УИД: 91RS0009-01-2020-001234-14
Дело № 2-1144/2020
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
13 июля 2020 года г. Евпатория
Евпаторийский городской суд Республики Крым в составе:
председательствующего судьи Лантратовой А.И.
при секретаре судебного заседания Кувшиновой А.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Костюковой Ольги Владимировны к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Евпатории Республики Крым о признании решения незаконным и обязании совершить определенные действия,
У С Т А Н О В И Л:
Костюкова О.В. обратилась в суд с исковым заявлением, с учетом уточненных исковых требований, к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Евпатории Республики Крым о признании решения незаконным и обязании совершить определенные действия.
Требования мотивированы тем, что 09.07.2019 г. истец обратилась в Управление Пенсионного фонда РФ в г. Евпатории Республики Крым с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости, в соответствии с подпунктом 19 п. 1 ст. 30 Федерального закона № 400 «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 г., поскольку считает, что у нее имеется стаж педагогической деятельности (льготный стаж) более 25 лет. Решением ответчика от 23.10.2019 г., установлен льготный стаж - 23 года 9 месяцев 2 дня. Так как для назначения страховой пенсии необходим стаж - 25 лет истцу было отказано в установлении досрочной страховой пенсии по старости. Указанным решением от 23.10.2019 г. истцу не засчитан период, дающий право на досрочную страховую пенсию: с 01.09.2000 г. по 05.08.2001 г. (11 месяцев 5 дней) - работы учителем математики в <адрес>; с 06.08.2001 г. по 13.08.2003 г. (2 года 8 дней) - отпуск по уходу за ребенком до 3-х летнего возраста.
Считает, что не включение в специальный педагогический стаж периода работы учителем математики в <адрес> с 01.09.2000 г. по 05.08.2001 г. (11 месяцев 5 дней) - является неправомерным, поскольку пунктом п. е ст. 55 Закона Украины «О пенсионном обеспечении» от 5 ноября 1991 г. № 1788-ХП предусмотрено, что работники образования имеют право на пенсию за выслугу лет независимо от возраста при наличии специального стажа работы не менее 25 лет в соответствии с перечнем, который утверждается в порядке, определяемом Кабинетом Министров Украины. Перечень заведений и учреждений образования, здравоохранения и социальной защиты и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, утвержден Постановлением КМУ от 4 ноября 1993 г. № 909, в 1 разделе которого включены учителя общеобразовательных учебных заведений.
Также считает, что не включение в специальный педагогический стаж периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком по достижении им 3-х летнего возраста является неправомерным, поскольку статьёй 56 Закона Украины «О пенсионном обеспечении» от 05.11.1991 г. № 1788-ХII, предусмотрено, что время ухода неработающей матерью за малолетними детьми, но не более чем достижения каждым ребёнком 3-х летнего возраста, засчитывается в стаж работы. В соответствии с ст. 181 КЗоТ Украины, отпуск по уходу за ребёнком до достижения им 3-х летнего возраста засчитывается как в общий стаж, так и в непрерывный стаж работы, и в стаж работы по специальности.
Учитывая, что трудовому законодательству Украины, действовавшему на момент спорных правоотношений, период работы учителем общеобразовательных учебных заведений, а также отпуск по уходу за ребёнком до достижения им 3-х летнего возраста включается в стаж, дающий право на пенсию за выслугу лет на льготных условиях, считает необходимым включить в специальный трудовой стаж период работы учителем математики в <адрес> с 01.09.2000 г. по 05.08.2001 г. (11 месяцев 5 дней) и период отпуска по уходу за ребенком с 06.08.2001 г. по 13.08.2003 г. (2 года 8 дней).
Просит суд признать незаконным решение № 190000058530/472341/19 от 23.10.2019 г. Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Евпатории Республики Крым, в части отказа не учтенного периода работы с 01.09.2000 по 05.08.2001 гг. (11 месяцев 5 дней), работа в должности учителя математики в <адрес>; периода с 06.08.2001 по 13.08.2003 гг. (2 года 8 дней) - отпуск по уходу за ребёнком по достижении им 3-х летнего возраста; обязать Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Евпатории Республики Крым включить в специальный педагогический стаж Костюковой Ольги Владимировны, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости периоды: а) с 01.09.2000г. по 05.08.2001 г. (11 месяцев 5 дней) — работа учителем математики в <адрес>; б) с 06.08.2001 г. по 13.08.2003 г. (2 года 8 дней) - отпуск по уходу за ребенком до 3-х лет; обязать Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Евпатории Республики Крым назначить Костюковой Ольге Владимировне досрочную страховую пенсию по старости со дня ее обращения за назначением досрочной страховой пенсии по старости: с 09 июля 2019 года согласно п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ.
В судебное заседание истец Костюкова О.В. и ее представитель Беленькая М.В. не явились, извещались надлежащим образом, в заявлении Костюкова О.В. просит рассмотреть гражданское дело в ее отсутствие.
Представитель ответчика Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда в г. Евпатории Республики Крым - Демьянова И.А. в судебное заседание не явилась, извещалась надлежащим образом, в заявлении просит рассмотреть гражданское дело в отсутствие представителя Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда в г. Евпатории Республики Крым, в удовлетворении исковых требований отказать. Подала возражения на исковое заявление, согласно которых указывает, что возникновение права на досрочное назначение страховой пенсии по старости законодатель связывает с осуществлением педагогической деятельности в строго определенных должностях и учреждениях. Как указал Конституционный суд Российской Федерации в Определениях от 20.10.2005 №392 и от 18.04.2006 №83-О, в действующей системе пенсионного обеспечения установление лиц, осуществляющих педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, льготных условий приобретения права на трудовую пенсию по старости направлено главным образом, на защиту от риска утраты профессиональной трудоспособности ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста; поэтому права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости связывается не с любой работой в образовательных учреждениях, а лишь такой, выполнение которой сопряжено с повышенным психофизиологическими нагрузками, обусловленными характером профессиональной деятельности, а именно деятельности, связанной с воспитанием детей (педагогической деятельности). Определение же того, какого рода профессиональная деятельностей сопряжена с повышенными психофизиологическими нагрузками, связано с установлением объективных критериев оценки характера труда в той или иной должности и его условий, с учетом вида и профиля соответствующего учреждения и относится к компетенции Правительства Российской Федерации.
Правительство Российской Федерации, во исполнение предоставленного ему полномочия, Постановлением от 29.10.2002г. N781 «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» утвердило Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность, а также Правила исчисления периодов, дающих право на досрочное назначение пенсии.
Указывает, что решением от 23.10.2019 г. Костюковой О.В. было отказано в назначении пенсии по старости в связи с отсутствием необходимых 25 лет стажа, дающего право на досрочное назначение пенсии. Общий стаж заявителя составил 31 год 9 месяцев 25 дней. Льготный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии 23 года 9 месяцев 2 дня.
В льготный стаж не учтены в том числе периоды работы заявительницы:
1) с 01.09.2000 г. по 05.08.2001 г. период работы учителем математики в <адрес> в связи с непредставлением справки, уточняющий льготный характер работы, так как согласно п. 12 Перечня документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, назначения накопительной пенсии, установления пенсии по государственному пенсионному обеспечению утвержденного приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 28.11.2014 г. № 958, в дополнение к документам необходимым для назначения страховой пенсии по старости, необходимы документы, подтверждающие периоды работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости. Так пунктом 4 Правил предусмотрено, что периоды выполнявшиеся до 1 сентября 2000 г. работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, засчитываются в стаж работы независимо от условия выполнения в эти периоды нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), а начиная с 1 сентября 2000г.- при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени, установленной за ставку заработной платы (должностной оклад). Из предоставленных заявителем документов, отсутствует информация о работе Костюковой О.В. на полную ставку в период с 2000-2001 гг., в связи с чем оснований для учета вышеуказанного периода в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии нет.
2) отпуск по уходу за ребенком до 3-х лет с 06.08.2001 по 13.08.2003 гг., поскольку он имел место после 06 октября 1992 г. и не подлежал включению в специальный стаж. Относительно включения в специальный стаж отпуска по уходу за ребенком следует исходить из того, в какой именно период вышеуказанный отпуск предоставлялся - если указанный период имел место до 06 октября 1992 года (времени вступления в силу Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992 года №3543-1 «О внесении изменений и дополнений к Кодекс законов о труде Российской Федерации» с принятием которого период нахождения в отпуске по уходу за ребенком не включается в специальный стаж работы в случае назначения пенсии на льготных условиях), то он подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (пункт 27 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 11.12.2012 №30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии», пункт 21 Постановления Минтруда РФ от 22.05.1996).
Считает ссылки истца на трудовое законодательство Украины не состоятельными, поскольку согласно положениям статьи 11 Федерального конституционного закона №6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов — Республики Крым и города федерального значения Севастополя» до 01 января 2015 года действовали условия переходного периода. После 1 января 2015 года на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя пенсии устанавливаются и выплачиваются в соответствии с законодательством Российской Федерации. На основании изложенного, Управление считает требования Костюковой О.В. необоснованными и просит в удовлетворении исковых требований отказать.
Исследовав материалы дела, суд считает заявленные исковые требования Костюковой О.В. обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно частям 1, 2 ст. 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.
Права гражданина в области пенсионного обеспечения находятся в прямой зависимости от его трудовой деятельности, ее объема и характера.
В соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» № 400 - ФЗ от 28.12.2013 года, страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленной статьей 8 соответственно указанного Закона (мужчинам - 60 лет, женщинам - 55 лет), лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста с применением положений части 1.1 настоящей статьи.
Частью 1.1 статьи 30 Закона №400-ФЗ установлено, что страховая пенсия по старости лицам, имеющим право на ее получение независимо от возраста в соответствии с пунктами 19 - 21 части 1 настоящей статьи, назначается не ранее сроков, указанных в приложении 7 к настоящему Федеральному закону. Назначение страховой пенсии по старости лицам, имеющим право на ее получение по достижении соответствующего возраста в соответствии с пунктом 21 части 1 настоящей статьи, осуществляется при достижении ими возраста, указанного в приложении 6 к настоящему Федеральному закону.
Согласно части 2 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" (до 1 января 2015 года - пункту 2 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации") списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая (трудовая) пенсия по старости, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
При определении права на назначение страховой пенсии по старости, по пункту 19 части 1 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» №400 - ФЗ от 28.12.2013 года, применяются:
- перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет и Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденный Постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 г. № 1397;
- список профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденных Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991г. №463;
- список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 22.09.1999г. №1067;
- список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. №781;
- приказ Министерства образования и науки РФ от 22.12.2014 г. №1601 «О продолжительности рабочего времени (нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников. Согласно п.2.8.2 Приложения №1 данного приказа норма часов учебной работы 720 часов в год за ставку заработной платы устанавливается преподавателям организаций, осуществляющим образовательную деятельность по образовательным программам среднего профессионального образования, в том числе интегрированным образовательным программам в области искусств, и по основным программам профессионального обучения.
Частью 8 статьи 13 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ предусмотрено, что при исчислении страхового стажа в целях определения права на страховую пенсию периоды работы и (или) иной деятельности, которые имели место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона и засчитывались в трудовой стаж при назначении пенсии в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения работы (деятельности), могут включаться в указанный стаж с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством (в том числе с учетом льготного порядка исчисления стажа), по выбору застрахованного лица.
Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 28.11.2014 года №958н утвержден Перечень документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии, с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, назначения накопительной пенсии, установления пенсии по государственному пенсионному обеспечению в соответствии с федеральными законами «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 г. №400-ФЗ «О накопительной пенсии» от 28.12.2013 года №414-ФЗ и «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» от 15.12.2001 г. №166-ФЗ.
Судом установлено, что согласно сведениям из трудовой книжки, выданной на имя Костюковой О.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, истец с 15.08.1992 года по 05.11.1993 года работала в учителем информатики в <адрес>, откуда в порядке перевода 05.11.1993 года назначена на должность учителя информатики и математики в <адрес>, где проработала до перевода в <адрес> - 18.08.2000 года. С 18.08.2000 года по 23.08.2006 года проработала на должности учителя математики в <адрес>. 31.08.2006 года принята на должность учителя математики в <адрес>. 12.01.2015 года <адрес> переименовано в <адрес>. 01.01.2020 года наименование должности «учитель математики» переименовано в должности «учитель», в которой работает по настоящее время. (л.д. 12-15)
В соответствии с решением Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Евпатория Республики Крым «Об отказе в установлении пенсии» № 190000058530/472341/19 от 23.10.2019 года Костюковой О.В. отказано в досрочном назначении страховой пенсии по старости, в льготный стаж не учтены, в том числе, периоды работы с 01.09.2000г. по 05.08.2001 г. (11 месяцев 5 дней) - работа учителем математики в <адрес>; с 06.08.2001 г. по 13.08.2003 г. (2 года 8 дней) - отпуск по уходу за ребёнком до достижения им 3-х летнего возраста. (л.д. 11)
18 марта 2014 года Республика Крым принята в состав Российской Федерации в результате ратификации 21 марта 2014 года Договора между Российской Федерацией и Республикой Крым о принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов.
Согласно части 6 статьи 11 Федерального конституционного закона "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" № 6-ФКЗ от 21 марта 2014 года, законодательство Российской Федерации об обязательном социальном страховании, включая обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование, применяется на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя с 01 января 2015 года.
В соответствии с частями 1, 2 статьи 2 Федерального Закона Российской Федерации № 208-ФЗ "Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя", с 1 января 2015 года пенсионное обеспечение граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации. При обращении граждан, указанных в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона, за назначением пенсий и (или) иных устанавливаемых к пенсии выплат такие пенсии и (или) выплаты назначаются с 1 января 2015 года, но не ранее, чем со дня возникновения права на пенсию и (или) выплату. При этом заявление о назначении пенсии и (или) выплаты может быть подано в период с 1 января по 31 декабря 2015 года включительно.
Согласно статье 4 Федерального закона Российской Федерации "Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя" периоды работы и иной деятельности, включаемые в страховой (трудовой) стаж, а также иные периоды, засчитываемые в страховой (трудовой) стаж и учитываемые при назначении пенсий гражданам, указанным в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона (граждан Российской Федерации, постоянно проживавших по состоянию на 18 марта 2014 года на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя), имевшие место на территории Украины по 16 марта 2014 года включительно и на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя в период с 17 марта по 31 декабря 2014 года включительно, приравниваются к периодам работы, иной деятельности и иным периодам, включаемым (засчитываемым) в страховой (трудовой) стаж, стаж на соответствующих видах работ.
Так, согласно ч.3 ст.30 Закона №400-ФЗ, периоды работы, имевшие место до дня вступления в силу настоящего закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии.
При этом, частью 4 статьи 30 Закона № 400-ФЗ предусмотрено что, периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).
Проверяя указанные положения, Конституционный Суд Российской Федерации в своем определении от 18 июля 2017 № 1578-О указал, что, данные нормы не могут рассматриваться как нарушающие конституционные права лиц, задолго до указанной календарной даты приобретших без отказа от гражданства Украины гражданство Российской Федерации и в связи с этим имевших возможность формирования пенсионных прав с учетом требований законодательства Российской Федерации, в том числе путем добровольного вступления в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию в период проживания и работы на Украине.
Согласно ч.1 ст.7 Федерального закона от 05.05.2014 года №84-ФЗ «Об особенностях правового регулирования отношений в сфере образования в связи с принятием в Российскую Федерацию Республики Крым и образованием в составе Российской Федерации новых субъектов – Республики Крым и города федерального значения Севастополя и о внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», лицам, которые признаны гражданами Российской Федерации в соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года №6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов – Республики Крым и города федерального значения Севастополя», периоды работы в должностях педагогических и научно-педагогических работников в организациях, осуществлявших образовательную деятельность на территории Украины, засчитываются в стаж педагогической работы.
В период работы истца до 16 марта 2014 года, право на досрочное пенсионное обеспечение предусматривалось в соответствии со статьей 52 Закона Украины "О пенсионном обеспечении", действовавшем в спорный период работы истца, согласно которому право на пенсию за выслугу лет имеют, в частности, работники образования, согласно пункту "е" статьи 55.
Пунктом "е" статьи 55 указанного Закона предусматривалось, что право на пенсию за выслугу лет имеют, в частности, работники образования при наличии специального стажа работы от 25 до 30 лет по перечню, который утверждается в порядке, определяемом Кабинетом Министров Украины, независимо от возраста.
Согласно раздела 1 Перечня заведений и учреждений образования, здравоохранения и социальной защиты и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденного Постановлением КМУ от 4 ноября 1993 г. № 909 (в первоначальной редакции - действовавшей в спорные периоды работы) работа в должности учителя средних общеобразовательных учебных заведений дает право на пенсию за выслугу лет, при наличии стажа работы не менее 25 лет.
Судом установлено, что истец, осуществляла педагогическую деятельность в <адрес> с 18.08.2000 года по 23.08.2006 года на должности учителя математики и находилась в отпуске по уходу за ребенком до достижения им 3-х летнего возраста в период с 06.08.2001 г. по 13.08.2003 г. (л.д. 12-15).
Согласно статье 179 КЗоТ Украины по желанию женщины ей предоставляется отпуск по уходу за ребенком до достижения им трехлетнего возраста с выплатой за этот период пособия в соответствии с законодательством. Если ребенок нуждается в домашнем уходе, женщине в обязательном порядке предоставляется отпуск без сохранения заработной платы продолжительностью, определенной в медицинском заключении, но не более чем до достижения ребенком шестилетнего возраста. При этом вышеотмеченные отпуска включаются как в общий, так и в непрерывный стаж работы и в стаж работы по специальности (статья 181 КЗоТ).
Статьей 56 Закона Украины «О пенсионном обеспечении» от 5 ноября 1991 года № 1788 - XII предусмотрено, что время ухода неработающей матерью за малолетними детьми, но не более чем до достижения каждым ребенком 3-х летнего возраста, засчитывается в стаж работы.
В соответствии со статьей 181 КЗоТ Украины отпуск по уходу за ребенком до достижения им 3-х летнего возраста засчитывается как в общий, так и в непрерывный стаж работы и в стаж работы по специальности.
Таким образом, периоды отпусков по уходу за ребенком до достижения им трехлетнего возраста и без сохранения заработной платы по уходу за ребенком (в случае, если ребенок нуждается в домашнем уходе на основании медицинского заключения, но не более чем до достижения им шестилетнего возраста) включается в стаж, дающий право на пенсию за выслугу лет и на льготных условиях.
Согласно правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 30.09.2005 № 45-В05-6С, положения статей 6 (ч. 2), 15 (ч. 4), 17 (ч. 1), 18, 19 и 55 (ч. 1) Конституции РФ, предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано; учитывая необходимость стабильности в правовом регулировании и необходимость предоставления возможности гражданам адаптироваться к изменившимся условиям их пенсионного обеспечения в соответствии с пенсионным законодательством, действующим в спорные периоды, нахождения истицы в отпуске по уходу за ребенком подлежит включению в стаж работы по специальности при досрочном назначении пенсии по старости независимо от времени ее обращения за назначением пенсии и времени возникновения у нее права на досрочное назначение пенсии по старости.
Согласно ч.3 ст.11 Федерального конституционного закона «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя» от 21.03.2014 г. № 6-ФКЗ, размеры пенсий, пособий (в том числе единовременных), компенсаций и иных видов социальных выплат, а также гарантий, установленных в денежной форме отдельным категориям граждан и лиц, постоянно проживавших на территориях Республики Крым и г. Севастополя на день их принятия в Российскую Федерацию, не могут бытъ ниже размеров пенсий, пособий (в том числе единовременных), компенсаций и иных видов социальных выплат, а также гарантий, установленных в денежной форме и выплачиваемых этим категориям граждан и лиц по состоянию на 21 февраля 2014 года. При изменении порядка и условий реализации льгот, предоставлявшихся этим категориям граждан и лицам до 21 февраля 2014 года в натуральной форме, а также порядка и условий осуществления выплат, производимых до указанной даты, совокупный объем финансирования соответствующих льгот и выплат не может быть уменьшен, а условия их предоставления не могут быть ухудшены.
Согласно ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается, как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Учитывая, что по трудовому законодательству Украины, действовавшему на момент спорных правоотношений, период работы в должности учителя средних общеобразовательных учебных заведений засчитывался в специальный педагогический стаж, а отпуск по уходу за ребенком до 3-х лет засчитывался как в общий, так и в непрерывный стаж работы и в стаж работы по специальности, суд считает необходимым признать решение ответчика в части не учтенного периода с 01.09.2000 г. по 05.08.2001 г. - работа в должности учителя математики в <адрес>, а также в части периода с 06.08.2001 г. по 13.08.2003 г. - отпуск по уходу за ребёнком до достижения им 3-х летнего возраста и обязать ответчика включить данные периоды в специальный педагогический стаж.
В соответствии с положениями Федерального закона «О страховых пенсиях», пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но во всех случаях не ранее, чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
В соответствии с п. 32 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11.12.2012 года №30, необходимо иметь в виду, что, если истец в установленном законом порядке обращался в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение за назначением пенсии, однако, в этом ему было необоснованно отказано, суд вправе обязать орган, осуществляющий пенсионное обеспечение назначить истцу пенсию со дня обращения с заявлением в такой орган.
Истец обратилась в Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Евпатории Республики Крым 09 июля 2019 года. На этот момент у истца имелся достаточный для назначения ей досрочной пенсии педагогический стаж – более 25 лет, в связи с чем суд считает необходимым удовлетворить требования истца о назначении ей пенсии с момента ее обращения.
Исследовав обстоятельства дела, проверив их доказательствами, оценив относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, исходя из принципов разумности и справедливости, суд пришел к выводу об обоснованности исковых требований Костюковой О.В. и о наличии правовых оснований для их удовлетворения.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд,
РЕШИЛ:
Исковое заявление Костюковой Ольги Владимировны к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Евпатории Республики Крым о признании решения незаконным и обязании совершить определенные действия – удовлетворить.
Признать незаконным решение № 190000058530/472341/19 от 23.10.2019 г. Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Евпатории Республики Крым, в части отказа во включении в специальный педагогический стаж периода работы с 01.09.2000 по 05.08.2001 гг. (11 месяцев 5 дней) - работа в должности учителя математики в <адрес>; периода с 06.08.2001 по 13.08.2003 гг. (2 года 8 дней) - отпуск по уходу за ребёнком по достижении им 3-х летнего возраста.
Обязать Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Евпатории Республики Крым включить в специальный педагогический стаж Костюковой Ольги Владимировны, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости периоды:
а) с 01.09.2000г. по 05.08.2001 г. (11 месяцев 5 дней) - работа учителем математики в <адрес>;
б) с 06.08.2001 г. по 13.08.2003 г. (2 года 8 дней) - отпуск по уходу за ребенком до 3-х лет.
Обязать Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Евпатории Республики Крым назначить Костюковой Ольге Владимировне досрочную страховую пенсию по старости со дня ее обращения за назначением досрочной страховой пенсии по старости: с 09 июля 2019 года согласно п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Крым в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме, путем подачи апелляционной жалобы через Евпаторийский городской суд Республики Крым.
Судья А.И. Лантратова