Дело № 2 - 941/2020

УИД 43RS0034-01-2020-001073-81

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

25 августа 2020 года г. Слободской Кировской области

    Слободской районный суд Кировской области в составе председательствующего судьи Мерзляковой Ю.Г., при секретаре Ковалевой Е.Е., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Тарасовой Марии Николаевны к начальнику КОГКУСО «Межрайонное управление социальной защиты населения в Слободском районе» о признании незаконными действий о выплате субсидий гражданам, об обязании устранить допущенное нарушение закона,

УСТАНОВИЛ:

Тарасова М.Н. обратилась в суд с вышеуказанным иском к ответчику - КОГКУСО «Межрайонное управление социальной защиты населения в Слободском районе» (далее – ответчик, Управление соцзащиты). В обоснование иска указала, что с ДД.ММ.ГГГГ. является председателем правления Жилищного Кооператива П<данные изъяты>). Согласно протоколу общего собрания многоквартирного жилого дома от ДД.ММ.ГГГГ. в период с ДД.ММ.ГГГГ. по настоящее время жилищный кооператив производит начисление и сбор денежных средств с жильцов дома, в том числе за текущий ремонт. За гражданами: Лобовиковой Н.А., Дмитриевой Т.В., Корниловой А.В., Лапиным А.В., Елеонских Л.Д. числится задолженность по оплате текущего ремонта дома. Однако данным гражданам на основании незаконных действий начальника Управления соцзащиты Шиховой Л.А. выплачивается субсидия по оплате жилищно-коммунальных услуг, хотя они являются должниками. Именно данные действия обжалуются истцом, действующей в своих личных интересах, в связи с чем истец также просит суд обязать начальника КОГКУСО «Межрайонное управление социальной защиты населения в Слободском районе» устранить в полном объеме вышеуказанные допущенные нарушения закона.

Истец Тарасова М.В. в судебном заседании на исковых требованиях настаивала, дополнительно указав суду, что указанными незаконными действиями ответчика существенно нарушены её права как законопослушного гражданина, в полном объеме оплачивающего все расходы по содержанию многоквартирного дома, тогда как третьи лица нарушают закон, в связи с чем ведутся судебные тяжбы. Данные действия ответчика причиняют ей боль и обиду, ведь в аналогичной, по мнению истца, ситуации, ей было отказано в получении субсидий ранее.

Представитель ответчика по доверенности Маслова Н.В. в судебном заседании возражала против доводов истца с учетом подробных письменных возражений (л.д. 56 - 58). Просила с учетом ст. 134 ГПК РФ отказать ей в иске как ненадлежащему истцу, поскольку действиями ответчика права истицы никак не нарушены и не могут быть нарушены. Также указала, что начальник Управления социальной защиты действовала в рамках закона и предоставленных ей полномочий, учитывая наличие выявленного факта незаконности образования самого ЖК <данные изъяты>, незаконности проведения собрания по определению тарифа по текущему ремонту, незаконности определения размера данного тарифа и, как следствие, незаконности выставляемых жильцам квитанций, несоответствующих по форме действующим актам.

Аналогичную позицию в письменном отзыве изложил и представитель Министерства социального развития Кировской области, просив рассмотреть дело в его отсутствие.

Третьи лица: Лобовикова Н.А., Дмитриева Т.В., Корнилова А.В., Елеонских Л.Д. в судебном заседании поддержали позицию ответчика, дополнительно указав суду, что в настоящее время в суде рассматриваются дела по искам жильцов дома по <адрес> о признании незаконным создания ЖК, по признанию незаконным решения собрания собственников от ДД.ММ.ГГГГ, на основании которого истица направила ответчику сведения о наличии у них долга по текущему ремонту.

    Третье лицо Лапин А.В. в судебное заседание не явился, хотя извещен надлежащим образом.

Выслушав явившихся, исследовав представленные письменные доказательства, суд приходит к следующему.

В соответствии со статьей 7 Конституции Российской Федерации Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

Одной из мер социальной поддержки граждан при оплате жилых помещений и коммунальных услуг является предоставление им субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.

К мерам социальной поддержки граждан по оплате жилого помещения и коммунальных услуг относятся предоставление субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (статьи 159, 160 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ)), иные формы социальной поддержки (освобождение от оплаты за жилое помещение и/или коммунальных услуг).

Категории лиц, которым предоставляются меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, порядок и условия предоставления этих мер, способы и источники их финансирования устанавливаются федеральными законами, нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, законами субъектов Российской Федерации.

Меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг предоставляются гражданам уполномоченным органом на основании заявления и документов, подтверждающих их право на получение этих мер (пункт 46 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 июня 2017 г. N 22 "О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности" (далее – Пленум № 22).

Как указано в части 2 статьи 154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме; взнос на капитальный ремонт; плату за коммунальные услуги.

Статьей 159 ЖК РФ предусмотрено предоставление субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.

По смыслу статьи 159 ЖК РФ, субсидия на оплату жилого помещения и коммунальных услуг - это имеющее целевое назначение полное или частичное возмещение расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг из бюджета соответствующего уровня.

Право на получение субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг имеют пользователи жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов, наниматели по договорам найма жилых помещений частного жилищного фонда, члены жилищных кооперативов, собственники жилых помещений (часть 2 статьи 159 ЖК РФ).

Субсидия на оплату жилого помещения и коммунальных услуг предоставляется указанным гражданам с учетом постоянно проживающих с ними членов их семей. Состав членов семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма определяется в соответствии со статьей 69 ЖК РФ, членов семьи собственника - в соответствии со статьей 31 ЖК РФ.

Субсидии предоставляются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или управомоченным им учреждением гражданам, указанным в части 2 статьи 159 ЖК РФ, на основании их заявлений с учетом постоянно проживающих совместно с ними членов их семей (часть 3 статьи 159 ЖК РФ).

Граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги (часть 1 статьи 153 ЖК РФ).

Субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг перечисляются гражданам до срока внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги, установленного частью 1 статьи 155 ЖК РФ (часть 4 статьи 159 ЖК РФ).

Согласно части 5 статьи 159 ЖК РФ субсидии предоставляются гражданам при отсутствии у них задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг или при заключении и (или) выполнении гражданами соглашений по ее погашению.

Порядок определения размера субсидий и порядок их предоставления, перечень прилагаемых к заявлению документов, условия приостановки и прекращения предоставления субсидий, порядок определения состава семьи получателя субсидии и исчисления совокупного дохода такой семьи, а также особенности предоставления субсидий отдельным категориям граждан устанавливаются Правительством Российской Федерации (часть 7 статьи 159 ЖК РФ).

В соответствии с предписанием части 7 статьи 159 ЖК РФ постановлением Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2005 г. N 761 "О предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг" утверждены Правила предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (далее также - Правила, Правила предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг).

Пунктом 6 Правил предусмотрено, что субсидии предоставляются гражданам при отсутствии у них задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг или при заключении и (или) выполнении гражданами соглашений по ее погашению.

Исходя из пункта 7 Правил решения о предоставлении субсидий принимаются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или управомоченным им государственным учреждением (далее - уполномоченный орган).

Финансирование расходов на предоставление субсидий осуществляется из бюджетов субъектов Российской Федерации (пункт 66 Правил).

Перечень документов для получения субсидии, которые представляются гражданами в уполномоченный орган по месту жительства, приведен в пункте 8 Правил. Среди них документы или их копии, содержащие сведения о платежах за жилое помещение и коммунальные услуги, начисленных за последний перед подачей заявления о предоставлении субсидии месяц, и о наличии (об отсутствии) задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг.

Действие (бездействие) уполномоченного органа при принятии решения о предоставлении субсидии, а также его решение об отказе в предоставлении субсидии либо неправильное определение ее размера могут быть обжалованы в суд (пункт 43 Правил).

В пунктах 56 и 60 Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2005 г. N 761, названы условия, при которых предоставление гражданину субсидии может быть приостановлено или прекращено.

В силу подпунктов "а" и "б" пункта 56 Правил предоставление субсидий может быть приостановлено по решению уполномоченного органа при условии неуплаты получателем субсидии текущих платежей за жилое помещение и (или) коммунальные услуги в течение 2 месяцев; невыполнения получателем субсидии условий соглашения по погашению задолженности, предусмотренного пунктом 6 Правил.

Как предусмотрено пунктом 57 Правил, уполномоченные органы приостанавливают предоставление субсидий для выяснения причин возникновения (непогашения) задолженности по оплате жилого помещения и (или) коммунальных услуг, но не более чем на один месяц.

Пунктом 58 Правил установлено, что при наличии уважительных причин возникновения условий, указанных в пункте 56 Правил (стационарное лечение, смерть близких родственников, невыплата заработной платы в срок и др.), предоставление субсидии по решению уполномоченного органа возобновляется вне зависимости от условий приостановления предоставления субсидии.

Предоставление субсидии прекращается по решению уполномоченного органа при условии непогашения задолженности или несогласования срока погашения задолженности в течение одного месяца с даты уведомления получателя субсидии о приостановлении предоставления субсидии (при отсутствии уважительной причины ее образования) (подпункт "г" пункта 60 Правил).

Материалами дела установлено, что решением общего собрания от ДД.ММ.ГГГГ. собственниками помещений многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес>, были приняты решения по выбору способа управления вышеуказанным многоквартирным домом в организационно-правовой форме – жилищный кооператив «<адрес>», были утверждены условия договора управления многоквартирным домом. Председателем жилищного кооператива выбрана один из собственников - истица Тарасова М.Н. Жилищный кооператив зарегистрирован в налоговом органе ДД.ММ.ГГГГ.

Собственниками жилых помещений в вышеуказанном многоквартирном доме являются, в том числе третьи лица: Лобовикова Н.А., Дмитриева Т.В., Корнилова А.В., Лапин А.В., Елеонских Л.Д.

Третьи лица Лобовикова Н.А., Дмитриева Т.В., Корнилова А.В., Лапин А.В., Елеонских Л.Д. являются получателями субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, назначенных в соответствии с Правилами.

По заявлению истца, являющейся председателем ЖК <данные изъяты> указанным третьим лицам была приостановлена выплата субсидий, до выяснения причин возникновения (погашения) задолженности по оплате жилищно-коммунальных услуг, о чем истец была извещена письмом КОГКУ «Межрайонное управление социальной защиты населения в Слободском районе» от ДД.ММ.ГГГГ. .

Установлено, что собственники жилых помещений в многоквартирном доме, являющиеся по делу третьими лицами, членами жилищного кооператива не являются.

Согласно пункту 6 статьи 155 ЖК РФ собственники жилых помещений в многоквартирном доме, в котором создано товарищество собственников жилья, не являющиеся его членами, вносят плату за жилое помещение и коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными с товариществом собственников жилья.

Истцу, как председателю жилищного кооператива, ответчиком было предложено представить договоры, заключенные между кооперативом и третьими лицами.

Однако, истцом такие договоры ответчику представлены не были.

Кроме того, Лобовикова Н.А., Дмитриева Т.В., Корнилова А.В., Лапин А.В., Елеонских Л.Д. написали заявления об отсутствии у них заключенных договоров с жилищным кооперативом, при этом в качестве причин наличия долга указали на незаконность формирования ЖК, незаконность проведения собрания от ДД.ММ.ГГГГ, незаконность действий председателя ЖК Тарасовой М.Н. как в части определения размера тарифа по текущему содержанию дома, так и в части непредъявления им квитанций в полном объеме.

Однако, и ответчиком, и судом, было установлено, что документы, необходимые для предоставления субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг Лобовиковой Н.А., Дмитриевой Т.В., Корниловой А.В., Лапиным А.В. и Елеонских Л.Д. были представлены в Управление соцзащиты в полном объеме в соответствии с требованиями действующего законодательства, в том числе Правил.

При этом также установлено, что в адрес председателя ЖК <адрес> Слободским межрайонным прокурором ДД.ММ.ГГГГ было направлено представление об устранении нарушений жилищного законодательства в части незаконности размера начисляемых жильцам дома расходов по оплате текущего ремонта без учета доли в праве общей собственности на имущество в многоквартирном доме, а также указано на ненадлежащее оформление выставляемых платежных документов (л.д. <данные изъяты>).

Доказательств устранения нарушений, отраженных в представлении прокурора, истицей суду не представлено.

Кроме того, установлено, что в настоящее время в производстве Слободского районного суда имеются однородные гражданские дела по искам жильцов дома по <адрес>, предметом рассмотрения которых являются вышеуказанные доводы третьих лиц о незаконности создания самого ЖК, о незаконности решения собрания собственников от ДД.ММ.ГГГГ, на основании которого истица направила ответчику сведения о наличии у третьих лиц долга по текущему ремонту.

Решение уполномоченного органа об отказе в предоставлении субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг допускается только в случае, если им будет выяснено, что отсутствуют уважительные причины образования задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг или невыполнения гражданином условий соглашения по погашению этой задолженности. При наличии уважительных причин образования (непогашения) задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг уполномоченный орган не вправе отказать гражданину в предоставлении субсидии. Лишь примерный перечень таких причин содержится в пункте 58 Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, то есть перечень открытый и к нему возможно отнесение и тех обстоятельств, что отражены судом выше.

Действующее правовое регулирование отношений по предоставлению гражданам субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, определяющее механизм реализации гражданами права на получение такой субсидии, не предполагает возможности произвольного применения его норм уполномоченным органом, который обязан проверить все предусмотренные нормативными положениями условия, необходимые для принятия соответствующего решения в сфере оказания гражданам мер социальной поддержки, что и было сделано ответчиком в настоящем деле, который изначально приостановил выплату по обращению председателя ЖК, но после исследования уважительных причин для невыплаты, возобновил её.

В случае возникновения спора между гражданином и уполномоченным органом по вопросам предоставления субсидии, об отказе в предоставлении, о приостановлении, возобновлении или прекращении предоставления субсидии уполномоченный орган обязан представить доказательства, свидетельствующие о правомерности его действий по отношению к гражданину при реализации им права на меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг.

По смыслу норм права, регулирующих отношения по предоставлению гражданам субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, а также разъяснений, содержащихся в пункте 47 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 июня 2017 г. N 22, само по себе наличие у гражданина задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг не может служить безусловным основанием для приостановления предоставления мер социальной поддержки или для отказа в их предоставлении, поскольку принятию решения уполномоченным органом по вопросу предоставления гражданину субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг должно предшествовать установление причин возникновения задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг. При наличии уважительных причин возникновения задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг уполномоченным органом не может быть отказано в предоставлении мер социальной поддержки гражданину.

Учитывая вышеизложенные судом разъяснения Верховного Суда РФ, учитывая и изложенные обстоятельства дела, суд полагает, что при описанных выше обстоятельствах оснований для отказа в предоставлении вышеуказанным гражданам субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг у ответчика не имелось, в связи с чем действия начальника Управления социальной защиты Шиховой Л.А. по возобновлению выплаты субсидий третьим лицам являются законными и, соответствующими ее полномочиям.

Кроме того, суд полагает, что в случае установления судом в рамках рассмотрения гражданских дел законности формирования ЖК, законности проведенного собрания жильцов и выставляемых ЖК квитанций, права самого Жилищного кооператива будут восстановлены, а задолженность третьих лиц взыскана в установленном законом порядке.

Кроме того, суд соглашается с позицией ответчика об отсутствии нарушения прав истца действиями начальника Управления, вместе с тем не находит оснований для прекращения производства по делу по ч. 1 ст. 134 ГПК РФ, поскольку в данном деле оспариваются действия начальника Управления социальной защиты, а не только ее акты.

В силу статьи 3 ГПК РФ заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.

Таким образом, в силу приведенных нормативных положений истец, обращаясь в суд, должен доказать, что его права или законные интересы были нарушены; судебной защите подлежит только нарушенное право.

Обжалуемые истцом Тарасовой М.Н. действия начальника Управления социальной защиты с позиции требований ст. 3 ГПК РФ какие-либо ее права и интересы не затрагиваются, данные отношения возникли между ответчиком и третьими лицами.

Истицей также не представлено ни одного доказательства нарушения ее прав на момент обращения в суд с настоящим иском какими-либо действиями ответчика, в том числе связанными с получением субсидий третьими лицам.

Из объяснений истицы установлено, что незаконными действиями ответчика существенно нарушены её права как законопослушного гражданина, в полном объеме оплачивающего все расходы по содержанию многоквартирного дома, тогда как третьи лица нарушают закон, в связи с чем ведутся судебные тяжбы. Данные действия ответчика причиняют ей боль и обиду, ведь в аналогичной, по мнению истца, ситуации, ей было отказано в получении субсидий ранее.

Данные доводы истца суд находит исключительно субъективными, не подтверждающими нарушения ее прав как физического лица, поскольку выплата субсидий гражданам осуществляется из соответствующего бюджета, денежные средства, получаемые третьими лицами в виде субсидий, являются их личными, и их получение либо неполучение никоим образом не может нарушать прав истицы, являющейся лишь собственником одного из помещений в многоквартирном доме. Личные чувства истца в виде обиды и мести не могут служить основанием для лишения прав третьих лиц на получение мер социальной поддержки от государства, а не от нее лично.

При указанных обстоятельствах, суд не усматривает оснований для удовлетворения заявленных ФИО2 исковых требований.

    Руководствуясь ст.ст. 194 - 198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

    

░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░» ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░.    

    ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░.

    

░░░░░     ░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░

Полный текст документа доступен по подписке.
490 ₽/мес.
первый месяц, далее 990₽/мес.
Купить подписку

2-941/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Тарасова Мария Николаевна
Ответчики
начальник Кировского областного государственного казенного учреждения социальной защиты "Межрайонное управление социальной защиты населения в Слободском районе" Шихова Лариса Анатольевна
Другие
Лобовикова Нина Александровна
Лапин Александр Владимирович
Дмитриева Татьяна Вениаминовна
Елеонских Людмила Дмитриевна
Министерство социального развития Кировской области
Карнилова Ангелина Васильевна
Суд
Слободской районный суд Кировской области
Судья
Мерзлякова Юлия Геннадьевна
Дело на сайте суда
slobodskoy.kir.sudrf.ru
02.07.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
02.07.2020Передача материалов судье
07.07.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
30.07.2020Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
30.07.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
30.07.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
25.08.2020Судебное заседание
01.09.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
03.09.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
25.08.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее