Решение по делу № 2-449/2023 от 13.06.2023

Дело № 2-449/2023

УИД 21RS0017-01-2023-000620-29

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Шумерля

24 июля 2023 года

Шумерлинский районный суд Чувашской Республики в составе:

председательствующего судьи Юрковец М.А.,

при секретаре Пугачевой А.В.,

с участием представителя прокурора Порецкого района Чувашской Республики – старшего помощника Шумерлинского межрайонного прокурора Егоровой Е.Н.

рассмотрев в открытом судебном заседании в здании суда гражданское дело по исковому заявлению прокурора Порецкого района Чувашской Республики в защиту неопределенного круга лиц к ОАО «Порецкий рынок» о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии мер по созданию мест накопления отработанных ртутьсодержащих ламп и заключения договора с оператором, возложении обязанности в течение одного месяца со дня вступления в законную силу решения суда организовать места накопления отработанных ртутьсодержащих ламп и заключить договор с оператором,

УСТАНОВИЛ:

И.о. прокурора Порецкого района Чувашской Республики обратился в суд в защиту неопределенного круга лиц к ОАО «Порецкий рынок» с требованиями о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии мер по созданию мест накопления отработанных ртутьсодержащих ламп и заключения договора с оператором (ФГУП «ФЭО»), возложении обязанности в течение одного месяца со дня вступления в законную силу решения суда организовать места накопления отработанных ртутьсодержащих ламп и заключить договор с оператором (ФГУП «ФЭО»). Административный иск обоснован тем, что прокуратурой Порецкого района Чувашской Республики проведена проверка соблюдения требований, направленных на обеспечение безопасного обращения с отходами I и II классов опасности, в ходе которой в деятельности управляющей компании ОАО «Порецкий рынок» выявлены отдельные нарушения требований законодательства в данной сфере. В нарушение требований природоохранного законодательства управляющей компанией ОАО «Порецкий рынок» не организовано создание мест накопления отработанных ртутьсодержащих ламп, не заключен договор с оператором, осуществляющим сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, хранение отработанных ртутьсодержащих ламп. "___" ___________ г. генеральному директору ОАО «Порецкий рынок» вынесено представление об устранении нарушений законодательства об отходах производства и потребления. Вместе с тем, согласно ответа от "___" ___________ г. № ___________ на представление от "___" ___________ г., до настоящего времени нарушения закона не устранены. Не осуществление мероприятий, направленных на сбор и определение мест первичного сбора и размещения отходов I класса опасности, а именно отработанных ртутьсодержащих ламп у потребителей, нарушает права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, так как может привести к загрязнению окружающей среды опасными отходами, причинению вреда жизни и здоровью граждан.

Старший помощник Шумерлинского межрайонного прокурора Егорова Е.Н. в суде иск поддержала, по доводам, изложенным в административном исковом заявлении.

Ответчик представитель ОАО «Порецкий рынок» на судебное заседание не явился, в деле имеется телефонограмма, в которой представитель ответчика просил рассмотреть дело без их участия.

Суд, в соответствии со статьей 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации считает возможным рассмотреть дело в отсутствие ответчика.

Выслушав сторон, исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующим выводам.

Согласно ст.42 Конституции Российской Федерации Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

В силу статьи 3 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (с изм. и доп. вступ. в силу 1.03.2023) (далее по тексту Закон № 7-ФЗ) хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться, в том числе, на основе принципов обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека; платность природопользования и возмещение вреда окружающей среде; презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности.

Каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде (статья 11 Закона № 7-ФЗ).

Согласно статьям 1, 4.1 Федерального закона от 24 июня 1998 года «Об отходах производства и потребления» (с изм. и доп. вступ. в силу 1.03.2023) (далее по тексту Закон № 89-ФЗ) обращение с отходами представляет собой деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов. Отходы в зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду подразделяются в соответствии с критериями, установленными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды, на пять классов опасности в том числе: I класс - чрезвычайно опасные отходы; II класс - высокоопасные отходы.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2020 года № 2314 утверждены Правила обращения с отходами производства и потребления в части осветительных устройств, электрических ламп, ненадлежащие сбор, накопление, использование, обезвреживание, транспортирование и размещение которых может повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям и окружающей среде.

В соответствии с пунктом 4 указанных Правил установлено, что места накопления отработанных ртутьсодержащих ламп у потребителей ртутьсодержащих ламп, являющихся собственниками, нанимателями, пользователями помещений в многоквартирных домах, определяются указанными лицами или по их поручению лицами, осуществляющими управление многоквартирными домами на основании заключенного договора управления многоквартирным домом или договора оказания услуг и (или) выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества в таких домах, которые организуют такие места накопления в местах, являющихся общим имуществом собственников многоквартирных домов, в соответствии с требованиями к содержанию общего имущества, предусмотренными Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 г. N 491 "Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и Правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность", и уведомляют о таких местах накопления оператора на основании договора об обращении с отходами.

Транспортирование отработанных ртутьсодержащих ламп осуществляется оператором в соответствии с требованиями статьи 16 Федерального закона "Об отходах производства и потребления". Допускается транспортирование отработанных ртутьсодержащих ламп потребителями до места накопления в индивидуальной и транспортной упаковках из-под ртутьсодержащих ламп аналогичных размеров, не имеющих видимых повреждений, или иной герметичной транспортной упаковке, обеспечивающей сохранность таких ламп при их транспортировании (пункт 9 Правил).

Сбор отработанных ртутьсодержащих ламп у потребителей осуществляют операторы в местах накопления отработанных ртутьсодержащих ламп, информация о которых должна быть отражена в территориальной схеме обращения с отходами субъекта Российской Федерации (пункт 11 Правил).

В соответствии с частями 1-3 статьи 14.4 Закона № 89-ФЗ индивидуальные предприниматели, юридические лица, в результате хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы I и II классов опасности, осуществляют обращение с данными отходами самостоятельно при наличии в собственности или на ином законном основании объектов утилизации, обезвреживания и (или) размещения отходов I и II классов опасности. В иных случаях индивидуальные предприниматели, юридические лица, в результате хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы I и II классов опасности, передают данные отходы федеральному оператору в соответствии с договорами на оказание услуг по обращению с отходами I и II классов опасности.

Формы типовых договоров на оказание услуг по обращению с отходами I и II классов опасности утверждаются Правительством Российской Федерации. Указанные договоры могут быть дополнены по соглашению сторон иными не противоречащими законодательству Российской Федерации положениями.

Индивидуальные предприниматели, юридические лица, в результате хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы I и II классов опасности, не вправе отказаться от заключения договора на оказание услуг по обращению с отходами I и II классов опасности с федеральным оператором по обращению с отходами I и II классов опасности, за исключением случаев самостоятельного обращения с отходами I и II классов опасности, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи.

Как видно из справки о результатах проверки природоохранного законодательства от "___" ___________ г. и установлено судом ОАО «Порецкий рынок» не соблюдены требования природоохранного законодательства, то есть не организовано создание мест накопления отработанных ртуть содержащих ламп; не заключен договор с оператором, осуществляющим сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, хранение отработанных ртутьсодержащих ламп.

"___" ___________ г. прокурором Порецкого района Чувашской Республики в отношении директора ОАО «Порецкий рынок» вынес представление об устранении нарушений законодательства об отходах производства и потребления.

Согласно письма ОАО «Порецкий рынок» от "___" ___________ г. № ___________ нарушения указанные в представлении устранены. Созданы места накопления ртутьсодержащих ламп, отправлен проект договора на утилизацию. Однако, документов подтверждающих выполнение представления прокурора Порецкого района Чувашской Республики, не представлено.

Таким образом, с учетом признания административным ответчиком административного иска, требования прокурора подлежат удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Исковое заявление прокурора Порецкого района Чувашской Республики в защиту неопределенного круга лиц к ОАО «Порецкий рынок» удовлетворить.

Признать незаконным бездействие управляющей компании ОАО «Порецкий рынок», выразившееся в непринятии мер по созданию мест накопления отработанных ртутьсодержащих ламп и заключению договора с оператором, осуществляющим сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, хранение отработанных ртутьсодержащих ламп.

Возложить на управляющую компанию ОАО «Порецкий рынок» обязанность в течение 1 (одного) месяца со дня вступления решения суда в законную силу организовать места накопления отработанных ртутьсодержащих ламп и заключить договор с оператором, осуществляющим сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, хранение отработанных ртутьсодержащих ламп.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Чувашской Республики в месячный срок со дня вынесения мотивированного решения.

Мотивированное решение изготовлено 25 июля 2023 года.

Председательствующий                            М.А. Юрковец

2-449/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокуратур Порецкого района Чувашской Республики
Ответчики
ОАО "Порецкий рынок"
Суд
Шумерлинский районный суд Чувашии
Судья
Юрковец М.А.
Дело на странице суда
shumerlinsky.chv.sudrf.ru
13.06.2023Регистрация административного искового заявления
14.06.2023Передача материалов судье
16.06.2023Решение вопроса о принятии к производству
16.06.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
16.06.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
10.07.2023Судебное заседание
24.07.2023Судебное заседание
25.07.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
24.07.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее