РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г.Петрозаводск 28 августа 2024 г.
Петрозаводский городской суд Республики Карелия в составе:
председательствующего судьи Ивановой Т.В.,
при секретаре Эстерберг Я.Э.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ветошкиной Н.В. к обществу с ограниченной ответственностью «Регион» о возложении обязанности совершить определенные действия,
УСТАНОВИЛ:
иск заявлен по тем основаниям, что истец Ветошкина Н.В. является собственником жилого помещения в многоквартирном жилом <адрес> в <адрес>. Управление домом осуществляет ответчик – ООО «Регион». Истец полагает, что управляющая компания как организация, эксплуатирующая внутридомовую систему водоснабжения и предоставляющая коммунальную услугу, должна проводить мероприятия, направленные на установление качества питьевой воды в доме, о чем Ветошкина Н.В. направляла заявления ответчику в досудебном порядке, однако ответа не последовало. Ссылаясь на положения ст.161 ЖК РФ, ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», истец просит обязать ООО «Регион» в течение 30 дней с даты вступления решения суда в законную силу разработать и представить на согласование в Управление Роспотребнадзора по Республике Карелия программу производственного контроля качества и безопасности питьевой воды в многоквартирном <адрес>
Судом к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечены Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Карелия, АО «ПКС-Водоканал».
Истец в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом.Представитель истца Сидорова А.А., действующаяпо доверенности, в судебном заседании исковые требования поддержала по изложенным в иске основаниям.
Представитель ответчика Власкова Н.И., действующая по доверенности,в судебном заседании возражал против удовлетворения иска по основаниям, изложенным в отзыве.
Иные участвующие в деле лица в судебное заседание своих представителей не направили, извещены надлежащим образом о времени и месте слушания дела.
Третье лицо Управление Роспотребнадзора по Республике Карелия представило отзыв, в котором полагало исковые требования подлежащими удовлетворению.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
Согласно ч.2.3 ст.161 ЖК РФ при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, запредоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, правил пользования газом в части обеспечения безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования при предоставлении коммунальной услуги газоснабжения, или вслучаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, за обеспечение готовности инженерных систем.
В соответствии с п. 4 ст. 2 Федерального закона от 07.12.2011 №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении»водоснабжение представляет собой водоподготовку, транспортировку и подачу питьевой или технической воды абонентам с использованием централизованных или нецентрализованных систем холодного водоснабжения (холодное водоснабжение) или приготовление, транспортировку и подачу горячей воды абонентам с использованием централизованных или нецентрализованных систем горячего водоснабжения (горячее водоснабжение).
Водопроводная сеть - комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для транспортировки воды, за исключением инженерных сооружений, используемых также в целях теплоснабжения (п. 5 ст. 2 ФЗ «О водоснабжении и водоотведении»).
Организацией, осуществляющей холодное водоснабжение и (или) водоотведение, горячее водоснабжение, является юридическое лицо, осуществляющее эксплуатацию централизованной системы водоснабжения или водоотведения, отдельных объектов такой системы (п.п. 15, 16 ст. 2 ФЗ «О водоснабжении и водоотведении»).
Согласно положениям ст. 32 Федерального закона от 30.03.1999№52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», производственный контроль, в том числе проведение лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в процессе производства, хранения, транспортировки и реализации продукции, выполнения работ и оказания услуг, а также условиями труда осуществляется индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в целях обеспечения безопасности и (или) безвредности для человека и среды обитания таких продукции, работ и услуг. Производственный контроль осуществляется в порядке, установленном техническими регламентами или применяемыми до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов санитарными правилами, а также стандартами безопасности труда, если иное не предусмотрено федеральным законом. Лица, осуществляющие производственный контроль, несут ответственность за своевременность, полноту и достоверность его осуществления.
В соответствии с п.77 СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий» хозяйствующие субъекты, осуществляющие водоснабжение и эксплуатацию систем водоснабжения, должны осуществлять производственный контроль по программе производственного контроля качества питьевой и горячей воды, разработанной и согласованной в соответствии с Правилами осуществления производственного контроля качества и безопасности питьевой воды, горячей воды, установленными постановлением Правительства РФ от 06.01.2015№ 10 и приложениями №2 - 4 к Санитарным правилам.
Согласно п. 1 приложения № 4 к СанПиН 2.1.3684-21 хозяйствующие субъекты, осуществляющие эксплуатацию систем водоснабжения и (или) обеспечивающие население питьевой водой, в том числе в многоквартирных жилых домах, в соответствии с программой производственного контроля должны постоянно контролировать качество и безопасность воды в местах водозабора, перед поступлением в распределительную сеть, а также в местах водоразбора наружной и внутренней распределительных сетей.
Судом установлено, чтоистец Ветошкина Н.В. является собственником жилого помещения по адресу: <адрес>.
Управляющей организацией многоквартирного дома является ООО «Регион».
Договор управления заключен 01.07.2023. В соответствии с п.1.1 договора управляющая организация, в том числе, осуществляет деятельность, направленную на обеспечение санитарных требований. Согласно Приложению №1 к договору в состав общего имущества многоквартирного дома входят внутридомовые инженерные системы холодного, горячего водоснабжения.
Ресурсоснабжающей организацией по водоснабжению и водоотведению является АО «ПКС-Водоканал». Между ООО «Регион» и АО «ПКС-Водоканал» заключен договор от 01.07.2023 № холодного водоснабжения и водоотведения. Согласно акту разграничения балансовой принадлежности (приложение № к договору) границей балансовой принадлежности ресурсоснабжающей организации и абонента является внешняя граница стены здания многоквартирного дома.
АО «ПКС-Водоканал» представлена копия программы производственного контроля за показателями качества питьевой воды для системы централизованного водоснабжения из поверхностного источника водоснабжения в г.Петрозаводске, согласованная с Управлением Роспотребнадзора по Республике Карелия ДД.ММ.ГГГГ.
Таким образом, собранными по делу доказательствами установлено, что ООО «Регион» является организацией, обеспечивающей транспортировку холодной воды и эксплуатирующей систему водоснабжения в многоквартирном <адрес> в <адрес>.
Ветошкина Н.В. ДД.ММ.ГГГГ обращалась к ответчику с заявлением по вопросу проверки контроля качества питьевой воды. ООО «Регион» обратилось в АО «ПКС-Водоканал» с просьбой осуществить забор воды для обследования ее качества. Забор воды произведен ДД.ММ.ГГГГ, ООО «Регион» получен ответ о положительном качестве воды, о чем ответчик сообщил истцу письмом от ДД.ММ.ГГГГ.
По обращениям граждан по вопросу отсутствия контроля за качеством питьевой воды, подаваемой потребителям в многоквартирном <адрес>, Управлением Роспотребнадзора по Республике Карелия была проведена проверка ив адрес ООО «Регион» объявлено предостережение от 22.7.2024 №/Ж-2024-509о недопустимости нарушения обязательных требований с предложением принять меры по обеспечению соблюдения обязательных требований санитарного законодательства.
В соответствии с ответом Управления Роспотребнадзора на запрос суда от 16.07.2024 ООО «Регион» в Управление для согласования программы производственного контроля качества питьевой воды не обращался.
Возражая относительно исковых требованийответчик ссылается на позицию Министерства строительства и ЖКХ России от ДД.ММ.ГГГГ №-№. Вместе с тем, суд отмечает, что данные разъяснения по вопросам применения нормативных правовых актов не содержат правовых норм, не могут рассматриваться в качестве общеобязательных предписаний, а Министерство не наделено полномочиями по толкованию норм права.
Порядок организации и проведения производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий определяют санитарные правила «Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий. СП 1.1.1058-01», утвержденные Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 10.07.2001, введенные в действие постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 13.07.2001№18.
Категории объектов, производственный контроль на которых осуществляется с применением лабораторных исследований, испытаний, приведены в пункте 4.1 СП 1.1.1058-01, к ним отнесены в том числе объекты водоснабжения (эксплуатация централизованных, нецентрализованных, домовых распределительных, автономных систем питьевого водоснабжения населения, системы питьевого водоснабжения на транспортных средствах) (подп.«в»).
Как указал Верховный Суд Российской Федерации в решении
от 17.06.2024№АКПИ24-122, Роспотребнадзор, реализуя дискреционные полномочия, при разработке Санитарных правил включил в них требования к организации и осуществлению субъектами, осуществляющими эксплуатацию систем водоснабжения и (или) обеспечивающими население питьевой водой, в том числе в многоквартирных жилых домах, производственного контроля качества питьевой и горячей воды в целях обеспечения безопасности и безвредности для человека данных услуг.
Исходя из вышеизложенного, суд приходит к выводу, что ответчик как исполнитель, участвующий в обеспечении населения питьевой водой, несет ответственность за качество подаваемой воды в границах балансовой принадлежности управляющей компании. Аналогичная правовая позиция изложена в определениях Третьего кассационного суда общей юрисдикции от ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ №, определении Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от ДД.ММ.ГГГГ №.
Таким образом, требования истца о возложении на ответчика обязанности разработать и представить на согласование в Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Карелия программу производственного контроля качества и безопасности питьевой воды в многоквартирном доме, подлежат удовлетворению.
На основании ст. 204 ГПК РФ, учитывая обстоятельства дела и характер спора, суд полагает необходимым установить срок исполнения решения суда в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, поскольку заявленного истцом тридцатидневного срока будет явно недостаточно для проведения указанных мероприятий.
В силу ст.98 ГПК РФ с ответчика в пользу истца подлежат взысканию расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 руб.
Руководствуясь ст.ст. 194-199ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
искудовлетворить частично.
Обязать общество с ограниченной ответственностью «Регион» (ИНН №)разработать и представить на согласование в Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Карелия программу производственного контроля качества и безопасности питьевой воды в многоквартирном доме, расположенном по адресу: <адрес>, -в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
В удовлетворении остальной части исковых требований– отказать.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Регион» (ИНН №) в пользу Ветошкиной Н.В. (паспорт №) расходы по уплате государственной пошлины в размере
300 руб.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Карелия через Петрозаводский городской суд Республики Карелия в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья Т.В. Иванова
Мотивированное решение изготовлено 04 сентября 2024 г.