А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
26 апреля 2023 года судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым в составе:
председательствующего – судьи Синани А.М.,
судей: Заболотной Н.Н.,
Кирюхиной М.А.,
при секретаре Рыжкине Н.А.,
прокурора Шалевой М.В.,
представителя
Администрации Советского
района Республики Крым Музафарова С.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Симферополе гражданское дело по иску прокурора Советского района Республики Крым в интересах несовершеннолетних и неопределенного круга лиц к МБОУ «Черноземненская средняя школа» Советского района Республики Крым, Администрации Советского района Республики Крым о возложении обязанности совершить определенные действия, третьи лица: Совет Министров Республики Крым, Министерство образования, науки и молодежи Республики Крым, по апелляционной жалобе Администрации Советского района Республики Крым на решение Советского районного суда Республики Крым от 24 января 2023 года,
у с т а н о в и л а:
в ноябре 2022 года прокурор Советского района Республики Крым обратился в суд в интересах несовершеннолетних и неопределенного круга лиц с иском к МБОУ «Черноземненская средняя школа» Советского района Республики Крым, Администрации Советского района Республики Крым об обеспечении периметрального ограждения территории МБОУ «Черноземненская средняя школа» Советского района Республики Крым забором в течение 6 месяцев со дня поступления (зачисления) денежных средств, возложении обязанности на Администрацию Советского района Республики Крым обеспечить финансирование мероприятий, связанных с устранением МБОУ «Черноземненская средняя школа» Советского района Республики Крым нарушений законодательства об антитеррористической защищенности в течение 1 года со дня вступления решения суда в законную силу. Исковые требования мотивировал тем, что прокуратурой Советского района проведена проверка исполнения законодательства в сфере соблюдения МБОУ «Черноземненская средняя школа» Советского района Республик Крым безопасности жизни и здоровья несовершеннолетних, прав и законных интересов детей при организации учебно-воспитательного процесса, в ходе которой выявлено нарушение антитеррористической защищенности в виде отсутствия обеспечения территории школы периметральным ограждением. Прокуратурой Советского района Республики Крым учебному учреждению внесено представление об устранении выявленного нарушения. Указанные в представлении нарушения законодательства в области антитеррористической защищенности МБОУ «Черноземненская средняя школа» не устранены.
Решением Советского района Республики Крым от 24 января 2023 года на Администрацию Советского района Республики Крым возложена обязанность в течение 1 года с даты вступления решения суда в законную силу обеспечить финансирование работ МБОУ «Черноземненская средняя школа» Советского района Республики Крым по установке периметрального ограждения; на МБОУ «Черноземненская средняя школа» Советского района Республики Крым возложена обязанность в течение 6 месяцев со дня поступления (зачисления) денежных средств (обеспечения финансирования) установить периметральное ограждение территории МБОУ «Черноземненская средняя школа» Советского района Республики Крым забором.
В обоснование апелляционной жалобы, Администрация Советского района Республики Крым, ссылаясь на нарушение норм материального права, неверное определение судом обстоятельств, имеющих значение для дела, просит решение суда первой инстанции отменить, в удовлетворении иска отказать. Указывает, что в связи с недостаточностью объемов финансирования произвести выделение денежных средств на обеспечение территории МБОУ «Черноземненская средняя школа» периметральным ограждением возможно лишь в 2024 году, предусмотрев затраты на обеспечение периметральным ограждением школы при формировании бюджета на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годы по согласованию с Советом Министров Республики Крым и Министерством финансов Республики Крым. Кроме того, возможность выделения денежных средств на обеспечение МБОУ «Черноземненская средняя школа» Советского района Республики Крым периметральным ограждением в течение одного года со дня вступления решения суда в законную силу отсутствует, указанный срок является недостаточным для исполнения решения суда, поскольку в настоящее время проводятся мероприятия по выделению финансирования, необходимо проведение процедурф закупок, выбора поставщика, заключение и исполнение контракта, что займет более девяти месяцев.
В возражениях на апелляционную жалобу прокуратура Советского района просит в удовлетворении апелляционной жалобы отказать, решение суда оставить без изменений. Указывает, что судом правильно применены нормы материального и процессуального права, доводы апелляционной жалобы не содержат правовых оснований к отмене решения суда.
Исследовав материалы дела, заслушав пояснения представителя Администрации Советского района Республики Крым, поддержавшего апелляционную жалобу, пояснения прокурора, возражавшей против удовлетворения апелляционной жалобы, судебная коллегия пришла к выводу, что апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Судом установлено, что прокуратурой Советского района в январе 2020 года проведена проверка соблюдения требований законодательства в сфере антитеррористической защищенности общеобразовательных учреждений Советского района, в ходе которой выявлены нарушения п. 3.1 СанПиН 2.4.2.2821-10, ст. 2, п. 6 ст. 3 Закона № 35-ФЗ, ст. 11 Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, в виде отсутствия периметрального ограждения территории 10 школ Советского района.
31.01.2020 прокурором Советского района Байлемой Д.С. внесено представление № № Главе Администрации Советского района Республики Крым.
Согласно информационному письму Администрации Советского района Республики Крым от 26 февраля 2020 года о результатах рассмотрения представления № № от 31 января 2020 года, на благоустройство территории МБОУ «Черноземненская СШ» имеется проектно-сметная документация с положительной экспертизой.
05 мая 2022 года директору МБОУ «Черноземненская СШ» Советского района Республики Крым Пругцаку В.И. прокуратурой Советского района Республики Крым внесено представление № № о выявлении в ходе проверки соблюдения МБОУ «Черноземненская СШ» Советского района Республики Крым требований законодательства в сфере пожарной безопасности, в том числе, нарушений п. 2.2.1 СП 2.4.3648-20, ст. 2, п. 6 ст. 3 Закона № 35-ФЗ, ст. 11 Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, выразившихся в отсутствии периметрального ограждения территории школы забором.
Согласно информационному письму директора МБОУ «Черноземненская СШ» Прущака В.И. от 05 июня 2022 года № №, для устранения нарушения в виде отсутствия периметрального ограждения территории школы забором, в Отдел образования Администрации Советского района Республики Крым подано ходатайство № № от 13 апреля 2022 года о выделении дополнительных денежных средств для корректировки смет на комплексный капитальный ремонт.
Согласно рапорту помощника прокурора Советского района Республики Крым Зайцевой В.С. с фототаблицей к нему от 11 ноября 2022 года, при осуществлении 10 ноября 2022 года осмотра территории МБОУ «Черноземненская средняя школа» Советского района Республики Крым, расположенной по адресу: <адрес>, установлено отсутствие периметрального ограждения школы, что является нарушением п. 2.2.1 санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28, ст. 2, п. 6 ст. 3 Федерального закона Российской Федерации «О противодействии терроризму» от 06 марта 2006 № 35-ФЗ и создает реальную угрозу жизни и здоровью несовершеннолетних и неопределенного круга лиц, посещающих указанное учебное заведение.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что в соответствии с ч. 1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ), прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд.
В соответствии со ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, защита гражданских прав осуществляется путем пресечения действий, нарушающих право, а также присуждения к исполнению обязанности в натуре.
Согласно п. 1.3, п. 1.5 Устава МБОУ «Черноземненская СШ» Советского района Республики Крым, учреждение является бюджетным, созданным Администрацией Советского района Республики Крым в целях осуществления образовательной деятельности.
На основании пунктов 2, 15 ч. 3 ст. 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Закон об образовании), к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе, в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами; создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья, организации питания обучающихся и работников образовательной организации.
В соответствии с п. 2 ч. 6 ст. 28 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ, образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе при проведении практической подготовки обучающихся, а также безопасные условия воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
Согласно ст. 41 Закона № 273-ФЗ, создание условий для охраны здоровья обучающихся, которые включают в себя организацию питания обучающихся, проведение санитарно-противоэпидемических и профилактических мероприятий, обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность, отнесено непосредственно к обязанностям организации, осуществляющей образовательную деятельность.
Согласно п. 8 ч. 1 ст. 41 указанного Закона, охрана здоровья обучающихся включает в себя обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.
В силу пунктов 1 и 7 ст. 2 Федерального закона от 06 марта 2006 года № 35-ФЗ «О противодействии терроризму», одним из основных принципов противодействия терроризму является обеспечение и защита основных прав, свобод человека и гражданина, приоритет мер его предупреждения.
В соответствии с п. 13 «Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации», утвержденной Президентом Российской Федерации 05 октября 2009 года, предупреждение (профилактика) терроризма осуществляется, в частности, путем принятия мер технического характера, направленных на обеспечение антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств.
Согласно пп. «е» п. 21 Концепции, к основным мерам по предупреждению (профилактике) терроризма относятся разработка и реализация целевых программ и мероприятий по обеспечению критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест массового пребывания людей техническими средствами зашиты, совершенствование механизма ответственности за несоблюдение требований обеспечения антитеррористической защищенности объектов террористической деятельности, улучшение технической оснащенности субъектов противодействия терроризму.
В силу ст. 3 Федерального закона от 06 марта 2006 года № 35-ФЗ «О противодействии терроризму», противодействие терроризму - это деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также физических и юридических лиц по предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма); выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию террористического акта (борьба с терроризмом); минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма.
Согласно п. 6 ст. 3 Федерального закона от 06 марта 2006 года № 35-ФЗ «О противодействии терроризму», антитеррористическая защищенность объекта (территории) - состояние защищенности здания, строения, сооружения, иного объекта, места массового пребывания людей, препятствующее совершению террористического акта.
Согласно п. 5 ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 29 декабря 2012 года 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.
В соответствии с п. 11 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения муниципального района относится организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательным стандартами), организация предоставления дополнительного образования детей в муниципальных образовательных организациях (за исключением дополнительного образования детей, финансовое обеспечение котором осуществляется органами государственной власти субъекта Российской Федерации), создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях, а также осуществление в пределах своих полномочий мероприятий по обеспечению организации отдыха детей в каникулярное время, включая мероприятия по обеспечению безопасности их жизни и здоровья.
В силу п. 3 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131- ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», в целях решения вопросов местного значения органы местною самоуправления поселений, муниципальных районов, муниципальных округов, городских округов, городских округов с внутригородским делением и внутригородских районов обладают полномочиями по финансированию муниципальных учреждений.
Согласно п. 1.3, п. 1.5 Устава МБОУ «Черноземненская СШ» Советского района Республики Крым, учреждение является бюджетным учреждением, созданным администрацией Советского района Республики Крым в целях осуществления образовательной деятельности.
Согласно ч. 6 ст. 9.2 Федерального закона от 12 января 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания бюджетным учреждением осуществляется в виде субсидий из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. Финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания осуществляется, в том числе, с учетом расходов на содержание недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленных за бюджетным учреждением учредителем.
Довод представителя Администрации Советского района Республики Крым о недостаточном финансировании Советского района Республики Крым является несостоятельным, поскольку законодательством предусмотрен порядок предоставления субсидии из бюджета Республики Крым бюджетам муниципальных образований Республики Крым.
При таких обстоятельствах, принимая во внимание социальную значимость рассматриваемого спора, исходя из приоритета обеспечения безопасности учащихся и работников учреждений во время образовательного процесса, охраны от возможных посягательств со стороны третьих лип, необходимости принятия профилактических мер, направленных на противодействие террористической деятельности, суд обоснованно пришел к выводу об обоснованности исковых требований и их удовлетворении.
Определяя срок для исполнения судебного постановления, в соответствии со статьей 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд учел необходимое время для проведения работ по установке ограждения.
Судебная коллегия соглашается с такими выводами суда, поскольку установленный судом срок является разумным, оснований для изменения решения суда в данной части не имеется.
Увеличение срока исполнения решения суда приведет к нарушению прав учащихся и работников образовательного учреждения во время образовательного процесса на антитеррористическую безопасность, поскольку не может ставить под угрозу безопасность несовершеннолетних граждан, имеющих право на безопасные условия пребывания в образовательном учреждении
При разрешении спора, судом первой инстанции верно определены юридически значимые обстоятельства дела, правильно применены нормы материального и процессуального права, собранным по делу доказательствам дана надлежащая правовая оценка, выводы суда в полной мере соответствуют обстоятельствам дела.
Изложенными в апелляционной жалобе доводами правильность выводов суда первой инстанции по существу требований, не опровергнута.
Апелляционная жалоба не содержит правовых оснований, предусмотренных ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, к отмене постановленного судом решения.
Руководствуясь ст.ст. 327, 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым,
о п р е д е л и л а:
решение Советского районного суда Республики Крым от 24 января 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации Советского района Республики Крым без удовлетворения.
Мотивированное определение изготовлено в окончательной форме 27 апреля 2023 года.
Судьи: