ВЕРХОВНЫЙ СУД
РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
№ 33а-16133/2021
по делу № 2а-1975/2021
22 сентября 2021 года г.Уфа
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе | |
председательствующего | Портновой Л.В., |
судей | Ситник И.А.,Субхангулова А.Н., |
при секретаре | Галиеве Д.В., |
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Туймазинского межрайонного прокурора Республики Башкортостан в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному автономному образовательному учреждению средняя общеобразовательная школа с. Карамалы - Губеево муниципального района Туймазинский район Республики Башкортостан, Администрации муниципального района Туймазинский район Республики Башкортостан о возложении обязанности по устранению нарушений законодательства об антитеррористической защищенности Муниципального автономного образовательного учреждения средняя общеобразовательная школа с. Карамалы–Губеево муниципального района Туймазинский район Республики Башкортостан
по апелляционной жалобе Администрации муниципального района Туймазинский район Республики Башкортостан на решение Туймазинского межрайонного суда Республики Башкортостан от 24 июня 2021 года.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Башкортостан Портновой Л.В., судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
Туймазинский межрайонный прокурор Республики Башкортостан обратился с вышеуказанным иском в суд, указав, что Межрайонной прокуратурой во исполнение задания прокуратуры республики проведена проверка соблюдения законодательства, направленного на обеспечение антитеррористической безопасности несовершеннолетних в образовательных организациях, в ходе которой выявлены нарушения в деятельности Муниципального автономного образовательного учреждения средняя общеобразовательная школа с. Карамалы – Губеево муниципального района Туймазинский район Республики Башкортостан.
Проверкой реализации мероприятий антитеррористической безопасности учащихся и сотрудников Муниципального автономного образовательного учреждения средняя общеобразовательная школа с. Карамалы – Губеево муниципального района Туймазинский район Республики Башкортостан установлено, что в нарушение п. 25, 26 Требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ 02.08.2019 №1006, должностными лицами организации не обеспечена охрана объектов сотрудниками частных охранных организаций или подразделениями вневедомственной охраны.
Так, согласно паспорту безопасности Муниципального автономного образовательного учреждения средняя общеобразовательная школа с. Карамалы – Губеево муниципального района Туймазинский район Республики Башкортостан относится к 3 категории, в ней предусмотрена лицензионная охрана - 1 сотрудник суточного наряда. Между тем, в Муниципальном автономном образовательном учреждении средняя общеобразовательная школа с. Карамалы – Губеево муниципального района Туймазинский район Республики Башкортостан, охрана объекта не обеспечена, договоры на оказание охранных услуг не заключены.
Согласно паспорту безопасности, установлено, что в Муниципальном автономном образовательном учреждении средняя общеобразовательная школа с. Карамалы – Губеево муниципального района Туймазинский район Республики Башкортостан, одновременно могут пребывать более 200 человек, то есть в результате террористического акта на данном объекте прогнозируемое количество пострадавших составит от 100 до 800 человек, тем самым Муниципальное автономное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с. Карамалы – Губеево муниципального района Туймазинский район Республики Башкортостан подпадает под критерии установленные для объектов 3 категории.
Кроме того, по результатам обследования межведомственной комиссией установлено, что физическая охрана учреждения - не имеется, и сделан вывод о необходимости обеспечения пропускного и внутриобъектового режимов и осуществление контроля за их функционированием; обеспечение охраны объектов (территорий) сотрудниками частных охранных организаций, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти.
Между тем, проверкой установлено, что организация охраны объекта не соответствует требованиям законодательства, сторож, осуществляющий охрану объекта не имеет лицензии на осуществление указанной деятельности, не обладает достаточными навыками, направленными на предотвращение возможного террористического акта, при этом охрана осуществляется только в утреннее время и ночью, то есть днем в период нахождения детей в Муниципальном автономном образовательном учреждении средняя общеобразовательная школа с. Карамалы – Губеево муниципального района Туймазинский район Республики Башкортостан физическая охрана объекта не осуществляется.
Таким образом, существующая в Муниципальном автономном образовательном учреждении средняя общеобразовательная школа с. Карамалы – Губеево муниципального района Туймазинский район Республики Башкортостан охрана не позволяет обеспечить требуемый уровень физической охраны образовательного учреждения, так как лица, привлеченные к осуществлению охраны объекта, не может обеспечить надлежащую защиту образовательного учреждения по причине отсутствия специальной подготовки, права применения физической силы, специальных средств и мер административного принуждения, что создает возможность для проникновения и пребывания в образовательном учреждении посторонних лиц и совершения противоправных действий, а группе быстрого реагирования полиции требуется время для прибытия в школу.
Согласно Уставу Муниципального автономного образовательного учреждения средняя общеобразовательная школа с. Карамалы – Губеево муниципального района Туймазинский район Республики Башкортостан учредителем образовательной организации является Администрация муниципального района Туймазинский район. Таким образом, исполнение требований нормативно-правовых актов по обеспечению технической укрепленности и антитеррористической защищенности является обязанностью не только образовательных учреждений, но и органов местного самоуправления.
В нарушение указанных норм до настоящего времени в Муниципальном автономном образовательном учреждении средняя общеобразовательная школа с. Карамалы – Губеево муниципального района Туймазинский район Республики Башкортостан, расположенном по адресу: адрес, не обеспечена охрана объектов сотрудниками частных охранных организаций или подразделениями вневедомственной охраны.
На основании изложенного просят суд: Обязать администрацию муниципального района Туймазинский район выделить денежные средства на заключение договора охраны Муниципального автономного образовательного учреждения средняя общеобразовательная школа с. Карамалы – Губеево.
Обязать Муниципальное автономное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с. Карамалы – Губеево муниципального района Туймазинский район Республики Башкортостан устранить нарушения законодательства об обеспечении антитеррористической защищенности, а именно, принять меры по заключению договора охраны со специализированной охранной организацией или подразделением ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти.
Решением Туймазинского межрайонного суда Республики Башкортостан от 24 июня 2021 года постановлено:
Исковое заявление Туймазинского межрайонного прокурора РБ в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному автономному образовательному учреждению средняя общеобразовательная школа с.Карамалы - Губеево муниципального района Туймазинский район РБ, Администрации муниципального района Туймазинский район РБ о возложении обязанности по устранению нарушений законодательства об антитеррористической защищенности Муниципального автономного образовательного учреждения средняя общеобразовательная школа с. Карамалы -Губеево удовлетворить.
Обязать Администрацию муниципального района Туймазинский район РБ выделить денежные средства на заключение договора охраны Муниципального автономного образовательного учреждения средняя общеобразовательная школа с. Карамалы -Губеево муниципального района Туймазинский район РБ.
Обязать муниципальное автономное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с. Карамалы - Губеево муниципального района Туймазинский район РБ устранить нарушения законодательства об обеспечении антитеррористической защищенности, а именно принять меры по заключению договора охраны со специализированной охранной организацией или подразделением ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти.
В апелляционной жалобе Администрация муниципального района Туймазинский район Республики Башкортостан в лице представителя Насибуллина Т.Д., действующего на основании доверенности, просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении требований.
В обоснование доводов жалобы заявитель указал, что по состоянию на 14.07.2021г. Туймазинским межрайонным судом Республики Башкортостан удовлетворено 21 исковое заявление о возложении обязанности по устранению нарушений законодательства об антитеррористической защищенности. Доводы о предоставлении разумных сроков для исполнения решения суда, ввиду общественной значимости заявленных требований судом отклонены.
Так для исполнения решения судов необходимо: 1 час физической охраны ЧОП «Батыр» стоит - 100 руб.
ШКОЛЫ - на сегодняшний день на территории Туймазинского района при школах имеются 26 объектов, относящихся к 2,3 категории. В среднем на один объект на 10 месяцев требуется 306000 руб. Соответственно на 26 объектов итого требуется 7 956 000 руб. за 10 мес.
ДОУ - при ДОУ имеются 34 объекта 3 категории. Стоимость охраны одного объекта 11 мес. Составляет - 265650 рублей. Соответственно на 34 объекта требуется 9 032 100 рублей за 11 мес.
ДОП - при ДДюТ имеется 1 объект 3 категории. Стоимость охраны составляет 40300 рублей в месяц. За 12 месяцев - 4 836 600 рублей.
Лагерь «Гайдар» -1 объект 3 категории. За мес. 3 месяца требуется - 220 800 рублей.
Таким образом для устранения нарушения законодательства об обеспечении антитеррористической защищенности образовательных учреждений, заключения договоров охраны со специализированными охранными предприятиями и фактического исполнения решения судов по предварительным расчетам потребуется около 22 045 500 рублей.
В связи с тем, что законодательством установлены разумные сроки на осуществление необходимых мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности объектов с учетом объема планируемых работ и планирования финансирования мероприятий, полагают исковые требования Туймазинского межрайонного прокурора безосновательными и не подлежащими удовлетворению.
К тому же, при удовлетворении искового заявления, без установления сроков исполнения до 2022 года включительно, повлечет за собой взыскание исполнительского сбора, что даст дополнительную нагрузку на бюджет муниципального район6а Туймазинский район Республики Башкортостан.
Определением Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан от 09 сентября 2021 года осуществлен переход к рассмотрению дела по правилам, установленным Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации.
Принимая во внимание, что лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела, в порядке, предусмотренном статьей 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ), судебная коллегия находит возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, выслушав представителя Администрации муниципального района Туймазинский район Республики Башкортостан – Насибуллина Т.Д., поддержавшего доводы жалобы, представителя Туймазинского межрайонного прокурора Республики Башкортостан – прокурора Сафина И.Ф., полагавшего решение суда первой инстанции законным и обоснованным, судебная коллегия приходит к следующему.
Федеральным законом от 6 марта 2006 года N 35-ФЗ "О противодействии терроризму" определены основные принципы противодействия терроризму, правовые и организационные основы профилактики проявлений терроризма. В силу статьи 2 данного Закона одним из принципов противодействия терроризму в Российской Федерации является приоритет мер предупреждения терроризма и минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма.
Согласно п. п. "а" и "б" п. 4 и п. 6 ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 6 марта 2006 года N 35-ФЗ "О противодействии терроризму" противодействие терроризму - это деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также физических и юридических лиц по предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма); антитеррористическая защищенность объекта (территории) - это состояние защищенности здания, строения, сооружения, иного объекта, места массового пребывания людей, препятствующее совершению террористического акта. При этом под местом массового пребывания людей понимается территория общего пользования поселения или городского округа, либо специально отведенная территория за их пределами, либо место общего пользования в здании, строении, сооружении, на ином объекте, на которых при определенных условиях может одновременно находиться более пятидесяти человек.
Органы местного самоуправления при решении вопросов местного значения по участию в профилактике терроризма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий его проявлений обеспечивают выполнение требований к антитеррористической защищенности объектов, находящихся в муниципальной собственности или в ведении органов местного самоуправления; осуществляют иные полномочия по решению вопросов местного значения по участию в профилактике терроризма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий его проявлений (п. п. 4, 6 ч. 1 ст. 5.2 Федерального закона от 6 марта 2006 года N 35-ФЗ "О противодействии терроризму").
В соответствии с п. 4 ч. 2 ст. 5 Федерального закона от 6 марта 2006 года N 35-ФЗ "О противодействии терроризму" Правительство Российской Федерации устанавливает обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), категории объектов (территорий), порядок разработки указанных требований и контроля за их выполнением, порядок разработки и форму паспорта безопасности таких объектов (территорий) (за исключением объектов транспортной инфраструктуры, транспортных средств и объектов топливно-энергетического комплекса).
Во исполнение вышеуказанных положений названного закона Правительством Российской Федерации принято Постановление от 02 августа 2019 года № 1006 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)», которым установлены обязательные для выполнения организационные, инженерно-технические, правовые и иные мероприятия по обеспечению антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации.
Так согласно п. 25 "б" указанного Постановления в отношении объектов (территорий) третьей категории опасности (к которым относятся школы и детские сады) дополнительно к мероприятиям, предусмотренным пунктом 24 настоящих требований, осуществляются следующие мероприятия: обеспечение охраны объектов (территорий) сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны;
Из системного толкования содержания Постановления Правительства РФ от 02 августа 2019 года № 1006 в целом следует, что пресечение попыток совершения террористических актов на объектах достигается, в том числе организацией круглосуточной охраны (п. 20 "е") названного Постановления, а мероприятия, указанные в п. 25 данного Постановления, являются дополнительными, предусмотренными в отношении объектов (территорий) третьей категории опасности (в т.ч. детских образовательных учреждений); необходимость их осуществления обусловлена требованиями к большей антитеррористической защищенности.
При этом в силу п. 17 указанного Постановления Правительства РФ антитеррористическая защищенность объектов (территорий) обеспечивается путем осуществления комплекса мер, направленных на воспрепятствование неправомерному проникновению на объекты (территории); на выявление потенциальных нарушителей установленных на объектах (территориях) пропускного и внутриобъектового режимов и (или) признаков подготовки или совершения террористического акта; на пресечение попыток совершения террористических актов на объектах (территориях).
Применительно к детским садам и школам указанные цели не могут быть достигнуты без физического присутствия сотрудников охранных организаций на территории данных учреждений, чем и обусловлено включение в Постановление Правительства РФ от 02 августа 2019 года № 1006 пункта 25 "б", признающего такое присутствие обязательным.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Туймазинской межрайонной прокуратурой Республики Башкортостан во исполнение задания прокуратуры республики проведена проверка соблюдения законодательства, направленного на обеспечение антитеррористической безопасности несовершеннолетних в образовательных организациях, в ходе которой выявлены нарушения в деятельности Муниципального автономного образовательного учреждения средняя общеобразовательная школа с. Карамалы – Губеево муниципального района Туймазинский район Республики Башкортостан.
Проверкой реализации мероприятий антитеррористической безопасности учащихся и сотрудников Муниципального автономного образовательного учреждения средняя общеобразовательная школа с. Карамалы – Губеево муниципального района Туймазинский район Республики Башкортостан установлено, что в нарушение п. 25, 26 Требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ 02.08.2019 №1006, должностными лицами организации не обеспечена охрана объектов сотрудниками частных охранных организаций или подразделениями вневедомственной охраны.
Согласно паспорту безопасности, установлено, что в Муниципальном автономном образовательном учреждении средняя общеобразовательная школа с. Карамалы – Губеево муниципального района Туймазинский район Республики Башкортостан одновременно могут пребывать более 200 человек, то есть в результате террористического акта на данном объекте прогнозируемое количество пострадавших составит от 100 до 800 человек, тем самым Муниципальное автономное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с. Карамалы – Губеево муниципального района Туймазинский район Республики Башкортостан подпадает под критерии установленные для объектов 3 категории.
Кроме того, по результатам обследования межведомственной комиссией установлено, что физическая охрана учреждения - не имеется, и сделан вывод о необходимости обсечения пропускного и внутриобъектового режимов и осуществление контроля за их функционированием; обеспечение охраны объектов (территорий) сотрудниками частных охранных организаций, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти.
Между тем, проверкой установлено, что организация охраны объекта не соответствует требованиям законодательства, сторож, осуществляющий охрану объекта, не имеет лицензии на осуществление указанной деятельности, не обладает достаточными навыками, направленными на предотвращение возможного террористического акта.
При этом фактически охрана осуществляется только в утреннее время и ночью, то есть днем в период нахождения детей в Муниципальном автономном образовательном учреждении средняя общеобразовательная школа с. Карамалы – Губеево муниципального района Туймазинский район Республики Башкортостан, физическая охрана объекта не осуществляется.
Таким образом, существующая в Муниципальном автономном образовательном учреждении средняя общеобразовательная школа с. Карамалы – Губеево муниципального района Туймазинский район Республики Башкортостан охрана не позволяет обеспечить требуемый уровень физической охраны образовательного учреждения, так как лица, привлеченные к осуществлению охраны объекта, не может обеспечить надлежащую защиту образовательного учреждения по причине отсутствия специальной подготовки, права применения физической силы, специальных средств и мер административного принуждения, что создает возможность для проникновения и пребывания в образовательном учреждении посторонних лиц и совершения противоправных действий, а группе быстрого реагирования полиции требуется время для прибытия в школу.
Разрешая заявленные требования, суд руководствовался положениями Закона РФ "Об образовании в Российской Федерации", Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Федерального закона "О противодействии терроризму" и исходил из того, что исполнение требований нормативно-правовых актов по обеспечению технической укрепленности и антитеррористической защищенности является обязанностью не только образовательных учреждений, но и органов местного самоуправления.
Поскольку в Муниципальном автономном образовательном учреждении средняя общеобразовательная школа с. Карамалы – Губеево муниципального района Туймазинский район Республики Башкортостан, расположенной по адресу: адрес, не обеспечена охрана объектов сотрудниками частных охранных организаций или подразделениями вневедомственной охраны, суд пришел к правильному выводу о том, что заявленные прокурором требования обоснованы и подлежат удовлетворению в полном объеме.
Согласно п. 3 ст. 5 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-Ф3 «О противодействии терроризму» органы местного самоуправления осуществляют противодействие терроризму в пределах своих полномочий.
На основании ст. 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» имущество бюджетного учреждения закрепляется за ним на праве оперативного управления. Собственником имущества бюджетного учреждения является соответственно Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование.
Согласно п. 7.1 ст. 14, п. 6.1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон) участие в профилактике терроризма и экстремизма на территории муниципального района относится к вопросам местного значения муниципального района, в границах поселения - к вопросам местного значения поселения.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 17 Федерального закона в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления муниципальных районов обладают полномочиями по финансированию муниципальных учреждений.
Согласно п. 5 ч. 1 ст. 9 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.
Утвержденная Президентом Российской Федерации 05.11.2009 «Концепция противодействия терроризму в Российской Федерации» предусматривает, что субъектами противодействия терроризму являются уполномоченные органы государственной власти и органы местного самоуправления, в компетенцию которых входит проведение мероприятий по противодействию терроризму. В правовом обеспечении противодействия терроризму принимают участие все уполномоченные органы государственной власти и органы местного самоуправления.
Согласно Уставу Муниципального автономного образовательного учреждения средняя общеобразовательная школа с. Карамалы – Губеево муниципального района Туймазинский район Республики Башкортостан, учредителем образовательной организации является Администрация муниципального района Туймазинский район.
По смыслу приведенных выше правовых норм охрана образовательного учреждения должна осуществляться круглосуточно путем привлечения сотрудников охранных организаций, а не лицами, не обладающими специальными навыками, не проходившими специальную подготовку, не имеющими спецсредства для охраны и защиты от возможных преступных посягательств, при этом орган местного самоуправления не вправе уклоняться от исполнения обязанности по обеспечению финансирования указанных мероприятий. Таким образом, выводы суда первой инстанции соответствуют указанным выше правовым актам, и доводами жалобы они не опровергаются.
Финансирование мероприятий в области противодействия терроризму, как следует из Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, может осуществляться и за счет привлечения средств из внебюджетных источников (пункт 43). Между тем, указанное не освобождает органы местного самоуправления, исходя из приведенных выше правовых норм, от обязанности принятия мер по антитеррористической защищенности объектов образовательных учреждений. Более того, как установлено судом, вопреки приведенным правовым нормам круглосуточная профессиональная физическая охрана в образовательном учреждении отсутствует.
Довод апелляционной жалобы об отсутствии финансовых средств для устранения выявленных недостатков, не основан на законе и не освобождает ответчиков от принятия всех необходимых мер для предотвращения преступлений террористической направленности, обеспечения безопасности учащихся и работников.
При этом судебная коллегия считает необходимым отметить, что отсутствие или недостаточность бюджетного финансирования Муниципального автономного образовательного учреждения средняя общеобразовательная школа с. Карамалы – Губеево муниципального района Туймазинский район Республики Башкортостан не является основанием для освобождения ответчика от исполнения гражданско-правового обязательства по выполнению возложенных на нее судебным постановлением мероприятий. Отсутствие у лица, финансируемого из бюджета, находящихся в его распоряжении денежных средств, не свидетельствует о принятии им всех мер для надлежащего исполнения обязательства с той степенью заботливости и осмотрительности, которая требовалась от него по характеру обязательства. В материалах дела отсутствуют доказательства принятия ответчиком надлежащих и достаточных мер к устранению выявленных нарушений в осуществлении им образовательной деятельности.
При принятии решения судом нормы материального и процессуального права применены правильно, доводы сторон проверены судом, получили надлежащую оценку, в связи с чем оснований для отмены или изменения решения судебная коллегия не усматривает.
Руководствуясь статьями 309 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
решение Туймазинского межрайонного суда Республики Башкортостан от 24 июня 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации муниципального района Туймазинский район Республики Башкортостан - без удовлетворения.
На апелляционное определение может быть подана кассационная жалоба в Шестой кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Председательствующий Портнова Л.В.
Судьи Ситник И.А.
Субхангулов А.Н.
Справка: судья Сосновцева С.Ю.