Решение по делу № 2-1776/2024 от 18.11.2024

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г.Тулун                                11 декабря 2024 г.

Тулунский городской суд Иркутской области в составе: председательствующего судьи Мицкевича А.О., при секретаре Мурашовой А.П., с участием истца Тулунского межрайонного прокурора Бузиковой Т.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-1776/2024 (УИД 38RS0023-01-2024-002588-91) по иску Тулунского межрайонного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к МУ «Администрация города Тулуна» об обязании организовать проведение диспансеризации муниципальных служащих,

У С Т А Н О В И Л:

Истец Тулунский межрайонный прокурор обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц к МУ «Администрация города Тулуна» с требованием об обязании организовать проведение диспансеризации муниципальных служащих муниципального образования «город Тулун». В обоснование заявленных исковых требований прокурор указал, что Тулунской межрайонной прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства о муниципальной службе в части прохождения диспансеризации муниципальных служащих, в ходе которой установлено, что МУ «Администрация города Тулуна» мер к проведению диспансеризации муниципальных служащих принято не было, договор об оказании услуг по проведению диспансеризации с медицинским учреждением не заключался, список муниципальных служащих в медицинское учреждение не направлялся. Указанные обстоятельства подтверждаются ответом ОГБУЗ «Тулунская городская больница» и ООО «Спектр-М» Медицинский центр «Народное здоровье», согласно которым в поименные списки муниципальных служащих, подлежащих диспансеризации, от органов местного самоуправления г.Тулуна и Тулунского района не поступали, календарные планы проведения диспансеризации муниципальных служащих не составлялись, договоры об оказании услуг по проведению диспансеризации муниципальных служащих не заключались. Просит суд обязать МУ «Администрация города Тулуна» организовать проведение диспансеризации муниципальных служащих в течение четырех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

В судебном заседании представитель истца Тулунский межрайонный прокурор Бузикова Т.В. исковые требования поддержала в полном объеме, на их удовлетворении настаивала.

Представитель ответчика МУ «Администрация города Тулуна» в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания уведомлены судом надлежащим образом, направили в суд сообщение, согласно которому 21.11.2024 МУ «Администрация города Тулуна» направила в медицинские учреждения г.Тулуна запрос коммерческих предложений для определения поставщика, а также стоимости медицинских услуг. На сегодняшний день проводится процедура оформления и заключения контракта на прохождение муниципальными служащими администрации городского округа диспансеризации в 2025г.

Выслушав представителя истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с положениями ч.1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Частью 3 ст.37 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности.

В силу ст.209 ТК РФ охрана труда - это система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия.

Согласно п.11 ч.2 ст.214 ТК РФ работодатель обязан обеспечить: в случаях, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, организацию проведения за счет собственных средств обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров, других обязательных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований работников, внеочередных медицинских осмотров работников в соответствии с медицинскими рекомендациями, химико-токсикологических исследований наличия в организме человека наркотических средств, психотропных веществ и их метаболитов с сохранением за работниками места работы (должности) и среднего заработка на время прохождения указанных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований, химико-токсикологических исследований.

Согласно п. 4 ст. 12 Федерального закона от 21.11.2011 №323-ФЗ «Об основах охраняя здоровья граждан в Российской Федерации» приоритет профилактики в сфере охраны здоровья обеспечивается, в том числе путём проведения профилактических и иных медицинских осмотров, диспансеризации, диспансерного наблюдения в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Диспансеризация, как указано в ч.4 ст.46 указанного Федерального закона, представляет собой комплекс мероприятий, включающий в себя профилактический медицинский осмотр и дополнительные методы обследований, проводимых в целях оценки состояния здоровья (включая определение группы здоровья и группы диспансерного наблюдения) и осуществляемых в отношении определенных групп населения в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Частью 6 ст.46 Федерального закона от 21.11.2011 №323-ФЗ «Об основах охраняя здоровья граждан в Российской Федерации» закреплено, что в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, прохождение и проведение медицинских осмотров, диспансеризации и диспансерного наблюдения являются обязательными.

Отношения, связанные с прохождением муниципальной службы, регулируются Федеральным законом от 02.03.2007 №25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации».

На основании п.4 ч. 1 ст.13 Федерального закона «О муниципальной службе в Российской Федерации» гражданин не может быть принят на муниципальную службу, а муниципальный служащий не может находиться на муниципальной службе в случае наличия заболевания, препятствующего поступлению на муниципальную службу или ее прохождению и подтвержденного заключением медицинской организации. Порядок прохождения диспансеризации, перечень таких заболеваний и форма заключения медицинской организации устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Под диспансеризацией в соответствии с п.2 Порядка прохождения диспансеризации государственными гражданскими служащими Российской Федерации и муниципальными служащими, перечня заболеваний, препятствующих поступлению на государственную гражданскую службу Российской Федерации и муниципальную службу или ее прохождению, а также формы заключения медицинского учреждения, утвержденного Приказом Минздравсоцразвития Российской Федерации от 14.12.2009 №984н (далее – Порядок), понимается комплекс мероприятий, проводимых с целью определения рисков развития заболеваний, раннего выявления имеющихся заболеваний, в том числе препятствующих прохождению государственной гражданской службы Российской Федерации (далее - гражданская служба) и муниципальной службы, сохранения и укрепления физического и психического здоровья государственного гражданского служащего Российской Федерации (далее - гражданский служащий) и муниципального служащего.

В соответствии с п.3 Порядка диспансеризация гражданских служащих и муниципальных служащих осуществляется за счет средств соответствующих бюджетов в медицинских учреждениях, определенных органом местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд, имеющих лицензию на осуществление медицинской деятельности, включая работы (услуги) при осуществлении амбулаторно-поликлинической медицинской помощи по специальностям: «терапия», «акушерство и гинекология», «неврология», «урология», «хирургия», «офтальмология», «отоларингология», «эндокринология», «психиатрия», «психиатрия-наркология», «рентгенология», «ультразвуковая диагностика», «клиническая лабораторная диагностика» (далее – медицинское учреждение).

В силу п.4 Порядка диспансеризация гражданских служащих и муниципальных служащих проводится ежегодно.

Согласно п. п. 5, 6 Порядка диспансеризация муниципальных служащих проводится в служебное время в течение календарного года в соответствии с графиком прохождения диспансеризации, утвержденным представителем нанимателя (работодателем) в сроки, установленные графиком.

Для прохождения диспансеризации представитель нанимателя (работодатель) составляет поименный список гражданских служащих или муниципальных служащих и направляет его за два месяца до начала диспансеризации в соответствующее медицинское учреждение (п.7 Порядка).

Медицинское учреждение на основании полученного от представителя нанимателя (работодателя) поименного списка гражданских служащих или муниципальных служащих, подлежащих диспансеризации, утверждает совместно с представителем нанимателя (работодателем) календарный план проведения диспансеризации (п. 8 Порядка).

В силу п.17 Порядка медицинское учреждение на основании результатов диспансеризации гражданского служащего или муниципального служащего выдает ему заключение медицинского учреждения о наличии (отсутствии) заболевания, препятствующего поступлению на государственную гражданскую службу Российской Федерации и муниципальную службу или ее прохождению (учетная форма № 001-ГС/у), форма которого предусмотрена приложением № 3, подписываемое врачебной комиссией медицинского учреждения.

По информации МУ «Администрация города Тулуна», подписанной мэром города Тулуна Гильдебрантом М.М. (без указания даты и исходящего номера), адресованной Тулунскому межрайонному прокурору на его требование от 07.10.2024 №426-П следует, что договоры с медицинскими организациями об оказании услуг по проведению диспансеризации не заключались. Штатная численность муниципальных служащих в администрации городского округа составляет 65 человек, на 2024г. необходимость пройти диспансеризацию имеется у 44 муниципальных служащих. В связи с те, что бюджет администрации городского округа является дотационным, расходы на проведение диспансеризации муниципальных служащих на 2024-2025 год не представляется возможным. Сведения о предварительной стоимости бюджетных затрат на проведение диспансеризации муниципальных служащих предоставить не имеется возможности, так как на оказание соответствующих услуг не запрашивались.

Из ответов главного врача ОГБУЗ «Тулунская городская больница» от 14.11.2024 и генерального директора ООО «Спектр-М» Медицинский центр «Народное здоровье» от 07.11.2024 поименные списки муниципальных служащих, подлежащих диспансеризации, от МУ «Администрация города Тулуна» не поступали, календарные планы проведения диспансеризации муниципальных служащих не составлялись, договоры об оказании услуг по проведению диспансеризации муниципальных служащих не заключались.

Ответчиком суду предоставлены обращения в ОГБУЗ «Тулунская городская больница» от 21.11.2024, ООО «Спектр-М» Медицинский центр «Народное здоровье» от 21.11.2024, ЧУЗ «КБ «РЖД-Медицина г.Иркутск» Поликлиника №6 на станции Тулун от 21.11.2024 о предоставлении коммерческого предложения на оказание услуг по прохождению диспансеризации муниципальных служащих МУ «Администрация города Тулуна» для определения финансовых затрат на вышеуказанную услугу.

ОГБУЗ «Тулунская городская больница» 02.12.2024 в адрес МУ «Администрация города Тулуна» направило коммерческое предложение на оказание услуг по прохождению диспансеризации муниципальных служащих МУ «Администрация города Тулуна» на 2025г.; ООО «Спектр-М» Медицинский центр «Народное здоровье» направило МУ «Администрация города Тулуна» направило коммерческое предложение на оказание услуг по прохождению диспансеризации муниципальных служащих МУ «Администрация города Тулуна» на 2024г.; вместе с тем ЧУЗ «КБ «РЖД-Медицина г.Иркутск» Поликлиника №6 на станции Тулун 27.11.2024 ответило о невозможности оказания запрашиваемых услуг по причине отсутствия специалистов эндокринолога, уролога.

Статья 18 Конституции Российской Федерации предусматривает, что права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

Одним из способов защиты гражданских прав, указанных в ст.12 ГПК РФ является присуждение к исполнению обязанности в натуре.

Муниципальным служащим, как указано в ст.10 Федерального закона «О муниципальной службе в Российской Федерации», является гражданин, исполняющий в порядке, определенном муниципальными правовыми актами в соответствии с федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации, обязанности по должности муниципальной службы за денежное содержание, выплачиваемое за счет средств местного бюджета.

Под муниципальной службой понимается профессиональная деятельность граждан, которая осуществляется на постоянной основе на должностях муниципальной службы, замещаемых путем заключения трудового договора (контракта) (п.1 ст.2 Федерального закона «О муниципальной службе в Российской Федерации»).

Должностью муниципальной службы является должность в органе местного самоуправления, аппарате избирательной комиссии муниципального образования, которые образуются в соответствии с уставом муниципального образования, с установленным кругом обязанностей по обеспечению исполнения полномочий органа местного самоуправления, избирательной комиссии муниципального образования или лица, замещающего муниципальную должность (п.1 ст.6 Федерального закона «О муниципальной службе в Российской Федерации»).

Согласно ст.4 Федерального закона «О муниципальной службе в Российской Федерации» к основным принципам муниципальной службы относятся взаимодействие с общественными объединениями и гражданами (п.6) и социальная защищенность муниципальных служащих (п.8).

Несоблюдение установленных законом ограничений, связанных с прохождением муниципальной службы, в соответствии с Федеральным законом «О муниципальной службе в Российской Федерации» является основанием для расторжения трудового договора (контракта) о прохождении муниципальной службы.

Поскольку за разрешением вопросов местного значения к муниципальному служащему может обратиться неопределенный круг лиц, права которых могут быть нарушены наличием заболевания, препятствующего прохождению муниципальной службы, то Тулунский межрайонный прокурор вправе обратиться в суд с данным иском.

Таким образом, прохождение ежегодной диспансеризации является не только дополнительной гарантией, связанной с охраной здоровья муниципальных служащих, но и призвано защитить интересы неопределенного круга лиц, обращающихся в орган местного самоуправления, поэтому исковые требования Тулунского межрайонного прокурора подлежат удовлетворению.

В соответствии со ст.206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, в случае если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

Заявленный истцом четырехмесячный срок исполнения требований иска с момента вступления решения суда в законную силу, суд находит разумным, так как данная обязанность должна была быть исполнена органом местного самоуправления в силу указанных выше положений законодательства организации и проведения диспансеризации муниципальных служащих. Доказательств невозможности или наличия объективных причин, препятствующих исполнения требований иска в заявленный срок ответчиком суду не представлено.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194 – 199 ГПК РФ,

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Тулунского межрайонного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к МУ «Администрация города Тулуна» об обязании организовать проведение диспансеризации муниципальных служащих – удовлетворить.

Обязать МУ «Администрация города Тулуна» организовать проведение диспансеризации муниципальных служащих в течение четырех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Тулунский городской суд.

Судья                                 А.О. Мицкевич

Мотивированное решение суда составлено 11.12.2024

Судья                                 А.О. Мицкевич

2-1776/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
Тулунская межрайонная прокуратура
Ответчики
МУ "Администрация городского округа муниципального образования "город Тулун"
Суд
Тулунский городской суд Иркутской области
Дело на странице суда
tulunsky.irk.sudrf.ru
18.11.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
18.11.2024Передача материалов судье
19.11.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
19.11.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
19.11.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
11.12.2024Судебное заседание
11.12.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
18.12.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
18.12.2024Дело оформлено
11.12.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее