусом в период с 03 июня 1986 года по 30 июня 1986 года, признать за ним право на досрочное назначение пенсии по старости по государственному пенсионному обеспечению с учетом норм ст. 34 Закона РФ №1244-1 от 15 мая 1991 года «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», в связи с проживанием в зоне с льготным социально-экономическим статусом, обязать государственное учреждение – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Брянской области назначить ему пенсию по старости по государственному пенсионному обеспечению со снижением пенсионного возраста на 3 года, то есть с ДД.ММ.ГГГГ. Взыскать с государственного учреждения – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Брянской области в его пользу судебные расходы по оплате услуг представителя в размере 4 630 рублей, отправке почтовых отправлений в сумме 216 рублей, оплате госпошлины в размере 300 рублей.
Истец, его представитель в судебном заседании заявленные требования поддержали в полном объеме.
Представитель ответчика (ФИО4) в судебном заседании полагала возможным в удовлетворении заявленных требований отказать по основаниям, указанным в письменных возражениях, в том числе ходатайствовала о снижении заявленных к взысканию судебных расходов.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В судебном заседании было установлено, что ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратился в ОПФР по Брянской области с заявлением о назначении государственной пенсии по старости в соответствии с нормами Закона РФ №1244-1 от 15 мая 1991 года «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».
Решением ОПФР по Брянской области № от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 было отказано в установлении пенсии по государственному пенсионному обеспечению из-за отсутствия требуемого периода постоянного проживания или работы на территории зоны радиоактивного загрязнения.
Из содержания данного решения следует, что государственным учреждением был засчитан период проживания ФИО1 на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом 11 лет 2 месяца 22 дня (в п. Локоть Брасовского района Брянской области).
В настоящем судебном заседании было установлено, что ответчик по делу был переименован в Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Брянской области (постановление Правления Пенсионного фонда Российской Федерации №332п от 12 декабря 2022 года, выписка из ЕГРЮЛ от 09 января 2023 года).
В силу ст. 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.
Согласно п. 8 ч. 1 ст. 13 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС, на которых распространяется действие настоящего Закона, относятся граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом.
Поселок Локоть Брасовского района Брянской области в период с 26 апреля 1986 года по 31 января 1998 года относился к территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом (Распоряжение Правительства РСФСР №237-р от 28 декабря 1991 года, Постановление Правительства РФ №1582 от 18 декабря 1997 года, Постановление Правительства РФ №1074 от 08 октября 2015 года).
В судебном заседании установлено, что ФИО1 в период с 10 ноября 1986 года по 23 декабря 1994 года был зарегистрирован по месту жительства по адресу: <адрес>, с 23 декабря 1994 года по настоящее время зарегистрирован по месту жительства по адресу: <адрес> (справка администрации Брасовского района Брянской области № от ДД.ММ.ГГГГ).
Таким образом, неоспариваемый период проживания истца на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом составляет 11 лет 2 месяца 22 дня, что не дает ему право на снижение возврата выхода на пенсию на 3 года.
Также в судебном заседании было установлено, что ФИО1 в период с 30 января 1976 года по 04 мая 1984 года был зарегистрирован по месту жительства по адресу: <адрес> (справка администрации Брасовского района Брянской области № от ДД.ММ.ГГГГ).
Из карточки по учету населения рабочего поселка Локоть следует, что по адресу: <адрес>, были зарегистрированы родители истца (ФИО5 и ФИО6), истец 04 мая 1984 года был снят с регистрационного учета по данному адресу в связи с призывом в Советскую Армию.
Из копии военного билета истца (МН №) следует, что ФИО1 был призван на действительную военную службу и направлен в часть 12 мая 1984 года, при этом 10 мая 1984 года истцом в Брасовском РВК Брянской области был сдан паспорт гражданина СССР.
Из указанного военного билета следует также, что истец 27 мая 1986 года на основании приказа МО СССР № от ДД.ММ.ГГГГ был уволен (демобилизован) в запас и направлен в Брасовский РВК Брянской области, ему предписывалось прибыть к месту назначения и встать на воинский учет 29 мая 1986 года.
Из справки администрации Брасовского района Брянской области № от ДД.ММ.ГГГГ следует, что Брасовский РВК Брянской области в 1986 году располагался на территории п. Локоть Брасовского района Брянской области.
Из военного билета истца следует, что 29 мая 1986 года он явился в Брасовский РВК Брянской области, был поставлен на воинский учет, 03 июня 1986 года ему был выдан (возвращен) паспорт гражданина СССР.
Из трудовой книжки истца следует, что 22 августа 1986 года он был принят на работу на Брасовский станкостроительный завод.
Из личной карточки ФИО1, оформленной при его трудоустройстве на Брасовский станкостроительный завод, следует, что по состоянию на 22 августа 1986 года он проживал по адресу: <адрес>, при этом, как уже отмечалось выше, 10 ноября 1986 года истец был вновь зарегистрирован по адресу: <адрес>.
Таким образом, из вышеуказанных документов следует, что истец до 04 мая 1984 года проживал и был зарегистрирован по адресу: <адрес>, был снят с регистрационного учета в связи с призывом в Советскую Армию, 29 мая 1986 года (после демобилизации) вернулся в п. Локоть, встал на воинский учет, 03 июня 1986 года получил в Брасовском РВК Брянской области паспорт гражданина СССР, в период оформления на работу (август 1986 года) продолжил фактически проживать по адресу: <адрес> вместе со своими родителями, и 10 ноября 1986 года был «официально» вновь зарегистрирован по указанному адресу.
При таких обстоятельствах суд полагает обоснованными требования истца об установлении факта проживания в п. Локоть в период с 03 июня 1986 года по 30 июня 1986 года.
В разделе IV Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" законодатель определил особенности пенсионного обеспечения граждан, пострадавших вследствие чернобыльской катастрофы, в частности предусмотрел возможность назначения пенсии по старости со снижением общеустановленного пенсионного возраста с учетом обстоятельств и продолжительности радиационного воздействия.
Гражданам, указанным в пункте 8 части первой статьи 13 настоящего Закона, пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, предусмотренного частью второй статьи 28.1 настоящего Закона, на 1 год и дополнительно на 1 год за каждые 4 года проживания или работы на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, но не более чем на 3 года в общей сложности (ст. 34).
Согласно примечанию к статье 35 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-1 первоначальная величина снижения пенсионного возраста, установленная статьями 32 - 35 данного Закона, предусматривается для граждан, проживающих (работающих) или проживавших (работавших) на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, в период от момента катастрофы на Чернобыльской АЭС по 30 июня 1986 года, независимо от времени пребывания на указанной территории до момента переселения (выезда) с этой территории или до принятия решения Правительством Российской Федерации об изменении границ зон радиоактивного загрязнения.
Таким образом, истец имеет право на снижение пенсионного возраста в общем объеме на 3 года.
В связи с вышеизложенным, исковые требования ФИО1 о назначении пенсии по старости со снижением пенсионного возраста с ДД.ММ.ГГГГ (со дня возникновения права на нее) подлежат удовлетворению.
В соответствии со ст. 100 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.
Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ между ФИО1 и адвокатом ФИО3 было заключено соглашение № об оказании юридических услуг, согласно которому ФИО3 приняла на себя обязательства составить исковое заявление о праве на пенсию по старости, с подготовкой документов для обоснования доводов истца.
Материалами дела подтверждается несение истцом расходов по оплате вышеуказанных услуг в размере 4 635 рублей (чек-ордер от ДД.ММ.ГГГГ).
В связи с характером спора, принимая во внимание объем заявленных требований, сложность дела, объем оказанных представителем услуг, суд полагает возможным взыскать в пользу истца с ответчика, в разумных пределах, расходы по оплате услуг представителя в сумме 2 630 рублей (в том числе комиссию банка в размере 135 рублей).
Также в соответствии со ст. 98 ГПК РФ с ответчика в пользу истца подлежат взысканию расходы по оплате госпошлины в размере 300 рублей (чек-ордер от ДД.ММ.ГГГГ), почтовые расходы по отправке искового заявления в адрес суда и ответчика в общем объеме 216 рублей (три кассовых чека от ДД.ММ.ГГГГ).
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования ФИО1 к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Брянской области об установлении факта проживания в зоне с льготным социально-экономическим статусом, признании права на досрочное назначение пенсии по старости, удовлетворить.
Установить факт постоянного проживания ФИО1 в п. Локоть Брасовского района Брянской области в зоне с льготным социально-экономическим статусом в период с 03 июня 1986 года по 30 июня 1986 года.
Признать за ФИО1 право на досрочное назначение пенсии по старости по государственному пенсионному обеспечению с учетом норм ст. 34 Закона РФ № от ДД.ММ.ГГГГ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», в связи с проживанием в зоне с льготным социально-экономическим статусом.
Обязать Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Брянской области назначить ФИО1 пенсию по старости по государственному пенсионному обеспечению со снижением пенсионного возраста на 3 года, то есть с ДД.ММ.ГГГГ.
Взыскать с Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Брянской области в пользу ФИО1 судебные расходы по оплате услуг представителя в размере 2 630 рублей, отправке почтовых отправлений в сумме 216 рублей, оплате госпошлины в размере 300 рублей, а всего взыскать 3 146 рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Брянский областной суд через Брасовский районный суд Брянской области в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий-судья: А.Н. Самков
Решение в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ