Решение по делу № 33-3532/2020 от 08.10.2020

Председательствующий по делу            Дело №33-3532/2020

Судья Попкова Н.А.    (№ дела в суде 1-й инст. 2-915/2020)

            УИД 75RS0003-01-2020-001079-33

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Забайкальского краевого суда в составе

председательствующего судьи Малолыченко С.В.,

судей Погореловой Е.А., Подшиваловой Н.С.,

при секретаре Воложанине С.Н.

рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Чите 03 ноября 2020 г. гражданское дело по иску Пуриховской А. В. к государственному казенному учреждению «Краевой центр социальной защиты населения» Забайкальского края, Министерству труда и социальной защиты населения Забайкальского края о признании незаконным уведомления об отказе в назначении компенсации, взыскании стоимости проезда и дополнительных затрат,

по апелляционной жалобе истца Пуриховской А.В.

на решение Железнодорожного районного суда г. Читы от 04 августа 2020 г., которым постановлено:

«В удовлетворении исковых требований Пуриховской А. В. к ГКУ «Краевой центр социальной защиты населения» Забайкальского края, Министерству труда и социальной защиты населения Забайкальского края о признании действий (бездействия), уведомления об отказе в назначении компенсации стоимости проезда незаконными и необоснованными, взыскании денежной компенсации стоимости проезда и дополнительных затрат, отказать».

Заслушав доклад судьи Малолыченко С.В., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Истец Пуриховская А.В. обратилась в суд с иском, указывая на то, что <Дата> Пуриховский В.А., как её доверенное лицо и доверенное лицо ее несовершеннолетнего <данные изъяты> С.К.Б., обратился в межрайонный филиал ГКУ «Краевой центр социальной защиты населения» Забайкальского края с заявлением о назначении компенсации 50% стоимости проезда ребенку-инвалиду и сопровождающему его лицу к месту санаторно-курортного лечения и обратно с приложением необходимых документов. <Дата> межрайонным филиалом ГКУ «Краевой центр социальной защиты населения Забайкальского края» направлено уведомление об отказе в назначении заявленной компенсации со ссылкой на пп. «б» п. 4.4 Порядка возмещения части стоимости проезда на междугороднем транспорте детей, проживающих в Забайкальском крае, к месту санаторно-курортного лечения или оздоровления и обратно. Данный отказ истец считает необоснованным, указывая на ошибочность мнения ответчика при даче данного ответа.

На основании изложенного, истец просила суд признать незаконными и необоснованными действия (бездействие) межрайонного филиала ГКУ «Краевой центр социальной защиты населения» Забайкальского края и письменные уведомления от <Дата> и от <Дата>, взыскать с межрайонного филиала ГКУ «Краевой центр социальной защиты населения» Забайкальского края в пользу Пуриховской А.В. компенсацию стоимости проезда несовершеннолетнего С.К.Б. (<данные изъяты>) и сопровождающего его лица Пуриховской А.В. к месту санаторно-курортного лечения и обратно и дополнительных затрат в размере 50%, что составляет 19 156,50 руб., в том числе за проездные билеты 18 868,50руб., дополнительные затраты по квитанции на оказание дополнительных услуги АО «ФПС» 288 руб. (л.д. 4, 13-14).

Определением Железнодорожного районного суда г. Читы от 16 июля 2020 г. к участию в деле в качестве соответчика привлечено Министерство труда и социальной защиты населения Забайкальского края (л.д. 41).

Судом постановлено приведенное выше решение (л.д. 122-126).

В апелляционной жалобе и дополнениях к ней истец выражает несогласие с решением суда первой инстанции, просит признать его незаконным и необоснованным. В обоснование своих требований истец указывает на несогласие с выводом суда о том, что государство осуществило в полном объеме компенсацию затрат на проезд к месту лечения и обратно, тем самым категорически декларируя, что истец не имеет права на оказание дополнительной социальной помощи от Министерства труда и социальной защиты населения Забайкальского края. Данный вывод суда является нечеловечным, негуманным и вызывает обоснованное возмущение у истца. В законе Забайкальского края от 14.10.2008 № 41-ЗЗК не указано на то, что действие закона не распространяется на инвалидов, которые получили от ФСС РФ полную стоимость проездных документов. Своим решением суд подверг дискриминации права С.К.Б. и сопровождающего его лица Пуриховской А.В. При вынесении решения суд не учел решение Железнодорожного районного суда г. Читы от <Дата> по административному делу (л.д. 133-134, 139).

Истец Пуриховская А.В., представитель ответчика Министерства труда и социальной защиты населения Забайкальского края в зал судебных заседаний не явились, о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом.

Руководствуясь ч. 3 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту – ГПК РФ), судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

В силу ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Проверив законность и обоснованность принятого решения в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе и дополнениях к ней, изучив материалы дела, выслушав представителя ответчика ГКУ «Краевой центр социальной защиты населения» Забайкальского края Кафтанчикову Е.С., судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального или процессуального права.

Таких оснований для отмены обжалуемого судебного постановления в апелляционном порядке по доводам апелляционной жалобы, изученным по материалам дела, судебная коллегия не усматривает.

Как установлено судом и следует из материалов дела, <Дата> Пуриховским В.А., действующим на основании доверенности от <Дата> от имени Пуриховской А.В., в свою очередь, действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетнего С.К.Б., <Дата> рождения, в краевое государственное автономное учреждение Многофункциональный центр Забайкальского края для рассмотрения Межрайонным филиалом ГКУ «КЦСЗН» Забайкальского края подано заявление о возмещении стоимости проезда на междугороднем транспорте ребенка-инвалида и его законного представителя.

Уведомлением от <Дата> Межрайонным филиалом ГКУ «КЦСЗН» Забайкальского края г. Читы Пуриховской А.В. отказано в назначении компенсации 50 процентов стоимости проезда на междугородном транспорте в пределах Российской Федерации к месту санаторно-курортного лечения и обратно с указанием причины отказа – «представление неполного пакета документов (не представлены сведения о доходах)».

Данное бездействие, выразившееся в ненаправлении межведомственного запроса на предоставление сведений о размерах получаемых родителями (лицами, их заменяющими) пенсии и других выплат, учитываемых при расчёте среднедушевого дохода семьи несовершеннолетнего С.К.Б., признано незаконным решением Железнодорожного районного суда г. Читы от <Дата> г., признано незаконным уведомление об отказе Пуриховской А. В. в назначении компенсации 50 процентов стоимости проезда на междугородном транспорте в пределах Российской Федерации к месту санаторно-курортного лечения и обратно.

В ходе исполнения вышеуказанного решения суда вынесено распоряжение Межрайонного филиала ГКУ «КЦСЗН» Забайкальского края от <Дата>, которым Пуриховской А.В. отказано в назначении возмещения части стоимости проезда на междугородном транспорте детей, проживающих в Забайкальском крае, к месту санаторно-курортного лечения и оздоровления и обратно по причине представления документов, не подтверждающих право на возмещение части стоимости проезда детей.

В судебном заседании суда первой инстанции представитель ответчика пояснила, что Пуриховской А.В. было отказано в выплате компенсации стоимости проезда по причине того, что Законом Забайкальского края № 41-ЗЗК предусматривается возможность компенсации стоимости проезда авиационным транспортом только при отсутствии железнодорожного сообщения. При этом представитель ответчика указала на то, что выплата компенсации стоимости проезда Пуриховской А.В. произведена Забайкальским региональным отделением Фонда социального страхования Российской Федерации в полном объеме.

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Забайкальского краевого суда от <Дата> отменено решение Центрального районного суда г. Читы от <Дата> г., исковые требования Пуриховской А.В. к Государственному учреждению – Забайкальскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации о признании незаконными уведомления об отказе в выплате, неисполнения ответчиком срока оказания государственной услуги, о взыскании стоимости проезда к месту санаторно-курортного лечения и к месту проживания удовлетворены частично. Признано незаконным уведомление Государственного учреждения – Забайкальского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации от <Дата> об отказе в выплате стоимости проезда С.К.Б. и сопровождающего его лица Пуриховской А.В. к месту санаторно-курортного лечения и обратно и дополнительных затрат; с Государственного учреждения – Забайкальского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации в пользу Пуриховской А.В. взысканы расходы на проезд в размере 37 737 руб. и дополнительные затраты в сумме 576 руб.

Разрешая заявленные исковые требования и отказывая в их удовлетворении, суд первой инстанции, учитывая положения Закона Забайкальского края от 14.10.2008 № 41-ЗЗК «О возмещении части стоимости проезда на междугородном транспорте детей, проживающих в Забайкальском крае, к месту санаторно-курортного лечения или оздоровления и обратно», а также вышеназванное апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Забайкальского краевого суда от <Дата> г., исходил из того, что государство осуществило в полном объеме компенсацию понесенных Пуриховской А.В. затрат на проезд к месту лечения и проживания и обратно и дополнительных расходов, указав, что обращение истца с заявлением о компенсации уже возмещенных затрат в Межрайонный филиал государственного казённого учреждения «Краевой центр социальной защиты населения» Забайкальского края не имеет под собой законной основы.

Судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных исковых требований исходя из следующего.

Государственная политика в интересах детей является приоритетной и основана, в том числе, на принципе поддержки семьи в целях обеспечения обучения, воспитания, отдыха и оздоровления детей, защиты их прав, подготовки их к полноценной жизни в обществе (абз. 3 ч. 2 ст. 4 Федерального закона от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»).

В целях обеспечения прав детей на охрану здоровья в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, в медицинских организациях государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения осуществляются мероприятия по оказанию детям бесплатной медицинской помощи, предусматривающей оздоровление детей, профилактику, диагностику и лечение заболеваний, в том числе диспансерное наблюдение, медицинскую реабилитацию детей-инвалидов и детей, страдающих хроническими заболеваниями, и санаторно-курортное лечение детей (ст. 10 Федерального закона от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»).

В силу п. 1, 3, 4 ст. 4 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» охрана здоровья в Российской Федерации основывается на ряде принципов, в числе которых соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий; приоритет охраны здоровья детей; социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья.

Государство признает охрану здоровья детей как одно из важнейших и необходимых условий физического и психического развития детей. Дети независимо от их семейного и социального благополучия подлежат особой охране, включая заботу об их здоровье и надлежащую правовую защиту в сфере охраны здоровья, и имеют приоритетные права при оказании медицинской помощи (ч. 1 и 2 ст. 7 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ).

Правовые и организационные основы оказания государственной социальной помощи определенным категориям граждан установлены Федеральным законом от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи».

Государственная социальная помощь – это предоставление малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам, а также иным категориям граждан, указанным в данном федеральном законе, социальных пособий, социальных доплат к пенсии, субсидий, социальных услуг и жизненно необходимых товаров (п. 1 ст. 1 Федерального закона от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи»).

Право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг имеют, в том числе дети-инвалиды (п. 9 ст. 6.1 Федерального закона от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи»).

В силу п. 2 ч. 1 ст. 6.2 Федерального закона от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» в состав предоставляемого гражданам из числа категорий, указанных в ст. 6.1 этого федерального закона, набора социальных услуг включается среди прочих социальная услуга по бесплатному проезду на междугородном транспорте к месту лечения и обратно. При предоставлении социальных услуг в соответствии с названной статьей граждане, имеющие I группу инвалидности, и дети-инвалиды имеют право, в том числе на получение на тех же условиях второй путевки на бесплатный проезд на междугородном транспорте к месту лечения и обратно для сопровождающего их лица.

Порядок предоставления гражданам социальных услуг устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда и социальной защиты населения, и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения (ч. 5 ст. 6.3 Федерального закона от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи»).

Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. № 328 утвержден Порядок предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан (далее также - Порядок), которым урегулированы вопросы предоставления гражданам набора социальных услуг, включающего в том числе предоставление бесплатного проезда на пригородном железнодорожном транспорте, а также на междугородном транспорте к месту лечения и обратно.

Согласно абз. 3 п. 1.2 Порядка его действие в части бесплатного проезда на пригородном железнодорожном транспорте, а также на междугородном транспорте к месту лечения и обратно распространяется, в том числе на лиц, сопровождающих детей-инвалидов.

Разделом IV Порядка регламентирована организация перевозки граждан к месту лечения и обратно.

Организация перевозки граждан к месту лечения и обратно осуществляется железнодорожным транспортом пригородного сообщения, а также междугородним железнодорожным, авиационным, водным (речным) и автомобильным транспортом (п. 4.1 Порядка).

Для следования к месту лечения граждане вправе воспользоваться авиационным транспортом (экономический класс) при отсутствии железнодорожного сообщения, либо при меньшей стоимости авиаперелета по сравнению со стоимостью проезда железнодорожным транспортом на условиях, установленных абзацем вторым этого пункта, либо при наличии у инвалида, в том числе ребенка-инвалида, заболевания или травмы спинного мозга (абз. 3 п. 4.2 Порядка).

В соответствии с правилами, установленными в п. 4.4 Порядка обеспечение в рамках предоставления социальных услуг граждан бесплатным проездом к месту лечения и обратно, в том числе к месту лечения при наличии медицинских показаний, осуществляется на основании направления и талона №2, оформленных органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере здравоохранения, в порядке, определяемом Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации.

Приказом Фонда социального страхования Российской Федерации от 21 августа 2019 г. № 428 утвержден Административный регламент предоставления Фондом социального страхования Российской Федерации гражданам, имеющим право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, государственной услуги по предоставлению при наличии медицинских показаний путевок на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в целях профилактики основных заболеваний, и бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно.

Из приведенных нормативных положений в их системной взаимосвязи следует, что право на охрану здоровья относится к числу общепризнанных, основных, неотчуждаемых прав и свобод человека, подлежащих государственной защите. Политика Российской Федерации как социального государства направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь человека, возможность реализации им своих прав, в том числе и на охрану здоровья. При этом приоритетной является защита права ребенка и особенно ребенка-инвалида на доступ к наиболее совершенным услугам системы здравоохранения, средствам лечения болезней и восстановления здоровья и обеспечения реализации этих прав государственными гарантиями.

К числу таких гарантий относится оказание детям-инвалидам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, в состав которого входит предоставление бесплатного проезда на междугородном транспорте ребенку-инвалиду и сопровождающему его лицу. Обеспечение детей-инвалидов и лиц, их сопровождающих, бесплатным проездом к месту лечения и обратно осуществляется территориальным органом Фонда социального страхования Российской Федерации в установленные административным регламентом сроки - не позднее 14 дней со дня регистрации заявления и документов, необходимых для предоставления государственной услуги, предоставляют заявителю специальные талоны и (или) именные направления.

Согласно ст. 1 Закона Забайкальского края от 14.10.2008 № 41-ЗЗК «О возмещении части стоимости проезда на междугородном транспорте детей, проживающих в Забайкальском крае, к месту санаторно-курортного лечения или оздоровления и обратно» детям до достижения ими 18-летнего возраста, проживающим в Забайкальском крае и нуждающимся по заключению медицинских организаций в санаторно-курортном лечении, имеющим путёвки в санаторно-курортные организации соответствующего профиля, независимо от форм собственности, и проживающим в семьях, среднедушевой доход которых не превышает величины прожиточного минимума, установленного на территории Забайкальского края, возмещается 50 процентов стоимости проезда на междугородном транспорте в пределах Российской Федерации один раз в год к месту санаторно-курортного лечения и обратно.

Право на возмещение 50 процентов стоимости проезда на междугородном транспорте в пределах Российской Федерации предоставляется одному из родителей (лицу, его заменяющему), сопровождающему ребёнка к месту санаторно-курортного лечения и обратно.

Таким образом, с учетом вышеназванного правового регулирования федеральным законодательством предусмотрена возможность полной компенсации расходов на проезд к месту санаторно-курортного лечения и обратно ребенка-инвалида и его законного представителя, а законодательством субъекта Российской Федерации (Забайкальским краем) – возможность компенсации 50 процентов расходов проезда к месту санаторно-курортного лечения и обратно ребенка, нуждающегося по заключению медицинских организаций в санаторно-курортном лечении, и его законного представителя.

Тем самым, по смыслу действующего законодательства возмещение 50 процентов стоимости проезда к месту санаторно-курортного лечения и обратно, вопреки позиции истца в жалобе, не является дополнительной социальной помощью.

Учитывая, что апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Забайкальского краевого суда от <Дата> исковые требования Пуриховской А.В. были удовлетворены, в пользу истца взысканы расходы на проезд в размере 37 737 руб. и дополнительные затраты в сумме 576 руб., то исковые требования о дополнительной компенсации этих расходов в размере 50 процентов являются необоснованными.

Фактически, обращаясь в суд с вышеназванными исковыми требованиями, истец просит повторно взыскать уже полученную выплату в полном объеме произведенных расходов к месту санаторно-курортного лечения и обратно.

В этой связи судебной коллегией не принимается довод апелляционной жалобы истца о том, что в Законе Забайкальского края от 14.10.2008 № 41-ЗЗК не указано, что действие закона не распространяется на инвалидов, которые получили компенсацию расходов в полном объеме от территориального органа Фонда социального страхования Российской Федерации, поскольку является следствием неверного толкования норм права.

При таких обстоятельствах, судебная коллегия не находит оснований для признания права истца на повторное получение 50 процентов компенсации стоимости проезда, законом такое право не предусмотрено.

Таким образом, доводы апелляционной жалобы не содержат правовых оснований к отмене решения суда, основаны на неправильном толковании норм права. Судом не допущено существенных нарушений норм процессуального права, которые могли бы повлечь принятие незаконного решения. Предусмотренных ст. 330 ГПК РФ оснований к отмене или изменению решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.

Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Железнодорожного районного суда г. Читы от 04 августа 2020 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу истца – без удовлетворения.

Председательствующий                    С.В. Малолыченко

Судьи                                Е.А. Погорелова

                                    Н.С. Подшивалова

33-3532/2020

Категория:
Гражданские
Истцы
Пуриховская Анастасия Васильевна
Ответчики
Министерство труда и социальной защиты населения Забайкальского края
ГКУ Краевой центр социальной защиты населения Забайкальского края
Другие
Пуриховский Василий Алексеевич
Суд
Забайкальский краевой суд
Судья
Малолыченко Светлана Владимировна
Дело на сайте суда
oblsud.cht.sudrf.ru
08.10.2020Передача дела судье
03.11.2020Судебное заседание
12.11.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
13.11.2020Передано в экспедицию
03.11.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее