Дело № 2-449/2023
УИД 21RS0017-01-2023-000620-29
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Шумерля |
24 июля 2023 года |
Шумерлинский районный суд Чувашской Республики в составе:
председательствующего судьи Юрковец М.А.,
при секретаре Пугачевой А.В.,
с участием представителя прокурора Порецкого района Чувашской Республики – старшего помощника Шумерлинского межрайонного прокурора Егоровой Е.Н.
рассмотрев в открытом судебном заседании в здании суда гражданское дело по исковому заявлению прокурора Порецкого района Чувашской Республики в защиту неопределенного круга лиц к ОАО «Порецкий рынок» о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии мер по созданию мест накопления отработанных ртутьсодержащих ламп и заключения договора с оператором, возложении обязанности в течение одного месяца со дня вступления в законную силу решения суда организовать места накопления отработанных ртутьсодержащих ламп и заключить договор с оператором,
УСТАНОВИЛ:
И.о. прокурора Порецкого района Чувашской Республики обратился в суд в защиту неопределенного круга лиц к ОАО «Порецкий рынок» с требованиями о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии мер по созданию мест накопления отработанных ртутьсодержащих ламп и заключения договора с оператором (ФГУП «ФЭО»), возложении обязанности в течение одного месяца со дня вступления в законную силу решения суда организовать места накопления отработанных ртутьсодержащих ламп и заключить договор с оператором (ФГУП «ФЭО»). Административный иск обоснован тем, что прокуратурой Порецкого района Чувашской Республики проведена проверка соблюдения требований, направленных на обеспечение безопасного обращения с отходами I и II классов опасности, в ходе которой в деятельности управляющей компании ОАО «Порецкий рынок» выявлены отдельные нарушения требований законодательства в данной сфере. В нарушение требований природоохранного законодательства управляющей компанией ОАО «Порецкий рынок» не организовано создание мест накопления отработанных ртутьсодержащих ламп, не заключен договор с оператором, осуществляющим сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, хранение отработанных ртутьсодержащих ламп. "___" ___________ г. генеральному директору ОАО «Порецкий рынок» вынесено представление об устранении нарушений законодательства об отходах производства и потребления. Вместе с тем, согласно ответа от "___" ___________ г. № ___________ на представление от "___" ___________ г., до настоящего времени нарушения закона не устранены. Не осуществление мероприятий, направленных на сбор и определение мест первичного сбора и размещения отходов I класса опасности, а именно отработанных ртутьсодержащих ламп у потребителей, нарушает права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, так как может привести к загрязнению окружающей среды опасными отходами, причинению вреда жизни и здоровью граждан.
Старший помощник Шумерлинского межрайонного прокурора Егорова Е.Н. в суде иск поддержала, по доводам, изложенным в административном исковом заявлении.
Ответчик представитель ОАО «Порецкий рынок» на судебное заседание не явился, в деле имеется телефонограмма, в которой представитель ответчика просил рассмотреть дело без их участия.
Суд, в соответствии со статьей 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации считает возможным рассмотреть дело в отсутствие ответчика.
Выслушав сторон, исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующим выводам.
Согласно ст.42 Конституции Российской Федерации Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
В силу статьи 3 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (с изм. и доп. вступ. в силу 1.03.2023) (далее по тексту Закон № 7-ФЗ) хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться, в том числе, на основе принципов обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека; платность природопользования и возмещение вреда окружающей среде; презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности.
Каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде (статья 11 Закона № 7-ФЗ).
Согласно статьям 1, 4.1 Федерального закона от 24 июня 1998 года «Об отходах производства и потребления» (с изм. и доп. вступ. в силу 1.03.2023) (далее по тексту Закон № 89-ФЗ) обращение с отходами представляет собой деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов. Отходы в зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду подразделяются в соответствии с критериями, установленными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды, на пять классов опасности в том числе: I класс - чрезвычайно опасные отходы; II класс - высокоопасные отходы.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2020 года № 2314 утверждены Правила обращения с отходами производства и потребления в части осветительных устройств, электрических ламп, ненадлежащие сбор, накопление, использование, обезвреживание, транспортирование и размещение которых может повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям и окружающей среде.
В соответствии с пунктом 4 указанных Правил установлено, что места накопления отработанных ртутьсодержащих ламп у потребителей ртутьсодержащих ламп, являющихся собственниками, нанимателями, пользователями помещений в многоквартирных домах, определяются указанными лицами или по их поручению лицами, осуществляющими управление многоквартирными домами на основании заключенного договора управления многоквартирным домом или договора оказания услуг и (или) выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества в таких домах, которые организуют такие места накопления в местах, являющихся общим имуществом собственников многоквартирных домов, в соответствии с требованиями к содержанию общего имущества, предусмотренными Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 г. N 491 "Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и Правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность", и уведомляют о таких местах накопления оператора на основании договора об обращении с отходами.
Транспортирование отработанных ртутьсодержащих ламп осуществляется оператором в соответствии с требованиями статьи 16 Федерального закона "Об отходах производства и потребления". Допускается транспортирование отработанных ртутьсодержащих ламп потребителями до места накопления в индивидуальной и транспортной упаковках из-под ртутьсодержащих ламп аналогичных размеров, не имеющих видимых повреждений, или иной герметичной транспортной упаковке, обеспечивающей сохранность таких ламп при их транспортировании (пункт 9 Правил).
Сбор отработанных ртутьсодержащих ламп у потребителей осуществляют операторы в местах накопления отработанных ртутьсодержащих ламп, информация о которых должна быть отражена в территориальной схеме обращения с отходами субъекта Российской Федерации (пункт 11 Правил).
В соответствии с частями 1-3 статьи 14.4 Закона № 89-ФЗ индивидуальные предприниматели, юридические лица, в результате хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы I и II классов опасности, осуществляют обращение с данными отходами самостоятельно при наличии в собственности или на ином законном основании объектов утилизации, обезвреживания и (или) размещения отходов I и II классов опасности. В иных случаях индивидуальные предприниматели, юридические лица, в результате хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы I и II классов опасности, передают данные отходы федеральному оператору в соответствии с договорами на оказание услуг по обращению с отходами I и II классов опасности.
Формы типовых договоров на оказание услуг по обращению с отходами I и II классов опасности утверждаются Правительством Российской Федерации. Указанные договоры могут быть дополнены по соглашению сторон иными не противоречащими законодательству Российской Федерации положениями.
Индивидуальные предприниматели, юридические лица, в результате хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы I и II классов опасности, не вправе отказаться от заключения договора на оказание услуг по обращению с отходами I и II классов опасности с федеральным оператором по обращению с отходами I и II классов опасности, за исключением случаев самостоятельного обращения с отходами I и II классов опасности, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи.
Как видно из справки о результатах проверки природоохранного законодательства от "___" ___________ г. и установлено судом ОАО «Порецкий рынок» не соблюдены требования природоохранного законодательства, то есть не организовано создание мест накопления отработанных ртуть содержащих ламп; не заключен договор с оператором, осуществляющим сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, хранение отработанных ртутьсодержащих ламп.
"___" ___________ г. прокурором Порецкого района Чувашской Республики в отношении директора ОАО «Порецкий рынок» вынес представление об устранении нарушений законодательства об отходах производства и потребления.
Согласно письма ОАО «Порецкий рынок» от "___" ___________ г. № ___________ нарушения указанные в представлении устранены. Созданы места накопления ртутьсодержащих ламп, отправлен проект договора на утилизацию. Однако, документов подтверждающих выполнение представления прокурора Порецкого района Чувашской Республики, не представлено.
Таким образом, с учетом признания административным ответчиком административного иска, требования прокурора подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление прокурора Порецкого района Чувашской Республики в защиту неопределенного круга лиц к ОАО «Порецкий рынок» удовлетворить.
Признать незаконным бездействие управляющей компании ОАО «Порецкий рынок», выразившееся в непринятии мер по созданию мест накопления отработанных ртутьсодержащих ламп и заключению договора с оператором, осуществляющим сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, хранение отработанных ртутьсодержащих ламп.
Возложить на управляющую компанию ОАО «Порецкий рынок» обязанность в течение 1 (одного) месяца со дня вступления решения суда в законную силу организовать места накопления отработанных ртутьсодержащих ламп и заключить договор с оператором, осуществляющим сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, хранение отработанных ртутьсодержащих ламп.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Чувашской Республики в месячный срок со дня вынесения мотивированного решения.
Мотивированное решение изготовлено 25 июля 2023 года.
Председательствующий М.А. Юрковец