Дело № 2-368/2024
УИД 33RS0009-01-2024-000360-76
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
3 июля 2024 года г. Камешково
Камешковский районный суд Владимирской области в составе председательствующего судьи Тимакова А.А., при секретаре Кононенко К.А., с участием прокурора Широких А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Владимирского природоохранного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к ООО «Домашние консервы» о возложении обязанности предоставить в Министерство природопользования и экологии Владимирской области декларацию о воздействии на окружающую среду эксплуатируемого объекта - производственной площадки,
установил:
Владимирский природоохранный прокурор обратился в суд с исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц к ООО «Домашние консервы», просит обязать ООО «Домашние консервы» в течение 3 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу представить в Министерство природопользования и экологии Владимирской области декларацию о воздействии на окружающую среду для эксплуатируемого объекта - производственная площадка по адресу: .... (код объекта HBOC №П), в соответствии с требованиями ст. 31.2 Федерального закона «Об охране окружающей среды», Приказа Минприроды России от 11.10.2018 №509 «Об утверждении формы декларации о воздействии на окружающую среду и порядка ее заполнения, в том числе в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью».
В обоснование требований указал, что проверкой, проведенной прокуратурой установлено, что ООО «Домашние консервы» осуществляет деятельность по переработке и консервированию рыбы, ракообразных и моллюсков на территории Камешковского района. Производственная площадка предприятия находится по адресу: ...., которая поставлена Министерством природопользования и экологии .... на учет в качестве объекта II категории, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, и внесена в Реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, с присвоением объекту кода НВОС №П. В нарушение требований ст. 31.2 Федерального закона «Об охране окружающей среды», Приказа Минприроды России от 11.10.2018 №509 «Об утверждении формы декларации о воздействии на окружающую среду и порядка ее заполнения, в том числе в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью», ООО «Домашние консервы» в Министерство природопользования и экологии Владимирской области декларацию о воздействии на окружающую среду для производственной площадки по адресу: .... (код объекта HBOC №П), не подавало.
В судебном заседании природоохранный прокурор Широких А.В. исковые требования поддержал, просил удовлетворить их.
Представитель ответчика ООО «Домашние консервы» в судебное заседание не явился, о времени и месте его проведения извещен надлежащим образом, доказательств наличия уважительных причин неявки суду не представил, о рассмотрении дела в свое отсутствие не просил, возражений относительно уточненных исковых требований не направил.
Представитель третьего лица Министерства природопользования и экологии Владимирской области просил о рассмотрении дела в свое отсутствие, иск прокурора считает обоснованным и подлежащим удовлетворению.
В соответствии со ст.ст. 167, 233 ГПК РФ, с учетом согласия истца, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие ответчика в порядке заочного производства.
Суд, исследовав материалы дела, выслушав истца, оценив представленные доказательства в их совокупности, приходит к следующему.
В соответствии со ст. 42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии, на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
Согласно ст. 3 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей» (далее - Федеральный закон № 7-ФЗ) хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться, в том числе на основе принципов: соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека; презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности; обязательность оценки воздействия на окружающую среду при принятии решений об осуществлении хозяйственной и иной деятельности; соблюдение права каждого на получение достоверной информации о состоянии окружающей среды; ответственность за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды.
Эксплуатация объектов капитального строительства осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды, в том числе проводятся мероприятия по сохранению и восстановлению природной среды, рациональному использованию природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности, предотвращению негативного воздействия на окружающую среду, по рекультивации земель, и с учетом соблюдения нормативов качества окружающей среды (ст. 39 Федерального закона № 7-ФЗ).
Юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах II категории, представляют декларацию о воздействии на окружающую среду (п. 1 ст. 31.2 Федерального закона № 7-ФЗ).
Декларация о воздействии на окружающую среду представляется в письменной форме или в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, в отношении объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду и подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти, в отношении иных объектов - в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации (п. 2 ст. 31.2 Федерального закона № 7-ФЗ).
Декларация о воздействии на окружающую среду должна содержать следующие сведения: наименование, организационно-правовая форма и адрес (место нахождения) юридического лица или фамилия, имя, отчество (при наличии), место жительства индивидуального предпринимателя; код объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду; вид основной деятельности, виды и объем производимой продукции (товара); информация о реализации природоохранных мероприятий; данные об авариях и инцидентах, повлекших за собой негативное воздействие на окружающую среду и произошедших за предыдущие семь лет; декларируемые объем или масса выбросов, сбросов загрязняющих веществ, образовываемых и размещаемых отходов; информация о программе производственного экологического контроля (п. 3 ст. 31.2 Федерального закона № 7-ФЗ).
Одновременно с подачей декларации о воздействии на окружающую среду представляются расчеты нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов (п. 4 ст. 31.2 Федерального закона № 7-ФЗ).
В соответствии с п. 3.4.9 Положения о Министерстве природопользования и экологии Владимирской области, утвержденного постановлением Правительства Владимирской области от 16.02.2023 № 80, данное ведомство осуществляет прием в установленном порядке деклараций о воздействии на окружающую среду от юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих недейственную и (или) иную деятельность на объектах II категории и подлежащих региональному государственному экологическому надзору.
Таким образом, именно Министерство природопользования и экологии Владимирской области принимает от хозяйствующих субъектов декларации о воздействии на окружающую среду их предприятий.
Судом установлено и материалами дела подтверждается, что ООО «Домашние консервы» является юридическим лицом, осуществляющим деятельность по переработке и консервированию рыбы, ракообразных и моллюсков. Данные обстоятельства подтверждаются выпиской из ЕГРЮЛ.
Предприятие имеет производственную площадку на территории Камешковского района.
Из Реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, следует, что производственная площадка ООО «Домашние консервы», расположенная по адресу: ...., внесена в указанный реестр с присвоением объекту кода НВОС №П.
В нарушение ст. 31.2 Федерального закона № 7-ФЗ ООО «Домашние консервы» декларацию о воздействии на окружающую среду в Министерство природопользования и экологии .... не представляло, что подтверждается информацией Министерства от 22.05.2024 исх. № МЛ9-2593-08-03.
Несмотря на принятые прокурором меры реагирования (представление от 16.05.2024 № 19) нарушения до настоящего времени не устранены.
В соответствии со ст. 12 ГК РФ нарушенное право подлежит защите путем присуждения к исполнению обязанности в натуре.
Таким образом, учитывая вышеприведенные нормы материального права, суд находит заявленные прокурором требования об обязании ООО «Домашние консервы» представить в Министерство природопользования и экологии Владимирской области декларацию о воздействии на окружающую среду для эксплуатируемого объекта - производственная площадка по адресу: .... (код объекта HBOC №П), в соответствии с требованиями ст. 31.2 Федерального закона «Об охране окружающей среды», Приказа Минприроды России от 11.10.2018 №509 «Об утверждении формы декларации о воздействии на окружающую среду и порядка ее заполнения, в том числе в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью».
Принимая во внимание тот факт, что подготовка декларации требует определенного времени, суд, руководствуясь ст. 203 ГПК РФ, считает возможным предоставить отсрочку исполнения решения суда на срок 3 месяца.
Согласно ст. 88 ГПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.
Издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации (ч. 1 ст. 103 ГПК РФ).
В соответствии п. 3 ч. 1 ст. 333.19 НК РФ при подаче искового заявления имущественного характера, не подлежащего оценке, а также искового заявления неимущественного характера государственная пошлина организациями уплачивается в размере 6000 руб.
Учитывая, что истец при подаче искового заявления в суд в силу пп. 9 п. 1 ст. 333.36 НК РФ освобожден от уплаты госпошлины, с ответчика подлежит взысканию в доход бюджета Камешковского района государственная пошлина в размере 6000 руб.
Руководствуясь ст.ст. 194-199, 203, 233-237 ГПК РФ, суд
решил:
удовлетворить исковые требования Владимирского природоохранного прокурора (ИНН 3327102172), действующего в интересах неопределенного круга лиц, к ООО «Домашние консервы» (ИНН 3329097560) о возложении обязанности представить в Министерство природопользования и экологии Владимирской области декларацию о воздействии на окружающую среду для эксплуатируемого организацией объекта.
Обязать ООО «Домашние консервы» в течение 3 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу представить в Министерство природопользования и экологии Владимирской области декларацию о воздействии на окружающую среду для эксплуатируемого объекта - производственная площадка по адресу: .... (код объекта HBOC №П), в соответствии с требованиями ст. 31.2 Федерального закона «Об охране окружающей среды», Приказа Минприроды России от 11.10.2018 №509 «Об утверждении формы декларации о воздействии на окружающую среду и порядка ее заполнения, в том числе в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью».
Взыскать с ООО «Домашние консервы» государственную пошлину в бюджет Камешковского района в размере 6000 руб.
Ответчик вправе подать в Камешковский районный суд Владимирской области заявление об отмене данного решения в течение 7 дней со дня вручения ему копии этого решения.
Ответчиком решение также может быть обжаловано в апелляционном порядке во Владимирский областной суд через Камешковский районный суд Владимирской области в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда.
Иными лицами, участвующими в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом, заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Председательствующий А.А. Тимаков
Справка: решение в окончательной форме изготовлено 05.07.2024
УИД 33RS0009-01-2024-000360-76
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
3 июля 2024 года г. Камешково
Камешковский районный суд Владимирской области в составе председательствующего судьи Тимакова А.А., при секретаре Кононенко К.А., с участием прокурора Широких А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Владимирского природоохранного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к ООО «Домашние консервы» о возложении обязанности предоставить в Министерство природопользования и экологии Владимирской области декларацию о воздействии на окружающую среду эксплуатируемого объекта - производственной площадки,
установил:
Владимирский природоохранный прокурор обратился в суд с исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц к ООО «Домашние консервы», просит обязать ООО «Домашние консервы» в течение 3 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу представить в Министерство природопользования и экологии Владимирской области декларацию о воздействии на окружающую среду для эксплуатируемого объекта - производственная площадка по адресу: .... (код объекта HBOC №П), в соответствии с требованиями ст. 31.2 Федерального закона «Об охране окружающей среды», Приказа Минприроды России от 11.10.2018 №509 «Об утверждении формы декларации о воздействии на окружающую среду и порядка ее заполнения, в том числе в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью».
В обоснование требований указал, что проверкой, проведенной прокуратурой установлено, что ООО «Домашние консервы» осуществляет деятельность по переработке и консервированию рыбы, ракообразных и моллюсков на территории Камешковского района. Производственная площадка предприятия находится по адресу: ...., которая поставлена Министерством природопользования и экологии .... на учет в качестве объекта II категории, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, и внесена в Реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, с присвоением объекту кода НВОС №П. В нарушение требований ст. 31.2 Федерального закона «Об охране окружающей среды», Приказа Минприроды России от 11.10.2018 №509 «Об утверждении формы декларации о воздействии на окружающую среду и порядка ее заполнения, в том числе в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью», ООО «Домашние консервы» в Министерство природопользования и экологии Владимирской области декларацию о воздействии на окружающую среду для производственной площадки по адресу: .... (код объекта HBOC №П), не подавало.
В судебном заседании природоохранный прокурор Широких А.В. исковые требования поддержал, просил удовлетворить их.
Представитель ответчика ООО «Домашние консервы» в судебное заседание не явился, о времени и месте его проведения извещен надлежащим образом, доказательств наличия уважительных причин неявки суду не представил, о рассмотрении дела в свое отсутствие не просил, возражений относительно уточненных исковых требований не направил.
Представитель третьего лица Министерства природопользования и экологии Владимирской области просил о рассмотрении дела в свое отсутствие, иск прокурора считает обоснованным и подлежащим удовлетворению.
В соответствии со ст.ст. 167, 233 ГПК РФ, с учетом согласия истца, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие ответчика в порядке заочного производства.
Суд, исследовав материалы дела, выслушав истца, оценив представленные доказательства в их совокупности, приходит к следующему.
В соответствии со ст. 42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии, на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
Согласно ст. 3 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей» (далее - Федеральный закон № 7-ФЗ) хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться, в том числе на основе принципов: соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека; презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности; обязательность оценки воздействия на окружающую среду при принятии решений об осуществлении хозяйственной и иной деятельности; соблюдение права каждого на получение достоверной информации о состоянии окружающей среды; ответственность за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды.
Эксплуатация объектов капитального строительства осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды, в том числе проводятся мероприятия по сохранению и восстановлению природной среды, рациональному использованию природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности, предотвращению негативного воздействия на окружающую среду, по рекультивации земель, и с учетом соблюдения нормативов качества окружающей среды (ст. 39 Федерального закона № 7-ФЗ).
Юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах II категории, представляют декларацию о воздействии на окружающую среду (п. 1 ст. 31.2 Федерального закона № 7-ФЗ).
Декларация о воздействии на окружающую среду представляется в письменной форме или в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, в отношении объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду и подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти, в отношении иных объектов - в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации (п. 2 ст. 31.2 Федерального закона № 7-ФЗ).
Декларация о воздействии на окружающую среду должна содержать следующие сведения: наименование, организационно-правовая форма и адрес (место нахождения) юридического лица или фамилия, имя, отчество (при наличии), место жительства индивидуального предпринимателя; код объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду; вид основной деятельности, виды и объем производимой продукции (товара); информация о реализации природоохранных мероприятий; данные об авариях и инцидентах, повлекших за собой негативное воздействие на окружающую среду и произошедших за предыдущие семь лет; декларируемые объем или масса выбросов, сбросов загрязняющих веществ, образовываемых и размещаемых отходов; информация о программе производственного экологического контроля (п. 3 ст. 31.2 Федерального закона № 7-ФЗ).
Одновременно с подачей декларации о воздействии на окружающую среду представляются расчеты нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов (п. 4 ст. 31.2 Федерального закона № 7-ФЗ).
В соответствии с п. 3.4.9 Положения о Министерстве природопользования и экологии Владимирской области, утвержденного постановлением Правительства Владимирской области от 16.02.2023 № 80, данное ведомство осуществляет прием в установленном порядке деклараций о воздействии на окружающую среду от юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих недейственную и (или) иную деятельность на объектах II категории и подлежащих региональному государственному экологическому надзору.
Таким образом, именно Министерство природопользования и экологии Владимирской области принимает от хозяйствующих субъектов декларации о воздействии на окружающую среду их предприятий.
Судом установлено и материалами дела подтверждается, что ООО «Домашние консервы» является юридическим лицом, осуществляющим деятельность по переработке и консервированию рыбы, ракообразных и моллюсков. Данные обстоятельства подтверждаются выпиской из ЕГРЮЛ.
Предприятие имеет производственную площадку на территории Камешковского района.
Из Реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, следует, что производственная площадка ООО «Домашние консервы», расположенная по адресу: ...., внесена в указанный реестр с присвоением объекту кода НВОС №П.
В нарушение ст. 31.2 Федерального закона № 7-ФЗ ООО «Домашние консервы» декларацию о воздействии на окружающую среду в Министерство природопользования и экологии .... не представляло, что подтверждается информацией Министерства от 22.05.2024 исх. № МЛ9-2593-08-03.
Несмотря на принятые прокурором меры реагирования (представление от 16.05.2024 № 19) нарушения до настоящего времени не устранены.
В соответствии со ст. 12 ГК РФ нарушенное право подлежит защите путем присуждения к исполнению обязанности в натуре.
Таким образом, учитывая вышеприведенные нормы материального права, суд находит заявленные прокурором требования об обязании ООО «Домашние консервы» представить в Министерство природопользования и экологии Владимирской области декларацию о воздействии на окружающую среду для эксплуатируемого объекта - производственная площадка по адресу: .... (код объекта HBOC №П), в соответствии с требованиями ст. 31.2 Федерального закона «Об охране окружающей среды», Приказа Минприроды России от 11.10.2018 №509 «Об утверждении формы декларации о воздействии на окружающую среду и порядка ее заполнения, в том числе в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью».
Принимая во внимание тот факт, что подготовка декларации требует определенного времени, суд, руководствуясь ст. 203 ГПК РФ, считает возможным предоставить отсрочку исполнения решения суда на срок 3 месяца.
Согласно ст. 88 ГПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.
Издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации (ч. 1 ст. 103 ГПК РФ).
В соответствии п. 3 ч. 1 ст. 333.19 НК РФ при подаче искового заявления имущественного характера, не подлежащего оценке, а также искового заявления неимущественного характера государственная пошлина организациями уплачивается в размере 6000 руб.
Учитывая, что истец при подаче искового заявления в суд в силу пп. 9 п. 1 ст. 333.36 НК РФ освобожден от уплаты госпошлины, с ответчика подлежит взысканию в доход бюджета Камешковского района государственная пошлина в размере 6000 руб.
Руководствуясь ст.ст. 194-199, 203, 233-237 ГПК РФ, суд
решил:
удовлетворить исковые требования Владимирского природоохранного прокурора (ИНН 3327102172), действующего в интересах неопределенного круга лиц, к ООО «Домашние консервы» (ИНН 3329097560) о возложении обязанности представить в Министерство природопользования и экологии Владимирской области декларацию о воздействии на окружающую среду для эксплуатируемого организацией объекта.
Обязать ООО «Домашние консервы» в течение 3 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу представить в Министерство природопользования и экологии Владимирской области декларацию о воздействии на окружающую среду для эксплуатируемого объекта - производственная площадка по адресу: .... (код объекта HBOC №П), в соответствии с требованиями ст. 31.2 Федерального закона «Об охране окружающей среды», Приказа Минприроды России от 11.10.2018 №509 «Об утверждении формы декларации о воздействии на окружающую среду и порядка ее заполнения, в том числе в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью».
Взыскать с ООО «Домашние консервы» государственную пошлину в бюджет Камешковского района в размере 6000 руб.
Ответчик вправе подать в Камешковский районный суд Владимирской области заявление об отмене данного решения в течение 7 дней со дня вручения ему копии этого решения.
Ответчиком решение также может быть обжаловано в апелляционном порядке во Владимирский областной суд через Камешковский районный суд Владимирской области в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда.
Иными лицами, участвующими в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом, заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Председательствующий А.А. Тимаков
Справка: решение в окончательной форме изготовлено 05.07.2024