Дело № 3а-43/2021
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
12 февраля 2021 года город Тверь
Тверской областной суд в составе:
председательствующего судьи Кустова А.В.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи
Почаевой А.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Хорева <данные изъяты> об оспаривании кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества,
установил:
Хорев Л.Л. обратился в суд с административным иском об установлении кадастровой стоимости принадлежащих ему на праве собственности объектов недвижимого имущества – нежилых зданий, расположенных по адресу: <адрес>, Выползовское с/п и Гузятинский сельский округ, равной их рыночной стоимости определенной оценщиком <данные изъяты> ФИО7 в отчете № от ДД.ММ.ГГГГ по состоянию на 24 января 2014 года:
- главного корпуса дробильно-сортировочной фабрики с кадастровым номером 69:04:0000013:1204 в сумме <данные изъяты>,
- блока производственного хозяйства РМЦ с кадастровым номером 69:04:0000013:1205 в сумме <данные изъяты>,
- трансформаторной подстанции с кадастровым номером 69:04:0000013:1214 в сумме <данные изъяты>,
- корпуса первичного дробления с кадастровым номером 69:04:0000013:1211 в сумме <данные изъяты>,
- котельной с кадастровым номером 69:04:0000013:1208 в сумме <данные изъяты>,
- блока складского хозяйства с кадастровым номером 69:04:0000013:1212 в сумме <данные изъяты>.
Заявленные требования мотивированы тем, что кадастровая стоимость нежилых зданий существенно превышает их рыночную стоимость, что нарушает права административного истца как собственника объектов недвижимости и плательщика налога на имущество.
Участвующие в деле лица, своевременно и надлежащим образом извещенные о дате, времени и месте слушания дела, в судебное заседание не явились.
Учитывая положения статей 96, 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, принимая во внимание, что информация о принятии административного искового заявления, времени и месте судебного заседания размещена на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», суд признал возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Представитель административного ответчика Министерства имущественных и земельных отношений Тверской области Селезнев А.Н. в возражениях просил рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика, полагал требования истца не подлежащими удовлетворению, поскольку при определении рыночной стоимости имущества и составлении отчета оценщиком нарушены требования п. 5 ФСО № 3, п. 22 ФСО № 7, статьи 11 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации».
Представитель административного ответчика ФГБУ «ФКП Росреестра» Чекменев В.Н. также представил возражения на административный иск, просил рассмотреть дело в его отсутствие, полагал, что Учреждение является ненадлежащим ответчиком по делу, поскольку им была определена кадастровая стоимость недвижимости в порядке осуществления полномочий, предусмотренных статьей 24.19 Закона об оценке, при этом Учреждение не является государственным органом, осуществляющим функции по государственной кадастровой оценке.
Оценив показания оценщика ФИО7, данные в ходе судебного разбирательства, исследовав материалы дела, суд полагает требования административного истца подлежащими удовлетворению, при этом исходит из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 402 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 данной статьи.
Указанный порядок определения налоговой базы может быть установлен нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) после утверждения субъектом Российской Федерации в установленном порядке результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества.
Согласно части 3 статьи 402 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с п. 7 ст. 378.2 Кодекса, а также объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, определяется исходя из кадастровой стоимости указанных объектов налогообложения.
Законом Тверской области от 13 ноября 2014 года № 91-ЗО установлена единая дата начала применения на территории Тверской области порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения с 1 января 2015 года.
В соответствии с частью 1 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.
Из материалов дела следует, что нежилые здания, расположенные в Бологовском районе Тверской области: в Выползовском с/п - с кадастровыми номерами 69:04:0000013:1204, 69:04:0000013:1205, 69:04:0000013:1214, и в Гузятинском сельском округе – с кадастровыми номерами 69:04:0000013:1208, 69:04:0000013:1211, 69:04:0000013:1212, принадлежат на праве собственности Хореву Л.Л.
Согласно выпискам из ЕГРН кадастровая стоимость по состоянию на 24 января 2014 года была определена в отношении:
- главного корпуса дробильно-сортировочной фабрики с кадастровым номером 69:04:0000013:1204 в сумме 40285443,69 рубля,
- блока производственного хозяйства РМЦ с кадастровым номером 69:04:0000013:1205 в сумме 26439620,24 рубля,
- котельной с кадастровым номером 69:04:0000013:1208 в сумме 8963624,54 рубля,
- корпуса первичного дробления с кадастровым номером 69:04:0000013:1211 в сумме 5417055,04 рубля,
- блока складского хозяйства с кадастровым номером 69:04:0000013:1212 в сумме 10730362,09 рубля.
- трансформаторной подстанции с кадастровым номером 69:04:0000013:1214 в сумме 1603561,1 рубля,
органом кадастрового учета в соответствии с требованиями п. 2.1. Приказа Минэкономразвития РФ от 18 марта 2011 года № 113 «Об утверждении порядка определения кадастровой стоимости объектов недвижимости в случае, если в период между датой проведения последней государственной кадастровой оценки и датой проведения очередной государственной кадастровой оценки осуществлен государственный кадастровый учет ранее не учтенных объектов недвижимости и (или) в государственный кадастр недвижимости внесены соответствующие сведения при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости» путем умножения площади зданий на соответствующий удельный показатель кадастровой стоимости – 10072,62 руб./кв.м, утвержденный Приказом Министерства имущественных и земельных отношений Тверской области № 4-нп от 17 сентября 2012 года.
Сведения о кадастровой стоимости зданий внесены в ЕГРН 15 февраля 2014 года.
На основании статьи 24.19 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» при осуществлении государственного кадастрового учета ранее не учтенных объектов недвижимости, включения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости или внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости, орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке, осуществляет определение кадастровой стоимости объектов недвижимости в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности.
Датой определения кадастровой стоимости объектов недвижимости в случаях, предусмотренных настоящей статьей, является дата внесения сведений о нем в Единый государственный реестр недвижимости, повлекшего за собой необходимость определения кадастровой стоимости в соответствии с настоящей статьей.
В соответствии с частью 3 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявление об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости может быть подано в суд не позднее пяти лет с даты внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости, если на момент обращения в суд в государственный кадастр недвижимости не внесены результаты определения кадастровой стоимости, полученные при проведении очередной государственной кадастровой оценки, либо сведения, связанные с изменением качественных или количественных характеристик объекта недвижимости, повлекшие изменение его кадастровой стоимости.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пунктах 8 и 14 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 г. N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости", ввиду закрепленной законом периодичности проведения государственной кадастровой оценки заявление о пересмотре кадастровой стоимости может быть подано в суд не позднее пяти лет с даты внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости в том случае, если на момент обращения в суд в государственный кадастр недвижимости не внесены очередные результаты определения кадастровой стоимости либо сведения, связанные с изменением качественных или количественных характеристик объекта недвижимости, повлекшие изменение его кадастровой стоимости.
Требование о пересмотре кадастровой стоимости, ставшей архивной, может быть рассмотрено по существу, если на дату обращения в Комиссию или в суд сохраняется право на применение результатов такого пересмотра для целей, установленных законодательством (абзац пятый статьи 24.20 Закона об оценочной деятельности).
Поскольку установленная и внесенная в Единый государственный реестр недвижимости оспариваемая кадастровая стоимость объектов недвижимости 15 февраля 2014 года, сохранялась на день подачи иска в суд и сохраняется по настоящее время, административный истец, будучи собственником недвижимого имущества, вправе оспаривать его кадастровую стоимость, поскольку данная стоимость применяется для исчисления налога на имущество.
В подтверждение рыночной стоимости объектов недвижимого имущества административным истцом представлен отчет об оценке <данные изъяты> № от ДД.ММ.ГГГГ, составленный оценщиком ФИО7, в соответствии с которым рыночная стоимость нежилых зданий по состоянию на 24 января 2014 года составила:
- главного корпуса дробильно-сортировочной фабрики с кадастровым номером 69:04:0000013:1204 - <данные изъяты>,
- блока производственного хозяйства РМЦ с кадастровым номером 69:04:0000013:1205 - <данные изъяты>,
- котельной с кадастровым номером 69:04:0000013:1208 - <данные изъяты>,
- корпуса первичного дробления с кадастровым номером 69:04:0000013:1211 - <данные изъяты>,
- блока складского хозяйства с кадастровым номером 69:04:0000013:1212 - <данные изъяты>,
- трансформаторной подстанции с кадастровым номером 69:04:0000013:1214 - <данные изъяты>.
Оценка произведена в соответствии с Федеральным законом от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», подлежащими применению федеральными стандартами оценки на основе собранной оценщиком информации, удовлетворяющей требованиям достаточности, достоверности и существенности.
Отчет об оценке содержит необходимую информацию, идентифицирующую объект оценки, его качественные характеристики, представлена информация о факторах, имеющих наибольшее влияние на рыночную стоимость.
Оценщиком при определении рыночной стоимости объектов недвижимости применялся затратный подход. Мотивы отказа от использования при оценке доходного и сравнительного подходов приведены и обоснованы в отчете.
В судебном заседании оценщик ФИО7 подтвердил вывод о величине рыночной стоимости недвижимости, дал развернутые пояснения по критическим замечаниям административного ответчика.
Оценщик пояснил, что обладал всей информацией по данным объектам недвижимости, в том числе использовал сведения по объектам, сформированные в процедуре банкротства ООО «Нерудник». При этом технических паспортов на объекты у собственника не имеется.
Визуальный осмотр объектов оценки подтверждает их состояние. При составлении отчета об оценке использовал методику определения физического износа по шкале экспертных оценок. Объекты оценки разрушились за последние 5-6 лет, поправка на данный период в отчете об оценке сделана. Применение методики срока жизни, по мнению оценщика, неуместна, так как некоторые объекты разрушены полностью либо отсутствуют их отдельные конструктивные элементы, объекты не эксплуатируются и не обслуживаются.
Оценив отчет оценщика в совокупности с его пояснениями в судебном заседании и другими доказательствами дела, суд полагает отчет не противоречащим требованиям Закона об оценочной деятельности и федеральным стандартам оценки (ФСО № 3 п. 5, ФСО № 7 п. 22), поскольку отчет содержит необходимую информацию, существенным образом влияющую на стоимость объектов оценки, содержание отчета не вводит в заблуждение и не допускает неоднозначного толкования полученных результатов.
Доказательств, опровергающих изложенные в отчете выводы и содержащих сведения об иной рыночной стоимости здания на дату оценки, суду не представлено. Ходатайства о проведении по делу судебной экспертизы для установления иной рыночной стоимости зданий, исключая массовый способ оценки недвижимости, ответчиками и заинтересованным лицом не заявлено, тем самым выводы оценщика о рыночной стоимости объектов недвижимости не опровергнуты.
При таких обстоятельствах, принимая во внимание, что обоснованность доводов административного истца о несоответствии кадастровой стоимости объекта недвижимого имущества его рыночной стоимости подтверждена доказательствами, удовлетворяющими критериям относимости, допустимости и достоверности, требования Хорева Л.Л. подлежат удовлетворению.
Руководствуясь статьями 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административные исковые требования Хорева <данные изъяты> удовлетворить.
Восстановить Хореву <данные изъяты> срок обращения в суд с требованием об оспаривании кадастровой стоимости нежилых зданий с кадастровыми номерами 69:04:0000013:1204, 69:04:0000013:1205, 69:04:0000013:1208, 69:04:0000013:1211, 69:04:0000013:1212, 69:04:0000013:1214.
Установить кадастровую стоимость объектов недвижимого имущества – нежилых зданий, расположенных по адресу: Тверская область, Бологовский район, Выползовское с/п, равной их рыночной стоимости по состоянию на 24 января 2014 года:
- главного корпуса дробильно-сортировочной фабрики с кадастровым номером 69:04:0000013:1204 в сумме 3793 000 рублей,
- блока производственного хозяйства РМЦ с кадастровым номером 69:04:0000013:1205 в сумме 2018 000 рублей,
- трансформаторной подстанции с кадастровым номером 69:04:0000013:1214 в сумме 127 000 рублей.
Установить кадастровую стоимость объектов недвижимого имущества – нежилых зданий, расположенных по адресу: Тверская область, Бологовский район, Гузятинский сельский округ, равной их рыночной стоимости по состоянию на 24 января 2014 года:
- котельной с кадастровым номером 69:04:0000013:1208 в сумме 428 000 рублей,
- корпуса первичного дробления с кадастровым номером 69:04:0000013:1211 в сумме 1156 000 рублей,
- блока складского хозяйства с кадастровым номером 69:04:0000013:1212 в сумме 837 000 рублей.
Датой подачи заявления Хоревым <данные изъяты> о пересмотре кадастровой стоимости указанных нежилых зданий считать дату обращения в Тверской областной суд – 30 декабря 2020 года.
Решение может быть обжаловано в Первый апелляционный суд общей юрисдикции через Тверской областной суд в течение одного месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.
Председательствующий А.В. Кустов
Решение в окончательной форме принято 15 февраля 2021 года.
Председательствующий А.В. Кустов