Решение по делу № 2а-30/2018 от 05.12.2018

Дело № 3а-30/2018

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

13 декабря 2018 года                                 г. Горно-Алтайск

Верховный Суд Республики Алтай в составе:

председательствующего судьи - Имансакиповой А.О.,

при секретаре – Володиной Е.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Талиповой М. к Правительству Республики Алтай, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Алтай об установлении кадастровой стоимости жилого дома в размере рыночной стоимости,

установил:

Талипова М., действуя через представителя по доверенности Вяткину О.В., обратилась в Верховный суд Республики Алтай с административным иском к Правительству Республики Алтай, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Алтай об установлении кадастровой стоимости жилого дома в размере рыночной стоимости. Требование мотивировано тем, что сыну истца – Талипову Д.А. на праве собственности принадлежал жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>. В Едином государственном реестре недвижимости имеются сведения о кадастровой стоимости указанного недвижимого имущества в размере 542 758 рублей 79 копеек. Установленная кадастровая стоимость значительно превышает рыночную стоимость жилого дома и не является достоверной. Талипова М., Талипов Д.А. являются участниками подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» на основании Федерального закона № 125-ФЗ от 25 октября 2002 года. В 2018 году согласно очередности истец будет являться получателем социальной выплаты в виде жилищного сертификата. Поскольку сын истца произвел отчуждение жилого дома в 2018 году, то размер социальной выплаты определяется за вычетом стоимости жилого дома на величину его кадастровой стоимости. Согласно отчету об оценке от 31 октября 2018 года рыночная стоимость объекта оценки по состоянию на дату оценки - 25 ноября 2011 года составляет 174 000 рублей. Административный истец ссылается на положения статей 20, 245 Кодекса административного судопроизводства РФ, статей 24.18, 24.20 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», Федерального закона от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», разъяснения, содержащиеся в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости».

В судебном заседании представитель Талиповой М. Вяткина О.В. поддержала заявленные административные требования по доводам, изложенным в административном исковом заявлении.

Представитель Правительства Республики Алтай Чудинова А.В. не возражала относительно удовлетворения административного искового заявления.

Талипова М., представитель Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Алтай, представитель заинтересованного лица Министерства регионального развития Республики Алтай, заинтересованное лицо Бегенов А.А., извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, не явились.

Изучив материалы дела, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

В части 1 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства РФ определено, что юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.

В соответствии с положениями статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии.

В пункте 6 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» разъяснено, что с административным исковым заявлением о пересмотре кадастровой стоимости вправе обратиться юридические и физические лица, владеющие объектом недвижимости на праве собственности, постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения, а также иные лица, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности (абзацы 1 и 2 статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности, статьи 373, 388, 400 Налогового кодекса РФ).

Как следует из материалов дела, Талипову Д.А. на праве собственности принадлежал жилой дом с кадастровым номером , площадью 80,6 кв.м, расположенный по адресу: <адрес>, что подтверждается выпиской из ЕГРН от 11 сентября 2018 года.

Судом установлено, что 13 ноября 2018 года Талипов Д.А. произвел отчуждение по договору купли-продажи принадлежащего ему на праве собственности жилого дома, расположенного: <адрес>, в собственность Б. А.А.

Согласно справке жилищной комиссии администрации МО «Кош-Агачский район» от 06 декабря 2018 года <дата> Талипова М., Талипов Д.А. состоят на учете граждан в МО «Кош-Агачский район», изъявивших желание выехать из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, имеющих право на получение жилищных субсидий, выделяемых за счет средств федерального бюджета на приобретение жилья в соответствии с Федеральным законом от 25.10.2002 года №125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» с <адрес> в категории «инвалиды», состав семьи два человека.

В соответствии с абзацем 4 статьи 6 Федерального закона от 25 октября 2002 № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» в случае, если после постановки гражданина на учет в качестве имеющего права на получение жилищной субсидии этот гражданин и (или) члены его семьи осуществили отчуждение принадлежащих им на праве собственности жилых помещений или перевод жилого помещения в нежилое помещение в течение пяти лет, предшествующих дате выдачи ему государственного жилищного сертификата, размер предоставляемой жилищной субсидии уменьшается на сумму, полученную по договору, предусматривающему отчуждение жилого помещения, либо на величину кадастровой стоимости жилого помещения, применяемой для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, по состоянию на дату заключения такого договора (перевода жилого помещения в нежилое помещение). При этом для расчета значения, на которое уменьшается размер жилищной субсидии, учитывается наибольшая из указанных сумм.

Учитывая, что Талипова М. состоит вместе с сыном Талиповым Д.А. на указанном выше учете с 2008 года, <дата> Талипов Д.А. произвел отчуждение принадлежащего им жилого дома и до настоящего времени государственный жилищный сертификат Талиповой М. не получен, суд полагает, что результаты определения кадастровой стоимости названного жилого помещения влияют на права и обязанности Талиповой М. как участника подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, предусмотренных федеральным законодательством» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», по категории «Выезжающие (выехавшие) из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей», и имеют юридическое значение для целей определения размера, причитающейся ей социальной выплаты.

Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости в силу абзаца 3 части 11 статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость (абзац 4 статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности).

Согласно статье 24.20 названного Федерального закона сведения о кадастровой стоимости используются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с даты их внесения в государственный кадастр недвижимости, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.

Как разъяснено в пункте 12 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», датой определения кадастровой стоимости объектов недвижимости, указанных в статье 24.19 Закона об оценочной деятельности, является дата внесения в государственный кадастр недвижимости сведений об образовании нового или выявлении ранее не учтенного объекта недвижимости либо дата внесения сведений об изменении качественных и (или) количественных характеристик объекта недвижимости, повлекших изменение кадастровой стоимости.

В случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда в порядке, установленном статьей 24.18 настоящего Федерального закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.

Сведения об изменении кадастровой стоимости на основании решения комиссии или суда, включая дату подачи соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости, подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости в соответствии с пунктом 11 части 2 статьи 7 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости».

В соответствии с частью 1 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений.

Согласно выписке из ЕГРН о кадастровой стоимости объекта недвижимости от 10 сентября 2018 года кадастровая стоимость жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, определена по состоянию на 25 ноября 2011 года в размере 542758 рублей 79 копеек.

Из отчета об оценке от 31 октября 2018 года, представленного Талиповой М. в обоснование заявленного административного требования, усматривается, что по состоянию на 25 ноября 2011 года рыночная стоимость вышеуказанного жилого дома с кадастровым номером , составила 174 000 рублей.

Данный отчет об оценке рыночной стоимости жилого дома содержит подробное описание проведенного исследования, соответствующие ему выводы и ответ на поставленный вопрос. Выводы эксперта о рыночной стоимости жилого дома сделаны на основе затратного подхода, отказ от использования сравнительного и доходного подходов мотивирован.

Лицо, составившее отчет о рыночной стоимости объекта недвижимости, - Ивашов А.В. соответствует требованиям законодательства об оценочной деятельности, предъявляемым к оценщикам: имеет специальное образование, квалификационный аттестат в области оценочной деятельности, стаж работы в оценочной деятельности с 2015 года, гражданская ответственность застрахована в СПАО «Ингосстрах» по 19.12.2018 года.

    Таким образом, отчет об оценке от 31 октября 2018 года соответствует Федеральному закону 29 июля 1998 года от №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», Федеральному стандарту оценки «Общие понятия оценки, подходы и требования к проведению оценки (ФСО №1)», утвержденному приказом Минэкономразвития России от 20 мая 2015 года №297, Федеральному стандарту оценки «Требования к отчету об оценке (ФСО №3)», утвержденному приказом Минэкономразвития России от 20 мая 2015 года №299, Федеральному стандарту оценки «Цель оценки и виды стоимости (ФСО №2)», утвержденному приказом Минэкономразвития России от 20 мая 2015 года №298, Федеральному стандарту оценки «Оценка недвижимости (ФСО №7)», утвержденному приказом Минэкономразвития России от 25 сентября 2014 года №611. Данный отчет об оценке является допустимым и достоверным доказательством действительной рыночной стоимости жилого дома.

Доказательств того, что рыночная стоимость принадлежащего административному истцу объекта недвижимости являлась иной, чем отражено в отчете оценщика, не представлено. Возражений относительно формы и содержания отчета от лиц, участвующих в деле, не поступало. Суду не представлено доказательств несоответствия отчета требованиям действующего законодательства, административными соответчиками и заинтересованными лицами не заявлено ходатайство о проведении судебной экспертизы с целью установления иной величины рыночной стоимости жилого дома.

Учитывая, что имеется существенное расхождение между кадастровой стоимостью, внесенной в государственный кадастр недвижимости, и рыночной стоимостью жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, определенная в отчете об оценке на ту же дату рыночная стоимость жилого дома является ниже внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, суд приходит к выводу о том, что административный иск Талиповой М. является обоснованным и подлежит удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175, 176, 178, 180, 249 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд

решил:

Административное исковое заявление Талиповой М. к Правительству Республики Алтай, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Алтай об установлении кадастровой стоимости жилого дома в размере рыночной стоимости, поданное в суд 05 декабря 2018 года, удовлетворить.

Установить кадастровую стоимость жилого дома с кадастровым номером , площадью 80,6 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, в сумме 174 000 (сто семьдесят четыре тысячи) рублей, равной его рыночной стоимости, по состоянию на 25 ноября 2011 года.

Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Республики Алтай в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья                                            А.О. Имансакипова

Мотивированное решение составлено 14 декабря 2018 года.

2а-30/2018

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Суд
Верховный Суд Республики Алтай
Дело на странице суда
vs.ralt.sudrf.ru
13.12.2018
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее