Решение по делу № 2а-2712/2020 от 17.02.2020

УИД 11RS0001-01-2020-001986-85 Дело № 2а-2712/2020

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

19 февраля 2020 года г. Сыктывкар

Сыктывкарский городской суд Республики Коми в составе

Председательствующего судьи Леконцева А.П.

с участием административного истца Ивашева А.Ю.,

представителя административного ответчика Матвеева В.Ю., действующего на основании от 03.02.2020 года,

при секретаре Гут Е.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Ивашева А.Ю. к Администрации МО ГО «Сыктывкар» о признании незаконным отказа в согласовании проведении публичного мероприятия, обязании такого согласования

УСТАНОВИЛ

Ивашев А.Ю. обратился с административным исковым заявлением к Администрации МО ГО «Сыктывкар» о признании незаконным отказа в согласовании проведении публичного мероприятия в виде собрания, назначенного к проведению на ** ** ** в период времени с 17 час. 50 мин. до 21 час. на площадке у памятника ....

Основанием для обращения явилось несогласие административного истца с отказом органа местного самоуправления в согласовании места проведения публичного мероприятия от 07.02.2020 года и основаниями такого отказа, указав, что земельный участок для обслуживания административного здания, в котором располагается Конституционный Суд Республики Коми выделен в натуре с кадастровым номером ... им подано уведомление о проведении публичного мероприятия на земельном участке, имеющем иные кадастровые номера ..., что не соответствует требованиям п. 3 ч. 2 ст. 8, п. 9 ст. 2 Федерального закона от 19.06.2004 года № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» (далее Федеральный закон, ФЗ № 54-ФЗ).

В судебном заседании административный истец Ивашев А.Ю. поддержал требования по доводам, изложенным в заявлении.

Представитель административного ответчика Матвеев В.Ю. требования не признал, пояснив, что при отказе в согласовании в проведении публичного мероприятия, Администрация МО ГО «Сыктывкар» исходила из действующего постановления Администрации МО ГО «Сыктывкар», которым определены границы территории, прилегающей к Конституционному суду Республики Коми.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 21 Международного пакта «О гражданских и политических правах» от 16.12.1966 года признается право на мирные собрания. Пользование этим правом не подлежит никаким ограничениям, кроме тех, которые налагаются в соответствии с законом и которые необходимы в демократическом обществе в интересах государственной или общественной безопасности, общественного порядка, охраны здоровья и нравственности населения или защиты прав и свобод других лиц.

В силу ст. 31 Конституции Российской Федерации граждане Российской Федерации имеют право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование.

В соответствии со ст. 17 Конституции РФ осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц, а проведение отдельными гражданами публичного мероприятия не должно создавать условий, при которых другие граждане произвольно лишались бы возможности по реализации своих прав в соответствии со сложившимися традициями и порядком.

На обеспечении реализации установленного Конституцией Российской Федерации права граждан направлен Федеральный закон от 19.06.2004 года № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» (далее Федеральный закон).

Статьей 2 Федерального закона № 54-ФЗ предусмотрено, что публичное мероприятие – это открытая, мирная, доступная каждому, проводимая в форме собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования либо в различных сочетаниях этих форм акция, осуществляемая по инициативе граждан Российской Федерации, политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений, в том числе с использованием транспортных средств. Целью публичного мероприятия является свободное выражение и формирование мнений, выдвижение требований по различным вопросам политической, экономической, социальной и культурной жизни страны и вопросам внешней политики.

Согласно пункту 3 названной нормы, собранием является совместное присутствие граждан в специально отведенном или приспособленном для этого месте для коллективного обсуждения каких-либо общественно значимых вопросов;

Статья 3 Федерального закона проведение публичного мероприятия основывает на принципах законности, т.е соблюдение положений Конституции Российской Федерации, настоящего Федерального закона и иных законодательных актов Российской Федерации.

Частью 5 ст. 5 Федерального закона предусмотрено, что организатор публичного мероприятия не вправе проводить его, если уведомление о проведении публичного мероприятия не было подано в срок либо если с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления не было согласовано изменение по их мотивированному предложению места и (или) времени проведения публичного мероприятия.

По обстоятельствам дела следует, что ** ** ** административным истцом в Администрацию МО ГО «Сыктывкар» подано Уведомление о проведении публичного мероприятия в виде собрания с местом его проведения ..., в границах площадки у памятника ..., с целью публичного мероприятия ....

С датой и временем проведения публичного мероприятия - 21 февраля 2020 года с 17 час. 50 мин. до 21 час. с предполагаемым количеством участников не более 100 человек.

По итогам изучения полученного органом местного самоуправления уведомления о проведении публичного мероприятия, его организатор Ивашев А.Ю. уведомлен письмом Администрации МО ГО «Сыктывкар» от 07.02.2020 года № 01/1-12/11 о несогласовании проведения публичного мероприятия на заявленной территории, поскольку она входит в границы территории, непосредственно прилегающей к зданию, где расположен Конституционный Суд Республики Коми по адресу: ... – где проведение публичных мероприятий запрещено. В письме также отражено предложение об уточнении цели публичного мероприятия, обозначенного в Уведомлении. Органом местного самоуправления до организатора публичного мероприятия доведена информация о наличии на территории МО ГО «Сыктывкар» специально отведенных или приспособленных для коллективного обсуждения общественно значимых вопросов и предложено изменить место проведения заявленного публичного мероприятия на одну из специально отведенных мест или иную предложенную альтернативную площадку.

В силу ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 19.06.2004 года № 54-ФЗ публичное мероприятие может проводиться в любых пригодных для целей данного мероприятия местах в случае, если его проведение не создает угрозы обрушения зданий и сооружений или иной угрозы безопасности участников данного публичного мероприятия. Условия запрета или ограничения проведения публичного мероприятия в отдельных местах могут быть конкретизированы федеральными законами.

Частью 2 статьи 8 названного Федерального закона определены места, в которых проведение публичных мероприятий запрещено, в частности к таким местам относятся: 1) территории, непосредственно прилегающие к опасным производственным объектам и к иным объектам, эксплуатация которых требует соблюдения специальных правил техники безопасности; 2) путепроводы, железнодорожные магистрали и полосы отвода железных дорог, нефте-, газо- и продуктопроводов, высоковольтных линий электропередачи; 3) территории, непосредственно прилегающие к резиденциям Президента Российской Федерации, к зданиям, занимаемым судами, к территориям и зданиям учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы; 4) пограничная зона, если отсутствует специальное разрешение уполномоченных на то пограничных органов.

Согласно ч. 2.1 ст. 8 Закона, после определения органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с частью 1.1 настоящей статьи специально отведенных мест публичные мероприятия проводятся, как правило, в указанных местах. Проведение публичного мероприятия вне специально отведенных мест допускается только после согласования с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления. Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления отказывает в согласовании проведения публичного мероприятия только при наличии оснований, предусмотренных частью 3 статьи 12 настоящего Федерального закона.

    Положением части 3 статьи 12 Федерального закона «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» определено, что орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления отказывает в согласовании проведения публичного мероприятия также и в случаях, если в уведомлении в качестве места проведения публичного мероприятия указано место, в котором в соответствии с настоящим Федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации проведение публичного мероприятия запрещается.

    Постановлением главы Администрации МО ГО «Сыктывкар» от 29.10.2008 года 10/4160 определен Перечень мест (земельных участков), на территории которых запрещается проведение публичных мероприятий. К таким адресам относится адрес здания, где располагается Конституционный Суд Республики Коми: ... (Приложение № 1).

    Также постановлением установлены границы территорий в городе Сыктывкаре, непосредственно прилегающих к объектам (в том числе к зданию, занимаемому Конституционным судом Республики Коми), в которых проведение публичных мероприятий запрещено (приложение № 2). Из представленной представителем административного ответчика картографической схемы границ указанной территории, место проведения публичного мероприятия, расположено в границах территории, непосредственно прилегающей к зданию, в котором расположен Конституционный суд Республики Коми.

Следовательно, несогласование органа местного самоуправления по проведению публичного мероприятия на заявленной в Уведомлении территории в полном объеме соответствует положению п. 3 ч. 2 ст. 8 Федерального закона № 54-ФЗ в силу императивности нормы, запрещающей проведение публичного мероприятия на территории, непосредственно прилегающей к зданиям, занимаемым судами.

Вопрос о конституционности данной нормы неоднократно являлся предметом рассмотрения Конституционного Суда РФ (Определение от 29.05.2007 года № 428-О-О, определение от 05.12.2019 года № 3278)

Конституционный Суд Российской Федерации, опираясь на положения Конституции Российской Федерации, предусматривающие осуществление правосудия в Российской Федерации только судом (статья 118, часть 1), а также устанавливающие независимость судей и их подчинение только Конституции Российской Федерации и федеральному закону (статья 120, часть 1), заключил, что федеральный законодатель, исходя из упомянутых конституционных норм и руководствуясь интересами обеспечения прав и свобод личности посредством справедливого и независимого правосудия, обязан предусмотреть меры, исключающие оказание давления на суд. К числу таких мер относится и законодательный запрет на проведение на территориях, непосредственно прилегающих к зданиям, занимаемым судами, публичных мероприятий, который, по смыслу статей 31 и 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации, не может рассматриваться как не имеющий конституционного обоснования и нарушающий конституционное право граждан на свободу мирных собраний.

Применение пункта 3 части 2 статьи 8 Федерального закона "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" невозможно в отрыве от пункта 9 его статьи 2, устанавливающего, что для целей названного Федерального закона под территориями, непосредственно прилегающими к зданиям и другим объектам, понимаются земельные участки, границы которых определяются решениями органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации или органов местного самоуправления в соответствии с нормативными правовыми актами, регулирующими отношения в сфере землеустройства, землепользования и градостроительства.

Такое правовое регулирование, как ранее отметил Конституционный Суд Российской Федерации, вполне определенно указывает на публичные органы, полномочные устанавливать границы соответствующей территории, и на нормативно-правовую основу, которой они должны руководствоваться. При этом принимаемые компетентными государственными и муниципальными органами решения не могут быть произвольными; они должны быть объективно обусловлены, в том числе целями обеспечения беспрепятственного осуществления находящимися на соответствующей территории органами и организациями своих публичных функций.

Какой-либо неопределенности в вопросе о конституционности приведенной нормы (п. 9 ст. 2 Федерального закона) Конституционный Суд РФ не усмотрел, о чем отметил в своем определении от 17.07.2007 года № 573-О-О.

Следовательно, федеральный законодатель вполне определенно указал на органы публичной власти, полномочных устанавливать границы соответствующих территорий и на нормативную правовую основу, которой должны руководствоваться данные органы – нормативные правовые акты, регулирующие отношения в сфере землеустройства, землепользования и градостроительства, иных требований к территории непосредственно прилегающих к зданиям, занимаемым судами.

Законодательство в сфере землеустройства, землепользования и градостроительства также не ограничивает каким-либо определенными требованиями орган местного самоуправления в установлении границы территории, непосредственно прилегающей к зданиям судебных органов.

Цели законодательства в сфере землеустройства, землепользования и градостроительства относительно целей законодательства в области охраны общественного порядка различны.

Положением ст. 12 Конституции РФ местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно.

Орган местного самоуправления, являющийся распорядителем муниципальных земель, вправе при установлении ограничений для проведения публичных мероприятий действовать как в целях обеспечения безопасности участников публичного мероприятия, так и учитывать плотность застройки соответствующих районов, транспортную инфраструктуру, пешеходную доступность и тд.

Постановлением главы Администрации МО ГО «Сыктывкар» от 29.10.2008 года № 10/4160, действующей в редакции на момент рассматриваемых отношений, определен как перечень мест (земельных участков) на территории муниципального образования, на территории которых проведение публичных мероприятий (собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирования) в соответствии с законодательством Российской Федерации запрещено согласно приложению N 1 к настоящему постановлению, так и установлены границы территории в г. Сыктывкаре, непосредственно прилегающих к объектам, в которых проведение публичных мероприятий запрещено, в том числе к зданию, занимаемому Конституционным Судом Республики Коми.

Рассматриваемый участок, примыкающий к памятнику ... отражен в приложении № 2 названного постановления, как непосредственно прилегающей к зданию, где расположен Конституционный Суд Республики Коми.

Следовательно, доводы административного истца об отнесении земельного участка, где планировалось проведение публичного мероприятия к иному земельному участку, который выделен для обслуживания здания, где располагается Конституционный Суд Республики Коми, не является основанием к согласованию публичного мероприятия.

Кроме этого, суд принимает во внимание, что предусмотренная Федеральным законом обязанность административного ответчика по предложению организатору публичного мероприятия иных альтернативных мест проведения такого мероприятия, позволяющего реализовать цели планируемого мероприятия, исполнена путем предложения иной территории, определенной постановлением Правительства Республики Коми в постановлении от 25.12.2012 года № 598.

На основании ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В силу названой нормы и положений ст. 227 КАС РФ для признания оспариваемого решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления незаконными, необходима следующая совокупность: признание таких решения, действий (бездействия) несоответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.

Вместе с тем, такой необходимой совокупности по рассматриваемому делу не имеется и судом она не установлена, что является основанием для оставления административного искового заявления без удовлетворения.

Руководствуясь ст. 226-227, 175-179 КАС РФ, суд

РЕШИЛ

Административное исковое заявление Ивашева А.Ю. к Администрации МО ГО «Сыктывкар» о признании незаконным отказа в согласовании проведении публичного мероприятия от 07 февраля 2020 года, обязании такого согласования, оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховных Суд Республики Коми через Сыктывкарский городской суд Республики Коми в течение месяца со дня принятия решения.

Судья А.П. Леконцев

2а-2712/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Ивашев Андрей Юрьевич
Ответчики
АМО ГО "Сыктывкар"
Суд
Сыктывкарский городской суд Республики Коми
Судья
Леконцев Александр Пантелеевич
Дело на странице суда
syktsud.komi.sudrf.ru
18.02.2020Регистрация административного искового заявления
18.02.2020Передача материалов судье
18.02.2020Решение вопроса о принятии к производству
18.02.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
18.02.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
18.02.2020Судебное заседание
03.03.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
03.03.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
19.02.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее