Дело №2а-1046/2022
УИД 05RS0012-01-2022-002750-11
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
11 апреля 2022 года г. Дербент
Дербентский городской суд Республики Дагестан в составе: председательствующего - судьи Гаджиева Д.А., при секретаре судебного заседания Бахышевой Л.А., с участием представителя Управлению архитектуры и градостроительства администрации ГО «город Дербент» Тагирова Т.М., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Сулейманова Заура Мустафа оглы к Управлению архитектуры и градостроительства администрации ГО «город Дербент» о признании незаконным отказа Управления архитектуры и градостроительства администрации ГО «город Дербент» в выдаче уведомления о соответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве объекта индивидуального жилищного строительства параметрам объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке с кадастровым номером <номер изъят> по адресу: <адрес изъят>; об обязании Управления архитектуры и градостроительства администрации ГО «город Дербент» выдать ему уведомление о соответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве объекта индивидуального жилищного строительства параметрам объекта индивидуального жилищного строительства и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке с кадастровым номером <номер изъят> по адресу: <адрес изъят>,
У С Т А Н О В И Л:
Сулейманов З.М. обратился в суд с административным иском к Управлению архитектуры и градостроительства администрации ГО «город Дербент» о признании незаконным отказа Управления архитектуры и градостроительства администрации ГО «город Дербент» в выдаче уведомления о соответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве объекта индивидуального жилищного строительства параметрам объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке с кадастровым номером <номер изъят> по адресу: <адрес изъят>; об обязании Управления архитектуры и градостроительства администрации ГО «город Дербент» выдать ему уведомление о соответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве объекта индивидуального жилищного строительства параметрам объекта индивидуального жилищного строительства и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке с кадастровым номером <номер изъят> по адресу: РФ, <адрес изъят>, мотивируя
свои требования тем, что в соответствии с выпиской из ЕГРН от 08.12.2021г. ему на праве собственности принадлежит земельный участок площадью 415 кв.м., категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - для индивидуальной жилой застройки. Земельный участок с кадастровым номером <номер изъят> расположен по адресу: <адрес изъят>. В связи с его намерениями возвести на указанном земельном участке индивидуальный жилой дом, он обратился к административному ответчику с уведомлением о планируемом строительстве объекта индивидуального жилищного строительства о выдаче уведомления о соответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве объекта индивидуального жилищного строительства параметрам объекта индивидуального жилищного строительства и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке.
Однако на его обращение, административным ответчиком ему выдано уведомление №01 от 12.01.2022г. о несоответствии планируемого строительства объекта правилам землепользования, ввиду нахождения участка в санитарно-защитной зоне кладбища «Кырхляр».
Так, из выписки из ЕГРН и из схемы расположения на кадастровой карте земельного участка, усматривается, что ему на праве собственности принадлежит земельный участок площадью 415кв.м., категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - для индивидуальной жилой застройки. Земельный участок с кадастровым номером <номер изъят> расположен по адресу: <адрес изъят>. Указанный земельный участок сформирован на кадастровой карте и имеет статус учтенного (актуального).
Согласно выписке из правил землепользования и застройки ГО «город Дербент», утвержденных решением собрания депутатов ГО «город Дербент» от 22.01.2021г. №23-2, в указанной территориальной зоне в основных разрешенных видах использования земельного участка в п.2.1, предусмотрено строительство индивидуальных жилых домов.
Указанные виды разрешенного использования утверждены органом местного самоуправления, его право собственности также признано государством и зарегистрировано в ЕГРН, каких-либо ограничений в использовании указанного земельного участка не имеется.
Поскольку иных оснований недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке не приведено, полагает, что на административного ответчика может быть возложена обязанность по выдаче уведомления о соответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве объекта индивидуального жилищного строительства установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке с кадастровым номером <номер изъят> по адресу: <адрес изъят>. Просит рассмотреть дело без его участия.
Представитель Управления архитектуры и градостроительства администрации ГО «город Дербент» Тагиров Т.М. административные исковые требования не признал, просит оставить иск без удовлетворения, мотивируя свои доводы тем, что уведомление N01 о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве объекта индивидуального жилищного строительства является законным, поскольку спорный участок находится в санитарно-защитной зоне кладбища «Кырхляр», территория является охраняемой зоной.
Проверив и исследовав материалы дела, изучив доводы административного истца, выслушав доводы представителя административного ответчика, суд приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 ст.218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Как усматривается из материалов дела, в частности выписки из ЕГРН, Сулейманову З.М. принадлежит на праве собственности земельный участок с кадастровым номером <номер изъят> по адресу: <адрес изъят>, с видом разрешенного использования для индивидуальной жилой застройки, категория земель- земли населенных пунктов.
20.12.2021г. Агентством по охране культурного наследия РД (Дагнаследие) Сулейманову З.М. выдано согласование №63 проектной документации на ведение землеустроительных, земляных, строительных, мелиоративных и иных хозяйственных работ на территории и в границах зон охраны объекта (ов) культурного наследия на проектную документацию по строительству 3-х этажного жилого дома на земельном участке, расположенном по адресу : <адрес изъят>, в зоне регулируемой застройки, Регламентная территория Р-2, с кадастровым номером <номер изъят>.
12 января 2022г. управлением архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования ГО «город Дербент», в ответ на уведомление от 27 декабря 2021 года о планируемом строительстве объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке с кадастровым номером <номер изъят>, Сулейманову З.М. было выдано уведомление N 01 о несоответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома параметров объекта индивидуального
жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке с кадастровым номером <номер изъят>, расположенном по адресу: <адрес изъят>.
Основанием для принятия управлением архитектуры и градостроительства администрации МО ГО «город Дербент» вышеуказанного уведомления послужили следующие обстоятельства: расположение земельного участка с кадастровым номером <номер изъят> в санитарно-защитной зоне кладбища «Кырхляр», которое согласно Постановлению Главного государственного санитарного врача РФ от 25 сентября 2007 №74 «О введении в действие новой редакции санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» (далее - Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 25.09.2007 №74) относится к кладбищу смешанного и традиционного захоронения площадью 10 и менее га, IV класса, с санитарно-защитной зоной 100м.;
п. 5.1 гл.V Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 25 сентября 2007 №74, согласно которому в санитарно-защитной зоне не допускается размещать: жилую застройку, включая отдельные жилые дома, ландшафтнорекреационные зоны, зоны отдыха, территории курортов, санаториев и домов отдыха, территории садоводческих товариществ и коттеджной застройки, коллективных или индивидуальных дачных и садово-огородных участков, а также другие территории с нормируемыми показателями качества среды обитания; спортивные сооружения, детские площадки, образовательные и детские учреждения, лечебно-профилактические и оздоровительные учреждения общего пользования.
Принятое управлением архитектуры и градостроительства администрации городского округа «город Дербент» Уведомление от 12.01.2022г. за №01 противоречит требованиям федерального законодательства в силу следующих обстоятельств.
В соответствии с частями 1 и 3 статьи 3 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) законодательство о градостроительной деятельности состоит из названного кодекса, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, содержащие нормы, регулирующие отношения в области градостроительной деятельности, не должны противоречить данному кодексу.
Законодательство о градостроительной деятельности регулирует отношения по территориальному планированию, градостроительному зонированию, планировке территории, архитектурно-строительному проектированию, отношения по строительству объектов капитального строительства, их реконструкции, капитальному ремонту, сносу, а также по эксплуатации зданий, сооружений (часть 4 статьи 4 ГрК РФ).
Согласно пункту 8 ст.1 ГрК РФ, правила землепользования и застройки - это документ градостроительного зонирования, который утверждается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга и в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений.
Зонами с особыми условиями использования территорий являются охранные, санитарно-защитные зоны, зоны охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, водоохранные зоны, зоны затопления, подтопления, зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, зоны охраняемых объектов, иные зоны, устанавливаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации (п.4 ст.1 ГрК РФ).
Санитарно-защитные зоны отображаются на картах генерального плана муниципального образования в составе материалов по его обоснованию (подпункт 7 пункта 8 статьи 23 ГрК РФ).
В соответствии со ст.105 ЗК РФ в числе зон с особыми условиями использования территорий, может быть установлена в том числе и санитарно-защитная зона (п.18)
Частью 2 ст.12 Федерального закона от 30.03.1999 N52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" предусмотрено, что при разработке нормативов градостроительного проектирования, схем территориального планирования, генеральных планов городских и сельских поселений, проектов планировки общественных центров, жилых районов, магистралей городов, решении вопросов размещения объектов гражданского, промышленного и сельскохозяйственного назначения и установления их санитарно-защитных зон, а также при проектировании, строительстве, реконструкции, техническом перевооружении, консервации и ликвидации промышленных, транспортных объектов, зданий и сооружений культурно-бытового назначения, жилых домов, объектов инженерной инфраструктуры и благоустройства и иных объектов (далее - объекты) должны соблюдаться санитарные правила. Санитарно-защитные зоны устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор. Положение о санитарно-защитных зонах утверждается Правительством Российской Федерации.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 03.03.2018 № 222 «Об утверждении Правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарнозащитных зон» (в редакции, действующей на момент возникновения спорных правоотношений) предусмотрено, что решение об установлении, изменении или о прекращении существования санитарно-защитной зоны по результатам рассмотрения заявления об установлении, изменении или о прекращении
существования санитарно-защитной зоны принимают территориальные органы Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека - в отношении объектов III - V класса опасности в соответствии с санитарной классификацией, а также в отношении групп объектов, в состав которых входят объекты III - V класса опасности (подпункт «б» пункта 3).. Санитарно-защитная зона и ограничения использования земельных участков, расположенных в ее границах, считаются установленными со дня внесения сведений о такой зоне в Единый государственный реестр недвижимости (п.25).
Согласно правилам землепользования и застройки городского округа «город Дербент», утвержденным Решением Собрания депутатов городского округа «город Дербент» от 22.01.2021г. №23-2 земельный участок с кадастровым номером <номер изъят> отнесен к зоне застройки индивидуальными жилыми домами, с видом разрешенного использования «для индивидуального жилищного строительства».
Согласно информации ТО Управления Роспотребнадзора по РД в г. Дербенте проект санитарно-защитной зоны кладбища «Кырхляр» не рассматривался, санитарно-эпидемиологическое заключение на организацию санитарно-защитной зоны не выдавалось.
Таким образом, из системного анализа положений ГрК РФ следует, что вопросы установления конкретных размеров и границ санитарно-защитных зон отнесены исключительно к полномочиям Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, а отображению в документах территориального планирования и градостроительного зонирования (на картах генерального плана муниципального образования в составе материалов по его обоснованию и на картах правил землепользования и застройки) в обязательном порядке подлежат зоны с особыми условиями использования территории, установленные с соблюдением требований законодательства в названной сфере.
Судом установлено, и как следует из показаний представителя административного ответчика, решение об утверждении санитарно-защитной зоны в границах нахождения кладбища «Кырхляр» не принималось; администрацией ГО «город Дербент» соответствующее обращение в Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека проект санитарно-защитной зоны с обоснованием ее размеров на рассмотрение и согласование не инициировано; сведения о санитарно-защитной зоне кладбища на соответствующих картах генерального плана и правил землепользования и застройки не отображены; соответствующих данных о внесении в Единый государственный реестр недвижимости соответствующей санитарно-защитной зоны суду не представлены.
Согласно ч. 9 ст.226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
п. 3 соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
п.4 - соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
В соответствии с ч.11 ст.226 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - возлагается на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Вместе с тем, административным ответчиком не представлены суду доказательства, подтверждающие обоснованность принятого ими решения.
При таких обстоятельствах, уведомление о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве объекта индивидуального жилищного строительства установленным параметрам и недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства по основанию расположения земельного участка в санитарно-защитной зоне, которая не была утверждена в установленном порядке с соблюдением требований соответствующего законодательства, противоречит вышеуказанным требованиям законодательства в сферах градостроительства, санитарно-эпидемиологическом благополучии населения и влечет нарушения прав Сулейманова З.
При таких обстоятельствах, оценив представленные в административное дело доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу об удовлетворении административных исковых требований.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ,
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление Сулейманова Заура Мустафа оглы удовлетворить.
Признать незаконным отказ Управления архитектуры и градостроительства администрации ГО «город Дербент» в выдаче Сулейманову Зауру Мустафа оглы уведомления о соответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве объекта индивидуального жилищного строительства параметрам объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке с кадастровым номером <номер изъят> по адресу: <адрес изъят>.
Обязать Управление архитектуры и градостроительства администрации ГО «город Дербент» выдать Сулейманову Зауру Мустафа оглы уведомление о соответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве объекта индивидуального жилищного строительства параметрам объекта индивидуального жилищного строительства и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке с кадастровым номером <номер изъят> по адресу: <адрес изъят>.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Дагестан через городской суд г.Дербента, Республики Дагестан в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Резолютивная часть решения вынесена 11 апреля 2022г.
Решение в окончательной форме составлено 21 апреля 2022г.
Судья Гаджиев Д.А.