Решение по делу № 2-33/2021 от 15.12.2020

Дело № 2-33/2021 (2-582/2020)

Решение Именем Российской Федерации

11 января 2021 года                                                                            город Бежецк

Бежецкий межрайонный суд Тверской области

в составе председательствующего судьи Цыганковой О.В.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Седовой Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Федерального казенного учреждения «Военный комиссариат Тверской области» к Захарову Василию Васильевичу о применении нового механизма индексации ежемесячной компенсации возмещения вреда здоровью в результате заболевания, полученного при исполнении обязанностей военной службы в связи с аварией на Чернобыльской АЭС,

установил:

ФКУ «Военный комиссариат Тверской области» обратилось в суд с иском к Захарову В.В., в котором просило изменить порядок исполнения решения Бежецкого городского суда Тверской области по делу № 2-91/2006 года, применив новый механизм индексации, то есть не производить индексацию суммы возмещения вреда здоровью 10293,31 рублей, пока в 2020 году и последующих годах установленная законом сумма (в настоящее время для данной категории инвалидов – 10144,84 рублей) не достигнет (не превысит) выплачиваемой в настоящее время Захарову В.В.

В обоснование иска указано, что в военном комиссариате Тверской области состоит на пенсионном учете и получает пенсию за выслугу лет Захаров В.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, пенсионное дело .

Решением Бежецкого городского суда Тверской области от 21 июня 2006 года (дело № 2-91/2006), удовлетворен иск Захарова В.В. о взыскании задолженности по ежемесячной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием как инвалиду 2-й группы в результате увечья, полученного при исполнении воинской обязанности, связанной с непосредственным участием в действиях подразделений особого риска, на Военный комиссариат Тверской области возложена обязанность производить с 01 июня 2006 года в счет возмещения вреда в связи с радиационным воздействием ежемесячно в размере 4117,58 рублей, индексируя в дальнейшем размер ежемесячной компенсации в возмещение вреда в связи с радиационным воздействием Захарову В.В. согласно действующему законодательству.

Исходя из правовой природы указанной выплаты, являющейся гарантией социальной защиты «чернобыльцев», установление ее размера для одной и той же категории граждан должно быть единым. Иной подход означал бы нарушение стабильности длящихся правовых отношений, привел бы к необоснованной дифференциации в сфере социальной защиты лиц, относящихся к одной и той же категории, что несовместимо с конституционными принципами равенства и справедливости.

В настоящее время (после последней индексации - с февраля 2020 года на основании приведенного решения) указанная выплата Захарову В.В. (4117,58 рублей) выросла и в настоящее время составляет 10293,31 рублей, тогда как такому же гражданину - инвалиду 2-й группы вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС (но получающему указанную выплату по Закону РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС») выплачивается в соответствии с Постановлением Правительства от 29 января 2020 года № 61 возмещение вреда здоровью в сумме 10144,84 рублей.

Поскольку правоотношения по возмещению вреда, причиненного здоровью граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, являются длящимися и к ним подлежит применению механизм индексации, предусмотренный Законом РФ № 1244-1 от 15 мая 1991 года, федеральным законодателем, к исключительной прерогативе которого относится выбор конкретных правовых средств, направленных на возмещению вреда, причиненного здоровью граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, введено правовое регулирование этих отношений в названном Законе, положения которого действуют на будущее время, установление права на получение ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда в зависимости от установленной группы инвалидности и единого механизма увеличения (индексации) этих выплат, по сути, направлено на обеспечение равных условий реализации права на возмещение вреда здоровью лиц, находящихся в одинаковых или сходных обстоятельствах, военный комиссариат Тверской области приходит к выводу об отсутствии оснований для индексации ежемесячно получаемой Захаровым В.В. суммы (10293,31 рублей), превышающей предусмотренный Постановлением Правительства РФ размер такой выплаты для инвалида второй группы (10144,84 рублей), определенный в соответствии со ст. 5 Закона РФ № 1244-1 от 15 мая 1991 года.

Отмечает, что иное означало бы нарушение стабильности длящихся правовых отношений, привело бы к необоснованной дифференциации в сфере социальной защиты лиц, относящихся к одной и той же категории, что несовместимо с конституционными принципами равенства и справедливости (ч. 3 ст. 17, ст.ст. 19, 55 Конституции Российской Федерации). Указанная правовая позиция согласуется с изложенной в определении СК по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 28 сентября 2015 года № 41-КГ 15-17; Определением Конституционного Суда Российской Федерации от 28 января 2016 года № 53-0.

Указывает, что с 01 января 2018 года вступил в силу ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части изменения порядка индексации выплат, пособий и компенсаций, установленных законодательство Российской Федерации, и приостановлении действия части 2 статьи 6 Федерального закона «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей», которым внесены изменения, в том числе и в Закон Российской Федерации от 15 мая 1991 года № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».

Согласно внесенным изменениям (ст. 1 указанного закона), размеры выплат, установленные вышеуказанным Законом, подлежат индексации один раз в год с 1 февраля текущего года исходя из индекса потребительских цен за предыдущий год. Коэффициент индексации определяется Правительством Российской Федерации.

В обоснование исковых требований также ссылается на судебную практику Липецкого областного суда, Правобережного районного суда города Липецка по делу по иску Воронина С.Ф., а также Тверского областного суда и Центрального районного суда города Твери по иску ФКУ «Военный комиссариат Тверской области» к Виноградову С.А.

В судебное заседание представитель истца не явился, о времени и месте судебного заседания надлежащим образом.

Ответчик Захаров В.В., надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного заседания, в судебное заседания не явился, письменно просил рассмотреть дело в его отсутствие. Кроме того, из заявления Захарова В.В. следует, что он согласен с требованиями истца не производить индексацию суммы возмещения вреда здоровью в размере 10293,31 рублей, пока в 2020 году и последующих годах установленная законом сумма, 10144,84 рублей, не достигнет (не превысит) выплачиваемую ему в настоящее время, ошибочно высчитанную работниками военкомата.

Прокурор в судебное заседание не явился, письменно просил рассмотреть дело в его отсутствие.

В соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие извещенных о времени и месте судебного заседания и неявившихся в судебное заседание лиц, участвующих в деле.

Суд, изучив доводы искового заявления, исследовав представленные доказательства и материалы дела в их совокупности, приходит к следующему.

В соответствии со ст. 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства, порождают гражданские права и обязанности.

Согласно ч. 1 ст. 14 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (в редакции Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 179-ФЗ), гражданам, указанным в п.п. 1 и 2 ч. 1 ст. 13 данного Закона (в том числе - гражданам, получившим заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы или с работами по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС; инвалидам вследствие чернобыльской катастрофы из числа военнослужащих и военнообязанных, призванных на специальные сборы и привлеченных к выполнению работ, связанных с ликвидацией последствий чернобыльской катастрофы), была гарантирована, в том числе, в возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, выплата денежных сумм в размере заработка (или соответствующей его части) в зависимости от степени утраты трудоспособности (с установлением инвалидности), определяемом в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации для случаев возмещения вреда, связанного с исполнением работниками трудовых обязанностей.

В соответствии с п. 15 ч. 1 ст. 14 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (в редакции Федерального закона от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ (ред. 29 декабря 2004 года)), установлены выплаты ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, в следующих размерах: инвалидам I группы - 5000 рублей; инвалидам II группы - 2500 рублей; инвалидам III группы - 1000 рублей.

В силу ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 12 февраля 2001 года № 5-ФЗ гражданам, получавшим возмещение вреда, причиненного здоровью, до вступления в силу данного федерального закона, предоставлено право выбора: получения либо ежемесячной денежной компенсации в указанной выше твердой денежной сумме, либо ранее установленной ежемесячной денежной суммы, определенной в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации для случаев возмещения вреда, связанного с исполнением работниками трудовых обязанностей.

Как установлено вступившим в силу решением Бежецкого городского суда Тверской области от 21 июня 2006 года, на Военный комиссариат Тверской области возложена обязанность выплатить в пользу Захарова Василия Васильевича за счет средств федерального бюджета единовременно 66127,90рублей из расчета проиндексированной суммы возмещения вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием за период с 1 января 2005 года по 31 мая 2006 года, а также выплачивать в последующем с 01 июня 2006 года ежемесячно по 4117,58 рублей в счет возмещения вреда в связи с радиационным воздействием, бессрочно (пожизненно), ежегодно индексируя указанную сумму, исходя из уровня инфляции, устанавливаемом Федеральным законом РФ о бюджете на очередной финансовый год, в порядке, определяемом Правительством РФ в соответствии с Законом РФ № 31-ФЗ от 26 апреля 2004 года. Из содержания указанного решения следует, что решением Бежецкого городского суда Тверской области, вступившим в законную силу 25 апреля 2005 года и имеющим преюдициальное значение, за Захаровым В.В. признано право на выплату ежемесячной компенсации в счет возмещения ущерба, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием, как участнику подразделения особого риска и взыскано с Военного комиссариата Тверской области за счет средств федерального бюджета в возмещение вреда, причиненного повреждением здоровья, единовременно, за период с 06 по 31 декабря 2004 года 2348,39 рублей, за весь 2003 год и 2004 год соответствующие суммы.

Указанные в решении Бежецкого городского суда Тверской области от 21 июня 2006 года денежные суммы единовременного взыскания 66127,90 рублей и ежемесячной выплаты 3795 рублей, определены судом путем умножения твердой денежной суммы, получаемой истцом в возмещение вреда здоровью (в 2005 году - 3795 рублей, в 2006 году – 4117,58 рублей), на индекс роста величины прожиточного минимума по Тверской области на начало каждого года. При определении суммы единовременного взыскания учтено количество месяцев получения соответствующего возмещения в каждом календарном году.

В силу ч. 3 ст. 5 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» в редакции Федерального закона от 26 апреля 2004 года № 31-ФЗ было установлено, что размеры выплат гражданам, установленные настоящим Законом, за исключением пособий и иных выплат, индексация которых устанавливается в соответствии с другими федеральными законами, ежегодно индексируются исходя из уровня инфляции, устанавливаемого федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Действующая редакция указанной нормы предусматривает, что размеры выплат, установленные настоящим Законом, подлежат индексации один раз в год с 1 февраля текущего года исходя из индекса роста потребительских цен за предыдущий год. Коэффициент индексации определяется Правительством Российской Федерации.

Правительство РФ, реализуя предоставленные ему полномочия, своими постановлениями ежегодно утверждает правила (порядок) индексации на соответствующий год установленных Законом РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» размеров компенсаций и иных выплат.

С учетом соответствующего коэффициента размеры компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, в том числе ежемесячной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС (п. 15 ч. 1 ст. 14 Закона) для инвалидов II группы устанавливались постановлениями Правительства РФ в определенной сумме, размер которой к февралю 2016 года составлял 8169,13 рублей (постановление Правительства Российской Федерации от 18 декабря 2014 года № 1411).

В последующем Правительством РФ устанавливались только коэффициенты: с 1 февраля 2016 года - 1,07 (постановление Правительства Российской Федерации от 28 января 2016 года № 42), с 1 февраля 2017 года - 1,054 (постановление Правительства Российской Федерации от 26 января 2017 года № 88), с 1 февраля 2018 года - 1,025 (постановление Правительства Российской Федерации от 26 января 2018 года № 74), с 1 февраля 2019 года - 1,043 (постановление Правительства РФ от 24 января 2019 года № 32), с 1 февраля 2020 года - 1,030 (постановление Правительства Российской Федерации от 29 января 2020 года № 61).

Исходя из размера ежемесячной компенсации в возмещение вреда здоровью, установленного п. 15 ч. 1 ст. 14 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», для лиц, являющихся инвалидами II группы (2500 рублей) с учетом последующей индексации в настоящее время размер данной компенсации составляет 10144,84 рублей.

Из материалов гражданского дела следует, что с последней индексации в феврале 2020 года на основании решения Бежецкого городского суда Тверской области от 21 июня 2006 года указанная выплата Захарову В.В. (4117,58 рублей) выросла и составляет в настоящее время 10293,31 рублей. При этом такому же инвалиду 2 группы вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, получающему указанную выплату по Закону РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», возмещение вреда здоровью выплачивается в соответствии с Постановлением Правительства № 61 от 29 января 2020 года в сумме 10144,84 рублей.

Вместе с тем, все лица, здоровью которых причинен в результате одной и той же техногенной катастрофы вред, как правило, не устранимый с течением времени, имеют равное право на возмещение расходов, возникших в связи с потерей и (или) ухудшением здоровья, чем обусловлено определение критериев исчисления размера денежных компенсаций. Устанавливая такие критерии, федеральный законодатель исходит из конституционных принципов справедливости (ст.ст. 1 и 7 Конституции РФ) и равенства прав и свобод человека и гражданина независимо от каких-либо обстоятельств (ст. 19 Конституции РФ).

Установление и пересмотр всех видов денежных компенсаций, включая ежемесячную денежную сумму в возмещение вреда, причиненного здоровью граждан, пострадавших вследствие чернобыльской катастрофы, является правом федерального законодателя, которое он реализует с учетом реальной возможности государства за счет средств бюджета выплачивать указанные компенсации, представляющих собой по существу социальные выплаты.

Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 04 октября 2005 года №364-О разъяснил, что уполномоченные органы, решая вопрос о возможности применения порядка индексации компенсационных выплат как к гражданам, уже получающим выплаты в соответствии с решениями судов, так и к гражданам, ранее не обращавшимся в суд, но которым такие выплаты полагались, должны руководствоваться конституционным принципом равенства всех перед законом (ст. 19 ч. 1 Конституции РФ).

Исходя из правовой природы указанной ежемесячной компенсации в возмещение вреда здоровью, являющейся гарантией социальной защиты, принимая во внимание вышеизложенные обстоятельства в совокупности, суд полагает обоснованными доводы истца о том, что установление размера этой компенсации для одной категории граждан должно быть единым. Как следует из письменного заявления Захарова В.В., он согласен с заявленными истцом требованиями о применении нового порядка индексации.

В связи с изложенным подлежит применению новый механизм индексации суммы возмещения вреда, причиненного Захарову В.В. в связи с радиационным воздействием, установленный решением Бежецкого городского суда Тверской области от 21 июня 2006 года по делу № 2-91/2006, дальнейшую индексацию производимых Захарову В.В. выплат необходимо производить только после того, как их размер, установленный соответствующим Постановлением Правительства Российской Федерации, достигнет размера получаемых истцом выплат. При этом размер уже выплачиваемых истцу ежемесячно денежных средств не уменьшается.

Закон РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» действует на будущее время, установление лицам, признанным инвалидами вследствие вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, права на получение ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда в зависимости от установленной группы инвалидности и единого механизма увеличения (индексации) этих выплат, по сути, направлено на обеспечение равных условий реализации права на возмещение вреда здоровью лиц, находящихся в одинаковых или сходных обстоятельствах. Иное означало бы нарушение стабильности длящихся правовых отношений, привело бы к необоснованной дифференциации в сфере социальной защиты лиц, относящихся к одной и той же категории (инвалиды II группы), что несовместимо с конституционными принципами равенства и справедливости (ч. 3 ст. 17, ст.ст. 19 и 55 Конституции Российской Федерации).

Учитывая приведенные обстоятельства в совокупности, принимая во внимание правовую природу сложившихся между сторонами правоотношений, принципы равенства и справедливости, суд приходит к выводу о необходимости удовлетворения заявленного истцом иска.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

иск Федерального казенного учреждения «Военный комиссариат Тверской области» к Захарову Василию Васильевичу о применении нового механизма индексации ежемесячной компенсации возмещения вреда здоровью в результате заболевания, полученного при исполнении обязанностей военной службы в связи с аварией на Чернобыльской АЭС, удовлетворить.

Применить новый механизм индексации суммы возмещения вреда, причиненного Захарову Василию Васильевичу в связи с радиационным воздействием, установленный решением Бежецкого городского суда Тверской области от 21 июня 2006 года по делу № 2-91/2006.

Осуществлять индексацию выплачиваемой Захарову Василию Васильевичу на основании Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного Захарову Василию Васильевичу в связи с радиационным воздействием, с даты, когда ее размер будет равен сумме ежемесячной денежной компенсации, подлежащей выплате данной категории лиц, определенной с учетом установленного Правительством Российской Федерации коэффициента индексации.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме в Тверской областной суд с подачей жалобы через Бежецкий межрайонный суд Тверской области.

Решение в окончательной форме изготовлено 11 января 2021 года.

Председательствующий                                                      О.В. Цыганкова

Дело № 2-33/2021 (2-582/2020)

Решение Именем Российской Федерации

11 января 2021 года                                                                            город Бежецк

Бежецкий межрайонный суд Тверской области

в составе председательствующего судьи Цыганковой О.В.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Седовой Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Федерального казенного учреждения «Военный комиссариат Тверской области» к Захарову Василию Васильевичу о применении нового механизма индексации ежемесячной компенсации возмещения вреда здоровью в результате заболевания, полученного при исполнении обязанностей военной службы в связи с аварией на Чернобыльской АЭС,

установил:

ФКУ «Военный комиссариат Тверской области» обратилось в суд с иском к Захарову В.В., в котором просило изменить порядок исполнения решения Бежецкого городского суда Тверской области по делу № 2-91/2006 года, применив новый механизм индексации, то есть не производить индексацию суммы возмещения вреда здоровью 10293,31 рублей, пока в 2020 году и последующих годах установленная законом сумма (в настоящее время для данной категории инвалидов – 10144,84 рублей) не достигнет (не превысит) выплачиваемой в настоящее время Захарову В.В.

В обоснование иска указано, что в военном комиссариате Тверской области состоит на пенсионном учете и получает пенсию за выслугу лет Захаров В.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, пенсионное дело .

Решением Бежецкого городского суда Тверской области от 21 июня 2006 года (дело № 2-91/2006), удовлетворен иск Захарова В.В. о взыскании задолженности по ежемесячной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием как инвалиду 2-й группы в результате увечья, полученного при исполнении воинской обязанности, связанной с непосредственным участием в действиях подразделений особого риска, на Военный комиссариат Тверской области возложена обязанность производить с 01 июня 2006 года в счет возмещения вреда в связи с радиационным воздействием ежемесячно в размере 4117,58 рублей, индексируя в дальнейшем размер ежемесячной компенсации в возмещение вреда в связи с радиационным воздействием Захарову В.В. согласно действующему законодательству.

Исходя из правовой природы указанной выплаты, являющейся гарантией социальной защиты «чернобыльцев», установление ее размера для одной и той же категории граждан должно быть единым. Иной подход означал бы нарушение стабильности длящихся правовых отношений, привел бы к необоснованной дифференциации в сфере социальной защиты лиц, относящихся к одной и той же категории, что несовместимо с конституционными принципами равенства и справедливости.

В настоящее время (после последней индексации - с февраля 2020 года на основании приведенного решения) указанная выплата Захарову В.В. (4117,58 рублей) выросла и в настоящее время составляет 10293,31 рублей, тогда как такому же гражданину - инвалиду 2-й группы вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС (но получающему указанную выплату по Закону РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС») выплачивается в соответствии с Постановлением Правительства от 29 января 2020 года № 61 возмещение вреда здоровью в сумме 10144,84 рублей.

Поскольку правоотношения по возмещению вреда, причиненного здоровью граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, являются длящимися и к ним подлежит применению механизм индексации, предусмотренный Законом РФ № 1244-1 от 15 мая 1991 года, федеральным законодателем, к исключительной прерогативе которого относится выбор конкретных правовых средств, направленных на возмещению вреда, причиненного здоровью граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, введено правовое регулирование этих отношений в названном Законе, положения которого действуют на будущее время, установление права на получение ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда в зависимости от установленной группы инвалидности и единого механизма увеличения (индексации) этих выплат, по сути, направлено на обеспечение равных условий реализации права на возмещение вреда здоровью лиц, находящихся в одинаковых или сходных обстоятельствах, военный комиссариат Тверской области приходит к выводу об отсутствии оснований для индексации ежемесячно получаемой Захаровым В.В. суммы (10293,31 рублей), превышающей предусмотренный Постановлением Правительства РФ размер такой выплаты для инвалида второй группы (10144,84 рублей), определенный в соответствии со ст. 5 Закона РФ № 1244-1 от 15 мая 1991 года.

Отмечает, что иное означало бы нарушение стабильности длящихся правовых отношений, привело бы к необоснованной дифференциации в сфере социальной защиты лиц, относящихся к одной и той же категории, что несовместимо с конституционными принципами равенства и справедливости (ч. 3 ст. 17, ст.ст. 19, 55 Конституции Российской Федерации). Указанная правовая позиция согласуется с изложенной в определении СК по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 28 сентября 2015 года № 41-КГ 15-17; Определением Конституционного Суда Российской Федерации от 28 января 2016 года № 53-0.

Указывает, что с 01 января 2018 года вступил в силу ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части изменения порядка индексации выплат, пособий и компенсаций, установленных законодательство Российской Федерации, и приостановлении действия части 2 статьи 6 Федерального закона «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей», которым внесены изменения, в том числе и в Закон Российской Федерации от 15 мая 1991 года № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».

Согласно внесенным изменениям (ст. 1 указанного закона), размеры выплат, установленные вышеуказанным Законом, подлежат индексации один раз в год с 1 февраля текущего года исходя из индекса потребительских цен за предыдущий год. Коэффициент индексации определяется Правительством Российской Федерации.

В обоснование исковых требований также ссылается на судебную практику Липецкого областного суда, Правобережного районного суда города Липецка по делу по иску Воронина С.Ф., а также Тверского областного суда и Центрального районного суда города Твери по иску ФКУ «Военный комиссариат Тверской области» к Виноградову С.А.

В судебное заседание представитель истца не явился, о времени и месте судебного заседания надлежащим образом.

Ответчик Захаров В.В., надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного заседания, в судебное заседания не явился, письменно просил рассмотреть дело в его отсутствие. Кроме того, из заявления Захарова В.В. следует, что он согласен с требованиями истца не производить индексацию суммы возмещения вреда здоровью в размере 10293,31 рублей, пока в 2020 году и последующих годах установленная законом сумма, 10144,84 рублей, не достигнет (не превысит) выплачиваемую ему в настоящее время, ошибочно высчитанную работниками военкомата.

Прокурор в судебное заседание не явился, письменно просил рассмотреть дело в его отсутствие.

В соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие извещенных о времени и месте судебного заседания и неявившихся в судебное заседание лиц, участвующих в деле.

Суд, изучив доводы искового заявления, исследовав представленные доказательства и материалы дела в их совокупности, приходит к следующему.

В соответствии со ст. 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства, порождают гражданские права и обязанности.

Согласно ч. 1 ст. 14 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (в редакции Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 179-ФЗ), гражданам, указанным в п.п. 1 и 2 ч. 1 ст. 13 данного Закона (в том числе - гражданам, получившим заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы или с работами по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС; инвалидам вследствие чернобыльской катастрофы из числа военнослужащих и военнообязанных, призванных на специальные сборы и привлеченных к выполнению работ, связанных с ликвидацией последствий чернобыльской катастрофы), была гарантирована, в том числе, в возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, выплата денежных сумм в размере заработка (или соответствующей его части) в зависимости от степени утраты трудоспособности (с установлением инвалидности), определяемом в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации для случаев возмещения вреда, связанного с исполнением работниками трудовых обязанностей.

В соответствии с п. 15 ч. 1 ст. 14 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (в редакции Федерального закона от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ (ред. 29 декабря 2004 года)), установлены выплаты ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, в следующих размерах: инвалидам I группы - 5000 рублей; инвалидам II группы - 2500 рублей; инвалидам III группы - 1000 рублей.

В силу ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 12 февраля 2001 года № 5-ФЗ гражданам, получавшим возмещение вреда, причиненного здоровью, до вступления в силу данного федерального закона, предоставлено право выбора: получения либо ежемесячной денежной компенсации в указанной выше твердой денежной сумме, либо ранее установленной ежемесячной денежной суммы, определенной в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации для случаев возмещения вреда, связанного с исполнением работниками трудовых обязанностей.

Как установлено вступившим в силу решением Бежецкого городского суда Тверской области от 21 июня 2006 года, на Военный комиссариат Тверской области возложена обязанность выплатить в пользу Захарова Василия Васильевича за счет средств федерального бюджета единовременно 66127,90рублей из расчета проиндексированной суммы возмещения вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием за период с 1 января 2005 года по 31 мая 2006 года, а также выплачивать в последующем с 01 июня 2006 года ежемесячно по 4117,58 рублей в счет возмещения вреда в связи с радиационным воздействием, бессрочно (пожизненно), ежегодно индексируя указанную сумму, исходя из уровня инфляции, устанавливаемом Федеральным законом РФ о бюджете на очередной финансовый год, в порядке, определяемом Правительством РФ в соответствии с Законом РФ № 31-ФЗ от 26 апреля 2004 года. Из содержания указанного решения следует, что решением Бежецкого городского суда Тверской области, вступившим в законную силу 25 апреля 2005 года и имеющим преюдициальное значение, за Захаровым В.В. признано право на выплату ежемесячной компенсации в счет возмещения ущерба, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием, как участнику подразделения особого риска и взыскано с Военного комиссариата Тверской области за счет средств федерального бюджета в возмещение вреда, причиненного повреждением здоровья, единовременно, за период с 06 по 31 декабря 2004 года 2348,39 рублей, за весь 2003 год и 2004 год соответствующие суммы.

Указанные в решении Бежецкого городского суда Тверской области от 21 июня 2006 года денежные суммы единовременного взыскания 66127,90 рублей и ежемесячной выплаты 3795 рублей, определены судом путем умножения твердой денежной суммы, получаемой истцом в возмещение вреда здоровью (в 2005 году - 3795 рублей, в 2006 году – 4117,58 рублей), на индекс роста величины прожиточного минимума по Тверской области на начало каждого года. При определении суммы единовременного взыскания учтено количество месяцев получения соответствующего возмещения в каждом календарном году.

В силу ч. 3 ст. 5 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» в редакции Федерального закона от 26 апреля 2004 года № 31-ФЗ было установлено, что размеры выплат гражданам, установленные настоящим Законом, за исключением пособий и иных выплат, индексация которых устанавливается в соответствии с другими федеральными законами, ежегодно индексируются исходя из уровня инфляции, устанавливаемого федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Действующая редакция указанной нормы предусматривает, что размеры выплат, установленные настоящим Законом, подлежат индексации один раз в год с 1 февраля текущего года исходя из индекса роста потребительских цен за предыдущий год. Коэффициент индексации определяется Правительством Российской Федерации.

Правительство РФ, реализуя предоставленные ему полномочия, своими постановлениями ежегодно утверждает правила (порядок) индексации на соответствующий год установленных Законом РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» размеров компенсаций и иных выплат.

С учетом соответствующего коэффициента размеры компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, в том числе ежемесячной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС (п. 15 ч. 1 ст. 14 Закона) для инвалидов II группы устанавливались постановлениями Правительства РФ в определенной сумме, размер которой к февралю 2016 года составлял 8169,13 рублей (постановление Правительства Российской Федерации от 18 декабря 2014 года № 1411).

В последующем Правительством РФ устанавливались только коэффициенты: с 1 февраля 2016 года - 1,07 (постановление Правительства Российской Федерации от 28 января 2016 года № 42), с 1 февраля 2017 года - 1,054 (постановление Правительства Российской Федерации от 26 января 2017 года № 88), с 1 февраля 2018 года - 1,025 (постановление Правительства Российской Федерации от 26 января 2018 года № 74), с 1 февраля 2019 года - 1,043 (постановление Правительства РФ от 24 января 2019 года № 32), с 1 февраля 2020 года - 1,030 (постановление Правительства Российской Федерации от 29 января 2020 года № 61).

Исходя из размера ежемесячной компенсации в возмещение вреда здоровью, установленного п. 15 ч. 1 ст. 14 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», для лиц, являющихся инвалидами II группы (2500 рублей) с учетом последующей индексации в настоящее время размер данной компенсации составляет 10144,84 рублей.

Из материалов гражданского дела следует, что с последней индексации в феврале 2020 года на основании решения Бежецкого городского суда Тверской области от 21 июня 2006 года указанная выплата Захарову В.В. (4117,58 рублей) выросла и составляет в настоящее время 10293,31 рублей. При этом такому же инвалиду 2 группы вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, получающему указанную выплату по Закону РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», возмещение вреда здоровью выплачивается в соответствии с Постановлением Правительства № 61 от 29 января 2020 года в сумме 10144,84 рублей.

Вместе с тем, все лица, здоровью которых причинен в результате одной и той же техногенной катастрофы вред, как правило, не устранимый с течением времени, имеют равное право на возмещение расходов, возникших в связи с потерей и (или) ухудшением здоровья, чем обусловлено определение критериев исчисления размера денежных компенсаций. Устанавливая такие критерии, федеральный законодатель исходит из конституционных принципов справедливости (ст.ст. 1 и 7 Конституции РФ) и равенства прав и свобод человека и гражданина независимо от каких-либо обстоятельств (ст. 19 Конституции РФ).

Установление и пересмотр всех видов денежных компенсаций, включая ежемесячную денежную сумму в возмещение вреда, причиненного здоровью граждан, пострадавших вследствие чернобыльской катастрофы, является правом федерального законодателя, которое он реализует с учетом реальной возможности государства за счет средств бюджета выплачивать указанные компенсации, представляющих собой по существу социальные выплаты.

Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 04 октября 2005 года №364-О разъяснил, что уполномоченные органы, решая вопрос о возможности применения порядка индексации компенсационных выплат как к гражданам, уже получающим выплаты в соответствии с решениями судов, так и к гражданам, ранее не обращавшимся в суд, но которым такие выплаты полагались, должны руководствоваться конституционным принципом равенства всех перед законом (ст. 19 ч. 1 Конституции РФ).

Исходя из правовой природы указанной ежемесячной компенсации в возмещение вреда здоровью, являющейся гарантией социальной защиты, принимая во внимание вышеизложенные обстоятельства в совокупности, суд полагает обоснованными доводы истца о том, что установление размера этой компенсации для одной категории граждан должно быть единым. Как следует из письменного заявления Захарова В.В., он согласен с заявленными истцом требованиями о применении нового порядка индексации.

В связи с изложенным подлежит применению новый механизм индексации суммы возмещения вреда, причиненного Захарову В.В. в связи с радиационным воздействием, установленный решением Бежецкого городского суда Тверской области от 21 июня 2006 года по делу № 2-91/2006, дальнейшую индексацию производимых Захарову В.В. выплат необходимо производить только после того, как их размер, установленный соответствующим Постановлением Правительства Российской Федерации, достигнет размера получаемых истцом выплат. При этом размер уже выплачиваемых истцу ежемесячно денежных средств не уменьшается.

Закон РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» действует на будущее время, установление лицам, признанным инвалидами вследствие вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, права на получение ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда в зависимости от установленной группы инвалидности и единого механизма увеличения (индексации) этих выплат, по сути, направлено на обеспечение равных условий реализации права на возмещение вреда здоровью лиц, находящихся в одинаковых или сходных обстоятельствах. Иное означало бы нарушение стабильности длящихся правовых отношений, привело бы к необоснованной дифференциации в сфере социальной защиты лиц, относящихся к одной и той же категории (инвалиды II группы), что несовместимо с конституционными принципами равенства и справедливости (ч. 3 ст. 17, ст.ст. 19 и 55 Конституции Российской Федерации).

Учитывая приведенные обстоятельства в совокупности, принимая во внимание правовую природу сложившихся между сторонами правоотношений, принципы равенства и справедливости, суд приходит к выводу о необходимости удовлетворения заявленного истцом иска.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

иск Федерального казенного учреждения «Военный комиссариат Тверской области» к Захарову Василию Васильевичу о применении нового механизма индексации ежемесячной компенсации возмещения вреда здоровью в результате заболевания, полученного при исполнении обязанностей военной службы в связи с аварией на Чернобыльской АЭС, удовлетворить.

Применить новый механизм индексации суммы возмещения вреда, причиненного Захарову Василию Васильевичу в связи с радиационным воздействием, установленный решением Бежецкого городского суда Тверской области от 21 июня 2006 года по делу № 2-91/2006.

Осуществлять индексацию выплачиваемой Захарову Василию Васильевичу на основании Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного Захарову Василию Васильевичу в связи с радиационным воздействием, с даты, когда ее размер будет равен сумме ежемесячной денежной компенсации, подлежащей выплате данной категории лиц, определенной с учетом установленного Правительством Российской Федерации коэффициента индексации.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме в Тверской областной суд с подачей жалобы через Бежецкий межрайонный суд Тверской области.

Решение в окончательной форме изготовлено 11 января 2021 года.

Председательствующий                                                      О.В. Цыганкова

1версия для печати

2-33/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
ФКУ "Военный комиссариат Тверской области"
Ответчики
Захаров Василий Васильевич
Суд
Бежецкий межрайонный суд Тверской области
Судья
Цыганкова О.В.
Дело на сайте суда
bezhecky.twr.sudrf.ru
15.12.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
15.12.2020Передача материалов судье
17.12.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
17.12.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
17.12.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
11.01.2021Судебное заседание
11.01.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее