Решение по делу № 2а-1743/2020 от 25.06.2020

Дело № 2а-1743/2020

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

31 августа 2020 года    г. Элиста

Элистинский городской суд Республики Калмыкия в составе:

председательствующего судьи    Семёновой Л.Л.,

при секретаре судебного заседания    Овадыковой Д.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Абушинова Вячеслава Викторовича к Инспекции Федеральной налоговой службы России по г. Элисте о признании незаконным отказа в проведении перерасчета и возврате излишне уплаченного налога,

у с т а н о в и л:

Абушинов В.В. обратился в суд к Инспекции Федеральной налоговой службы России по г. Элисте (далее – ИФНС России по г. Элисте) с указанным административным иском, ссылаясь на то, что ИФНС России по г. Элисте предъявила ему уведомление №59642114 от 27.08.2016 г. по налогу на имущество физических лиц за 2015 год по объектам недвижимого имущества в общей сумме 246 827,55 руб., в т.ч. по закусочной - 16 646 руб., по АЗС - 230 182 руб. Кадастровая стоимость АЗС по состоянию на 01 января 2015 года составляла 549 803 руб. 02 коп., инвентаризационная стоимость АЗС, согласно налоговому уведомлению №59642114, составляла 11 509 084 руб. Таким образом инвентаризационная стоимость превышала кадастровую стоимость в 20,9 раз. В связи с этим он обратился в налоговый орган с заявлением от 28 февраля 2020 года, в котором просил произвести перерасчет налога на имущество физических лиц по объекту Автозаправочная станция (далее - АЗС), кадастровый номер , по адресу: <адрес>, на примыкании к автодороге «Подъезд к городу от магистрали «Каспий» км 286+350, и произвести возврат излишне уплаченной суммы в размере 255 258 руб. 28 коп. Письмом от 17 марта №12-07/04975 налоговый орган уведомил, что при налогообложении была ошибочно применена инвентаризационная стоимость в сумме 11 509 094 руб. вместо 9 735 828 руб. 76 коп., произвел перерасчет налога на имущество и возвратил налог в сумме 41 465 руб. При этом в пересчете налога на имущество с применением кадастровой стоимости вместо инвентаризационной было отказано. 15 мая 2020 года он обратился в УФНС России по Республике Калмыкия с требованием признать незаконным отказ Инспекции в проведении перерасчета и возложении обязанности на Инспекцию произвести перерасчет налога на имущества физических лиц по объекту АЗС. Решением №22 от 05 июня 2020 года УФНС России по Республике Калмыкия ему было отказано в связи с тем, что в соответствии с пунктом 2.1 ст. 52 НК РФ перерасчет сумм ранее исчисленных налогов, указанных в пункте 3 ст. 14 и п. 1 и 2 ст. 15 НК РФ, осуществляется не более чем за 3 налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления в связи с перерасчетом. Ссылаясь на п. 5 Постановления Конституционного Суда РФ от 15 февраля 2019 года № 10-П «По делу о проверке конституционности ст. 402 Налогового кодекса РФ в связи с жалобой гражданки О.Ф. Низамовой», ст. 17 гл. 12 КАС ПФ, просил признать незаконным отказ ИФНС России по г. Элисте в проведении перерасчета и возврате излишне уплаченного налога на имущество физических лиц; обязать ИФНС России по г. Элисте произвести перерасчет налога на имущество на физических лиц по объекту Автозаправочная станция, кадастровый номер , по адресу: <адрес>, на примыкании к автодороге «Подъезд к городу от магистрали «Каспий» км 286+350, применив в качестве налоговой базы кадастровую стоимость объекта по состоянию на 01 января 2015 года в размере 549 803 руб. 02 коп. и определить размер налога на имущество за 2015 год за Автозаправочную станцию в сумме 10 997 руб.; произвести возврат излишне уплаченной суммы в размере 213 793 руб. на его банковский счет.

В судебном заседании представитель административного истца Абакинова О.Н. поддержала административные исковые требования, просила удовлетворить в полном объеме. Административный истец Абушинов В.В. в суд не явился.

Представитель ИФНС России по г. Элисте Унгарлинов А.В., ссылаясь на п. 2.1 ст. 52 Налогового кодекса РФ, просил в иске отказать.

Выслушав стороны, исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со статьей 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

С 01 января 2015 года обязанность по уплате налога на имущество физических лиц определена в главе 32 Налогового кодекса Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 1 статьи 399 Налогового кодекса Российской Федерации, налог на имущество физических лиц устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.

В соответствии со ст. 400 Налогового кодекса РФ налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со ст. 401 Налогового кодекса РФ.

Согласно ст. 401 Налогового Кодекса РФ объектом налогообложения признаются, в том числе иные здание, строение, сооружение, помещение, расположенные в пределах муниципального образования.

Как следует из материалов дела, административный истец Абушинов В.В. является плательщиком налога на имущество, поскольку имел на праве собственности следующие объекты недвижимости:

- Автозаправочная станция по адресу: <адрес>, на примыкании к автодороге «Подъезд к городу от магистрали «Каспий» км 286+350, кадастровый номер объекта: , дата возникновения собственности: 11 сентября 2014 года, дата отчуждения: 01 ноября 2016 года;

- Закусочная (назначение нежилое, площадь 46,7 кв.м.) по адресу: <адрес>, на примыкании к автодороге «Подъезд к городу от магистрали «Каспий» км 286+350, кадастровый номер объекта: .

Согласно налоговому уведомлению № 59642114 от 27 августа 2016 года расчет налога на имущество физических лиц по указанному объекту (АЗС) за 2015 год произведен по инвентаризационной стоимости объекта в размере 11 509 094 руб., налог начислен в сумме 230 182 руб. (11 509 094 х 2%).

Как установлено в судебном заседании и следует из материалов дела, 28 февраля 2020 года административный ответчик Абушинов В.В. обратился в налоговый орган с заявлением о перерасчете налога на имущество физических лиц по объекту Автозаправочная станция, кадастровый номер , по адресу: <адрес>, на примыкании к автодороге «Подъезд к городу от магистрали «Каспий» км 286+350, и возврате излишне уплаченной суммы в размере 255 258 руб. 28 коп.

Согласно письму ИФНС России по г. Элисте от 17 марта 2020 года, административному истцу разъяснено, что в связи с неверным применением налоговой базы в размере 11 509 094 руб. произведен перерасчет налога на имущество за 2015 год, сумма налога уменьшена на 41 465 руб. Сумма, исчисленного налога на имущество физических лиц за 2015 года составила 188 717 руб. Разъяснено, что в соответствии с Законом Республики Калмыкия от 20 ноября 2015 года №146-V-3 «Об установлении единой даты начала применения на территории Республики Калмыкия порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения», с 01 января 2016 года исчисление налога на имущество физических лиц определяется исходя из кадастровой стоимости. Исчисление налога на имущество физических лиц за 2015 года проводилась исходя из инвентаризационной стоимости имущества.

15 мая 2020 года административный истец обратился в УФНС России по Республике Калмыкия с требованием признать незаконным отказ Инспекции в проведении перерасчета и обязать ИФНС России по г. Элисте произвести перерасчет налога на имущества физических лиц по объекту АЗС.

Решением №22 от 05 июня 2020 года УФНС России по Республике Калмыкия жалоба Абушинова В.В. на действие (бездействие) должностных лиц оставлена без удовлетворения, указано, что в соответствии с п. 2.1 ст. 52 Налогового кодекса РФ перерасчет сумм ранее исчисленных налогов осуществляется не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления в связи с перерасчетом.

Налогоплательщики, имеющие в собственности указанные в подпункте 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса РФ объекты, для определения налоговой базы по налогу на имущество организаций должны использовать кадастровую стоимость в случае вступления в силу в субъекте Российской Федерации соответствующего нормативного правового акта и включения конкретного объекта в перечень, утвержденный органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

В соответствии со статьей 402 НК РФ Законом Республики Калмыкия от 20 ноября 2015 года №146-V-3 «Об установлении единой даты начала применения на территории Республики Калмыкия порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения» (далее - Закон РК №146-V-3 от 20 ноября 2015 года) установлена единая дата начала применения на территории Республики Калмыкия порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения -1 января 2016 года.

Согласно п. 3 Решения Элистинского городского собрания Республики Калмыкия от 26 ноября 2015 года №4 «О налоге на имущество физических лиц на территории города Элисты» с 01 января 2016 года налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из кадастровой стоимости.

Таким образом, в отношении недвижимого имущества на территории Республики Калмыкия за налоговый период 2015 года налоговая база исчислялась исходя из инвентаризационной стоимости, а с 01 января 2016 года - из кадастровой стоимости объектов налогообложения

Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 15 февраля 2019 г. N 10-П «По делу о проверке конституционности статьи 402 Налогового кодекса Российской Федерации в связи с жалобой гражданки О.Ф. Низамовой» признаны не противоречащими Конституции Российской Федерации пункты 1 и 2 статьи 402 Налогового кодекса Российской Федерации, поскольку - по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования - они не исключают права налогоплательщика требовать в индивидуальном порядке (при разрешении налогового спора), в целях исчисления суммы налога на имущество физических лиц, использования сведений об определенной в надлежащем порядке кадастровой (рыночной) стоимости этого имущества и соответствующего размера налоговой ставки в том случае, когда сумма налога, исчисленная налоговым органом исходя из инвентаризационной стоимости этого имущества, существенно превышает сумму налога, исчисляемую исходя из его кадастровой стоимости.

Между тем, согласно п. 2.1 ст. 52 Налогового кодекса РФ перерасчет сумм ранее исчисленных налогов, указанных в пункте 3 статьи 14 и пунктах 1 и 2 статьи 15 настоящего Кодекса, осуществляется не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления в связи с перерасчетом, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

Исходя из указанных положений и прямого указания, содержащегося в статье 52 Налогового кодекса РФ перерасчет сумм ранее исчисленного налога на имущество для физических лиц может быть осуществлен не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления в связи с перерасчетом налога.

Следовательно, тремя налоговыми периодами, за которые может быть осуществлен перерасчет налога, являются 2017 – 2019 годы.

В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 227 Кодекса административного судопроизводства РФ по результатам рассмотрения административного дела судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.

Таким образом, признание незаконными действий и решений органов и должностных лиц возможно только при несоответствии их нормам действующего законодательства одновременно с нарушением прав и законных интересов гражданина. При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.

Между тем по данному административному делу таких правовых условий, позволяющих принять решение об удовлетворении заявленных административным истцом требований, не установлено.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 290 КАС РФ, суд

решил:

в удовлетворении административного искового заявления Абушинова Вячеслава Викторовича отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Калмыкия через Элистинский городской суд Республики Калмыкия в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий     Л.Л. Семёнова

Решение в окончательной форме принято 04 сентября 2020 года.

2а-1743/2020

Категория:
Гражданские
Истцы
Абушинов Вячеслав Викторович
Ответчики
ИФНС России по г. Элисте
Суд
Элистинский городской суд Республики Калмыкия
Судья
Семенова Лариса Лиджиевна
Дело на странице суда
elistinsky.kalm.sudrf.ru
25.06.2020Регистрация административного искового заявления
26.06.2020Передача материалов судье
26.06.2020Решение вопроса о принятии к производству
26.06.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
26.06.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
29.07.2020Судебное заседание
14.08.2020Судебное заседание
21.08.2020Судебное заседание
31.08.2020Судебное заседание
31.08.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее