Судья Савченко Л.В. Дело № 33а-6245/2021
УИД 24RS0038-02-2021-000121-62
3.173а
КРАСНОЯРСКИЙ КРАЕВОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
17 мая 2021 года г. Красноярск
Судебная коллегия по административным делам Красноярского краевого суда в составе:
председательствующего: Малякина А.В.,
судей: Мирончика И.С., Корниенко А.Н.,
с участием: прокурора Андреева А.И.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи:
Дорошковой М.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Мирончика И.С. административное дело по административному исковому заявлению ФКУ КП-48 ГУФСИН России по Красноярскому краю к Карпенко Якову Яковлевичу об установлении административного надзора,
по апелляционному представлению прокурора Нижнеингашского района Красноярского края Аверьянова К.М.
на решение Нижнеингашского районного суда Красноярского края от 26 марта 2021 года, которым постановлено:
«Административное исковое заявление начальника ФКУ КП-48 ГУФСИН России по Красноярскому краю к Карпенко Якову Яковлевичу об установлении административного надзора и административных ограничений, - удовлетворить.
Установить в отношении Карпенко Якова Яковлевича, 19 января 1992 года рождения, административный надзор на срок погашения судимости (3 года), то есть до 12.05.2024 года, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания, с исчислением срока административного надзора со дня постановки на учет в органе внутренних дел по избранному месту жительства, пребывания или фактического нахождения.
Установить Карпенко Я.Я. следующие административные ограничения:
- 1 раз в месяц являться в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации;
- запрещение пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства или пребывания поднадзорного лица с 22.00 до 06.00 часов;
- запрещение выезда за пределы муниципального образования являющегося местом жительства или пребывания, без согласования с ОВД по месту жительства, пребывания или фактического нахождения последнего.
Контроль за поведением Карпенко Я.Я. возложить на органы внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения последнего».
Заслушав докладчика, судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
ФКУ КП-48 ГУФСИН России по Красноярскому краю (далее КП-48) обратилась в суд с административным исковым заявлением об установлении административного надзора в отношении Карпенко Я.Я. на срок погашения судимости и установлении ему административных ограничений в виде явки 1 раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства для регистрации в дни, установленные данным органом; запрета пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания с 22.00 до 06.00 часов, кроме случаев, связанных с работой.
Требование мотивировано тем, что Карпенко Я.Я. в КП-48 отбывает наказание в виде лишения свободы за совершение преступления в период нахождения под административным надзором.
Судом постановлено приведенное выше решение.
В апелляционном представлении прокурор Нижнеингашского района Красноярского края Аверьянов К.М. просит решение суда изменить, установить в отношении Карпенко Я.Я. административное ограничение в виде запрета выезда за пределы территории Красноярского края без согласования в ОВД по месту жительства, пребывания или фактического нахождения.
Обсудив вопрос о возможности рассмотрения дела в отсутствие неявившихся участвующих в деле лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, проверив материалы дела, выслушав заключение старшего прокурора отдела по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе прокуратуры Красноярского края Андреева А.И., поддержавшего доводы апелляционного представления и просившего изменить срок административного надзора, обсудив доводы апелляционного представления, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно статье 2 Федерального закона от 06.04.2011 года № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» административный надзор устанавливается для предупреждения совершения лицами, указанными в статье 3 настоящего Федерального закона, преступлений и других правонарушений, оказания на них индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов.
Основания и порядок установления административного надзора за лицами, освобожденными из мест лишения свободы, предусмотрены Федеральным законом от 06.04.2011 года № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» и главой 29 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту – КАС РФ).
В соответствии со статьей 272 КАС РФ суд рассматривает дела по заявлениям об установлении, о продлении, досрочном прекращении административного надзора, а также о частичной отмене или дополнении ранее установленных поднадзорному лицу административных ограничений.
В силу части 2 статьи 3 Федерального закона от 06.04.2011 года № 64-ФЗ в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость за совершение преступления при опасном или особо опасном рецидиве преступлений, административный надзор устанавливается независимо от наличия оснований, предусмотренных частью 3 настоящей статьи.
Из материалов дела следует, что Карпенко Я.Я. отбывает наказание по приговору Свердловского районного суда г. Красноярска от 16 апреля 2020 года (с учетом апелляционного постановления от 07.07.2020г.), которым осужден по п.п. «а,в» ч. 2 ст. 158, п. «в» ч. 2 ст. 158, ч. 1 ст. 166 УК РФ, с применением ч. 2 ст. 69, ч. 5 ст. 69 УК РФ (приговор Кировского районного суда г. Красноярска от 13 декабря 2019 года, по которому осуждался за совершение преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 314.1 УК РФ) к 2 годам 6 месяцам лишения свободы в исправительной колонии строгого режима.
Кроме того:
-судим 13 декабря 2019 года Кировским районным судом г. Красноярска (с учетом апелляционного постановления от 25.02.2020 г.) по ч. 1 ст. 314.1 УК РФ к 6 месяцам лишения свободы, с применением ч. 5 ст. 69 УК РФ (приговор от 17.12.2018 г.), к 1 году 11 месяцам лишения свободы в исправительной колонии строгого режима;
-судим 17 декабря 2018 года Свердловским районным судом г. Красноярска по ч. 1 ст. 166 УК РФ к 1 году 10 месяцам лишения свободы в исправительной колонии строгого режима;
-судим 26.01.2016 года Ивановским районным судом Амурской области по п. «а» ч. 2 ст. 166 УК РФ, ч. 5 ст. 74 УК РФ, ст. 70 УК РФ (с присоединением наказания по приговору мирового судьи Амурской области по Ивановскому районному судебному участку № 2, по котором осуждался по ч.1 ст. 119 УК РФ) к 2 годам 5 месяцам лишения свободы.
Постановлением Тайшетского городского суда Иркутской области от 21 октября 2020 года Карпенко Я.Я. переведен для дальнейшего отбывания наказания в колонию-поселение.
Карпенко Я.Я. подлежит освобождению 12.05.2021 года по отбытии срока наказания.
При этом решением Партизанского районного суда Красноярского края от 08.02.2018 года в отношении Карпенко Я.Я. уже ранее установливался административный надзор сроком на 8 лет.
Согласно справке о результатах проверки на судимость, Карпенко Я.Я. со 02 июля 2018 года был поставлен на учет в ОП 3 МУ МВД РФ Красноярское как лицо, в отношении которого установлен административный надзор. Административный надзор прекращен – 17 декабря 2018 года, в связи с осуждением поднадзорного лица к лишению свободы (л.д. 25).
Суд первой инстанции, принимая решение об удовлетворении административного искового заявления об установлении административного надзора, установлении административных ограничений обоснованно исходил из того, что преступления, за совершение которых Карпенко Я.Я. отбывает наказание, совершены им в период нахождения административного ответчика под административным надзором.
Проанализировав указанные обстоятельства, суд первой инстанции пришел к верному выводу о наличии оснований, предусмотренных Законом № 64-ФЗ, для установления административного надзора в отношении Карпенко Я.Я.
В соответствии с частью 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Обстоятельства и степень общественной опасности совершенного осужденным преступления, за которое он осужден, его личность свидетельствуют о том, что установленные судом административные ограничения полностью соответствуют задачам административного надзора, закрепленным в статье 2 Закона № 64-ФЗ, направлены на оказание индивидуального профилактического воздействия на Карпенко Я.Я. в целях защиты государственных и общественных интересов, предупреждения совершения им новых преступлений и других правонарушений.
Установленный в отношении Карпенко Я.Я. административный надзор является временным ограничением прав и свобод лица, освобожденного из мест лишения свободы.
В соответствии с абзацем 2 пункта 26 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 16 мая 2017 года № 15 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» при одновременном наличии нескольких оснований для установления административного надзора он устанавливается исходя из основания, по которому законом предусмотрен более длительный срок административного надзора (статья 3, часть 1 статьи 5 Закона № 64-ФЗ).
Согласно пункту 32 вышеназванного Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации осуждение поднадзорного лица к лишению свободы и направление его к месту отбывания наказания являются основанием для прекращения административного надзора (пункт 3 части 1 статьи 9 Закона № 64-ФЗ). С учетом этого административный надзор устанавливается вновь, если после отбытия наказания, в связи с которым такой надзор был прекращен, у лица по первоначальному приговору суда сохраняется неснятая или непогашенная судимость за совершение преступления, указанного в частях 2 и 2.1 статьи 3 Закона № 64-ФЗ.
Судебная коллегия принимает во внимание, что после отбытия наказания по приговору Свердловского районного суда города Красноярска от 16 апреля 2020 года у Карпенко Я.Я. сохраняется неснятая и непогашенная судимость по приговору Свердловского районного суда города Красноярска от 17 декабря 2018 года, преступление по данному приговору совершено при рецидиве преступлений.
Вместе с тем, проверяя решение суда первой инстанции в полном объеме, судебная коллегия находит подлежащим его изменению в части установления срока административного надзора в силу следующего. Так, суд первой инстанции не учел, что Карпенко Я.Я. был судим 26.01.2016 года Ивановским районным судом Амурской области по п. «а» ч. 2 ст. 166 УК РФ (с присоединением наказания по приговору мирового судьи Амурской области по Ивановскому районному судебному участку № 2, по котором осуждался по ч.1 ст. 119 УК РФ), то есть за тяжкое преступление, при этом в его действиях судом был признан опасный рецидив преступлений.
В настоящее время судимость по приговору суда от 26.01.2016 года не снята и не погашена, доказательств обратного материалы дела не содержат.
В связи с этим, в настоящем случае имеется два основания для установления административного надзора – по приговору суда от 16 апреля 2020 года и по приговору суда от 26 января 2016 года.
Судебная коллегия, с учетом разъяснений, содержащихся в п. 32 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 16 мая 2017 года № 15, полагает необходимым установить срок административного надзора 8 лет, то есть на срок, установленный законодательством Российской Федерации для погашения судимости по приговору Ивановского районного суда Амурской области от 26.01.2016 года за совершение Карпенко Я.Я. тяжкого преступления при опасном рецидиве преступлений, так как у Карпенко Я.Я. по данному приговору суда сохраняется неснятая или непогашенная судимость за совершение преступления, указанного в частях 2 и 2.1 статьи 3 Федерального закона от 06.04.2011 года № 64-ФЗ.
Кроме того, судебная коллегия считает необходимым согласиться с доводами апелляционного представления о необходимости указания конкретного региона, покидать территорию которого запрещено поднадзорному лицу.
Согласно пункту 3 части 2 статьи 4 Федерального закона № 64-ФЗ установление названного административного ограничения является обязательным поднадзорному лицу, не имеющему места жительства или пребывания.
Как следует из материалов дела, Карпенко Я.Я. постоянного места жительства не имеет, при этом согласно справке об освобождении после освобождения из мест лишения свободы убыл по месту жительства: <адрес>
В силу положений пункта 3 части 2 статьи 4 Федерального закона от 06.04.2011 г. № 64-ФЗ и пункта 22 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 16.05.2017 года № 15 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы», судебная коллегия находит обоснованными доводы апелляционного представления и считает необходимым уточнить резолютивную часть решения суда, учитывая, что наличие постоянного места жительства Карпенко Я.Я. не подтверждено, в связи с чем, необходимым изменить административное ограничение в виде запрещения выезда за установленные судом пределы территории и установить его в следующей редакции: «запрещение выезда за пределы территории Амурской области». При этом материалы дела не содержат каких-либо убедительных и достаточных доказательств того, что Карпенко Я.Я. намерен проживать на территории Красноярского края.
В остальной части решение суда соответствует действующему законодательству Российской Федерации.
При таких обстоятельствах доводы апелляционного представления заслуживают внимания, а решение подлежит изменению.
Процессуальных нарушений, влекущих безусловную отмену решения суда, при рассмотрении дела судом первой инстанции допущено не было.
Руководствуясь статьями 309-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
Апелляционное представление удовлетворить.
Решение Нижнеингашского районного суда Красноярского края от 26 марта 2021 года в части установления срока административного надзора и установления административного ограничения в виде запрещения выезда за установленные судом пределы территории изменить.
Установить административный надзор в отношении Карпенко Якова Яковлевича, 19 января 1992 года рождения, на срок 8 (восемь) лет, то есть на срок, установленный законодательством Российской Федерации для погашения судимости по приговору Ивановского районного суда Амурской области от 26.01.2016 года, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания.
Абзац 6 резолютивной части решения изложить в следующей редакции: «- запрещение выезда за пределы территории Амурской области.».
В остальной части вышеуказанное решение суда оставить без изменения.
Апелляционное определение может быть обжаловано в кассационном порядке в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции через Нижнеингашский районный суд Красноярского края в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Председательствующий:
Судьи: