Дело №
УИД №
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Челябинск 06 апреля 2022 года
Центральный районный суд г.Челябинска в составе
председательствующего судьи Губка Н.Б.,
при секретаре Батракановой А.А.
с участием истца Башиной О.В., представителя ответчика Овсянниковой М.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Башиной О.В. к Обществу с ограниченной ответственностью «Молл» о признании незаконным отстранения от работы, отмене приказа об отстранении от работы, возложении обязанности допустить истца к работе, взыскании компенсации морального вреда,
УСТАНОВИЛ:
Башина О.В. обратилась в суд с иском к Обществу с ограниченной ответственностью «Молл» (далее ООО «Молл») о признании незаконным отстранения от работы, отмене приказа об отстранении от ДД.ММ.ГГГГ №, возложении обязанности допустить истца к работе, взыскании компенсации морального вреда, указав на то, что с ДД.ММ.ГГГГ работал у ответчика в должности специалиста торгового зала. ДД.ММ.ГГГГ ответчиком вынесен приказ № об отстранении её от работы без сохранения заработной платы. Полагает действия ответчика незаконными, повлекшими причинение морального вреда.
Истец Башина О.В. в судебном заседании на исковых требованиях настаивала в полном объеме и по основаниям, указанным в иске.
Представитель ответчика ООО «Молл» Овсянникова М.С. в судебном заседании возражала против удовлетворения иска, полагая, что при отстранении работника работодателем в полном объеме исполнены требования действующего законодательства.
Третьи лица Государственная инспекция труда в Челябинской области, Управление Роспотребнадзора по Челябинской области в судебное заседание не явились извещены надлежащим образом.
Суд, заслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.
Судом установлено и из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ между ООО «Молл» и Башиной О.В. заключен трудовой договор согласно которому последняя принята Специалистом торгового зала в Розничную сеть.
ДД.ММ.ГГГГ Башина О.В. по факту истребованных у неё работодателем сведений о наличии сертификата о вакцинации, предоставила уведомление в котором отказалась предоставить такие сведения либо справку о медицинском отводе.
ДД.ММ.ГГГГ Башина О.В. в уведомлении по вопросу прохождения вакцинации против новой коронавирусной инфекции сообщила, что требования по предоставлению её медицинских данных являются медицинской тайной.
Приказом от ДД.ММ.ГГГГ № ООО «Молл» истец Башина О.В. отстранена от выполнения работы, связанной с высоким риском заболевания инфекционными болезнями, в том числе COVID-19, Башина О.В. с данным приказом ознакомлена ДД.ММ.ГГГГ.
Конституцией Российской Федерации установлено, что каждый имеет право на охрану здоровья, на благоприятную окружающую среду (статьи 41, 42).
Санитарно-эпидемиологическое благополучие населения является одним из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.
Отношения в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения регулируются Федеральным законом от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Федеральный закон от 30.03.1999 N 52-ФЗ), законодательством Российской Федерации об охране окружающей среды и настоящим Федеральным законом (статья 4).
В силу статьи 29 поименованного закона в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны своевременно и в полном объеме проводиться предусмотренные санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия, в том числе мероприятия по осуществлению санитарной охраны территории Российской Федерации, введению ограничительных мероприятий (карантина), осуществлению производственного контроля, мер в отношении больных инфекционными заболеваниями, проведению медицинских осмотров, профилактических прививок, гигиенического воспитания и обучения граждан (пункт 1).
В соответствии с Федеральным законом от 17.09.1998 N 157-ФЗ "Об иммунопрофилактике инфекционных болезней" (далее - Закон N 157-ФЗ) проведение профилактических прививок и вакцинация являются обязательными для определенной категории граждан (ст. 9). Профилактические прививки проводятся с согласия граждан (ст. 11 Закона N 157-ФЗ).
Постановлением Правительства РФ от 15.07.1999 N 825 определен Перечень работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями и требует обязательного проведения профилактических прививок.
В силу абзаца 4 части 1 статьи 76 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель обязан отстранить от работы (не допускать к работе) работника, не прошедшего в установленном порядке обязательный медицинский осмотр, а также обязательное психиатрическое освидетельствование в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Работодатель отстраняет от работы (не допускает к работе) работника на весь период времени до устранения обстоятельств, явившихся основанием для отстранения от работы или недопущения к работе, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими федеральными законами (часть 2).
Исходя из нормативного содержания, указанной нормой устанавливается обязанность работодателя отстранять работника от работы в определенных случаях.
Такая возможность отстранения от работы, в частности, предусмотрена положениями Федерального закона от 17.09.1998 N 157-ФЗ "Об иммунопрофилактике инфекционных болезней", согласно п. 2 ст. 5 которого отсутствие профилактических прививок влечет отказ в приеме граждан на работы или отстранение граждан от работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями. Перечень работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями и требует обязательного проведения профилактических прививок, устанавливается уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти.
В настоящее время действует Постановление Правительства РФ от 15.07.1999 N 825 "Об утверждении перечня работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями и требует обязательного проведения профилактических прививок", согласно которому работа истца в утвержденный этим актом перечень не входит.
Согласно ст. 10 Федерального закона от 17.09.1998 N 157-ФЗ "Об иммунопрофилактике инфекционных болезней" профилактические прививки по эпидемическим показаниям проводятся гражданам при угрозе возникновения инфекционных болезней, перечень которых устанавливает федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения. Решения о проведении профилактических прививок по эпидемическим показаниям принимают главный государственный санитарный врач Российской Федерации, главные государственные санитарные врачи субъектов Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 31.01.2020г. N 66 коронавирусная инфекция (2019-nCoV) включена в перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих.
Профилактическая прививка против новой коронавирусной инфекции (далее - COVID-19) внесена в календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям приказом Министерства здравоохранения РФ от 09.12.2020 N 1307н (утратил силу, в настоящее время действует Приказ Минздрава России от 06.12.2021 N 1122н "Об утверждении национального календаря профилактических прививок, календаря профилактических прививок по эпидемическим показаниям и порядка проведения профилактических прививок").
Указанные положения п. 2 ст. 10 Федерального закона от 17.09.1998 N 157-ФЗ "Об иммунопрофилактике инфекционных болезней" о полномочиях главных государственных санитарных врачей РФ и субъектов РФ о возможности принятия решений о проведении профилактических прививок по эпидемическим показаниям конкретизированы в подп. 6 п. 1 ст. 51 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", согласно которому Главные государственные санитарные врачи и их заместители наделяются полномочиями при угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих, выносить мотивированные постановления о проведении профилактических прививок гражданам или отдельным группам граждан по эпидемическим показаниям.
Таким образом, Главные государственные санитарные врачи и их заместители наделены правом определять группы граждан, подлежащие профилактическим прививкам по эпидемическим показаниям.
Согласно разъяснениям, данным в письме Министерством труда и социальной защиты РФ от 04.03.2021 N 14-2/10/В-2314 - при отсутствии осложненной эпидемиологической обстановки категория лиц, не предусмотренная Перечнем, имеет право на отказ от профилактических прививок (пункт 1 статьи 5 Закона N 157-ФЗ). Отказ оформляется в письменной форме (пункт 3 статьи 5 Закона N 157-ФЗ, пункт 7 статьи 20 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации").
Таким образом, при наличии отказа работника от вакцинации в плановом порядке (в соответствии с национальным календарем профилактических прививок, утвержденным приказом Минздрава России от 21 марта 2014 г. N 125н, действовавшим в период до 31.12.2021 года) работодатель не вправе отстранить его от работы или принудить гражданина к проведению профилактических мероприятий.
Однако при угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих, главные государственные санитарные врачи субъектов Российской Федерации и их заместители наделяются полномочиями выносить мотивированные постановления о проведении профилактических прививок гражданам или отдельным группам граждан по эпидемическим показаниям (подпункт б пункта 1 статьи 53 Закона N 52-ФЗ).
В случае вынесения постановления Главным государственным санитарным врачом субъекта Российской Федерации или его заместителей о проведении профилактических прививок гражданам или их отдельным группам граждане могут отказаться от прививок, но в этом случае они должны быть отстранены от выполняемых работ на период эпиднеблагополучия.
Граждане, юридические лица, индивидуальные предприниматели обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний должностных лиц, осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, статей 10 и 11 Закона N 52-ФЗ.
В постановлении Главного государственного санитарного врача по Челябинской области от 08 октября 2021 года № 3 « О проведении профилактических прививок против новой коронавирусной инфекции отдельным категориям (группам) граждан в Челябинской области по эпидемическим показаниям указано, что с 11 октября 2021 года обеспечить проведение профилактических прививок против новой коронавирусной инфекции в том числе в сфере обслуживания населения -торговли.
Исходя из Постановления Главного Государственного санитарного врача по Челябинской области обязательной вакцинации подлежат лица, работающие в сфере обслуживания населения и имеющие профессиональный контакт со значительным количеством граждан в связи с чем подвержены высокому риску заболевания в силу особенности профессиональной деятельности и которые могут являться источниками инфекции для значительного числа лиц.
В соответствии с пунктом 2 статьи 5 Закона N 157-ФЗ "Об иммунопрофилактике инфекционных болезней" отсутствие профилактических прививок влечет отказ в приеме на работы или отстранение граждан от работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями.
Исходя из должностной инструкции истец – является специалистом торгового зала и характер выполняемых ею работ, связан с непосредственным контактом с неограниченным кругом лиц.
Таким образом, поскольку истец является лицом, выполняющим работу, которая связана с высоким риском заболевания инфекционными болезнями и требует обязательного проведения профилактических прививок, а именно работающим в сфере обслуживания населения (торговли) и имеющей профессиональный контакт со значительным количеством граждан, то у работодателя имелись все основания для отстранения истца от работы, то оснований для удовлетворения исковых требований истца о признании незаконным отстранения от работы, отмене приказа об отстранении от ДД.ММ.ГГГГ №, возложении обязанности допустить истца к работе не имеется.
Поскольку требования о нарушении прав работника приказом работодателя об отстранении от работы не установлено, то требования истца о взыскании с ответчика компенсации морального вреда также не подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.103,194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований Башиной О.В. к Обществу с ограниченной ответственностью «Молл» о признании незаконным отстранения от работы, отмене приказа об отстранении от ДД.ММ.ГГГГ №, возложении обязанности допустить истца к работе, взыскании компенсации морального вреда, -отказать.
На настоящее решение может быть подана апелляционная жалоба в Челябинский областной суд в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме, через Центральный районный суд г. Челябинска.
Председательствующий: п/п Н.Б. Губка
Мотивированное решение изготовлено 11 апреля 2022 года
Копия верна
Судья Н.Б.Губка
Секретарь А.А.Батраканова